Педсовет "Обеспечение вариативной среды"
учебно-методический материал

Темирчева Светлана Николаевна

Вариативность - одна из важнейших характеристик развивающей предметно-пространнственной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариативность развивающей среды дошкольной образовательной организации обусловлена спецификой ее деятельности в целом и дошкольного звена, в частности, особенностями контингента детей  (продиктованными их возрастом, половой принадлежностью, индивидуально – типологическими характеристиками, предпочтениями возможностями и т.п.), содержанием образовательной программы, приоритетными задачами в тот или иной период времени и т. п.

                Согласно ФГОС дошкольного образования вариативность – одна из важнейших характеристик развивающей предметно – пространственной среды, которая предполагает наличие в дошкольной образовательной организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), разнообразных материалов игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую,  двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

                Реализация принципа вариативности может выражаться через преемственность, установление такой связи между пространствами, «когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы» (большой энциклопедический словарь). В условиях дошкольного образования это проявляется в том, что среда в разных группах должна, с одной стороны, иметь собственное наполнение и пространственную организацию в силу специфики каждого этапа дошкольного детства, а с другой – постепенно дополняться новыми элементами, обеспечивая зону ближайшего развития и последовательность воспитания и обучения.

                В русле идей непрерывности образования развивающая среда должна быть преемственной по организации и наполнению от группы к группе, а также от дошкольного отделения к начальной общей школе.

                К сожалению, для большинства современных детских садов актуальна проблема «похожести», «одинаковости» всех групповых помещений, что не соответствует вышеизложенным положениям.

                При организации вариативной развивающей среды, обеспечивающей преемственность от группы к группе, следует учитывать следующие факторы:

                -возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства (есть существенные различия ряда характеристик от младшего дошкольного к старшему дошкольному возрасту);

                -особенности развития игровой деятельности (каждый этап этого процесса имеет свою специфику);

                -скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка (резкое изменение социальной ситуации требует обновления элементов среды);

                -особенности контингента детей группы (сфера интересов и потребностей каждого ребенка, типологические и полоролевые различия детей);

                -специфика педагогических задач в тот или иной период (программные задачи в рамках инновационной деятельности);

                -особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы (руководство игрой, управление детской активностью, характер взаимодействия с дошкольниками).

                Каждый из этих факторов имеет решающее значение при создании вариативной, преемственной от группы к группе развивающей среды в ДОО. Рассмотрим их подробнее.

          Возрастные особенности каждого этапа детства определяют наличие в среде тех или иных  игрушек, материалов, обеспечивающих развитие ребенка по разным направлениям, становление психических процессов, личностных  качеств  детей. Нехватка предметов в соответствии с возрастом ребенка может повлиять на снижение его интереса к деятельности в целом, привести к эмоциональному дисбалансу и неуравновешенности. Поэтому при подборе материалов и проектировании пространства  важно проанализировать психологические и физиологические особенности возраста детей группы, а также появляющиеся личностные новообразования, основные потребности, имеющие возможности. Например для детей младшего дошкольного возраста характерна конкретность мышления. Только намечающийся переход от наглядно – действенного к наглядно – образному мышлению важно отразить в предметной среде. В ней должны быть представлены игрушки и материалы с заданным способом действий, а также конструкторы, простые головоломки, активизирующие процесс развития мышления.

                Формирование детских сообществ начинается в среднем дошкольном возрасте, а в старшем появляется парность общающихся детей – детская дружба, что следует учитывать при формировании развивающего пространства. Необходимо предусмотреть возможности для совместной деятельности подгрупп детей, начиная со среднего дошкольного возраста, а также для парного общения – в старшей и подготовительной к школе группах.

         Средний дошкольный возраст можно назвать возрастом «почемучек». Дети проявляют повышенный интерес к причинно – следственным связям окружающего мира, что не так ярко проявляется в младшем дошкольном возрасте. В этот период среда должна быть наполнена материалами для экспериментирования, настольно – печатными играми с разными вариантами развития событий, книгами с разнообразным содержанием, интерактивными игрушками, мини – компьютерами с возможностью решения задач и поиска ответов на вопросы.

                Психофизиологические особенности также имеют ключевое значение в конструировании пространства: чем младше ребенок, тем ниже координация его движений, тем меньше времени он проводит в малоподвижных позах и т. п.

