Программа "Экологическая лаборатория "Мы - исследователи"
рабочая программа (старшая группа)
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные, самостоятельные, конструктивно мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperim.programma_novaya.docx | 73.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей №41 «Лесная сказка» города Лесосибирска»
ПРОГРАММА
в рамках реализации программы Красноярского края «Кадровое обеспечение технологического лидерства» на 2017-2020 годы
«Экологическая лаборатория «Мы-исследователи»
Коллектив авторов:
Пригодская О.В
Паркачева С.А
Степанова Е.М
Щукина-Моторина В.С
Лялина И.А
Вдовина С.Н
Воронцова О.А
Данилович Т.Г.
Шерстобитова Л.А
г. Лесосибирск,
2018
Содержание
Введение | 3 | |
1. | Целевой раздел | 4 |
1.1. | Цели и задачи реализации программы | 4 |
1.2. | Принципы и подходы к формированию программы | 4 |
1.3. | Характеристика возрастных особенностей детей | 5 |
1.4. | Планируемые результаты освоения программы | 6 |
2. | Содержательный раздел | 7 |
2.1. | Интеграция образовательной области «Познавательное развитие» с другими областями | 8 |
2.2. | Описание вариативных форм, методов и приёмов | 9 |
2.3. | Описание способов и направлений поддержки детской инициативы и самостоятельности | 10 |
2.4. | Этапы освоения познавательно-исследовательской деятельности | 12 |
2.5. | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 12 |
2.6. | Описание содержания коррекционной работы и/или инклюзивного образования | 13 |
3. | Организационный раздел | 13 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение программы | 13 |
3.2. | Методические материалы и средства познавательно-исследовательской деятельности | 14 |
3.3. | Распорядок и режим | |
3.4. | Организация развивающей ППС | 16 |
3.5. | Педагогическая оценка индивидуального развития детей | 17 |
4. | Дополнительный раздел | 19 |
Литература | 20 | |
Приложение | 21 |
Введение
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
(Китайская пословица)
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Основным условием, которое обеспечивает развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, является наполненная информацией среда, а также целенаправленный и постоянный «сбор информации» о предметах и явлениях окружающей действительности.
Образовательная программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста (далее - Программа) разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года);
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 29.05.2013 г., регистрационный № 28564);
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ « Детский сад №41 «Лесная сказка».
Программа по познавательному развитию детейстаршего дошкольного возраста является структурной единицей основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программа).
Реализация программы предусматривает решение ведущих целей и задач, отраженных в общей направленности Программы, и конкретных задач образовательной области «Познавательное развитие».
В программу познавательно-исследовательской деятельности входит блок с использованием на занятиях детских литературных произведений, как средства развития исследовательских умений. Знания детей, сформированные самостоятельно в процессе экспериментирования и подтвержденные содержанием литературных произведений, могут быть богаче и глубже.
В ходе обсуждения литературных произведений дети учатся видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать собственные представления; в ходе исследования содержания - делать выводы и умозаключения, аргументировать свои ответы, доказывать и защищать свои идеи.
I. Целевой раздел
1.1. Цель и задачи реализации Программы
Цель: создание условий для познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создавать условия для развития детской инициативы, самостоятельности и познавательной активности; - формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира объектах живой и не живой природы, природных явлениях, их свойствах и взаимосвязях), о городе Лесосибирске, об особенности климатических условий, специфики промышленности, социокультурных экологических традиций (акции, проекты, мероприятия).
- формировать элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире посредством литературных произведений познавательного характера;
2. Способствовать развитию мыслительных способностей: умению анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выдвигать гипотезы (предположения), устанавливать взаимосвязи;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- развивать любознательность, творческий потенциал, фантазию, воображение;
3. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам и взрослым в процессе общения и бережное отношение к живой природе.
1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Программа разработана в соответствии с системно-действенным, личностно-ориентированным, культурологическим и деятельностным подходами в воспитании, обучении и развитии детей старшего дошкольного возраста.
