"Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Ермолаева Наталья Ивановна

Развитие музыкальности детей, способности эмоционально восприниматьдействительность. Развивать музыкально - художественную деятельность, приобщать детей к музыкальному мскусству, развивать творческий потенциал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ   БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
     УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  № 65  КРАСНОСЕЛЬСКОГО  РАЙОНА

                                         САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

                                  Методическая  разработка

 

«Художественно – эстетическое  развитие  детей  дошкольного возраста»

                   

                                                                                                                     Составитель:

                                                                                       Музыкальный  руководитель:

                                                                                                             Ермолаева Н.И.

                                                            Санкт – Петербург

                                                                       2020г.

Художественно- эстетическое развитие  детей дошкольного возраста

Цель:  - Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать  действительность.

Задачи:

  • развитие  музыкально – художественной  деятельности;
  • приобщение  к  музыкальному  искусству;
  • развитие творческого потенциала ребенка;
  • развитие образного, ассоциативного мышления;
  • развитие самостоятельности и творческой активности;

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесногомузыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

Эмоционально-нравственное отношение  ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;  художественно-творческой деятельности.  Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства. В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Ранний возраст от 2 до 3 лет

1.  Создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку, вызывать эмоциональный отклик на музыку, желание слушать музыкальные произведения.

2.  Приобщать к веселой и спокойной музыке, способствовать формированию умения различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, флейта или дудочка).

                                                            -  2  -

3.  Помогать понять содержание понравившейся песенки, подпевать, постепенно формируя умение заканчивать петь вместе со взрослым.

4.  Приучать ходить под музыку, показывать простейшие плясовые движения (пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу, хлопки в ладоши, помахивание погремушкой, платочком; кружение, вращение руками.

5.  Начинать развивать у детей музыкальную память, вызывать радость от восприятия знакомого музыкального произведения, желание дослушать его до конца, помогать различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка).

6.  При пении стимулировать самостоятельную активность детей (звукоподражание, подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок).

Младший возраст от 3 лет до 4 лет

 Музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в процессе накопления музыкального опыта, с помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей, осуществляет художественное познание окружающего мира, реализует индивидуальный творческий потенциал.

Цели  музыкального развития и образования детей:

  • развитие музыкальной культуры, накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;
  • развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании

доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

В возрасте 3—4 лет чувственным путем ребенок познает окружающий его мир людей и предметов. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные.  Игра с музыкальными звуками (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнении простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребенку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, ее жанрах.

Задачи:

  • воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости на музыку;
  • организация детского экспериментирования с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра;
  • активизация слуховой восприимчивости младших дошкольников.

В силу сложности восприятия произведений музыкального искусства для малышей необходимо включать инструментальные произведения в доступные и привлекательные для них виды деятельности (рассказывание сказок с музыкальным вступлением,  двигательные образные импровизации под музыку; сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой» на музыкальных инструментах и т. д.).  

                                                                   -  3  -

Задачи:

  • развитие двигательно-активных видов музыкальной деятельности — музыкально-ритмических движений и игры на шумовых музыкальных инструментах;
  • развитие координированности движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах;                                                
  • формирование вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому;
  • стимулирование умений импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах;

Возможности эмоционального развития позволяют детям в этом возрасте различать элементарный характер музыки, понимать, создавать и импровизировать простейшие музыкальные образы.  В этом возрасте создаются предпосылки для развития показателей певческого голосообразования, для этого используются упражнения артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетические игровые упражнения, приемы звукоподражания.  Основным видом детского певческого исполнительства становится игра. Игры на фонацию звуков и их мелодику строятся по принципу «вопрос — ответ», с преодолением реестрового порога. Двигательные творческие импровизации позволяют ребенку прочувствовать ритмический рисунок музыки, активно откликнуться на характер музыки, выраженный в метрической организации. В музыкально-ритмических движениях ребенок 3—4 лет использует различные предметы (шары, мячи, ленты, цветы и т.д.), с помощью которых движения становятся более выразительными.

Средний возраст от 4 лет до 5 лет

В среднем дошкольном возрасте, благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту, ребенок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.  Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребенка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства. Музыка становится одним из средств общения ребенка с социумом.  Важно научить ребенка пользоваться имеющимися у него средствами (голосом, телом, приемами игры на инструментах) для создания собственных музыкальных образов, характеров, настроений.

