ОТЧЕТ о самостоятельной работе Таякиной Натальи Викторовны (ФИО слушателя) по ДПП курсов повышения квалификации «Деятельностный подход к обновлению содержания дошкольного образования»
электронный образовательный ресурс

Таякина Наталья Викторовна

ОТЧЕТ

о самостоятельной работе

Таякиной Натальи Викторовны

 (ФИО слушателя)

 

 по ДПП курсов повышения квалификации

«Деятельностный подход к обновлению содержания дошкольного образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samost._rab.docx44.14 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ  РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ОТЧЕТ

о самостоятельной работе

Таякиной Натальи Викторовны

 (ФИО слушателя)

 по ДПП курсов повышения квалификации

«Деятельностный подход к обновлению содержания дошкольного образования»

для воспитателей всех квалификационных категорий Аркадакского района

в период с 15.05.18 г. по 25.05.18 г.

Сведения о слушателе:

1.1.Ф.И.О.: Таякина Наталья Викторовна

1.2.Должность и место работы: воспитатель, МБДОУ детский сад «Звёздочка»

1.3. Ученая степень, звание_____________________________________________

Сведения о руководителе самостоятельной работой слушателей:

1. Преподаватель-руководитель самостоятельной работы:

1.1.Ф.И.О. Жуковский Владимир Петрович.

1.2.Должность и место работы -  проректор по научно-инновационной деятельности ГАУ ДПО «СОИРО».

1.3. Ученая степень, звание доктор педагогических наук, профессор

Задания для самостоятельной работы

1. Задание для самостоятельной работы к модулю 1.1.1. «Нормативно-правовые основы деятельности системы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО».

Проведите краткий сравнительный анализ ФГТ к структуре ООП ДО и ФГОС ДО. Определите различия используя следующую схему:

Показатель

ФГТ к структуре ООП ДО

ФГОС ДО

Цель

1.Единство воспитательных,

развивающих и обучающих

процессов образования

детей дошкольного

возраста.

2. Реализация знаний,

умений и навыков,

имеющие непосредственное

отношение к развитию

детей дошкольного

возраста.

1.Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

2.Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.

3.Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задачи

1.Формирование общей

культуры.

2. Развитие физических,

интеллектуальных и

личностных качеств.

3. Формирование

предпосылок учебной

деятельности.

1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

2.Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

3.Формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

4. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

5.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

6.Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

7.Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

8.Определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

Основные функции

1.Устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) всеми ОУ, имеющими государственную аккредитацию.

2.На основе федеральных требований разрабатываются: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.ФГТ учитывают особенности реализации ООП ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

4.Обеспечивают единое образовательное пространство РФ в условиях модернизации всех уровней образования.

5.На основе ФГТ осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

1.Обеспечение права на качественное дошкольное образование.

2.Сохранение единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.

3.Гуманизация дошкольного образования, ориентирующей на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.

4.Повышение качества дошкольного образования.

5.Критериально-оценочная функция.

6.Обеспечение преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования.

7.Оптимизация образовательных ресурсов.

Основные направления развития ребенка

1.Социально-личностное развитие;

2.Познавательно-речевое развитие;

3.Художественно-эстетическое

развитие;

4. Физическое развитие

В соответствии с ФГОС ДО содержание ООП ДОУ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (5 образовательных областей)

Выделяемые образовательные области

1."Физическая культура" 2."Здоровье"

3."Безопасность"

4. "Социализация"

5."Труд"

6. "Познание"

7. "Коммуникация"

8."Чтение художественной литературы"

9."Художественное творчество"

10"Музыка"

1.Социально-коммуникативное развитие

2.Познавательное развитие

3. Речевое развитие

4.Художественно-эстетическое развитие

5.Физическое развитие

Иное

1.Совокупность требований ФГТ

 ДО:

-к структуре ООП ДО,

- к условиям реализации ООП ДО.

2.Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 80% от ее общего; части, формируемой участниками образовательного

процесса не более 20%.

