Консультация: «Роль игровой деятельности в социально-коммуникативном развитии».
консультация (старшая группа)
Консультация "Роль игровой деятельности в социально-коммуникативном развитии"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с.Пигари»
Консультация: «Роль игровой деятельности в социально-коммуникативном развитии».
Разработала воспитатель: Казакова А.В.
« Роль игровой деятельности в социально-коммуникативном развитии»
Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.
Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни.
Решение вышеназванной задачи осуществляется, в частности, через развитие игровой деятельности детей. В ходе игры у ребенка формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом, и с взрослыми. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности.
В ДОУ необходимо развивать игровую предметную среду, которая является средством тренировки человеческих отношений, позволяя копировать их. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения в разных ситуациях. Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В процессе игры раскрывается социальная польза выбранной роли. Ребёнок получает представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми.
Необходимо поддерживать коммуникативную инициативу детей, учить их договариваться друг с другом при распределении действий, игрушек, пособий. В коллективных играх успешно соблюдаются правила, поскольку сверстники следят за тем, как партнёры их выполняют. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит ребёнка перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнёра, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.
В играх формируются не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки и нормы поведения детей в разных условиях и в не игры. В детском саду встречаются малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе дети. Эмоциональные трудности, отклонения могут приводить к частым конфликтам, мешают развертыванию деятельности, препятствуют общению ребенка с окружающими. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально-коммуникативному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и в совместной деятельности с другими людьми.
Социально-коммуникативное развитие детей по настоящему может осуществляться лишь вконтактесо взрослыми. С поступлением ребенка в детский сад начинается новый этап в его социальном развитии. Особое значение для развития личности ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем и эмоционально-психологический климат той группы, в которой находится ребенок. Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту.
Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей существенное место занимает игра. И это вполне объяснимо. Игра ведущий вид деятельности детей, она возникает без принуждения взрослых. Это значит, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходит в игре. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, ребенок проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагировании, с другой формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его социально-коммуникативный опыт.
С учетом специфики эмоционального поведения следует применять различные виды игр: сюжетно- ролевые, игры драматизации, игры с правилами. Это требует от воспитателя знание закономерностей развития игровой деятельности и умение руководить игрой таким образом, чтобы нежелательные качества личности ребенка или отрицательные эмоции успешно им преодолевались.
Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Воспитатель использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.
Ролевая игра, или как ее еще называют творческая игра, - это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
В своих играх дети обычно отображают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. Отражая жизнь, ребенок опирается на известные образцы: на действия, поступки и взаимоотношения окружающих людей.
Обучая ребенка игре, воспитатель делает доступным для него сложный мир взрослых дел и отношений. Роль воспитателя здесь огромна. Воспитатель должен играть вместе с детьми, для того чтобы они овладели игровыми умениями. Это показ простых и понятных ситуаций, демонстрация игровых действий, постановка игровых задач, отражающих знакомые ребенку жизненные ситуации. Обучая детей, воспитателю важно донести до ребенка смысл игровой ситуации, и , усложняя по необходимости сюжет, развивать их игровые умения. Надо ли говорить о том, как важно воспитателю в игре уметь взаимодействовать «на равных» с ребенком, помогая ему решать игровые задачи. Ведь ребенок учится от взрослого, прежде всего подражая ему, его игровым действиям и, самое главное, его эмоциональному отношению к персонажу. Следует особо отметить, что игра не терпит авторитарности. «Управление» игрой возможно лишь как бы изнутри, когда воспитатель сам входит в воображаемый мир игры и ненавязчиво предлагает ребенку (игровыми же средствами) новые повороты в развитии сюжета. Взяв на себя исполнение какой-либо роли взрослый направляет игру с помощью прямых и косвенных подсказок, вопросов и предложений.
Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Театрализованная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Разнообразные приемы театрализованных игр, в которых происходит как бы сближение детей с персонажами произведения, позволяют не только выявить эмоциональный отклик каждого ребенка, но и создают условия для формирования у него эмоциональной отзывчивости, как в отношениях со сверстниками, так и в отношениях со взрослыми. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.
Одной из форм игры, распространенной в дошкольном возрасте являются игры с правилами. Отношения в этих играх определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Именно в них развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им. Игры с правилами обязательно предполагают партнера, и воспитатель, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребенка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Часто ребенок, сам того не замечая, начинает действовать в игре с правилами, особенно в подвижной игре, так, как не умеет ни в реальных условиях, ни в сюжетно-ролевой игре. Игра с правилами предполагают также специфические формы общения – отношения равных внутри одной команды. Это дает возможность выйти за рамки ролевых отношений к отношениям личностным, развивает у детей чувство сплоченности. Это особенно важно в связи с тем, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переноситься ими в дальнейшую реальную жизнь.
Широкое использование методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности. Осуществляя эту работу, можно добиться высоких результатов в развитии личности детей, их самосознания, самоуважения, самолюбия, самоутверждения, развития собственного «Я».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь друг, огонь враг» с детьми младшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо социально-коммуникативному, познавательному развитию...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь- друг, огонь- враг» с детьми среднего дошкольного возраста
Занятие о пожарной безопасности,о представлении труде пожарных,о формировании элементарных навыков в поведении при возникновении пожара.Дать понятие о том, что огонь может приносить пользу и вред....
Электронное пособие «Роль игровой деятельности в социально — коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста»
Электронное пособие «Роль игровой деятельности в социально — коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста» ...
Родительское собрание Тема: «Роль игровой деятельности в воспитании и развитии дошкольников»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи....
Консультация для воспитателей " Игровая деятельность в социально-коммуникативном развитии детей"
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра, поэтому тема " Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности" является актуальной. Ч...
Консультация для воспитателей "Роль игровой деятельности в формировании и развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Игра и математические способности у детей старшего дошкольного возраста...
Выступление на методическом часе "Игровая деятельность в социально-коммуникативном развитии"
Выступление на методическом часе "Игровая деятельность в социально-коммуникативном развитии"...