Проект "Юные исследователи"
учебно-методический материал (средняя группа)

Можаева Ирина Владимировна

Образ мира - сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_yunye_issledovateli.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Разработан для совместной деятельности с детьми 4 - 5 летнего возраста и их родителями.

Тема: «Юные исследователи»

Срок реализации проекта: долгосрочный (учебный год сентябрь 2019 – май 2020).

Участники проекта: дети средней группы, родители, педагоги. 

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. 

Использование современных образовательных технологий: технология личностно – ориентированного взаимодействия, технология развивающего обучения, игровые технологии, информационно – коммуникативные, здоровьесберегающие технологии.

Цель проекта: Развивать у детей интерес к исследовательской деятельности, умение самостоятельно  использовать  исследовательские  способности  в  процессе обучения и в повседневной жизни.

Задачи проекта:

  • Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность;
  • Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, делать выводы;
  • Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически правильного поведения в природе;
  • Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, к своим поступкам при взаимодействии с природой и стремление защищать ее;
  • Развивать самостоятельность, инициативность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;
  • Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь товарищу, умение договариваться друг с другом для общих задач;
  • Привлекать родителей к совместной деятельности.

Содержание реализации проекта:

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

  • Создание центра экспериментально-поисковой деятельности.
  • Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе.
  • Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности.
  • Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • Обогащение знаний, представлений о себе, об окружающем мире у дошкольников;
  • Создание центра экспериментально - поисковой деятельности в группе;
  • Появление у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Формы работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей с педагогом, работа с родителями.

Методы работы: беседа, рассказ, наблюдение, экспериментирование, чтение художественной литературы, разнообразные виды игр, просмотр мультфильмов, презентаций, рассматривание иллюстраций, изобразительное искусство (лепка, рисование), прогулки, экскурсии, досуги и развлечения.

Продукт проекта: КВН (игра-развлечение) «Мы - экспериментаторы».

Работа с родителями:

  • Анкетирование родителей;
  • Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома»;
  •  Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ;
  • Наглядная информация;
  • Обмен опытом.

Актуальность проекта: 

Образ мира - сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

План схема реализации проекта

  1. «Поэтапная реализация проекта «Юные исследователи»

Этапы

Основные направления реализации проекта

Примечания

1 этап -

Подготовительный

  1. Формулирование проблемы, цели проекта.
  2. Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
  3. Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта.
  4. Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
  5. Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, чистоговорок, пословиц по теме проекта.

Воспитатели, дети, родители.

2 этап -

Основной

  1. Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности.
  2. Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.

Воспитатели, дети, родители.

3 этап - Заключительный

  1. Определить эффективность проведённой работы.
  2. Провести анализ полученных результатов.

Воспитатели, дети, родители.

2 . «Механизм реализации проекта «Юные исследователи»

Месяц

Тема

Содержание работы

Сентябрь

«Разноцветная осень»

Беседа: «Разноцветная осень».

Эксперименты и опыты: «Разноцветная вода», «Таинственные картинки», «Волшебная кисточка».

Дидактические игры: «Найди листок», «Цветочный магазин».

Прогулка: «Чем богат осенний лес».

Октябрь

«Вода-волшебница»

Беседа: «Чем волшебна вода».

Эксперименты и опыты: «Текучесть воды», «Что растворяется в воде», «Как пар превращается в льдинки», «Ходячая вода», «Какие предметы могут плавать», «Подушка из пены», «Где быстрее», «Разноцветная вода».

Трудовое поручение «Мытье игрушек».

Просмотр мультфильмов: «Секреты воды», «Круговорот воды в природе. Путешествие капельки», «Мойдодыр».

Посе6щение Музея Воды.

Ноябрь

«В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова»

Беседа: «Волшебные свойства магнита», «Человек и законы природы».

Эксперименты и опыты: «Мы – фокусники», «Притягивании предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Волшебная рукавичка», «Притягивание к магниту через предметы».

Прогулка «Моя тень».

Декабрь

«Воздух- невидимка»

Беседа: «Невидимка-воздух», «Чистый воздух».

Эксперименты и опыты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».

Прогулка «Почему дует ветер?»

Дидактическая игра «Свойства воздуха».

Развлечение «Юные волшебники».

Акция «Съедобная кормушка для птиц».

Январь

«Снег-снежок»

Беседа «Защитные свойства снега»

Эксперименты и опыты: «Изготавливаем снег», «Свойства льда», «Изготовление цветных льдинок», «Взаимодействие воды и снега», «Замершая вода», «Где быстрее», «Льдинки», «Что произойдет со снегом, если…», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни».

Дидактические игры: «Зимние запасы», «Чей след?».

Прогулка «В зимнем парке».

Февраль

«Я - человек»

Беседа «Кто такой человек».

Эксперименты и опыты: «Часы здоровья», «Ароматы здоровья», «Коврик здоровья», «Рюкзак здоровья».

Дидактические игры: «Полезная еда», «Съедобное – несъедобное», «Созрело – не созрело», «Приготовь лекарство».

Март

«Земля наш общий дом»

Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?».

Беседа «Глобус».

Эксперименты и опыты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».

Посещение Планетария.

Экскурсия в музей Почвоведения.

Апрель

«Чудеса растений»

Беседа «Как появляются растения».

Эксперименты и опыты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух», «Как вырастить дерево», «Как появляется плод», «Как помочь растениям».

Трудовое поручение «Уход за растениями (полить, протереть листья)».

Создание «Огорода на окне» - работа в экологическом дневнике (посадка лука, наблюдение за ростом; посадка гороха, наблюдение за ростом, посадка астр, наблюдение за ростом).

Акции «Посадим дерево», «Цветочные клумбы».

Дидактические игры: «Где спрятано растение», «Собери растение».

Экскурсия в Ботанический сад.

Май

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».

Эксперименты и опыты: «Когда это бывает», «Свет вокруг нас», «Волшебные лучи», «Теневой театр», «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени».

Наблюдение за солнцем.

КВН «Мы - экспериментаторы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...