Доклад "Речевое развитие через проектную деятельность"
статья

Сумина Олимпиада Рысовна

МБДОУ «Ябоганский детский сад»выбрало приоритетным направлением работы речевое развитие дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Наиболее глубокий след оставляет то,

что тебе удалось открыть самому»

Сказал щвейцарский ученый Джордж Пойа

МБДОУ «Ябоганский детский сад»выбрало приоритетным направлением работы речевое развитие дошкольников.

Метод проектов в данном направлении является основной формой работы с детьми в нашем детском саду в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ,Годового плана, и рабочей программой педагогов ДОУ.

Каждому воспитаннику от природы  дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира .

Я организовала воспитательно-образовательную деятельность так, чтобы развивать у дошкольников необходимые для этого умения и навыки. На занятиях и самостоятельной деятельности я прививаю дошкольникам вкус к исследованию и вооружаю их методами научно-исследовательской работы.

Поэтому я выбрала эту творческую тему

«Речевое развитие дошкольников, через проектную

деятельность детей и взрослых»

Цель моего опыта работы: Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности.

Для реализации данной цели были поставлены задачи.

Задачи:

-Развивать речь дошкольников, способствовать словотворчеству и грамматической стройности речи.

-Обогащение и активизация словаря;

-Давать возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.

-Помогать осваивать детьми окружающую действительность.

-Способствовать развитию творческих способностей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать,

-Подобрать дидактические игры и упражнения по развитию словаря детей

Ожидаемые результаты:

-дети знают алгоритм составления рассказов по картине, по серии сюжетных картин, умеют дополнять их описаниями и диалогами;

-значительно увеличился словарный запас;

- - повысился уровень речевого развития детей;

-умеют использовать монологическую и диалогическую формы речи;

-активизировалась познавательная деятельность детей;

С первой младшей группы со своими детьми реализовала следующие проекты

Проект «Весеннее солнышко».

Цель проекта: развивать творческую личность ребёнка.

Задачи: приобщать детей к процессу познания, формировать различные представления о живой и неживой природе, побуждать детей к совместной поисковой деятельности, развивать мышление, воображение, вовлечь родителей в создании творческого проекта.

Начала я свою работу над практической частью проекта с того, что нарисовала солнышко на дверях группы и на собрании познакомила родителей группы с проектом и работой над ним в течение месяца. Вместе с детьми рисовали, лепили лучики весеннего солнце .В свободное время и на занятиях читала рассказы,  потешки про солнце.; заучивала стихотворения; проводила дидактические игры: играли в подвижные игры .С моей помощью ребята составляли небольшие рассказы о солнце.

 В течение проекта были обыграны игровые ситуации: «Солнечные лучики» (игры с зеркальцем)

Практическая часть работы над проектом освещена в альбоме и была представлена вниманию родителей на собрании.

Родители участвовали выставке «Весеннее солнышко» своими руками.

Так же в первой  младшей группе был осуществлён проект по теме «Покормите птиц зимой».

Цель: Развитие у дошкольников,чувство гуманного отношения  к птицам.

  • Во время реализации проекта дети познакомились с особенностями внешнего вида птиц, с повадками и условиями их жизни;

Родители принимали участие в реализации проекта «Покормите птиц зимой» Папы изготовили кормушки, а дедушка скворечник, которые мы повесели на улицу, и наблюдали за птицами, прилетающими в «столовую». А весной смотрели, как в скворечнике появились птенчики.

Участвовали  в районном конкурсе «Птичье новоселье»,где заняли 3 место.

В апреле работали над проектом « Что такое космос?»

Где дети в первые узнали о планетах ,о первом космонавте Ю.А.Гагарине.

Результатом данного проекта стала выставка работ детей «Этот удивительный космос»

НА следующий год мои ребята подросли ,мы перешли во вторую младшую группу

Так как 2016 год был «Год семьи» мы начали работать над проектом «Моя семья –мое богатство»

На первом этапе проекта мы вместе с детьми рассматривали иллюстрации о своей семьи,генеологическое древо моей семьи, беседовала с детьми о профессиях родителей( повара, парикмахера, строителя, продавца,) проводила дидактические игры: «Чудесный сундучок» (закрепление знаний об инструментах, которыми пользуются люди разных профессий в своей работе), «Кто, чем занимается?» (закрепление названия действий, совершаемых людьми разных профессий в процессе работы). Также мамам дала домашнее задание – рассказать детям кем и где они работают.