Системно-действенный подход- это организация познавательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребёнка. Данный подход предполагает наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться, освоить)
Личностный подход в широком значении предполагает отношение к каждому ребёнку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть.
Культурологический подход ориентирует образование на формирование общей культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей.
Программа разработана с учетом следующих принципов:
- принцип систематичности и последовательности предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- принцип психологической комфортности (взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи);
- принцип деятельности (создаются условия для самостоятельных детских открытий в процессе обсуждения литературных произведений);
- принцип целостности (у ребенка формируется целостное представление о мире, самом себе и своих возможностях);
- принцип вариативности (в процессе исследования детям предоставляется возможность выбора способа действия, материалов и видов деятельности);
- принцип научности предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
1.3. Характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Характеристика возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста (6год жизни)
При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.
В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задание бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов.
При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.
Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. Составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации.
Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгому соблюдению правил безопасности.
Характеристика возрастных возможностей детей подготовительного дошкольного возраста (7 год жизни)
В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Если дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. Доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют детям огромную радость.
В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах:
1) дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания;
2) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования (ФГОС ДО п.4.6)
Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Достижения ребенка шести лет:
- умеет использовать обобщённые способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий;
- умеет определять характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов;
- умеет получать информацию о новом объекте в процессе его исследования, интересуется, задает вопросы;
- умеет действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом;
- умеет определять алгоритм собственной деятельности;
- умеет с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно – исследовательской деятельности.
Достижения ребенка семи лет:
- проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – в опытно-экспериментальной, игре, в поисках интересной информации и др.;
- имеют первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира объектах живой и не живой природы, природных явлениях, их свойствах и взаимосвязях), о городе Лесосибирске, об особенности климатических условий, специфики промышленности, социокультурных экологических традиций (акции, проекты, мероприятия).
- сформированы элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире посредством литературных произведений познавательного характера.
- выдвигают гипотезы и предположения, не боясь ошибиться, а затем проверяют их на практике.
- умеет самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом: ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм, корректировать свою деятельность;
- активно и с большим удовольствием делятся «добытой» информацией с детьми, своим опытом с дошкольниками детских садов (сетевое сотрудничество с другими садами)
- умеет самостоятельно устанавливать связи и отношения между системами объектов и явлений с применением различных средств;
- активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, в решении проблемных ситуаций, оказывая помощь друг другу.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Данная программа направлена на знакомство детей с объектами живой и неживой природы и их свойствами (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.) и рукотворным миром (материалы и их свойства). Формирование представлений об экологической обстановке нашего города и края, растительным и животным миром. Знакомство с различными материалами проходит на практике с использованием таблицы сенсорного обследования: рассмотрели, потрогали, послушали, понюхали, предположили, высказали своё отношение к объекту исследования. Все обследование проходит с комментариями детей, что они чувствуют, ощущают. Если объект обсуждения не может быть представлен практически, то используется наглядный материал: картинки (гроза, град, молния и др.), слайды (разные виды гор), макеты (остров, вулкан), видеофильмы (знакомство с различными природными зонами).
Процесс познания детьми окружающей действительности так же происходит на основе литературных произведений, содержание которых, в свою очередь, мотивирует детей к познавательно-исследовательской деятельности. При организации совместной детско-взрослой деятельности познавательный интерес к окружающей действительности характеризуется переходом от обсуждения литературного произведения к опытно-экспериментальной деятельности.
В процессе восприятия, обсуждения литературных текстов, а затем в процессе исследовательской деятельности у детей появляются новые способы познания и познавательные интересы, развивается эмоционально-чувственное постижение окружающей действительности. В связи с этим, познавательное содержание образовательного процесса получается эмоционально окрашенным, вызывает у ребенка эмоциональный отклик и интерес.
Особое значение имеет опытно-экспериментальная деятельность, когда ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем находит решение проблемных ситуаций. В процессе поиска вариантов решения уточняются представления детей о свойствах и качествах объектов, совершенствуется умение классифицировать, сравнивать, обобщать, формируются основы логического мышления.
