Доклад "Макет, как игровая познавательно-развивающая среда в ДОУ."
методическая разработка

Светлана Александровна Шинкарева

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий и есть творческое поведение. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему и видоизменяющим свое настоящее. В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования., А творчество не возможно без познания чего-то нового, неизведанного, интересного.

В дошкольном возрасте   самостоятельная деятельность  развивается чрезвычайно интенсивно. Возникают специальные способы познания,  ориентации, такие как экспериментирование с новым материалом и моделирование. Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическими преобразованиями предметов и явлений, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи, зависимости, эти преобразования превращаются в своеобразную деятельность, в которой осуществляется познание свойств объектов. Именно в это время появляется  интерес к  ручному труду ,  изготовлению макетов, конструированию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maket_kak_igrovaya_sreda.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

Шинкарева Светлана Александровна,

воспитатель Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

детский сад общеразвивающего вида № 70, г Ангарск

Макет, как игровая познавательно-развивающая среда в ДОУ.

Введение.

СЛАЙД 1 Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое.

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий и есть творческое поведение. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему и видоизменяющим свое настоящее. В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования., А творчество не возможно без познания чего-то нового, неизведанного, интересного.

Познание в дошкольном возрасте носит преимущественно эмоционально-образный характер и основывается на большой любознательности, пытливости ребенка.

В этом возрасте   самостоятельная деятельность  развивается чрезвычайно интенсивно. Возникают специальные способы познания,  ориентации, такие как экспериментирование с новым материалом и моделирование. Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическими преобразованиями предметов и явлений, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи, зависимости, эти преобразования превращаются в своеобразную деятельность, в которой осуществляется познание свойств объектов. Именно в это время появляется  интерес к  ручному труду ,  изготовлению макетов, конструированию.

СЛАЙД 2  Проблема:

В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста: в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.

Причины, препятствующие развитию познавательной активности:

• готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить;

• дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»;

• дети слабо владеют познавательными действиями.

Актуальность

В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование метода проектной деятельности, направленного на развитие творческих и познавательных способностей детей в различных видах деятельности.

СЛАЙД 3 Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

 Приоритетным направлением любого воспитателя является использование нетрадиционного подхода, способствующего решению многих вопросов и задач.

ТАК КАК  Одним из перспективных способов развития является макетирование, его применение открывает  ряд дополнительных  возможностей работы с детьми. Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность ставить многие цели:

•        Формирование устойчивого интереса к объектам и явлениям окружающего мира.

•        Активизация творческих возможностей, творческого самовыражения, самостоятельного познавательного действия;

•        Развитие детской впечатлительности, фантазии, инициативы и коллективного творчества;

•        Привлечение семьи к взаимодействию в вопросах организации игр с макетами.

СЛАЙД  4 ФГОС  в дошкольном образовании направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

ВСЕ МЫ ЗНАЕМ,что

Знакомство с окружающими явлениями природы возможно не только посредством наблюдений, изготовлением поделок из природного материала - большую помощь может оказать макетирующая деятельность. Чаще всего прослеживание за изменениями развивающихся организмов или созданных явлений природы, социальными явлениями, природными поясами земли, зависимостью природных сообществ рождает объективные трудности для детей. Это и вызывает необходимость макетирования объектов природы, предметного мира.

СЛАЙД 5 Вот почему мы, собственно и стали работать в этом направлении:

Главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта.

Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок способствует выразительности речи.

Тесна связь макетирования и математики. В процессе работы дети закрепляют такие математические понятия, как пространство, количество, размер и др.

Большое значение макетирование имеет в развитии детского игрового творчества. Макет - это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты. Макет может быть: напольным, и тогда он имеет более крупные конструкционные объемы; настольным, тогда размер ограничивается размером стола или его части; подиумным (на специальных подставках-подиумах); настенным в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний - картина. Интересный и любимый вариант - макеты в специальных стеклянных шкафах и полках.

Макетирование создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с разным по фактуре, по качеству, по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека, время активного познания окружающего мира, где немаловажная роль отводится развитию эмоциональных и творческих способностей, как правило в детском саду этому способствуют различные виды деятельности: занятия, игры, наблюдения, чтение художественной литературы.

             

СЛАЙД 6 Макеты – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для разностороннего развития  детей.  Они имеют разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

  • закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме;
  • активизация лексического словаря;
  • развитие монологической и связной речи;
  • развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;
  • формирование навыков сочинительства;
  • развитие общей и мелкой моторики рук;
  • формирование творческих способностей;
  • воспитание доброжелательности;
  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе

Виды деятельности, в которых можно использовать макеты:

НОД по развитию речи;

НОД по ознакомлению с окружающим и социальной  

действительностью;

НОД по ручному труду, конструированию и лепке;

Дидактические игры;

Сюжетно – ролевые игры, режиссерские,  настольный театр ().

Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности.

Макеты – это форма организации образовательного  и игрового пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития рече творчества как для детей 2-3лет, так и для детей старшего возраста.

В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполняя одну или несколько ролей. Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме. (ПРИМЕР- ситуация в семье, на дороге…) Для того чтобы эта игра получила своё развитие в дошкольном учреждении нужен, прежде всего, универсальный макет

СЛАЙД  7 Макеты условно делятся на два типа:

  1. Макеты-модели- представляют собой уменьшенные целостные объекты(слайд 6).

СЛАЙД  8 2. а) Макеты-карты - большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, мост-эстакада).

СЛАЙД 9 б) Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река, которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами – деревья, домик, изгородь. (слайд 8)

Для развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал разнообразный по содержанию. В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Они меняют макеты, дополняют предметами, могут соединять два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события, например, макеты «Зоопарк», «Парк динозавров», «Дом», «Наша улица», «Дорожное движение» и др.  

В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Объединив процессы создания макета и режиссерской игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени.

Требования к макету:

Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно, служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры;

ТОТ ЖЕ СЛАЙД  Вашему вниманию я хотела бы представить макеты, которые сделаны своими руками для развития пространственно-познавательной среды в группе.

Через любой наш игровой макет решаются задачи из различных областей познания.

Например, представленные макеты «Улицы города», «Пожарная часть», «Кукольные домики» предполагают интеграцию таких областей как: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы». Макеты «Маша и медведь», «Аленький цветочек» интегрируют знания детей в области экологии, ботаники и безопасности, а «Русская изба» и «Кукольные домики» знакомят с историей человеческого жилья и быта. Макеты на космическую тематику позволяют не только познакомиться с космическими объектами, но и развивают фантазию в конструировании летательных аппаратов и речетворчество в составлении фантастических рассказов, приключенческих историй и т.д.

Обратимся к презентации наших проектов (см. презентацию).

 СЛАЙДЫ по порядку.

Последний СЛАЙД

Результатом нашей творческой деятельности по макетированию является:

  • создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по развитию игровой предметно-пространственной среды в ДОУ, расширение кругозора и самостоятельных познавательных действий детей.

Вывод:

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий и есть творческое поведение. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования.

Макеты  – это:

  • формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка.
  • результат творческой конструктивной деятельности детей, (детей и педагога), направленной на создание специального игрового пространства, в котором затем происходит развитие различных игровых ситуаций, в том числе и режиссерской игры (ст. дошкольный возраст).
  • макет обязательно должен обыгрываться и носить не только экспонатную значимость, но и использоваться, как специальная игровая среда для закрепления знаний из различных образовательных областей: познание, а также коммуникация, художественное творчество, социализация и др. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками и другие.

Таким образом, использование макетов в качестве игровой предметно-пространственной среды способствует развитию общей культуры, нравственному, патриотическому, эстетическому воспитанию детей, что решает задачи всех образовательных областей, представленных в ФГОС.

Я убеждена, что макетирование займет достойное место в процессе творческой деятельности детей в любом детском саду нашего города.

Материал может быть полезен воспитателям детского сада с целью обогащения развивающей предметно-пространственной среды группы, а также для психологов и социальных педагогов, как воссоздание и воспроизведение различных жизненных ситуаций, в которых мог оказаться ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Как организовать познавательно-развивающую среду в семье»

От отношения окружающих взрослых к позновательной активности ребенка от того на сколько, правильно взрослые смогут создать  на каждом этапе окружающую среду, отвечающую возможностям и потребностя...

Презентация к докладу "Макет, как игровая познавательно-развивающая среда в ДОУ"

В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста: в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой познавательной акти...

Опыт работы "Макет как игровая познавательно-развивающая среда в экологическом воспитании".

Опыт работы "Макет как игровая познавательно-развивающая среда в экологическом воспитании"....

"Познавательная развивающая предметно-пространственная среда."

          Образовательная  (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, — это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей...

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...