                 Особенности развития игровой деятельности следует учитывать при организации пространственной среды и ее наполнении. Сюжетно – ролевая игра как ведущий вид деятельности на протяжении всего дошкольного периода, характеризуется этапностью своего развития. Перечни материалов, необходимых для такой игры в разные возрастные периоды, должны различаться от группы к группе. Например, в младшем дошкольном возрасте сюжетно – ролевая игра начинает развиваться, а в среднем дошкольном возрасте наблюдается ее расцвет. В группе для детей 4 – 5 лет должно быть максимальное количество разнообразных по своему значению соответствующих атрибутов, которые обеспечивают вариативность сюжетной игры и ролевых позиций. Рекомендуется использовать, например, наборы посуды для игры в «Кафе», «Семью», «Кинотеатр», «Детский сад» и др., а также костюмы официанта, продавца, повара и т. п. В старшем дошкольном возрасте доминирующей является ситуация «как  будто», когда игровые действия из реального мира переходят во внутренний. Среда, насыщенная полифункциональными материалами, обеспечит возможность реализации этого процесса.

                Скачкообразность и неравномерность в развитии детей можно обеспечить благодаря наличию материалов, опережающих процесс развития в тот или иной возрастной период. Такие материалы должны быть в арсенале по всем направлениям развития ребенка, однако не нужно их использовать без необходимости. Реализация подхода, когда такие материалы предлагаются детям «на всякий случай»,         может вести к перенасыщенности среды, как следствие, к психическому и эмоциональному переутомлению. Процессы скачкообразности и неравномерности детского развития наиболее ярко наблюдаются в раннем и младшем дошкольном, но могут проявляться на протяжении всего дошкольного детства.

                Особенности контингента воспитанников группы также имеют большое значение для создания комфортного пространства жизнедеятельности в ДОО. Многочисленными психолого – педагогическими исследованиями доказан ряд различий в игровых предпочтениях и типах активности мальчиков и девочек. Так, мальчики проявляют интерес к динамичным и высокотехнологическим играм, а девочки – к спокойным и отражающим мир красоты. Для девочек важным является комфорт, то есть приспособленность пространства для сюжетно – ролевых игр, разнообразие соответствующей атрибутики. Поэтому при организации пространства группы необходимо учитывать количественный состав мальчиков и девочек.

                С учетом типологических особенностей детей группы, таких, как темперамент, характер (активность – пассивность, общительность – замкнутость, стремление к лидерству – застенчивость и т. д.) среду необходимо корректировать, например, предоставить больше возможностей для самостоятельной деятельности, уединения, подвижных игр, проявления двигательной активности. Последнее можно обеспечить за счет использования пространства спальной комнаты, холлов, игр типа «боксерского набора с грушей», «Твистер» и др.

                Специфика педагогических задач в тот или иной период времени определяется на основе положения образовательной программы, направлений годового плана, реализуемой инновационной деятельности, что также находит отражение в среде группы и дошкольной образовательной организации в целом. Этим объясняется появление новых тематических уголков, мини музеев, выставок детских работ или народного творчества. Если инновационная деятельность осуществляется в форме проектов, то в среде должно найти отражение содержание этапов этой работы: сбор атрибутов, материалов по теме проекта, их изучение, подготовка к заключительному мероприятию.

                При создании вариативной предметной среды находят отражение особенности индивидуального стиля деятельности работающих в ней педагогов, в частности:

                -воспитатели часто используют вспомогательные игрушки и материалы для стимулирования детской активности, создания сюрпризных моментов, необходимого настроя на занятие или игру;

                -педагоги предпочитают дидактические материалы с авторской интерпретацией, необходимые для организации образовательной деятельности.

                Сфера профессиональных интересов педагога во многом связана с особенностями его личности, индивидуальных черт и предпочтений. Этим определяется частота использования в работе музыкальных или художественных произведений, картинок – репродукций или фото – и видеоматериалов. Вовлечение детей в сферу своих личных ориентиров (с учетом их возраста) может давать полезный развивающий эффект как результат положительного эмоционального настроя педагога и создания соответствующего настроения в детском сообществе.

С учетом этого важно обеспечить периодическую сменяемость игрушек и материалов, обновление имеющихся зон, уголков, а также внесение изменений в порядок организации пространства от группы к группе.

Вариативность развивающей среды может быть обеспечена за счет включения в «традиционную предметную среду» (наличие уголков, закрепленных зон и т. п.) дополнительных элементов или схем ее организации, реализуемых в рамках педагогических систем, получивших мировое признание и многолетнюю апробацию в практике дошкольного образования. Подобные системы представлены педагогическими зарубежными концепциями, например, М. Монтессори, Ф. Фребеля, Р. Штайнера (Вальдорфская педагогика), а также отечественными – М. Н. Поляковой, Н.М. Крыловой, Н. А. Коротковой, Т. Н. Дороновой и др.

