Особенности пректирования образовательного процесса
методическая разработка
Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Современные педагогические проблемы зачастую разрешаются путем создания и внедрения в образовательный процесс иновационных систем, что требует тщательного проектирования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 65 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА
САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
Методическая разработка
«Особенности проектирования образовательного процесса»
Составитель:
Музыкальный руководитель:
Ермолаева Н.И.
Санкт – Петербург
2020г.
Особенности проектирования образовательного процесса
Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Современные педагогические проблемы зачастую разрешаются путем создания и внедрения в образовательный процесс инновационных систем, что требует тщательного проектирования, которое выражается не только в предварительном планировании будущих изменений, но и в предвидении последствий их влияния на жизнь и здоровье подрастающего поколения.
Образовательное проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы, представляя собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Результатом выступает модель объекта педагогической деятельности, которая обладает системными свойствами, базируется на педагогическом изобретении, так как в ее основе лежит новый способ решения проблемы, и предусматривает возможные варианты использования. Главным назначением проектирования является обеспечение целенаправленности развития личности ребенка, его знаний, умений, навыков и применения их в качестве основы принятия собственных решений.
Особенности проектирования:
- проектирование призвано придать четкую направленность процессу развития компетентности ребенка;
- проектирование на основе анализа результатов диагностики призвано смоделировать технологию регуляции управления процессом развития личности.
- проектирование призвано признать создать условия для образовательной, обеспечивающей, управленческой деятельности.
Механизм проектирования в ДОУ
Разработка проектов: реализация технологии проектирования в дошкольном образовательном учреждении начинается с определения актуальной для дошкольников проблемы и разработки проекта. Дети по ходу реализации проекта или в процессе планирования вносят свои предложения. Таким образом, дети становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуют право на саморазвитие.
Роль педагога: технология дает возможность реализовать функции воспитателя как организатора детской продуктивной деятельности: авторитетного источника информации, консультанта, эксперта.
Совместная деятельность: технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:
- совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом:
- совместная деятельность детей;
- совместная деятельность детей с родителями, совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная. Постепенное усложнение форм организации коллективной деятельности – от совместно-индивидуальной и совместно-взаимодействующей (в паре и небольшой подгруппе) в среднем дошкольном возрасте к совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей (в группе) деятельности в старшем возрасте стимулирует развитие умения согласовывать совместные действия детей (обсуждать содержание, распределять обязанности, помогать друг другу).
Реальные возможности индивидуализации образовательного процесса: технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе.
Контроль и оценка деятельности дошкольников: контроль внешний уступает место оцениванию результатов работы над проблемой. Оценивается продукция: соответствие проекту, своевременность выполнения, ее качество. Вместе с тем необходимо периодически знакомить детей с промежуточными результатами для коррекции и регулирования выполняемой работы.
Результаты проектирования: результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликация, альбом, сочиненная сказка, концерт, спектакль, урожай овощей и пр.
Культурное развитие ребенка: дошкольник приобретает способность самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у него развивается подлинная активность и самостоятельность.
Развитие взаимоотношений ребенка со взрослыми: ходе совместной с детьми работы над проектом педагоги содействуют восхождению к культуре, т. е. совершению воспитанниками самого наивысшего, на что они способны, — быть добрее, смелее, решительнее, внимательнее и пр. Улучшается микроклимат в детском саду. Дошкольные годы – важный период в становлении свободной, автономной компетентной личности.
Цели проектирования компетентности дошкольников включают в себя:
- передача знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту;
- развитие способностей, которые соответствуют типу деятельности, ведущему для данного возраста;
- создание условий необходимых детям для закрепления своих знаний, проявления своих способностей в разных целях деятельности, формирование социального, интеллектуального, физического, личностного развития.
Принцип гуманизации образования заключается в ориентации образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения воспитанников и педагогов.
Принцип диверсификации ориентирует на широкий выбор образовательных программ, форм организации развития и т.п.
Принцип стандартизации состоит в ориентации образовательной системы на реализацию государственного образовательного стандарта, гарантирующего личности качественные образовательные услуги, а обществу – здоровую, развитую личность.
Принцип многоуровневости предполагает организацию этапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе развития того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам личности.
Принцип информатизации образования связан с широким и всё более массовым использованием в воспитательно-развивающем процессе различных видов аудио-, видео- и компьютерной техники.
Принцип индивидуализации состоит в учёте и развитии личностных особенностей каждого ребенка во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
Названные принципы содействуют с общей целью дошкольного образования – развитие здоровой, в физическом и духовном плане, разносторонне развитой, компетентной личности, способной адаптироваться к новым социальным условиям обучения в школе. Согласно нашим представлениям, успешное функционирование предлагаемой моделей развития дошкольников возможно, если определены условия: организационные, педагогические, методические.