На втором этапе проекта дети по изо, рисовали «Портрет мамы», а затем на занятии по аппликации. Задавая вопросы детям, я узнала, о том какие у ребят мамы, чем они любят дома заниматься и как крепко их любят дети. Вместе с детьми мы играли в сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», где дети закрепляли знания о профессиях мам, бабушек и понимали значимость мам в их жизни. Я читала детям произведения С.Михалкова «А что у вас?», Е.Благининой «Вот какая мама», «Посидим в тишине» и другие. На третьем заключительном этапе проекта была организована выставка детских работ «Портрет моей мамы»,

Я довольна результатами проекта, ведь дети с удовольствием рассказывали о мамах, рисовали, творили, гордились своими любимыми и дорогими мамочками.

Участвовали с выставкой «Моя семья – мое богатство» на закрытии года семьи Усть-Канского района,где родители были награждены грамотами.

В Проекте«Пешеходики.» Сделали макет дороги,где Дети познакомились с правилами дорожного движения.

Результатом данного проекта была организована площадка с зоной «Пешеходиков»

 Проект «Мое село.»

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают региональный компонент. Любовь к большой Родине начинается с любви к малой Родине.

С этой целью был  разработан этот проект, патриотического воспитания детей. Начали мы свою работу с экскурсий по селу. Мы ходили на почту, в библиотеку, в магазин, смотрели на  дома села, фотографировались .Так же играли в сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья»

Мною была составлена карта-схема территории детского сада и прилегающих домов. А потом вместе с детьми мы её рассматривали и узнавали детский сад, участки, дома, которые расположены рядом.

Вместе с детьми рисовали любимое село и свою семью, а на занятии «Мой родной Ябоган» узнали о природе родного края, о достопримечательностях села. Итогом работы над проектом было создание фотоальбома «Мое село Ябоган», альбом с рисунками и рассказами о семье. Работа по взаимодействию с семьей позволила привлечь к реализации данного проекта и родителей наших воспитанников.

Родители вместе с детьми сделали дома нашего села для организации игр по Правилам Дорожного Движения.

В средней группе вместе с детьми в год экологии был реализован экологический проект «Превратим мусор в красоту».

Цель: сформировать у детей ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру.

Участие детей в данном экологическом проекте позволило сформировать у них ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру,познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.

Работа с родителями.

Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника. В ходе совместной работы над проектом улучшается микроклимат в детском саду, повышается творчество.

Родители принимали участие в реализации проекта

«Весеннее солнышко» своими руками .

»Покормите птиц зимой» Папы изготовили кормушки

А в ходе проекта Мое село родителями были изготовлены дома нашего села для организации игр по ПДД.

Родители также были вовлечены во второй этап проекта «Моя семья». Мамы принесли фотографии, где они со своими любимыми детьми.Генеологическое древо моей семьи и раскладушки.

В экологическом проекте Также мамы принесли поделки на выставку «Превратим мусор в красоту», которая прошла в группе.

Выводы.

Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что мой опыт работы является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание познавательному. речевому и творческому развитию дошкольников в проектной деятельности.

Отчёт-справка о проделанной работе за 2015-2016 учебный год

ГРУППА: Вторая младшая
ВОСПИТАТЕЛИ: Сумина Олимпиада Рысовна
КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ:17
1.Общая характеристика группы.
Во второй младшей группе МБДОУ «Ябоганский детский сад» 17 детей, из которых 8 мальчиков и 9 девочек. Полных семей 16, многодетных- 9 семьи, неблагополучных нет. В группе созданы равные возможности для самовыражения и саморазвития, как мальчиков, так и девочек. Предметная среда в группе имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Развивающая среда создана с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми, с учётом основополагающих принципов построения. Дети имеют свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию. В группе имеется достаточное количество дидактических, настольных игр и пособий, которые педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. В прихожей оформлены стенды с информацией для родителей.

2.Учебно-воспитательный процесс. 
Образовательно-воспитательный процесс осуществлялся на основании общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» Л.Г.Петерсон. общеобразовательной программы ДОУ, рабочей программы ДОУ, рабочей программы второй младшей группы на 2016 -2017г. региональной программы дошкольного образования Е.Н.Тобоева, Этнокультурная составляющая в содержании ДО в условиях реализации ФГОС ДО

 Для осуществления качественной работы по данным направлениям в своей работе использовали следующие средства воспитания:
- игра;
- трудовая деятельность;
- личный пример взрослого;
- объекты природы;
- предметный мир и др.
Формы работы:
- НОД;
- режимные моменты
- работа с родителями;
- самостоятельная деятельность детей.
Педагогические задачи, которыми мы руководствуемся в учебно-воспитательской деятельности, это:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- интеллектуальное развитие детей;
- воспитание нравственных качеств человека;
- приобщение его к общественным ценностям.
В своей работе с детьми ориентируемся на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы, Систематически работаем над оснащением предметно-развивающей средой.
На 2016-2017 учебный год было запланировано и проведено:
Образовательная область «Физическое развитие»
Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни .
Деятельность по оздоровительному направлению включала в себя следующие компоненты: 
Создание условий для физического и психологического комфорта, формирование основ здорового образа жизни, закаливание, формирование у детей гигиенических норм и навыков: умываться, мыть руки после прогулки и т.п. По данным направлениям, давали необходимые рекомендации родителям при возникновении каких – либо трудностей, проводили дополнительные консультации, мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей .
Образовательная область «Безопасность»
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира), через решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
При реализации этих целей и задач проводилась работа по формированию основ безопасного поведения дошкольников. Дети учились соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, на улице, давались элементарные навыки поведения дома, в транспорте, дети учились адекватно и осознанно действовать в той или иной обстановке, формировали у детей элементарные представления о ПДД, развивали самостоятельность, ответственность. 
Для определения уровня сформированности у детей знаний, умений по безопасному отношению к своему здоровью использовали беседы, наблюдения. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, выбирали те направления работы, по которым необходимо провести специальное обсуждение, или выбрать адекватную методику (занятие, игру, чтение, мультфильм или целевые прогулки). Организуя работу с детьми, использовали стихи, загадки, пословицы и поговорки, сказки, вопросы и задания.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности детей; приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
Деятельность, направленная на развитие социально – личностной сферы ребёнка состоит из следующих компонентов: воспитание уважительного отношения к взрослому, освоение взаимосвязей в социальном мире, формирование представлений о жизни взрослых, закладывание основ доброжелательного отношения к сверстникам, воспитание бережного отношения к природе, формирование положительного самоощущения, воспитание чувства ответственности у детей, воспитание чувства патриотизма.
Воспитание уважительного отношения к взрослому. Мы старались быть для ребёнка примером для подражания, всегда отзываться на проявляемую им инициативу в общении, добиваться уважения и доверия детей, источником интересной информации.
Освоение взаимосвязей в социальном мире. Формировали основы соблюдения этикета. Детей знакомили с нормами поведения в общественных местах, обучали правилам обращения со старшими.
Формирование представлений о жизни взрослых. Рассказывали о различных профессиях, обсуждали особенности жизни человека в семье, семейные роли мужчины и женщины в семье.
Закладывание основ доброжелательного отношения к сверстникам. Формировали положительный образ группы, побуждали детей проявлять сочувствие, оказывать помощь друг другу. С родителями обсуждали поведение ребёнка в коллективе, его статус.
Для формирования положительного самоощущения развивали у детей чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свободу, право выбирать друзей, игрушки, иметь личные вещи, наличие собственного мнения).
Воспитание чувства патриотизма. Старались строить свою работу так, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к истории и культуре страны,республики. В доступной форме знакомили детей с историей России, родного края, села. Для этого использовали: занятия, игры; беседы, прогулки;; заучивание стихов, песен; чтение художественной литературы.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет и т.п.). 
Работа по развитию восприятия  осуществлялась систематически и последовательно и включалась во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т.п.), игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др.), занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии
Поощрялось проявление самостоятельности, стремление поделиться своими впечатлениями с детьми.
Для развития мелкой моторики использовали пальчиковые игры, включение движений рук по предмету в процессе его восприятия, постукивание пальцами по столу, ладони, широко использовали пальчиковую гимнастику, движения рук в воздухе имитировали создание формы предмета в рисунке, лепке, аппликации и т.д. 
Реализация задач осуществлялась в процессе повседневного общения с детьми.
Раздел  «Речевое развитие» 
Цель: развития свободного общения со взрослыми и детьми; всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи.
Большое внимание уделяли развитию устной речи детей, последовательности работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем. 
Мы старались создать благоприятную речевую среду, в результате которой дети овладевали конкретными речевыми умениями, прежде всего умением общаться. 
В процессе формирования диалогической речи основное внимание уделяли развитию самостоятельной активной речи ребёнка, поощрения его желания говорить, давали оценку его высказываниям, подчёркивали успехи в общении.
Очень важно поддерживать у ребёнка интерес к поиску новых впечатлений, тем самым развивая у детей любознательность, инициативность, самостоятельность, свободное общение со взрослыми.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Произведения отбирались особенно тщательно, с учётом прежде всего их художественных достоинств. При выборе стихов, сказок, рассказов учитывались особенности возраста и доступность их содержания. Литературные произведения читали детям ежедневно (и новые, и уже им знакомые).
В постоянном распоряжении детей оформленный центр детской книги, т.к. они нуждаются в наглядной основе – рисунках. Не все дети могут мысленно представить героя произведения и в этом им помогают иллюстрированные издания. 
Образовательная область «Художественное творчество»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
Обучая детей творчеству, использовали учебные и творческие задания. 
В руководстве различными видами изобразительной деятельности, старались предоставлять детям как можно больше самостоятельности, но в случае затруднений обязательно оказывали помощь.
Образовательная область Музыка»
В процессе музыкального развития дети учились слушать музыкальное произведение до конца, узнавали знакомые песни, пели их, не отставая и не опережая других, учились различать звуки по высоте, замечать изменения в звучании (громко-тихо). Дети учились выполнять танцевальные движения 
3.ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Построение воспитательно-образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей осуществлялась на основании проектной деятельности.
В течение учебного года были реализованы проекты:

«Сказки нашего огорода»

«Пешеходики»

«Крепка семья - крепка держава»

«Волшебница зима»

«Мое село»

«День Победы»
В течение года в группе функционировал центр «Научно-исследовательское бюро».
У детей была возможность для практики, экспериментирования, опыта, исследования, проектирования.
4. Воспитательно-развлекательные мероприятия
В 2016-2017 учебном году во второй младшей группе нами были проведены следующие мероприятия:
Праздники:» «Осень»,«Новый год»,«8 Март», «Jылгайак».

Развлечения: «Приметы осени», «Зимушка - зима», «Весна пришла»;
Фокусы: «Превращения воды», «Волшебное превращение», «Бесконечная ниточка»;
 
5. Индивидуальная работа с детьми ОВЗ использовалась при формировании эмоционального общения, предметно-игровой деятельности, сенсорного воспитания, развитии моторики и основных движений, психических функций, развитие пространственно-временных ориентировок и представлений.
В индивидуальной коррекционной работе уделялось большое внимание развитию у детей кожно-кинестетического, акустического, зрительно-предметного восприятия, использовали такие упражнения как: «Узнай на ощупь», «Тихо-громко». Совершенствовали произвольную память детей, через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала: «Запомни-повтори», «Найди место в ряду». Для развития у детей способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способность к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания использовали игры и упражнения: «Чей домик?», «Найди отличия». А также формировали у детей первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической деятельности развиваются не только наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление. Для этого используются дидактические игры: «Парные картинки», «Лишняя игрушка»).
7. На протяжении всего учебного года велось тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Для этого было проведено родительское собрание, на котором родителям было представлено сообщение на тему: «Ребёнок во второй младшей группе». Родители были ознакомлены с задачами на предстоящий учебный год, с психическими особенностями ребёнка данной возрастной группы. А также проведены выборы родительского комитета, в состав которого вошли: Сурасманова Н.В.,Яграшева А.В.,Мендешева Э.С.

В течение года для работы с родителями было проведено:
Групповые собрания:
Посещаемость родительских собраний составил 98%. 
• Анкетирование;
• Консультации, в том числе индивидуальные;
• Работа с родительским комитетом;
• Совместное создание предметно-развивающей среды;
• Совместное оформление стен газет по дорожно-транспортному движению;
• Совместное оформление папок-передвижек;
Были проведены конкурсы с воспитанниками и их родителями:

«Удивительное рядом»

«Моя семья»,Участие на районом конкурсе «Крепка семья- Крепка Держава»

МендешеваЭ.С. – Благодарственное письмо

Сумина О.Р. – Дипломом «Успешная семья»

«Мастерская Деда Мороза».КестелеваС.А.-1 место,Сурасманова Н.В.-3место

«Снежный городок» 3 место

«Мой дом»СурасмановаН.В.-1место,Яграшева А.В. -2 место.Ялбакова А.Д.-3м.

«Jылгайак»- Абулов А.-1м,Тугонбаева В-2м,Кестелева Н-3м.
В течение учебного года оформлялись: 
информационные стенды на тему «Нехворайка», «Безопасность детей в быту»; «Профилактика гриппа».
Акции: «Посади дерево», «Подари книгу»;
Родители помогали в оформлении участка, группы, в создании дидактических игр и пособий, приносили бумагу для свободного рисования, поделки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию у детей любви и заботы о родном городе через проектную деятельность

Методическая разработкаиз опыта работы по образовательной деятельности с детьми старшей  группы«Система работы по развитию у детей любви и заботы о родном городе через проектную деятельность», пл...

Доклад :"Развитие связной речи дошкольников через проектную деятельность детей и взрослых".

Работа над проектом помогает детям легче общаться между собой, развивает речь детей, обогащает словарный запас, помогает вести диалог со взрослыми и детьми....

Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность

Как научить ребенка в современном мире инновационных технологий, компьютеризации и огромного количества телепередач и литературы найти нужную информацию. В связи с этим возникает необходимость в...

Выступление на педагогическом совете. Тема:" Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность"

Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность презентация...