При использовании разнообразных приемов повышения активности ребенка в познавательно - исследовательской деятельности прослеживается следующее:
- Обеспечивается интерес к предстоящей деятельности через мотивацию, образность, эмоциональность. Значимость и необходимость участия каждого в деятельности;
- Стимулируется исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («как?», «что узнаешь при этом?»);
- Помогает составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки, чертежи);
- Используются приемы развития творческого воображения.
Накопления ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области.
2.1. Интеграция образовательной области «Познавательное развитие» с другими образовательными областями
Особенностью программы является интеграция различных видов детской деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, которое обеспечивает разностороннее развитие ребенка. Познавательная деятельность интегрируется с другими видами деятельности: поисково-исследовательской, игровой, речевой, трудовой, изобразительной, чтение художественной литературы, музыкальной, конструктивной. Дети познакомятся с простейшей экспериментальной деятельностью.
«Речевое развитие» хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.
«Художественно-эстетическое развитие» Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
«Социально-коммуникативное развитие» приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.
«Физическое развитие» использование подвижных игр и упражнений для реализации задач образовательной области «Познавательное развитие».
«Познавательное развитие» включает в себя:
- Формирование элементарных математических представлений.
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
- Ознакомление с предметным окружением.
- Ознакомление с социальным миром.
- Ознакомление с миром природы.
2.2. Описание вариативных форм, методов и приемов
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные, самостоятельные, конструктивно мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств, как уверенность в себе, коммуникабельность.
Формы педагогической работы с дошкольниками:
1. НОД (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные).
Дошкольникам задаются вопросы, проблемные ситуации: “Какой песок легче - сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде - камень, песок или дерево, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети ответят на вопрос, проверить с помощью опыта. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывав у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.
2. Игры-эксперименты.
3.Сетевое сотрудничество с другими садами, где «ребёнок –консультант» активно и с большим удовольствием делится «добытой» информацией, своим опытом с дошкольниками других детских учреждений.
4. Проектирование.
5. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии.
6. Слушание и обсуждение произведений детской художественной и познавательной литературы.
7. Развлечения и досуги, детские конференции, квесты.
Методы:
- Методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);
- Метод проблемного обучения (знания даются не в готовом виде, а в виде проблемы. Тогда обучение становится творческим поиском, оно становится интересным, пробуждает инициативу и жажду познания).
- Словесный (диалог, рассказ, чтение)
- Наглядный (наблюдение, демонстрационный)
- Практический (опыты и эксперименты)
Опыт используется как способ решения познавательной задачи:
Например, \на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий…Убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта:/дети видят, что снег тает и образуется грязная вода. «Кто же положил сюда грязь? Никто. Значит, снег был грязный», - делают вывод дети.
Приемы: беседа, удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы, ситуации, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением, инструкции, постановка вопроса, чтение литературы, загадки, показ (демонстрация) опыта и т.д.
2.3. Описание способов и направлений поддержки детской инициативы в ПИД.
При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Зачастую, дети, на многие свои «почему», ищут ответы, совместно с родителями дома, а на следующем занятии делятся добытой информацией с детьми.
Наличие схем, пооперационных карт последовательности деятельности, помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
В подготовительной группе начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности.
События, вызывающие интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования:
- Реальные события, происходящие в данный период
- Специально «смоделированные» воспитателем
- Воображаемые события, происходящие в художественном произведении
- События, происходящие в жизни группы.
Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребёнку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребёнка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.
Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма….
Правила выбора темы:
Тема должна быть:
- Интересна ребенку, должна увлекать, удивлять
- Выполнима, ее решение должно принести пользу участникам исследования
- Оригинальна, в ней необходим элемент неожиданности, необычности
- Чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро
Учитывать:
- Возможный уровень решения
- Желания и возможности
Таким образом, поддержка инициативы детей осуществляется через:
- Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- Не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).
Для формирования детской самостоятельности педагог выстраивает образовательную среду таким образом, чтобы дети могли учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами.
2.4. Этапы освоения познавательно-исследовательской деятельности
Алгоритм экспериментальной деятельности
- Выбор темы
- Определение гипотезы и цели исследования детьми
- Составление плана, подбор материалов
- Самостоятельное действие
- Формулирование и фиксация результатов
Алгоритм познавательно-исследовательской деятельности через детские литературные произведения:
Этап 1 – слушание литературного произведения и осознание проблемы. При восприятии литературного произведения и его анализе дети дифференцируют известное и неизвестное, активно стремятся добывать информацию доступными способами.
Этап 2 – формулирование целей и задач исследования. В этом возрасте дошкольники могут сформулировать задачу при поддержке взрослого и самостоятельно. Если инициатива исследования принадлежит педагогу, дети с интересом слушают и хорошо понимают сказанное.
Этап 3 – продумывание хода эксперимента. Обычно ход эксперимента предлагает педагог, но ценность данного этапа возрастает, если дети принимают непосредственное участие в выборе вариантов. Дошкольники участвуют в разработке отдельных моментов последовательности проведения сложных опытов или самостоятельно предлагают ход простейших опытов, особенно если они являются ответом на их вопрос.
Этап 4 – прогнозирование последствий своих действий. Постепенно воспитанники старшей и подготовительной групп приобретают способность прогнозировать последствия своих действий, начинают строить простейшие гипотезы. В результате проведения эксперимента могут подтвердить гипотезу или отказаться и строить новую.
Этап 5 – выполнение эксперимента. Обычно дети участвуют в совместной со взрослым исследовательской деятельности в других случаях – исследуют самостоятельно. При коллективной деятельности могут спланировать работу и разделить обязанности между собой.
Этап 6 - фиксирование результатов исследования. Дети знакомы с разными способами фиксации результатов; используют графические и практические способы фиксации результатов исследований; начинают осваивать письменные способы и моделирование.
Этап 7 – анализ полученных результатов. Дети старшего дошкольного возраста умеют сравнивать объекты между собой, находят не только различия, но и сходство. Начинают группировать объекты и явления по нескольким признакам. Видят 2-3 звена причинно-следственных связей. В простых случаях могут самостоятельно проанализировать результат.
Этап 8 – словесный отчет об увиденном. Дети способны дать полное, красочное описание увиденного, если оно произвело на них впечатление; могут составить развернутый рассказ. Для успешного освоения данного этапа нужна не директивная помощь взрослых.
2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Основная задача педагога - привлечение родителей к сотрудничеству с детьми и детским садом.
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому нужно привлечь родителей к активной помощи.
Например: Детям даётся домашнее задание «Загрязнить, а затем очистить воду с помощью самодельного фильтра», снять на камеру, комментируя свои действия». Родитель в это время снимает ребёнка на камеру, помогает, направляет ребёнка на выполнение задания. А затем просматриваем проделанную работу со всеми детьми в группе, анализируя её.
Родители помогают детям в поиске интересной информации на заданную тему, готовят презентации, а затем дети самостоятельно представляют её товарищам.
Кроме этого, родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.
Родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.
Для просвещения родителей проводятся консультации. Например: «Как организовать и провести простейшие эксперименты в домашних условиях»; информационные памятки, буклеты.
Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Наши домашние питомцы».
Участие родителей в Днях открытых дверей, где родители посещают занятия.
День самоуправления – родитель пробует себя в роли педагога и т.д.
Формы работы:
Информационные (например, устные журналы, рекламные буклеты, листовки, памятки и консультации)
Организационные (анкетирование)
Просветительские (консультирование, тематические встречи, организация тематических выставок, беседы, конференции и др.).
Организационно - деятельностные (совместные детско-родительские проекты, выставки работ, участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение), совместное творчество детей, родителей и педагогов, создание семейного портфолио, помощь в сборе природного и бросового материала для творческой деятельности детей, экскурсии и походы; поиск информации, совместно с ребёнком на заданную тему; участие в Днях открытых дверей, в дне самоуправления и др.).