Организационные условия обуславливают:
- создание в ДОУ систематизированного материала по всестороннему развитию воспитанников на разных этапах развития дошкольников;
- создание банка данных педагогической диагностики;
- организация хранения и систематизация полученного диагностического материала.
Педагогические условия обуславливают:
- использование материала в целях повышения эффективности процесса развития воспитанников;
- формирование у педагогов дошкольных учреждений диагностических умений как составной части педагогической культуры.
Методические условия обуславливают:
- разработку и отбор игр, дидактического материала, наиболее адекватно отвечающих современным требованиям развития дошкольников;
- периодически пересматривать и пополнять банк данных педагогической диагностики;
- оказание необходимой методической помощи педагогам в проведении диагностической и развивающей работы с детьми.
Таким образом, подводя итог сказанному, отметим, что в настоящий момент считать проблему педагогического проектирования в образовательных системах решенной было бы преждевременно. Скорее мы находимся на этапе постановки проблемы. Важно рассматривать компоненты проектировочной деятельности на самой начальной ступени системы образования – дошкольной. Так как именно там начинает развиваться личность ребенка. На этой ступени мы можем управлять и развивать качества личности, готовить дошкольника к взрослой жизни, придавать направленность процессу развития компетентности воспитанника .
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 65 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА
САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
Методическая разработка
«Особенности проектирования образовательного процесса»
Составитель:
Музыкальный руководитель:
Ермолаева Н.И.
Санкт – Петербург
2020г.
Особенности проектирования образовательного процесса
Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Современные педагогические проблемы зачастую разрешаются путем создания и внедрения в образовательный процесс инновационных систем, что требует тщательного проектирования, которое выражается не только в предварительном планировании будущих изменений, но и в предвидении последствий их влияния на жизнь и здоровье подрастающего поколения.
Образовательное проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы, представляя собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Результатом выступает модель объекта педагогической деятельности, которая обладает системными свойствами, базируется на педагогическом изобретении, так как в ее основе лежит новый способ решения проблемы, и предусматривает возможные варианты использования. Главным назначением проектирования является обеспечение целенаправленности развития личности ребенка, его знаний, умений, навыков и применения их в качестве основы принятия собственных решений.
Особенности проектирования:
- проектирование призвано придать четкую направленность процессу развития компетентности ребенка;
- проектирование на основе анализа результатов диагностики призвано смоделировать технологию регуляции управления процессом развития личности.
- проектирование призвано признать создать условия для образовательной, обеспечивающей, управленческой деятельности.
Механизм проектирования в ДОУ
Разработка проектов: реализация технологии проектирования в дошкольном образовательном учреждении начинается с определения актуальной для дошкольников проблемы и разработки проекта. Дети по ходу реализации проекта или в процессе планирования вносят свои предложения. Таким образом, дети становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуют право на саморазвитие.
Роль педагога: технология дает возможность реализовать функции воспитателя как организатора детской продуктивной деятельности: авторитетного источника информации, консультанта, эксперта.
Совместная деятельность: технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:
- совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом:
- совместная деятельность детей;
- совместная деятельность детей с родителями, совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная. Постепенное усложнение форм организации коллективной деятельности – от совместно-индивидуальной и совместно-взаимодействующей (в паре и небольшой подгруппе) в среднем дошкольном возрасте к совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей (в группе) деятельности в старшем возрасте стимулирует развитие умения согласовывать совместные действия детей (обсуждать содержание, распределять обязанности, помогать друг другу).
Реальные возможности индивидуализации образовательного процесса: технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе.
Контроль и оценка деятельности дошкольников: контроль внешний уступает место оцениванию результатов работы над проблемой. Оценивается продукция: соответствие проекту, своевременность выполнения, ее качество. Вместе с тем необходимо периодически знакомить детей с промежуточными результатами для коррекции и регулирования выполняемой работы.
Результаты проектирования: результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликация, альбом, сочиненная сказка, концерт, спектакль, урожай овощей и пр.
Культурное развитие ребенка: дошкольник приобретает способность самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у него развивается подлинная активность и самостоятельность.
Развитие взаимоотношений ребенка со взрослыми: ходе совместной с детьми работы над проектом педагоги содействуют восхождению к культуре, т. е. совершению воспитанниками самого наивысшего, на что они способны, — быть добрее, смелее, решительнее, внимательнее и пр. Улучшается микроклимат в детском саду. Дошкольные годы – важный период в становлении свободной, автономной компетентной личности.