Педагогическая система М. Монтессори – одна из самых известных и популярных в мире – основана на идеях саморазвития и самовоспитания ребенка, учета закономерностей индивидуального развития. Среда согласно концепции разделена на несколько зон, оснащенных соответствующими однородными материалами, которые служат стимулом к развитию, имеют высокие эстетические свойства, изготовлены из натуральных компонентов.

Зоны соответствуют направлениям развития, выделенным М. Монтессори, и предусматривают упражнения «навыков практической жизни», сенсорной группы, упражнения для развития родного языка, «космического воспитания», математические упражнения.

В зоне «навыков практической жизни» дети осваивают деятельность, характерную для повседневной практики – сервировка стола, мытье рук, застегивание молнии, пуговиц и др. Ребенок обучается навыкам самообслуживания, закладывается общая культура личности. В то же время в созданных условиях обеспечиваются процессы социализации и гендерной идентичности, развития коммуникативных способностей.

В зоне сенсорного развития ребенок знакомится с формой и размером предметов, цветом, запахом и т. д. Интенсивное развитие органов чувств – зрения, осязания, обоняния, слуха обеспечивается благодаря наличию специальных материалов, таких как розовая башня, коричневая лестница, геометрические тела и фигуры, красные штанги.

В зоне речевого развития решаются задачи, связанные с изучением языка, знакомством с окружающим миром на основе использования специальных материалов – энциклопедий, карт, картинок, лото, фигурок животных, деревянных вкладышей и др.

Для творческой зоны (ИЗО – деятельности) подбираются материалы для рисования, лепки, аппликации  и других видов творчества, например, краски, карандаши, мелки и пр.

Пространство двигательной зоны, ориентированной на удовлетворение потребности детей в движении, развитии представлений о своем теле, релаксации, состоит из дорожек, лестниц, качелей, батутов, модулей и т. п.

В каждой из зон решаются задачи в рамках одного направления развития ребенка, а также интегративные задачи. Например, в зоне «навыков практической жизни» ребенок учится пользоваться предметами быта, узнает их особенности и отличия, рассказывает об этом другим детям и взрослым, обсуждает возникающие проблемы.

В процессе выполнения «упражнений в каждой из зон у ребенка формируются необходимые представления и умения.

Таким образом система М. Монтессори предполагает активную деятельность детей, взаимодействие педагога и ребенка, предоставление последнему свободы выбора занятий и времени для завершения работы, что дисциплинирует ребенка. Все что соответствует положениям ФГОС дошкольного образования и личностно ориентированной модели организации образовательного процесса.

Педагогическая система Ф. Фребеля также основана на идее саморазвития, раскрытия природных черт и качеств ребенка. Внешнюю среду автор рассматривал как помощницу в активизации детской  деятельности, в частности игровой. Ф. Фребель подчеркивал  обязательное участие взрослого в детских играх, которое должно проявляться в показе примера, демонстрации действий с игрушками, в отборе предметов для наполнения окружающей среды ребенка развивающим содержанием. Автор предлагал использовать в играх простые предметы, которые стимулируют творческий потенциал ребенка, побуждают к выполнению нестереотипных действий.

Для наполнения развивающей среды Ф. Фребель предложил специальный дидактический материал – шесть «даров» (мяч; деревянный шар, кубик и цилиндр; куб, разделенный на восемь кубиков; кубик, разделенный на восемь плиток; кубик разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части; кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.).

В современных детских садах эти материалы помогут разнообразить развивающую среду групповых помещений, расширить спектр задач решаемых на интегративной основе.

Элементы пространственной организации среды и ее наполнения, описанные в данных авторских концепциях, можно привносить при необходимости в среду групповых помещений. Наличие некоторых зон М. Монтессори может стимулировать процесс саморазвития ребенка, его интерес к установлению причинно – следственных связей в среднем и старшем дошкольном возрасте. Материалы Ф. Фребеля можно использовать на специально организованных занятиях для оптимизации познавательного развития детей.

На создание вариативно развивающей среды ориентировано и содержание современных концепций, таких как концептуальная модель предметно – развивающей среды ДОО М. Н. Поляковой, концепция развивающей среды в программе «Детский сад – дом радости» Н. М. Крыловой, рамочная конструкция целостной полифункциональной предметно – пространственной среды старшего дошкольного возраста ДОО Н. А. Коротковой и Т. Н. Дороновой и др.

