Проект "Юные исследователи"
учебно-методический материал (средняя группа)
Образ мира - сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Разработан для совместной деятельности с детьми 4 - 5 летнего возраста и их родителями.
Тема: «Юные исследователи»
Срок реализации проекта: долгосрочный (учебный год сентябрь 2019 – май 2020).
Участники проекта: дети средней группы, родители, педагоги.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Использование современных образовательных технологий: технология личностно – ориентированного взаимодействия, технология развивающего обучения, игровые технологии, информационно – коммуникативные, здоровьесберегающие технологии.
Цель проекта: Развивать у детей интерес к исследовательской деятельности, умение самостоятельно использовать исследовательские способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
Задачи проекта:
- Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- Развивать логическое мышление, наблюдательность;
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, делать выводы;
- Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически правильного поведения в природе;
- Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, к своим поступкам при взаимодействии с природой и стремление защищать ее;
- Развивать самостоятельность, инициативность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;
- Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь товарищу, умение договариваться друг с другом для общих задач;
- Привлекать родителей к совместной деятельности.
Содержание реализации проекта:
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
- Создание центра экспериментально-поисковой деятельности.
- Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе.
- Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности.
- Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Обогащение знаний, представлений о себе, об окружающем мире у дошкольников;
- Создание центра экспериментально - поисковой деятельности в группе;
- Появление у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Формы работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей с педагогом, работа с родителями.
Методы работы: беседа, рассказ, наблюдение, экспериментирование, чтение художественной литературы, разнообразные виды игр, просмотр мультфильмов, презентаций, рассматривание иллюстраций, изобразительное искусство (лепка, рисование), прогулки, экскурсии, досуги и развлечения.
Продукт проекта: КВН (игра-развлечение) «Мы - экспериментаторы».
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей;
- Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома»;
- Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ;
- Наглядная информация;
- Обмен опытом.
Актуальность проекта:
Образ мира - сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
План – схема реализации проекта
- «Поэтапная реализация проекта «Юные исследователи»
Этапы | Основные направления реализации проекта | Примечания |
1 этап - Подготовительный |
| Воспитатели, дети, родители. |
2 этап - Основной |
| Воспитатели, дети, родители. |
3 этап - Заключительный |
| Воспитатели, дети, родители. |
2 . «Механизм реализации проекта «Юные исследователи»
Месяц | Тема | Содержание работы |
Сентябрь | «Разноцветная осень» | Беседа: «Разноцветная осень». Эксперименты и опыты: «Разноцветная вода», «Таинственные картинки», «Волшебная кисточка». Дидактические игры: «Найди листок», «Цветочный магазин». Прогулка: «Чем богат осенний лес». |
Октябрь | «Вода-волшебница» | Беседа: «Чем волшебна вода». Эксперименты и опыты: «Текучесть воды», «Что растворяется в воде», «Как пар превращается в льдинки», «Ходячая вода», «Какие предметы могут плавать», «Подушка из пены», «Где быстрее», «Разноцветная вода». Трудовое поручение «Мытье игрушек». Просмотр мультфильмов: «Секреты воды», «Круговорот воды в природе. Путешествие капельки», «Мойдодыр». Посе6щение Музея Воды. |
Ноябрь | «В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова» | Беседа: «Волшебные свойства магнита», «Человек и законы природы». Эксперименты и опыты: «Мы – фокусники», «Притягивании предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Волшебная рукавичка», «Притягивание к магниту через предметы». Прогулка «Моя тень». |
Декабрь | «Воздух- невидимка» | Беседа: «Невидимка-воздух», «Чистый воздух». Эксперименты и опыты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха». Прогулка «Почему дует ветер?» Дидактическая игра «Свойства воздуха». Развлечение «Юные волшебники». Акция «Съедобная кормушка для птиц». |
Январь | «Снег-снежок» | Беседа «Защитные свойства снега» Эксперименты и опыты: «Изготавливаем снег», «Свойства льда», «Изготовление цветных льдинок», «Взаимодействие воды и снега», «Замершая вода», «Где быстрее», «Льдинки», «Что произойдет со снегом, если…», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни». Дидактические игры: «Зимние запасы», «Чей след?». Прогулка «В зимнем парке». |
Февраль | «Я - человек» | Беседа «Кто такой человек». Эксперименты и опыты: «Часы здоровья», «Ароматы здоровья», «Коврик здоровья», «Рюкзак здоровья». Дидактические игры: «Полезная еда», «Съедобное – несъедобное», «Созрело – не созрело», «Приготовь лекарство». |
Март | «Земля наш общий дом» | Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?». Беседа «Глобус». Эксперименты и опыты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве». Посещение Планетария. Экскурсия в музей Почвоведения. |
Апрель | «Чудеса растений» | Беседа «Как появляются растения». Эксперименты и опыты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух», «Как вырастить дерево», «Как появляется плод», «Как помочь растениям». Трудовое поручение «Уход за растениями (полить, протереть листья)». Создание «Огорода на окне» - работа в экологическом дневнике (посадка лука, наблюдение за ростом; посадка гороха, наблюдение за ростом, посадка астр, наблюдение за ростом). Акции «Посадим дерево», «Цветочные клумбы». Дидактические игры: «Где спрятано растение», «Собери растение». Экскурсия в Ботанический сад. |
Май | «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» | Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?». Эксперименты и опыты: «Когда это бывает», «Свет вокруг нас», «Волшебные лучи», «Теневой театр», «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем. КВН «Мы - экспериментаторы». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...