Цели проектирования компетентности дошкольников включают в себя:
- передача знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту;
- развитие способностей, которые соответствуют типу деятельности, ведущему для данного возраста;
- создание условий необходимых детям для закрепления своих знаний, проявления своих способностей в разных целях деятельности, формирование социального, интеллектуального, физического, личностного развития.
Принцип гуманизации образования заключается в ориентации образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения воспитанников и педагогов.
Принцип диверсификации ориентирует на широкий выбор образовательных программ, форм организации развития и т.п.
Принцип стандартизации состоит в ориентации образовательной системы на реализацию государственного образовательного стандарта, гарантирующего личности качественные образовательные услуги, а обществу – здоровую, развитую личность.
Принцип многоуровневости предполагает организацию этапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе развития того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам личности.
Принцип информатизации образования связан с широким и всё более массовым использованием в воспитательно-развивающем процессе различных видов аудио-, видео- и компьютерной техники.
Принцип индивидуализации состоит в учёте и развитии личностных особенностей каждого ребенка во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
Названные принципы содействуют с общей целью дошкольного образования – развитие здоровой, в физическом и духовном плане, разносторонне развитой, компетентной личности, способной адаптироваться к новым социальным условиям обучения в школе. Согласно нашим представлениям, успешное функционирование предлагаемой моделей развития дошкольников возможно, если определены условия: организационные, педагогические, методические.
Организационные условия обуславливают:
- создание в ДОУ систематизированного материала по всестороннему развитию воспитанников на разных этапах развития дошкольников;
- создание банка данных педагогической диагностики;
- организация хранения и систематизация полученного диагностического материала.
Педагогические условия обуславливают:
- использование материала в целях повышения эффективности процесса развития воспитанников;
- формирование у педагогов дошкольных учреждений диагностических умений как составной части педагогической культуры.
Методические условия обуславливают:
- разработку и отбор игр, дидактического материала, наиболее адекватно отвечающих современным требованиям развития дошкольников;
- периодически пересматривать и пополнять банк данных педагогической диагностики;
- оказание необходимой методической помощи педагогам в проведении диагностической и развивающей работы с детьми.
Таким образом, подводя итог сказанному, отметим, что в настоящий момент считать проблему педагогического проектирования в образовательных системах решенной было бы преждевременно. Скорее мы находимся на этапе постановки проблемы. Важно рассматривать компоненты проектировочной деятельности на самой начальной ступени системы образования – дошкольной. Так как именно там начинает развиваться личность ребенка. На этой ступени мы можем управлять и развивать качества личности, готовить дошкольника к взрослой жизни, придавать направленность процессу развития компетентности воспитанника .
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 65 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА
САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
Методическая разработка
«Особенности проектирования образовательного процесса»
Составитель:
Музыкальный руководитель:
Ермолаева Н.И.
Санкт – Петербург
2020г.
Особенности проектирования образовательного процесса
Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Современные педагогические проблемы зачастую разрешаются путем создания и внедрения в образовательный процесс инновационных систем, что требует тщательного проектирования, которое выражается не только в предварительном планировании будущих изменений, но и в предвидении последствий их влияния на жизнь и здоровье подрастающего поколения.
Образовательное проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы, представляя собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Результатом выступает модель объекта педагогической деятельности, которая обладает системными свойствами, базируется на педагогическом изобретении, так как в ее основе лежит новый способ решения проблемы, и предусматривает возможные варианты использования. Главным назначением проектирования является обеспечение целенаправленности развития личности ребенка, его знаний, умений, навыков и применения их в качестве основы принятия собственных решений.
Особенности проектирования:
- проектирование призвано придать четкую направленность процессу развития компетентности ребенка;
- проектирование на основе анализа результатов диагностики призвано смоделировать технологию регуляции управления процессом развития личности.
- проектирование призвано признать создать условия для образовательной, обеспечивающей, управленческой деятельности.
Механизм проектирования в ДОУ
Разработка проектов: реализация технологии проектирования в дошкольном образовательном учреждении начинается с определения актуальной для дошкольников проблемы и разработки проекта. Дети по ходу реализации проекта или в процессе планирования вносят свои предложения. Таким образом, дети становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуют право на саморазвитие.
Роль педагога: технология дает возможность реализовать функции воспитателя как организатора детской продуктивной деятельности: авторитетного источника информации, консультанта, эксперта.
Совместная деятельность: технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:
- совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом:
- совместная деятельность детей;
- совместная деятельность детей с родителями, совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная. Постепенное усложнение форм организации коллективной деятельности – от совместно-индивидуальной и совместно-взаимодействующей (в паре и небольшой подгруппе) в среднем дошкольном возрасте к совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей (в группе) деятельности в старшем возрасте стимулирует развитие умения согласовывать совместные действия детей (обсуждать содержание, распределять обязанности, помогать друг другу).
