Консультация «Как по игре судить о психологическом неблагополучии ребенка»
консультация
Консультация «Как по игре судить о психологическом неблагополучии ребенка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priznaki_neblagopoluchiya_po_igre.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50 города Ставрополя
Консультация
«Как по игре судить о психологическом неблагополучии ребенка»
Подготовлена
педагогом-психологом
Муратовой Л.Г.
2019 год
Если внимательно наблюдать за игрой ребенка, можно диагностировать его психологическое неблагополучие, не прибегая к другим методам изучения личности. Для этого нужно обратить внимание, какие игрушки использует дошкольник, провести анализ игрового сюжета и ролей ребенка в игре.
Следует предостеречь педагогов от постановки диагнозов по детской игре и тем более не следует сообщать об этом родителям и не предлагать им обратиться к специалистам психоневрологического профиля. Эта информация очень ценна, поскольку вы наблюдаете за детьми постоянно, в течение всего времени, но использоваться она может только психологом и медицинскими работниками в рамках деятельности ППк ДОУ и индивидуального консультирования родителей (законных представителей) воспитанников. Рассмотрим признаки психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре в порядке убывания психической патологии.
Признак 1: присутствует вычурность.
- Ребенок старше трех лет играет одними и теми же неигровыми предметами в течение длительного времени, налицо стереотипность игры
- Ребенок не воспроизводит в игре межличностных отношений.
- Часто играет в одиночку вымышленными игрушками, с выдуманными персонажами.
- В такую игру нельзя включиться педагогу или другому ребенку.
- Отсутствие намерения внести в игру изменения (другую игрушку, сюжет, место игры).
Вывод: ребенок имеет расстройства аутистического спектра или другие заболевания (шизофрению и пр.)
Признак 2: появился регресс.
- Происходит потеря уже приобретенных игровых навыков, сюжетов и пр.
- Игра перестает быть сюжетно-ролевой, превращается в предметно-манипулятивную.
- Ребенок утрачивает способность играть самостоятельно.
- Упрощается репертуар спонтанных игр.
- Ребенок отказывается от речевого сопровождения игры.
- Происходит утрата ранее приобретенных бытовых навыков.
- В общении с родителями ребенок возвращается к поведению, свойственному ему в более раннем возрасте (не отпускает родителей, лезет к ним на руки).
Вывод: вероятно, ребенок пережил психотравмирующую ситуацию в семье или вне ее (ухудшение взаимоотношений родителей, физическое или другие виды насилия).
Признак 3: отсутствует сюжетно – ролевая игра
Не стоит путать этот признак со случаями, когда ребенок хочет играть в сюжетно-ролевую игру, но не умеет этого делать, повторяет одни и те же ролевые действия, поддается обучению ролевым взаимоотношениям (обычно такой ребенок имеет неврологические проблемы).
Вывод: отсутствие ролевой игры, невозможность обучить ребенка игровым действиям свидетельствует об отставании в развитии (олигофрения, ЗПР и пр.)
Признак 4: не способен длительно сосредоточиться на игре
- Ребенок старше 4 лет не способен удержать внимание на игре дольше пяти минут
- Ребенок не способен дождаться своей очереди в игре.
- Налицо импульсивность, непроизвольность поведения.
- Имеет место излишняя двигательная активность, моторная неловкость.
Вывод: неврологические проблемы, СДВГ.
Признак 5: застревает на одной эмоции
- Ребенок, завершив игру, не может переключиться с захватившего его чувства (обычно это имеет место в агрессивных играх: война, нападение, преследование).
- Ребенок не отвечает на изменения в поведении окружающих, не может успокоиться.
Вывод: такая ригидность эмоционального состояния характерна для ММД. Этот вариант развития при своевременном лечении и правильных воспитательных воздействиях корректируется по мере созревания мозга.
Признак 6: играет с воображаемым другом
- Воображаемый друг стабилен.
- Воображаемый друг ежедневно участвует в играх и бытовых действиях ребенка.
Вывод: ребенок испытывает нехватку общения с родителями, переживает родительскую конфликтность или развод, возможно, он просто перегружен дополнительными занятиями.
Признак 7: постоянно проявляет агрессию в игре:
- Проявляет агрессивное поведение независимо от сюжета игры.
- Командный тон ребенка.
- Отказ принимать условия другого игрока.
- Негативизм в игре (не накормлю, не вылечу, не спасу).
- Обзывает, дразнит, дерется, отнимает чужое.
- Предлагает развернуть игровой сюжет в негативную сторону.
Вывод: агрессия свидетельствует о невротических проблемах ребенка, о конфликтах в семье, об использовании физических наказаний в семейном воспитании, ограничении свободы ребенка (он всегда должен вести себя правильно, не может пошалить, допустить ошибку). Немотивированная агрессия – показатель органического поражения мозга
.
Признак 8: травмирует себя во время самостоятельной игры
Ребенок, играя без взрослого, падает на ровном месте, роняет на себя тяжелые предметы и пр.Вывод: сепарационная тревога – беспокойство от разлуки с родителями, их невнимания к ребенку, угроз, что родители не будут его любить в случае плохого поведения
или низкая координация движений, что обычно также связано с неврологией.
Признак 9: повторяет один и тот же сюжет
- Сюжет игры символически отражают переживания ребенка о себе в этом мире.
Вывод : Определите по таблице, какие переживания тревожат ребенка.
Признак 10 Назойливо преследует других детей:
- Ребенок стремится присоединиться к каждому играющему ребенку без разбора.
- Не реагирует на отказы, игнорирует то, что с ним не хотят играть.
- Не различает ситуации «надо сделать самому», «надо сделать с кем-то.
Вывод: ребенок воспитывается в социально неблагополучной семье или когда по отношению к ребенку проявляется вседозволенность.
Признак 11: играет только с гаджетом
- Планирование завершения игры или отказа от нее невозможно.
- Запрет игры с гаджетом ведет к агрессии.
Вывод: сформирована зависимость от компьютерных игр, поскольку ребенок эмоционально неблагополучен, он имеет неудовлетворенные потребности в сенсорном разнообразии, общении, психологической безопасности, последовательном воспитании.
Шпаргалка для педагогов
«Отражение переживаний ребенка в сюжетах игр»
Повторяющийся сюжет | Порождающие его переживания ребенка |
Катастрофы. Крушения, убийства, стихийные бедствия, войны | Ощущение беды, опасного вторжения из внешнего мира. Могут быть реакцией на утрату |
Ремонт, лечение, восстановление из руин | Потребность в изменении жизненных обстоятельств |
Преступники и полицейские | Внутренний конфликт, самонаказание, чувство вины. Может сопровождаться провокационным поведением, которое повлечет наказание и, как следствие, облегчение чувства вины. |
Побег, освобождение, выживание в сложных обстоятельствах | Желание сбежать от реальной действительности |
Уединение, воздвижение заборов, границ, уход в пещеры, на необитаемый остров | Отсутствие личного пространства, нарушение личных границ ребенка в семье, аутичные проявления |
Сексуальная тематика, игры с раздеванием | Интерес к изучению своего тела, отражение жизни взрослых. Может сигнализировать о сексуальной травме, если такие игры навязчивы, возрастает их частота, разнообразятся их сюжеты, сексуальные игры инициируются с разными партнерами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Значение игры в формировании психологической готовности ребенка к обучению в школе"
Советы воспитателям ДОУ....
Одиннадцать признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре
консультация для педагогов...
Консультация "11 признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре"
Если внимательно наблюдать за игрой ребенка, можно диагностировать его психологическое неблагополучие, не прибегая к другим методам исследования....
«Признаки детских игр, характеризующих о психологическом неблагополучии ребенка»
quot;Признаки детских игр , характеризующих о психологическом неблагополучии ребенка ребенка"...
Одиннадцать признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре
Игра ребенка, если внимательно за ней наблюдать, может указать на его психологическое неблагополучие. Чтобы не упустить такого ребенка и вовремя оказать ему помощь, предложите восп...
"Признаки психологического неблагополучия ребенка"
Признаки психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре....
Одиннадцать признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре
Игра ребенка, если внимательно за ней наблюдать, может указать на его психологическое неблагополучие. Чтобы не упустить такого ребенка и вовремя оказать ему помощь, предложите восп...