Так М. Н. Полякова предполагает использовать все пространство ДОО для деятельности детей,  а также привлекать их к участию в его организации. В концепции делается акцент на то, что все игровые зоны должны быть открыты для доступа и «вариативного оформления» воспитанниками.  В помещении предполагается оборудовать многофункциональную зону, которая может иметь различное оформление и наполнение. Автор подчеркивает значимость цветового решения, освещение пространства.

М. Н. Полякова предлагает структурировать пространство на несколько зон, отделенных друг от друга акустически и оптически, например, передвижных стенок, мебели, жалюзи и пр.

Кроме того автор выдвинула положение о необходимости сменяемости материалов и выделения в соответствии с этим трех групп игровых материалов в зависимости от времени (что соответствует идеям вариативности среды):

- «сегодня» - материал, с которым дети только начинают знакомиться в ходе НОД или в свободной игре;

- «вчера» - материал, изученный, освоенный на личном опыте, который используется на занятиях, в свободной игре, в том числе для приобретения новых знаний, опыта;

- «завтра» - материал, с которым дети будут знакомиться в ближайшем будущем.

Подробное разделение игрового и дидактического материала будет обеспечивать:

-динамичность, неоднородность, насыщенность предметной среды;

-создание пространства с ориентиром на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский);

-реализацию педагогического принципа последовательности обучения;

-удовлетворение растущей потребности в новизне, новых впечатлениях;

-стимулирование познавательной активности детей и многое другое.

Автор отмечает роль педагога в обеспечении разнообразной активности дошкольников, в создании и использовании ресурсов среды в совместной деятельности, что соответствует положениям ФГОС дошкольного образования о важности «построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития».

Разработанная Н. А. Коротковой и Т.Н.Дороновой рамочная конструкция целостной полифункциональной предметно – пространственной среды групп старшего дошкольного возраста предусматривает три зоны:

-для спокойной деятельности;

-активной деятельности;

-рабочую (учебную) зону.

Требование вариативности в этой концепции обеспечивается трансформацией пространства и наполнением зон, их расширением или удалением при необходимости.

Таким образом, основные принципы, которыми предлагают руководствоваться авторы при построении среды – полуфункциональность,  трансформируемость, вариативность пространства, что соответствует положениям Стандарта.

Примерной образовательной программой дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М. Крыловой предусмотрена открытая организация пространства, в котором дети самостоятельно могут проявить активность по собственной инициативе. В такой среде возможна реализация масштабного игрового замысла с соответствующими материалами, игрушками и предметами. Организация пространства может систематически меняться в соответствии с сезоном, расширением и углублением представлений воспитанников об окружающем мире; видом деятельности, который в данный момент заняты; количеством участников и пр. Таким образом подобная организация среды предполагает широкие возможности для ее формирования, самостоятельного моделирования ребенком, вариативного построения с учетом интеграции образовательных областей.

Использование положений отечественных концепций создания развивающей среды может помочь педагогу при разработке вариантов наполнения и организации пространства. В каждой из них есть элементы, которые можно привносить в среду в зависимости:

-от поставленных задач (М. Н. Поляковой);

-возрастных особенностей детей (Н. А. Короткова, Т. Н. Доронова);

-развития игровой деятельности в тот или иной период (Н. М. Крылова).

Таким образом, вариативность среды ДОО можно обеспечить на основе знаний положений существующих концептов развивающей среды и ее обновления, а также гибкого использования собственного педагогического опыта.

                                                                                                                                                                                                 

   

 

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ СОЗДАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЮ, ВЕДУЩУЮ К ФОРМИРОВАНИЮ ВЫСОКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И РАННЕЙ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В любом цивилизованном обществе забота о детях сиротах является главной нравственной задачей. Человек, получивший воспитание в детском доме, должен стать полноценным членом общества, готовым к самосто...

Доклад по теме: «Обзор вариативных программ по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Безопасная среда в ДОУ».

      В  современных  условиях  неснижающейся  динамики  угроз  и опасностей  для  человека  от собственной жизнедеятельности в бытов...

Консультация для воспитателей «Устройство вариативной предметно-пространственной среды по оздоровлению детей в группе»

Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них....

Презентация " Конкурс вариативности образовательной среды группы ."

Предлагаю оформление групповой комнаты с учетом ФГОС....