Задачи:

  • развивать умение понимать и интерпретировать выразительные средства музыки;
  • развитие умений общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки;
  • развитие музыкального слуха  интонационного, мелодического, гармонического, ладового;
  • освоении детьми элементарной музыкальной грамоты;

 На основе развитого метроритмического чувства у детей развивается интонационный, тембровый, ладовый слух, музыкальная память. Этому способствуют специальные музыкальные игры, песенные и инструментальные импровизации. Дети могут анализировать музыкальную форму двух и трехчастных произведений, они начинают понимать, что музыка может выражать характер и настроение человека. Дети умеют дифференцировать: выражает музыка внутренний мир человека, а изображает  внешнее движение.

                                                                    -  4  -                                                              

Задачи:

  • развитие координации слуха и голоса детей, приобретение детьми певческих навыков;
  • освоение детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах; 
  • освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях;
  • стимулирование желания детей самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;

 Благодаря введению приемов сольмизации, дети 5-ro года жизни  мoгyт начинать попевки от любой ступени, соотвeтственно перенося мелодический рисунок в «нотный дом».         У них хорошо развит артикуляционный аппарат, гласные пропеваются на хорошем дыхании, с правильным звукообразованием, построенным на умении расслаблять голосовые связки.  Дети начинают создавать простейшие песенные импровизации, включая их в рассказывание сказок, в игровые драматизации; поют соло и хором без сопровождения детские песенки и русские народные песни одноголосно и с элементами двухголосия.

Старший  и  подготовительный  дошкольный возраст от 5 лет до 7 лет

В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.  Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. Искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом. Ребенок не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Чрезвычайно важной становится специальная организация работы не только с детьми, но и с родителями, обеспечивающими полноценное музыкальное развитие ребенка.                                                          

Задачи:

  • обогащение слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами, стилями         и направлениями в музыке;
  • накопление представлений о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов;
  • обучение детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности;
  • развитие умений творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

Старшие дошкольники проявляют большую заинтересованность и активность в слушании музыки, становясь участниками этого процесса. Создается прекрасная возможность для проявления индивидуального творческою потенциала детей: это и возможность передачи художественно-музыкального образа в музыкально- ритмических движениях.

                                                              -  5  -

Задачи:

  • развитие умений чистого интонирования в пении;
  • освоение навыков ритмического многоголосия посредством игрового музицирования;
  • стимулирование самостоятельной деятельности детей по сочинению танцев, игр, оркестровок;
  • развитие умений сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности;

 Ребенок старшего дошкольного возраста участвует в играх на ритмическое многоголосие, слышит 2х и 3х-дольный ритм и исполняет его на различных ударных инструментах в синтезе с речевыми играми в коллективе детей.  Дети поют русские народные попевки и песни, детские песенки как без сопровождения, так и на 2 голоса, с показом ступеней ручными знаками, относительной сольмизацией. Слышат интервалы, сыгранные в любом регистре, понимают состав интервала. Старшему дошкольнику свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детскою оркестра или хора. Они характеризуют изменившееся отношение ребенка к исполнению музыки. Желание качественно исполнить роль или музыкальное произведение показывает, что главным для ребенка становится не процесс участия в деятельности, а ее результат. Направленность на результат, на создание понятною и выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствует о том, что участие в музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а художественным творчеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов Севера (ханты и манси)»

Настоящая программа описывает курс подготовки по познавательному развитию и художественному труду детей 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содерж...

Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"

В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные  виды продуктивной деятельности, в частности работа с...

«Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»

 «Все мы родом из детства…» Эти прекрасные слова Антуана Сент Экзюпери могли бы быть эпиграфом к работе педагогов, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, ...

Рекомендации родителям по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

Рекомендации родителям по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста...

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ.

     Экономические и политические изменения в развитии нашего государства ставят цель перед учебно-воспитательным процессом дошкольного учреждения на всестороннее развитие ребенк...

Реализация художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Реализация художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Серия занятий по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Ознакомление детей с русским народным творчеством»

Народные промыслы дают необходимый настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры той или иной росписи, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необход...