3.Время

для реализации

программы от 65% до 80%

времени пребывания детей в

группах с 12-ти часовым

пребыванием в зависимости

от возраста детей.

4.Результаты освоения программы - интегративные качества.

5.Структура программы: 6 разделов.

6.Требования к условиям: создание развивающей, образовательной среды.

1.Совокупность требований ФГОС ДО:

- к структуре ООП ДО,

- к условиям реализации ООП ДО,

- к результатам освоения ООП ДО.

2.Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

3.Программа реализуется

в течение всего времени

пребывания воспитанников

в организации.

4. Предполагаемые результаты представлены в виде целевых ориентиров (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования).

5.Структура программы:

3 основных раздела.

6.Требования к условиям:

1. психолого-педагогические условия,

2. кадровые условия,

3. материально-технические условия,

4. финансовые условия реализации программы,

5. предметно-пространственная среда.

2. Задание для самостоятельной работы к модулю 1.1.2. «Деятельностный подход – основа реализации ФГОС ДО».

Изучите психологический аспект деятельностного подхода и письменно изложите его ключевые моменты.

Основная идея деятельностного подхода.

Цель: создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком, мотивированным; научить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения.

В процессе использования форм, приемов и методов деятельностного подхода формируется личность, способная выбирать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны её природе, удовлетворяют потребности в саморазвитии, самореализации.

Характеристики деятельности

  • Мотивированность

Понятие деятельности напрямую связано с понятием мотива. Всякое действие исходит из мотива, т.е. побуждающего к действию переживания чего-то значимого, что придает данному действию смысл.

Наряду с внутренними мотивами деятельность побуждается и внешними - широкими социальными или узконаправленными личными.

  • Целенаправленность

 В общеметодологическом плане цель характеризует предвосхищение результата деятельности и ее реализации с помощью определенных средств.

  • Рефлексивность

 Достигая определенного результата, субъект оценивает, удалось ли ему достичь необходимой цели и насколько успешно.

  • Выбор способов деятельности.

В рамках деятельстного подхода перед педагогом стоят задачи:

  • Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребёнком, мотивированным;
  • Научить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства её достижения;
  • Помогать ребёнку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Принципы деятельностного подхода:

  1. принцип субъективности воспитания
  2. принцип обучения деятельности
  3. принцип целостности восприятия
  4. принцип вариативности
  5. принцип минимакса
  6. принцип учета сензитивных периодов развития
  7. принцип психологической комфортности
  8. принцип креативности (творчества)
  9. принцип обогащения развития
  10.  принцип обязательной рефлексии.

3. Задание для самостоятельной работы к модулю 1.3.1. «Использование педагогических технологий деятельностного характера в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

Опишите педагогическую технологию, носящую деятельностный характер (по выбору) и проанализируйте ее по следующей схеме:

Название педагогической технологии

Игровая технология

Автор педагогической технологии

Исследования Л.А. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе в детском дошкольном учреждении. 

Цель педагогической технологии

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Содержание педагогической технологии

Игровая  технологиия включает  обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Л. В. Загрекова  выделяет следующие компоненты игровых технологий:

• мотивационный

• ориентационно-целевой

• содержательно-операционный

• ценностно-волевой

• оценочный

Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и включают ряд структурных элементов:

-установочный элемент

-игровые ситуации

-задачи игры

-правила игры

-игровые действия

-игровое состояние

-результат игры

Особенности деятельности педагога и обучающегося

Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководства педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностям детей ( дети проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, заваулированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
- предложение игры – создается игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);
- объяснения игры – кратко, четко, только после возникновения интереса детей к игре;
- игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
- организация игрового коллектива – игровые задачи формируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность и организаторские умения.
Дети могут действовать, в зависимости от хода игры: индивидуально, в парах или командах, коллективно.
- развитие игровой ситуации – основывается на принципах; отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на
 практическое применение в реальной жизни.