Реальные возможности индивидуализации образовательного процесса: технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе.
Контроль и оценка деятельности дошкольников: контроль внешний уступает место оцениванию результатов работы над проблемой. Оценивается продукция: соответствие проекту, своевременность выполнения, ее качество. Вместе с тем необходимо периодически знакомить детей с промежуточными результатами для коррекции и регулирования выполняемой работы.
Результаты проектирования: результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликация, альбом, сочиненная сказка, концерт, спектакль, урожай овощей и пр.
Культурное развитие ребенка: дошкольник приобретает способность самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у него развивается подлинная активность и самостоятельность.
Развитие взаимоотношений ребенка со взрослыми: ходе совместной с детьми работы над проектом педагоги содействуют восхождению к культуре, т. е. совершению воспитанниками самого наивысшего, на что они способны, — быть добрее, смелее, решительнее, внимательнее и пр. Улучшается микроклимат в детском саду. Дошкольные годы – важный период в становлении свободной, автономной компетентной личности.
Цели проектирования компетентности дошкольников включают в себя:
- передача знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту;
- развитие способностей, которые соответствуют типу деятельности, ведущему для данного возраста;
- создание условий необходимых детям для закрепления своих знаний, проявления своих способностей в разных целях деятельности, формирование социального, интеллектуального, физического, личностного развития.
Принцип гуманизации образования заключается в ориентации образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения воспитанников и педагогов.
Принцип диверсификации ориентирует на широкий выбор образовательных программ, форм организации развития и т.п.
Принцип стандартизации состоит в ориентации образовательной системы на реализацию государственного образовательного стандарта, гарантирующего личности качественные образовательные услуги, а обществу – здоровую, развитую личность.
Принцип многоуровневости предполагает организацию этапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе развития того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам личности.
Принцип информатизации образования связан с широким и всё более массовым использованием в воспитательно-развивающем процессе различных видов аудио-, видео- и компьютерной техники.
Принцип индивидуализации состоит в учёте и развитии личностных особенностей каждого ребенка во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
Названные принципы содействуют с общей целью дошкольного образования – развитие здоровой, в физическом и духовном плане, разносторонне развитой, компетентной личности, способной адаптироваться к новым социальным условиям обучения в школе. Согласно нашим представлениям, успешное функционирование предлагаемой моделей развития дошкольников возможно, если определены условия: организационные, педагогические, методические.
Организационные условия обуславливают:
- создание в ДОУ систематизированного материала по всестороннему развитию воспитанников на разных этапах развития дошкольников;
- создание банка данных педагогической диагностики;
- организация хранения и систематизация полученного диагностического материала.
Педагогические условия обуславливают:
- использование материала в целях повышения эффективности процесса развития воспитанников;
- формирование у педагогов дошкольных учреждений диагностических умений как составной части педагогической культуры.
Методические условия обуславливают:
- разработку и отбор игр, дидактического материала, наиболее адекватно отвечающих современным требованиям развития дошкольников;
- периодически пересматривать и пополнять банк данных педагогической диагностики;
- оказание необходимой методической помощи педагогам в проведении диагностической и развивающей работы с детьми.
Таким образом, подводя итог сказанному, отметим, что в настоящий момент считать проблему педагогического проектирования в образовательных системах решенной было бы преждевременно. Скорее мы находимся на этапе постановки проблемы. Важно рассматривать компоненты проектировочной деятельности на самой начальной ступени системы образования – дошкольной. Так как именно там начинает развиваться личность ребенка. На этой ступени мы можем управлять и развивать качества личности, готовить дошкольника к взрослой жизни, придавать направленность процессу развития компетентности воспитанника .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар «Особенности планирования образовательного процесса с учетом ФГТ»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме разработки и реализации комплексно-тематического планирования образовательного процесса в соответствии с ФГТ....
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста.
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста....
Особенности построения образовательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Особенности построения образовательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...
«Особенности организации образовательного процесса с учетом применения электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Для меня, как специалиста дошкольного образования, процесс применения электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования интересен, т.к. помогает организовать образовательный процесс в...
Обучение педагогического персонала. Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования: требования и особенности организации образовательного процесса
Цель: подготовка педагогов ДОУ к переходу на новую федеральную образовательную программу. Формируемые знания и компетенции: Знание специфики, структуры и порядка перехода на ФОП.Навыки постр...
Удостоверение о повышении квалификации "Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования: требования и особенности организации образовательного процесса".2023г
Удостоверение о повышенинии квалификации Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования:требования и особенности огранизации образовательного процесса". (72 часа) ЭЛ22 01...