2.6. Описание содержания коррекционной работы и/или инклюзивного образования
Соответствуют основной образовательной программе дошкольного образования (пункт 2.7 стр. 91) (http://les-ds41.ru/wp-content/uploads/2016/11/Программа-МБДОУ-41-Лесная-сказка-2015-—-финал.pdf)
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально - техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение программы ПИД обеспечивает полноценное развитие личности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и другим людям. Требования к материально-техническим условиям реализации программы ПИД:
- требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой
Данные требования соответствуют ООП ДО МБДОУ «Детский сад №41 «Лесная сказка»(http://les-ds41.ru/wp-content/uploads/2016/11/Программа-МБДОУ-41-Лесная-сказка-2015-—-финал.pdf, стр. 81-82)
3.2. Методические материалы и средства познавательно – исследовательской деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие» | |
Методические материалы | 1.Парциальная программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» С.Н Николаева 2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»; 3. СоломенниковаО.А . Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. 5-6 лет. ФГОС «Мозаика-Синтез», 2015 4. Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС «Мозаика-Синтез», 2015 5. Рыжова Н.А. «Воздух-невидимка»; 6. Рыжова Н.А. «Волшебница Вода»; 7. Комплексные занятия (все возрастные группы) (2004) – авт. Т.М. Бондаренко 8. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. СПб.: «Детство-Пресс», 2004. 9. Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной к школе группе. Воронеж, ООО «Метода», 2013, -216 с. 10. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ИПЛакоценин, С.С., 2010, -128с. |
Уголок экспериментирования | 1. Материалы, находящиеся в Уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. Содержание уголка: Приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски). Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и т. д. Разработки картотеки опытов и экспериментов: «Опыты с водой», «Опыты с песком» и др. Альбомы: «Край мой родной», «Мой любимый город», «Морские жители и жители аквариумов», «Комнатные растения, садовые и полевые цветы», «Растения нашего края», «Природа и фантазия», «Необыкновенный мир магнитов», и др. Дидактические пособия и игрушки Игрушки для сенсорного развития (цвет, форма, размер, тактильные ощущения и пр.), наборы для классификаций. Кубики, шарики, всевозможные вкладыши (в рамку, в основание, один в другой, пазлы, мозаики, лото, домино. Блоки Дьенеша, «Квадраты», палочки Кьюизенера и пр. Наглядные пособия, иллюстрации художников. Аудиозаписи со звуками природы, голосами птиц и др. Игрушки и оборудование для экспериментирования Игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком, снегом (комплекты различных формочек, грабли, совки, сита, сосуды для переливания, ведра, лопатки и пр.) Разноцветные пластиковые мячики, ракушки и пр. Непромокаемые фартуки. Вертушки, флюгеры для наблюдений за ветром, крупные лупы и пр. Строительные материалы и конструкторы Строительные наборы (деревянные, пластмассовые) разного размера, конструкторы разного размера, в том числе типа Лего. |
3.3. Распорядок и режим дня
Работа проводится в старших и подготовительных группах, в специально оформленной экспериментальной лаборатории, в первой половине дня по расписанию.
- Продолжительность – 25-30 минут.
- Периодичность: 2 раз в неделю: 1 раз фронтально (всей группой) теоретическая, игровая часть; 1 раз подгруппой – практическая (экспериментальная деятельность).
Программа реализуется в рамках:
- совместной деятельности педагога и детей;
- самостоятельной деятельности детей;
- в совместной ситуативной деятельности детей и родителей в домашних условиях.
Содержание занятий строится на основе календарно-тематического планирования, которое носит рекомендательных характер, может варьироваться воспитателем, исходя из педагогической целесообразности и конкретных интересов детей группы. (Приложение №1)
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды по ПИД
Познавательно-исследовательская деятельность проводится преимущественно в помещении «Зимнего сада» и групповых помещениях ДОУ.
Особенности РППС
Объекты:
- Растения (лавр, фикус, финиковая пальма, пальма юкка, бегонии, традесканции, герани, щучий хвост (сансевиера, спатифиллумы, хлорофитум, плющ обыкновенный, панданусы, кактусы, цитрусовые, суккуленты, циперусы, шефлеры, монстеры.)
Работа со схемой растений, уход за растениями, пересадка, посев семян.
2. Животные (крол и крольчиха, две черепахи, два попугая разных пород, большие улитки ахатины, ионовые рыбки, рыбки данео, тритон, астронотусы).
Объекты для исследования
1. Наборы исследователя.
2. Прозрачные и непрозрачные емкости.
3. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.
4. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
5. Резиновые груши разного размера.
6. Пластиковые, резиновые трубочки.
7. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
8. Пластиковые контейнеры.
9. Рулетка, линейка.
10. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.
11. Щетки, совки.
12. Цветные прозрачные стеклышки.
13. Лупы, зеркала, магниты.
14. Лопатки, грабли, лейки, дозаторы, опрыскиватели.
15. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.
16. Клетки, кормушки, поилки, аквариумы, террариум, продукты питания.
17. Наборы для исследования и опытов с песком.
Материалы:
1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь, сода пищевая.
2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).
3. Йод, зелень бриллиантовая.
4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.
5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
6. Разнообразные предметы для работы с водой и магнитами.
7. Прозрачные (из оргстекла) цветочные горшки и тазы.
Образно-символический материал:
1.Календарь природы (погоды)
2.Карта
3.Атласы
4.Глобус
Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек.
3.5. Педагогическая оценка индивидуального развития детей
Показатели и критерии уровня овладения детьми исследовательской деятельностью (А.И. Савенков)
Показатели и критерии | Уровни | Методы отслеживания | ||
Высокий уровень (+) | Средний уровень (-/+) | Низкий уровень (-) | ||
1. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему). | Самостоятельно видит проблему | Иногда самостоятельно, но чаще с помощью воспитателя. | Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске. | Наблюдение в процессе выделения проблемы. |
2.Формулирование вопросов. | Формулирует вопросы. | Формулирует вопросы совместно с воспитателем. | Наблюдение в процессе формулировки вопросов, анализ вопросов. | |
3. Целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы). | Самостоятельно (в группе). Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). | С помощью воспитателя. Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). | С помощью воспитателя. | Наблюдения за процессом деятельности, отчетом о результатах. |
4.Выдвижение гипотез и решения проблем. | Активно высказывает предположения, гипотезы (много, оригинальные), предлагает различные решения (несколько вариантов). | Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение. | Наблюдение. | |
5.Способность описывать явления, процессы. | Полное, логическое описание. | Не совсем полное, логическое описание. | Наблюдение за деятельностью, отчет о результатах исследования. | |
6.Формулировка выводов и умозаключений. | Формулирует в речи, достигнут или не результат, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы. | Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого. | Затрудняется в речевых формулировках, не видит ошибок, не умеет обсуждать результат. | Анализ высказываний отчётов. |
7. Степень самостоятельности при проведении исследования. | Самостоятельно ставит проблему, отыскивает метод ее решения и осуществляет его. | Педагог ставит проблему, ребенок самостоятельно ищет метод ее решения. | Педагог ставит проблему, намечает метод ее решения, ребенок осуществляет поиск при значительной помощи взрослого. | Наблюдение в процессе работы на занятии, в группах. |
- ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста является структурной единицей основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программа). Составлена на основе программы экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» С.Н Николаева.
Структура программы включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений и направлена на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ - создание условий для познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи и направления образовательной области «Познавательное развитие» (ФГОС, п. 2.6.)
1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
2. Формирование познавательных действий, становление экологического сознания;
3. Развитие воображения и творческой активности, инициативы и самостоятельности;
4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира объектах живой и не живой природы, природных явлениях, их свойствах и взаимосвязях), а также возможностях использования ресурсов виртуальной среды.
5. Формирование представлений о городе Лесосибирске, об особенности климатических условий, специфики промышленности, социокультурных экологических традиций (акции, проекты, мероприятия).
6. Создание условий для самостоятельного построения ребенком собственной теории, гипотезы относительно наблюдаемых явлений и событий.
Познавательно-исследовательская деятельность проводится преимущественно в помещении «Зимнего сада» и групповых помещениях ДОУ.
Задача воспитателя:
- создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения;
- поиск новых творческих решений.
Педагог дает совет, задает наводящие вопросы, активизирует имеющийся у ребёнка прошлый опыт, нацеливает на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывает у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.
Для плодотворного сотрудничества с родителями определяются задачи, приоритетные для соответствующего возраста, которые реализуются через следующие направления:
- Педагогический мониторинг;
- Педагогическая поддержка;
- Педагогическое образование;
- Совместная деятельность педагогов и родителей.
Литература:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г
- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
- Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
- Баталина Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 13-18.
- Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС «Мозаика-Синтез», 2015
- Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель». – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 96 с.
– М.: Аркти, 2004.- 144с. - Дыбина. О.В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. -192с.
- Образовательная программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей 4-7 лет «Растишка с книжкой» Ерфеева А.Н, Калинина О.Н., Богданова В.В.,2018.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика/Синтез, 2014. — с. 368 с.
- Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» С.Н Николаева. — М.: Мозаика/Синтез, 2010.
- Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению А.И. Савенков. – М., 2006.
Приложение.
Календарно-тематическое планирование в старшей группе.
Октябрь месяц
1 неделя Тема недели: | 2 неделя Тема недели: «Лес – точно терем расписной» | 3 неделя Тема недели: «Домашние животные» | 4 неделя Тема недели: «Птицы» |
«Знакомство с планшетами» Умение определять свойства предметов (тонет-плавает; горит-не горит; магнитит-не магнитит) | «Хвойные и лиственные деревья» Формировать умения на ощупь отличать деревянные предметы, свойства дерева. Умение различать лиственные от хвойных деревьев по голым веточкам. Проблемная ситуация: Помочь кузнечику перебраться на тот берег Енисея, придумать способы. Д/З: Проверить будет ли держаться на плову плот, сделанный из шишек, набранных в пакет. | Сказка «Два ослика», свойства поролона и соли. Развивать собственный познавательный опыт через экспериментально-практическую деятельность. Умение логически мыслить отвечая на вопрос в сказке, находить пути решения. | Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Хотела Галка пить» Развивать собственный познавательный опыт через экспериментально-практическую деятельность. Расширять представления о взаимосвязи в неживой природе. |
Ноябрь месяц
1 неделя Тема недели: «Моя семья, город, страна» | 2 неделя Тема недели: «Домашние животные» | 3 неделя Тема недели: «Дикие животные и детёныши» | 4 неделя Тема недели: «Спорт» |
«Почему гусь сухой, а курица мокрая?» Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Расширить кругозор детей о водоплавающих птицах. (Поговорки «как с гуся вода», «мокрая как курица») | «Знакомство с улиткой и черепахой» Цель: поддерживать и развивать интерес детей к природе. Уточнить знания детей об улитках и черепахе, об их особенностях внешнего вида и поведения. Рассматривание, наблюдение. (конспект) Сравнивание, сходства и отличия. | «Викторина о домашних животных». Закрепление знаний о домашних животных. | «Свойства воды». Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. |
Декабрь месяц
1 неделя Тема недели: «Зимушка-зима в гости к нам пришла» | 2 неделя Тема недели: | 3 неделя Тема недели: | 4 неделя Тема недели: |
«Очистка воды» Создать условия для очистки воды разной загрязнённости. (Вода с землёй, мукой, с солью, краской) | «Свойства снега» Формировать навыки обследования снега. Анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. | «Угощение для птиц» Изготовление из крупы, семечек, желатин, крахмал) | «Свойства льда» Формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда; - развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем; |
Январь месяц
1 неделя Тема недели: | 2 неделя Тема недели: | 3 неделя Тема недели: | 4 неделя Тема недели: |
Каникулы | Каникулы | «Компас» Найди клад. Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями. Каждый ребенок кладет компас на ладонь. В результате дети еще раз выясняют, где север, где Игра «Команды». Например: сделать два шага на север…Научите детей находить с помощью компаса запад и восток, выясните, что обозначают буквы – С, Ю, З, В. Игра «Найди клад» | «Свойства воздуха» Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; он находится вокруг нас, воздух можно почувствовать. Беседа о свойствах воздуха, игры «Что в пакете», «Узнай по запаху», опыт «Взвешивание воздушных шаров», «Игры с соломинкой» |
Февраль месяц
1 неделя Тема недели: | 2 неделя Тема недели: | 3 неделя Тема недели: | 4 неделя Тема недели: |
«Древесина и металл, ее качества и свойства» Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла. | «Тонет-не тонет» Расширить представления о свойствах воды: тяжёлые предметы – тонут, а лёгкие – плавают. | «Бумага, ее качества и свойства» Упражнять в умении узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). | «Мыльные чудеса» Познакомить детей с процессом изготовления мыльных пузырей с целью применения полученных знаний в продуктивной деятельности. Помочь клоуну изготовить мыльный раствор по схеме. (работа по схеме-практическая часть) -Добавляем в раствор гуашь. - Рисование мыльными пузырями. |
Март месяц
1 неделя Тема недели: | 2 неделя Тема недели: | 3 неделя Тема недели: | 4 неделя Тема недели: |
Ткани, её свойства. Упражнять в умении узнавать предметы, сделанные из ткани, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). | Где живет электричество? Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества. Проблемная ситуация: Игрушка не работает (нет батарейки) Опыты с шарами, расчёской. | Посадка бархатцев на рассаду. Уточнить знания детей о посадке семян в грунт. Из чего состоит грунт. | «Путешествие в прошлое бытовых приборов» Создание условий для расширение кругозора детей о прошлом бытовой техники. |
Апрель месяц
1 неделя Тема недели: | 2 неделя Тема недели: | 3 неделя Тема недели: | 4 неделя Тема недели: |
«Солнце, Земля и другие планеты» (Сила притяжения, невесомость) Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее. | «Извержение вулкана» Познакомить с природным явлением, как вулкан, его строением. Самостоятельное изготовление по схеме «извержения вулкана. Сюрпризный момент: (снеговик с неразгаданной загадкой и схемой) - рассматривание презентации о вулканах, легенда о Вулкане. - Самостоятельная работа по схеме. (сода, лимонная кислота, краситель) | «Огонь-друг, огонь- враг!» Познакомить детей с огнём как явлением неживой природы; показать необходимость огня как условия жизни на Земле; показать противоречивость этого явления (несёт жизнь и смерть); познакомить с историей использования огня человеком; активизировать словарный запас | «Виды масла, его применение и свойства» Познакомить детей на реальных примерах с различными видами масла: растительное, оливковое, сливочное, ароматическое, техническое, рассказывать детям о его применении, назначении и значении, познакомить детей со свойствами масел, учить сравнивать различные виды масла по запаху, состоянию; посмотреть может ли масло растворяться; |
Май месяц
1 неделя Тема недели: | 2 неделя Тема недели: | 3 неделя Тема недели: | 4 неделя Тема недели: |
«Виды термометров» Познакомить детей с работой термометра, видами, о значении их применения. - Сюрпризный момент «Незнайка вышел на улицу раздетым, замёрз, заболел? (Проверяем) - Уличный (погода) - Комнатный - Для измерения температуры тела: (Ртутный, бесконтактный, электронный…) - водный (греем ноги) | «Свойства песка и глины» Познакомить со свойствами песка и глины. Сыпучесть - сравнение песчинок песка и глины (лупа) - как пропускают воду - как сохраняют форму - барханы (трубочка) | «Витамины для цветов» Знакомство с натуральными удобрениями для цветов. (Банан, скорлупа, кофе) | Высадка цветочной рассады на газоны. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...