Что нужно знать, чтобы правильно общаться с детьми
консультация
В процессе ежедневного взаимодействия с детьми взрослые иногда оказываются в ситуациях, когда они не понимают действий и поступков ребенка. даже самые послушные дети в кризисные периоды своего развития становятся неуправляемыми и в такие моменты очень сложно найти с ними общий язык, договориться о чем-либо...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_nuzhno_znat.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Что нужно знать, чтобы правильно общаться с детьми
В процессе ежедневного взаимодействия с детьми взрослые иногда оказываются в ситуациях, когда они не понимают действий и поступков ребенка. Даже самые послушные дети в кризисные периоды своего развития становятся неуправляемыми и в такие моменты очень сложно найти с ними общий язык, договориться о чем-либо.
Психологическая компетентность взрослых во многом определяет умением выстраивать доброжелательные, бесконфликтные отношения с детьми. А если этого не происходит, то чаще всего виновными «назначают» детей, которые «не умеют себя правильно вести», «не уважают взрослых», «стали неуправляемыми».
Но в большинстве случаев (за исключением явной патологии) не существует отдельно взятых проблем ребенка. Так называемые «проблемы ребенка» (те же самые грубость, лживость), в сущности, являются проблемами отношений взрослых (родителей, других родственников и педагогов) с детьми.
Испытывая растерянность при столкновении с непослушанием, протестным поведением детей мы часто задаем себе примерно следующие вопросы: «Что я сделал не так? Как найти подход к ребенку? Как наладить с ним отношения?»
Поиск ответов на эти и подобные вопросы связан, во-первых, со знанием общих правил организации взаимодействия с детьми, во-вторых, с пониманием возрастных закономерностей развития личности ребенка на разных этапах его жизненного пути.
Говоря об общих закономерностях построения конструктивного общения взрослых, следует отметить, что основой для эффективного взаимодействия с детьми различного возраста являются эмоциональные отношения, которые строятся на привязанности ребенка и ответственных чувствах взрослых.
В частности, В.В. Столин выделяет три параметра отношений, влияющих на проявление любви родителей к своему ребенку: симпатия-антипатия; уважение-неуважение; близость-отдаленность.
Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.
Наиболее оптимальным вариантом отношения является так называемая действенная любовь, которая сочетает в себе симпатию, уважение и близость. При таком варианте отношений к ребенку формула семейного воспитания может быть выражена словами: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».
Одним из вариантов отношения может быть отстраненная любовь, при которой родители испытывают симпатию и уважение к ребенку, но в общении с ним сохраняется большая дистанция: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним». В этом случае ребенку не хватает общения с родителями, внимания с их стороны.
Неблагоприятными вариантами родительского отношения к детям являются так называемая действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения) – «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю» любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция): «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».
Наиболее травмирующими для детского развития вариантами отношений являются отвержение и презрение, при которых ребенок чувствует антипатию, неуважение со стороны родителей, нежелание общаться с ним («Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело»). Ребенок при таком отношении чувствует себя нелюбимым, испытывает разочарование и страх быть отвергнутым другими людьми.
Представленная типология родительского отношения к детям может быть использована, в некоторой степени, и для характеристики взаимодействия между педагогами и детьми. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что к нему относятся с симпатией, его уважают и хотят с ним взаимодействовать.
Важной задачей взрослых является создание у детей уверенности в том, что их уважают, о них заботятся. Это является условием правильного формирования психологического мира человека, воспитания основ нравственного поведения.
Для формирования такой уверенности в общении с детьми взрослым необходимо соблюдать правило безусловного принятия (правило «трех П»).
Понимание означает умение видеть ребенка «изнутри», умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребенка.
Принятие это положительное отношение к ребенку, его индивидуальности независимо от того, радует он взрослых в данный момент или нет. Это означает: «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ли ты с этим заданием или нет!». Для формирования у ребенка чувства принятия взрослым следует категорически отказаться от негативных оценок личности и качеств его характера.
Признание это предоставление ребенку права в решении тех или иных проблем, права на совещательный голос.
Выразить к ребенку положительные отношение, показать ему, что его слышат и понимают, взрослые могут, используя в общении правила эффективного слушания:
- уделяйте общению с ребенком специальное время;
- сохраняйте терпение, когда дети не могу сразу что-то сказать;
- помните о том, какое впечатление и влияние на ребенка могут оказать ваши слова;
- задавайте вопросы, чтобы показать свою заинтересованность и участие.
Приобщении с детьми также важно избегать типичных ошибок:
- приказы, команды;
- обзывание, высмеивание;
- выспрашивание, расследование;
Таким образом, одним из основных условий создания атмосферы доверия в отношениях с детьми является их безусловное принятие со стороны взрослых, а также их умение использовать навыки общения, благодаря которым дети могли бы чувствовать, что их не только понимают, но и уважают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как правильно общаться с детьми
консультация для родителей...
"Что нужно знать, чтобы школьником стать!" Развитие когнитивной и эмоциональной сфер дошкольника.
Основная задача психолога в работе с детьми подготовительных групп - это коррекция и профилактика возможных трудностей в предстоящей им не простой школьной жизни. Чем же специалист может им помочь? В ...
Семинар с элементами тренинга «Что нужно знать, чтобы эффективно работать с родителями?»
Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в...
Что нужно знать о правильной осанке!
Консультация для родителей. Следим за осанкой ребенка....
Что нужно знать, чтобы оберегать голос ребенка
Консультация...
Развлечение "Это всем нам нужно знать, чтоб пожара избежать"
Для проведения работы по безопасного поведения....
Занятие в подг гр "Что нужно знать, чтобы не попасть преступнику"
Цель: учить детей правилам поведения в опасных ситуациях на улице....