Результат использования технологии

- активизация воспитанников;

- повышение познавательного интереса;

- эмоциональный подъём;

- развитие творческих способностей;

- развитие памяти;

- развитие внимания;

- развитие мышления;

- развитие воображения;

- умение рассуждать;

- умение находить причинно-следственные связи;

- умение делать умозаключения.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Методические рекомендации по выполнению работы:

  • Чтобы выполнить задание, выберите технологию, носящую деятельностный характер, которая кажется Вам наиболее интересной и отвечающей Вашим педагогическим взглядам. Это может быть как отечественная, так и зарубежная технология.
  • Обратите внимания на то, что Вы должны заполнить все блоки, входящие в задание.

4. Задание для самостоятельной работы к модулю 1.3.2. «Игровые технологии ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

Подготовить  разработку игры (игровой ситуации).

Сюжетно-ролевая игра «Кормление куклы Кати»

Возраст детей: 2-3 года

Цель: Закреплять знание детей о столовой посуде.

Задачи: активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Ход игры: Игра проводится в игровом уголке. Воспитатель показывает и рассказывает, какую посуду используют за обедом (глубокие тарелки для супа, мелкие для второго, ложки, вилки, чашки и т.д.), показывает, как накрывают на стол, правила поведения за обедом, как пользоваться столовыми приборами. Предлагает детям накормить куклу обедом.

Результат: пополнение знаний детей о столовой посуде, активизация словаря, воспитание культуру поведения во время еды, проявление заботливого отношения к кукле.

5. Задание для самостоятельной работы к модулю 1.2.2. «Психолого-педагогические основы выявления и развития одаренных детей в ДОО».

Опишите одну из форм работы с одаренными детьми в условия ДОО (по выбору).

С одаренными детьми в условия ДОО можно применять следующие формы работы: проектная деятельность; игровая деятельность; исследовательская деятельность; кружковая работа; интеллектуальные, дидактические игры.

Дидактическая игра-головоломка «Танграм»

Возраст детей: 4-6 лет.

Цель: Научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.
Задачи: 1.Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. 
2.Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе.
3.Воспитывать терпение и усидчивость.

Ход игры:

Воспитатель просит детей сложить из  кусочков танграма геометрические фигуры или силуэты животных (загадывая о них загадки), не глядя на рисунок квадрата, но если не получается, то, можно воспользоваться образцом. 

Результат: Дети учатся выкладывать из  геометрических фигур самые различные силуэты, самостоятельно играть в игры-головоломки, развивают пространственные представления, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность, мелкую моторику, терпение и усидчивость.


6. Задание для самостоятельной работы к модулю 1.3.3. «Проектная и исследовательская деятельность в ДОО».

Разработать план реализации конкретного проекта с участием всех участников отношений в сфере образования с указанием этапов.

Информационно-творческий проект

«Поможем птицам перезимовать»

Срок реализации:  2 недели

Возраст детей: 4-6 лет.

Цель проекта:

- организация регулярной работы «Птичьей столовой» на территории участка

ДОУ и у дома, воспитывать у детей любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

Задачи проекта:

- расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;

- закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года;

- прививать детям и их родителям доброжелательное и заботливое отношение к окружающему, приучить их заботиться о птицах.

Введение детей в проблемную ситуацию проводится через беседу «Как птицам перезимовать? ».

Справиться с голодом в суровые снежные зимы без помощи человека птицам очень трудно. Что будет с птицами, если не позаботиться о них?

- оформление альбома с творческими работами детей и их родителей;

1.Подготовительный этап заключается в

- сборе информации о зимующих птицах нашей области;

- накоплении и оформлении материала (стихи, загадки, физминутки, подвижные, дидактические, пальчиковые игры, пословицы и поговорки, приметы, сказки) ;

- проведении акции «С каждого по зернышку» (сбор корма для птиц) ;

- изготовление кормушек;

Формы работы с детьми:

- рассматривание картин, плакатов, иллюстраций с изображением зимующих птиц;

- наблюдение за птицами на участке ДОУ и за его пределами (совместно с родителями) ;

- тематическая прогулка «Зимой птицам холодно, тоскливо, очень голодно»;

- чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок;

2.Реализация проекта

- разучивание подвижных, пальчиковых, дидактических игр, физкультминуток;

- оформление альбома с творческими работами детей и их родителей 

- систематическое дежурство в «Птичьей столовой» во время прогулки (чистка кормушек, пополнение кормушек собранным кормом;

- Комплексное занятие «Птицы зимой. Снегири»

- Комплексное занятие «Столовая для птиц»

- Познавательное занятие «Наши пернатые друзья»

- Рисование «Красивая птичка»

- Аппликация «Птицы на кормушке»

- Лепка «Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки

 - Конструирование «Мы кормушку смастерили» (из природного и бросового материала)

- презентация кормушек и размещение их на территории ДОУ;

Формы работы с родителями:

- Консультации для родителей:

1. «Подкормите птиц зимой»

2. «Чем угостить птиц зимой»

3. «Птичья столовая»

4. «Зимующие птицы»

- оформление папки – передвижки «Наши пернатые друзья»

- изготовление кормушек для птиц совместно с детьми;

- выполнение творческих работ совместно с детьми, выставка рисунков.

- наблюдение за птицами «А у нас на кормушке» совместно с детьми;

3.Заключительный этап

- Праздник «День птиц »

- Выставка рисунков с творческими работами детей и их родителей. 

Результат: Расширение представления детей о птицах, воспитание  бережного отношения к зимующим птицам, работа «Птичьей столовой».

1.Дневник самостоятельной работы:

Дата 19.05.2018 г.

План работы

Итоги работы за день

1.Провести краткий сравнительный анализ ФГТ к структуре ООП ДО и ФГОС ДО. Определить различия.

2.Изучить психологический аспект деятельностного подхода и письменно изложить его ключевые моменты.

3.Описать педагогическую технологию, носящую деятельностный характер (по выбору) и проанализировать ее.

4.Подготовить  разработку игры (игровой ситуации).

5.Описать одну из форм работы с одаренными детьми в условия ДОО (по выбору).

6.Разработать план реализации конкретного проекта с участием всех участников отношений в сфере образования с указанием этапов.

1. Провела краткий сравнительный анализ ФГТ к структуре ООП ДО и ФГОС ДО. Определила различия.

2.Изучила психологический аспект деятельностного подхода и изложила его ключевые моменты.

3.Описала игровую технологию, носящую деятельностный характер  и проанализировала ее.  

4.Подготовила  разработку  сюжетно-ролевой игры «Кормление куклы Кати»

5.Описала дидактическую игру-головоломку «Танграм» - одну из форм работы с одаренными детьми в условия ДОО.

6.Разработала план реализации проекта «Поможем птицам перезимовать»

 с участием всех участников отношений в сфере образования с указанием этапов.

2.Краткий отчет слушателя о выполнении самостоятельной работы

Задания самостоятельной работы выполнены в полном объеме.

«19» мая 2018 г.                                                      Подпись____________________

3.Заключение руководителя самостоятельной работой слушателя

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 «____» ______________ 2018 г.                             Подпись _____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие для курсов повышения квалификации. " Современные подходы к организации сотрудничества ДОУ и семьи". Игровое тематическое бинарное занятие детей среднего возраста с родителями по теме: " В мире сказок".

В игровом тематическом бинарном занятии раскрыты задачи по привлечению родителей и детей к спортивно - театрализованной игре. Стояли задачи по закреплению знаний детей о русских народных сказках, разв...

Консультация "Обновление содержания дошкольного образования в условиях вариативных моделей дошкольного образования"

Консультация  «Обновление содержания дошкольного образования в условиях вариативных моделей дошкольного образования»...

Программа по самообразованию «Проектирование развивающей предметно- пространственной среды дошкольной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования»

Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе методической деятельности в дошкольной организации.Программа ориентирована на...

Курсы повышения квалификации "Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" 2022-2023

quot;Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" (108ч)...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста в условиях обновления содержания дошкольного образования" (презентация)

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании ...