ОТЧЕТ о самостоятельной работе Таякиной Натальи Викторовны (ФИО слушателя) по ДПП курсов повышения квалификации «Деятельностный подход к обновлению содержания дошкольного образования»
электронный образовательный ресурс
ОТЧЕТ
о самостоятельной работе
Таякиной Натальи Викторовны
(ФИО слушателя)
по ДПП курсов повышения квалификации
«Деятельностный подход к обновлению содержания дошкольного образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samost._rab.docx | 44.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования
«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ОТЧЕТ
о самостоятельной работе
Таякиной Натальи Викторовны
(ФИО слушателя)
по ДПП курсов повышения квалификации
«Деятельностный подход к обновлению содержания дошкольного образования»
для воспитателей всех квалификационных категорий Аркадакского района
в период с 15.05.18 г. по 25.05.18 г.
Сведения о слушателе:
1.1.Ф.И.О.: Таякина Наталья Викторовна
1.2.Должность и место работы: воспитатель, МБДОУ детский сад «Звёздочка»
1.3. Ученая степень, звание_____________________________________________
Сведения о руководителе самостоятельной работой слушателей:
1. Преподаватель-руководитель самостоятельной работы:
1.1.Ф.И.О. Жуковский Владимир Петрович.
1.2.Должность и место работы - проректор по научно-инновационной деятельности ГАУ ДПО «СОИРО».
1.3. Ученая степень, звание доктор педагогических наук, профессор
Задания для самостоятельной работы
1. Задание для самостоятельной работы к модулю 1.1.1. «Нормативно-правовые основы деятельности системы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО».
Проведите краткий сравнительный анализ ФГТ к структуре ООП ДО и ФГОС ДО. Определите различия используя следующую схему:
Показатель | ФГТ к структуре ООП ДО | ФГОС ДО |
Цель | 1.Единство воспитательных, развивающих и обучающих процессов образования детей дошкольного возраста. 2. Реализация знаний, умений и навыков, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. | 1.Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования. 2.Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения. 3.Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. |
Задачи | 1.Формирование общей культуры. 2. Развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств. 3. Формирование предпосылок учебной деятельности. | 1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; 2.Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; 3.Формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности; 4. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; 5.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; 6.Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 7.Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; 8.Определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого). |
Основные функции | 1.Устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) всеми ОУ, имеющими государственную аккредитацию. 2.На основе федеральных требований разрабатываются: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.ФГТ учитывают особенности реализации ООП ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 4.Обеспечивают единое образовательное пространство РФ в условиях модернизации всех уровней образования. 5.На основе ФГТ осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования. | 1.Обеспечение права на качественное дошкольное образование. 2.Сохранение единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования. 3.Гуманизация дошкольного образования, ориентирующей на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве. 4.Повышение качества дошкольного образования. 5.Критериально-оценочная функция. 6.Обеспечение преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования. 7.Оптимизация образовательных ресурсов. |
Основные направления развития ребенка | 1.Социально-личностное развитие; 2.Познавательно-речевое развитие; 3.Художественно-эстетическое развитие; 4. Физическое развитие | В соответствии с ФГОС ДО содержание ООП ДОУ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (5 образовательных областей) |
Выделяемые образовательные области | 1."Физическая культура" 2."Здоровье" 3."Безопасность" 4. "Социализация" 5."Труд" 6. "Познание" 7. "Коммуникация" 8."Чтение художественной литературы" 9."Художественное творчество" 10"Музыка" | 1.Социально-коммуникативное развитие 2.Познавательное развитие 3. Речевое развитие 4.Художественно-эстетическое развитие 5.Физическое развитие |
Иное | 1.Совокупность требований ФГТ ДО: -к структуре ООП ДО, - к условиям реализации ООП ДО. 2.Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 80% от ее общего; части, формируемой участниками образовательного процесса не более 20%. 3.Время для реализации программы от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей. 4.Результаты освоения программы - интегративные качества. 5.Структура программы: 6 разделов. 6.Требования к условиям: создание развивающей, образовательной среды. | 1.Совокупность требований ФГОС ДО: - к структуре ООП ДО, - к условиям реализации ООП ДО, - к результатам освоения ООП ДО. 2.Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. 3.Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в организации. 4. Предполагаемые результаты представлены в виде целевых ориентиров (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования). 5.Структура программы: 3 основных раздела. 6.Требования к условиям: 1. психолого-педагогические условия, 2. кадровые условия, 3. материально-технические условия, 4. финансовые условия реализации программы, 5. предметно-пространственная среда. |
2. Задание для самостоятельной работы к модулю 1.1.2. «Деятельностный подход – основа реализации ФГОС ДО».
Изучите психологический аспект деятельностного подхода и письменно изложите его ключевые моменты.
Основная идея деятельностного подхода.
Цель: создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком, мотивированным; научить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения.
В процессе использования форм, приемов и методов деятельностного подхода формируется личность, способная выбирать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны её природе, удовлетворяют потребности в саморазвитии, самореализации.
Характеристики деятельности
- Мотивированность
Понятие деятельности напрямую связано с понятием мотива. Всякое действие исходит из мотива, т.е. побуждающего к действию переживания чего-то значимого, что придает данному действию смысл.
Наряду с внутренними мотивами деятельность побуждается и внешними - широкими социальными или узконаправленными личными.
- Целенаправленность
В общеметодологическом плане цель характеризует предвосхищение результата деятельности и ее реализации с помощью определенных средств.
- Рефлексивность
Достигая определенного результата, субъект оценивает, удалось ли ему достичь необходимой цели и насколько успешно.
- Выбор способов деятельности.
В рамках деятельстного подхода перед педагогом стоят задачи:
- Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребёнком, мотивированным;
- Научить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства её достижения;
- Помогать ребёнку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Принципы деятельностного подхода:
- принцип субъективности воспитания
- принцип обучения деятельности
- принцип целостности восприятия
- принцип вариативности
- принцип минимакса
- принцип учета сензитивных периодов развития
- принцип психологической комфортности
- принцип креативности (творчества)
- принцип обогащения развития
- принцип обязательной рефлексии.
3. Задание для самостоятельной работы к модулю 1.3.1. «Использование педагогических технологий деятельностного характера в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
Опишите педагогическую технологию, носящую деятельностный характер (по выбору) и проанализируйте ее по следующей схеме:
Название педагогической технологии | Игровая технология |
Автор педагогической технологии | Исследования Л.А. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе в детском дошкольном учреждении. |
Цель педагогической технологии | Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. |
Содержание педагогической технологии | Игровая технологиия включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Л. В. Загрекова выделяет следующие компоненты игровых технологий: • мотивационный • ориентационно-целевой • содержательно-операционный • ценностно-волевой • оценочный Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и включают ряд структурных элементов: -установочный элемент -игровые ситуации -задачи игры -правила игры -игровые действия -игровое состояние -результат игры |
Особенности деятельности педагога и обучающегося | Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководства педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям: |
Результат использования технологии | - активизация воспитанников; - повышение познавательного интереса; - эмоциональный подъём; - развитие творческих способностей; - развитие памяти; - развитие внимания; - развитие мышления; - развитие воображения; - умение рассуждать; - умение находить причинно-следственные связи; - умение делать умозаключения. Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности. |
Методические рекомендации по выполнению работы:
- Чтобы выполнить задание, выберите технологию, носящую деятельностный характер, которая кажется Вам наиболее интересной и отвечающей Вашим педагогическим взглядам. Это может быть как отечественная, так и зарубежная технология.
- Обратите внимания на то, что Вы должны заполнить все блоки, входящие в задание.
4. Задание для самостоятельной работы к модулю 1.3.2. «Игровые технологии ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
Подготовить разработку игры (игровой ситуации).
Сюжетно-ролевая игра «Кормление куклы Кати»
Возраст детей: 2-3 года
Цель: Закреплять знание детей о столовой посуде.
Задачи: активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.
Ход игры: Игра проводится в игровом уголке. Воспитатель показывает и рассказывает, какую посуду используют за обедом (глубокие тарелки для супа, мелкие для второго, ложки, вилки, чашки и т.д.), показывает, как накрывают на стол, правила поведения за обедом, как пользоваться столовыми приборами. Предлагает детям накормить куклу обедом.
Результат: пополнение знаний детей о столовой посуде, активизация словаря, воспитание культуру поведения во время еды, проявление заботливого отношения к кукле.
5. Задание для самостоятельной работы к модулю 1.2.2. «Психолого-педагогические основы выявления и развития одаренных детей в ДОО».
Опишите одну из форм работы с одаренными детьми в условия ДОО (по выбору).
С одаренными детьми в условия ДОО можно применять следующие формы работы: проектная деятельность; игровая деятельность; исследовательская деятельность; кружковая работа; интеллектуальные, дидактические игры.
Дидактическая игра-головоломка «Танграм»
Возраст детей: 4-6 лет.
Цель: Научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.
Задачи: 1.Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность.
2.Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе.
3.Воспитывать терпение и усидчивость.
Ход игры:
Воспитатель просит детей сложить из кусочков танграма геометрические фигуры или силуэты животных (загадывая о них загадки), не глядя на рисунок квадрата, но если не получается, то, можно воспользоваться образцом.
Результат: Дети учатся выкладывать из геометрических фигур самые различные силуэты, самостоятельно играть в игры-головоломки, развивают пространственные представления, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность, мелкую моторику, терпение и усидчивость.
6. Задание для самостоятельной работы к модулю 1.3.3. «Проектная и исследовательская деятельность в ДОО».
Разработать план реализации конкретного проекта с участием всех участников отношений в сфере образования с указанием этапов.
Информационно-творческий проект
«Поможем птицам перезимовать»
Срок реализации: 2 недели
Возраст детей: 4-6 лет.
Цель проекта:
- организация регулярной работы «Птичьей столовой» на территории участка
ДОУ и у дома, воспитывать у детей любовь и бережное отношение к зимующим птицам.
Задачи проекта:
- расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;
- закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года;
- прививать детям и их родителям доброжелательное и заботливое отношение к окружающему, приучить их заботиться о птицах.
Введение детей в проблемную ситуацию проводится через беседу «Как птицам перезимовать? ».
Справиться с голодом в суровые снежные зимы без помощи человека птицам очень трудно. Что будет с птицами, если не позаботиться о них?
- оформление альбома с творческими работами детей и их родителей;
1.Подготовительный этап заключается в
- сборе информации о зимующих птицах нашей области;
- накоплении и оформлении материала (стихи, загадки, физминутки, подвижные, дидактические, пальчиковые игры, пословицы и поговорки, приметы, сказки) ;
- проведении акции «С каждого по зернышку» (сбор корма для птиц) ;
- изготовление кормушек;
Формы работы с детьми:
- рассматривание картин, плакатов, иллюстраций с изображением зимующих птиц;
- наблюдение за птицами на участке ДОУ и за его пределами (совместно с родителями) ;
- тематическая прогулка «Зимой птицам холодно, тоскливо, очень голодно»;
- чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок;
2.Реализация проекта
- разучивание подвижных, пальчиковых, дидактических игр, физкультминуток;
- оформление альбома с творческими работами детей и их родителей
- систематическое дежурство в «Птичьей столовой» во время прогулки (чистка кормушек, пополнение кормушек собранным кормом;
- Комплексное занятие «Птицы зимой. Снегири»
- Комплексное занятие «Столовая для птиц»
- Познавательное занятие «Наши пернатые друзья»
- Рисование «Красивая птичка»
- Аппликация «Птицы на кормушке»
- Лепка «Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки
- Конструирование «Мы кормушку смастерили» (из природного и бросового материала)
- презентация кормушек и размещение их на территории ДОУ;
Формы работы с родителями:
- Консультации для родителей:
1. «Подкормите птиц зимой»
2. «Чем угостить птиц зимой»
3. «Птичья столовая»
4. «Зимующие птицы»
- оформление папки – передвижки «Наши пернатые друзья»
- изготовление кормушек для птиц совместно с детьми;
- выполнение творческих работ совместно с детьми, выставка рисунков.
- наблюдение за птицами «А у нас на кормушке» совместно с детьми;
3.Заключительный этап
- Праздник «День птиц »
- Выставка рисунков с творческими работами детей и их родителей.
Результат: Расширение представления детей о птицах, воспитание бережного отношения к зимующим птицам, работа «Птичьей столовой».
1.Дневник самостоятельной работы:
Дата 19.05.2018 г. | |
План работы | Итоги работы за день |
1.Провести краткий сравнительный анализ ФГТ к структуре ООП ДО и ФГОС ДО. Определить различия. 2.Изучить психологический аспект деятельностного подхода и письменно изложить его ключевые моменты. 3.Описать педагогическую технологию, носящую деятельностный характер (по выбору) и проанализировать ее. 4.Подготовить разработку игры (игровой ситуации). 5.Описать одну из форм работы с одаренными детьми в условия ДОО (по выбору). 6.Разработать план реализации конкретного проекта с участием всех участников отношений в сфере образования с указанием этапов. | 1. Провела краткий сравнительный анализ ФГТ к структуре ООП ДО и ФГОС ДО. Определила различия. 2.Изучила психологический аспект деятельностного подхода и изложила его ключевые моменты. 3.Описала игровую технологию, носящую деятельностный характер и проанализировала ее. 4.Подготовила разработку сюжетно-ролевой игры «Кормление куклы Кати» 5.Описала дидактическую игру-головоломку «Танграм» - одну из форм работы с одаренными детьми в условия ДОО. 6.Разработала план реализации проекта «Поможем птицам перезимовать» с участием всех участников отношений в сфере образования с указанием этапов. |
2.Краткий отчет слушателя о выполнении самостоятельной работы
Задания самостоятельной работы выполнены в полном объеме.
«19» мая 2018 г. Подпись____________________
3.Заключение руководителя самостоятельной работой слушателя
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«____» ______________ 2018 г. Подпись _____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое мероприятие для курсов повышения квалификации. " Современные подходы к организации сотрудничества ДОУ и семьи". Игровое тематическое бинарное занятие детей среднего возраста с родителями по теме: " В мире сказок".
В игровом тематическом бинарном занятии раскрыты задачи по привлечению родителей и детей к спортивно - театрализованной игре. Стояли задачи по закреплению знаний детей о русских народных сказках, разв...
Консультация "Обновление содержания дошкольного образования в условиях вариативных моделей дошкольного образования"
Консультация «Обновление содержания дошкольного образования в условиях вариативных моделей дошкольного образования»...
Программа по самообразованию «Проектирование развивающей предметно- пространственной среды дошкольной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования»
Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе методической деятельности в дошкольной организации.Программа ориентирована на...
Эффективное управление обновлением содержания дошкольного образования в ДОУ как основа повышения качества образования.
Профессиональные установки, выраженные в направленностях на взаимодействие....
Курсы повышения квалификации "Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" 2022-2023
quot;Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" (108ч)...
2.1.2 Курсы повышения квалификации «Технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ по ФГОС ДО»
Удостоверение...
Мастер-класс для педагогов "Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста в условиях обновления содержания дошкольного образования" (презентация)
Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании ...