Особенности понятия социализация
статья

Гусева Татьяна Владимировна

Анализ понятия социализация в работах различных авторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya_.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности понятия «социализация»  в социально-психологических исследованиях отечественных и зарубежных авторов

Несмотря на широкую распространенность, термин «социализация» не имеет однозначного толкования у различных представителей психологической науки. Впервые понятие «социализации» ввел социолог Дюркгейм, и долгое время данный феномен изучался только в рамках социологии. В конце 60 гг. XX века это социально-психологическое явление стало выступать как междисциплинарная проблема, к ней усилилось внимание специалистов различных областей – социологов, философов, педагогов и психологов.

Развернутая социологическая теория, описывающая процессы интеграции индивида в социальную систему, описана Т. Парсонсом. Согласно Парсонсу, индивид «вбирает» в себя общественные ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры. Социализация происходит благодаря действию психологических механизмов познания и усвоения ценностей. Осуществляется с помощью трех основных механизмов: а) познавательных; б) защитных, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты и в) механизмов приспособления, которые тесно связаны с защитными механизмами. Механизмы приспособления, по мнению Т.Парсонса, сублимируют те конфликты, которые связаны с внешними объектами. Такое приспособление приводит к интернализации элементов социального контроля и в этом смысле имеют сходство с функционированием супер-эго. Согласно Т.Парсонсу, познавательными механизмами социализации являются подражание (имитация) и психическая идентификация, которые опираются на чувства уважения и любви. Для того, чтобы личность переживала идентификацию с другим человеком, необходимо, чтобы последний имел определенную установку к социализируемой личности и установил с ней определенные отношения. Эти отношения могут выражаться в таких действиях, как советы и указания учителей и родителей. Интернализируя эти указания и ожидания, социализируемая личность приобретает индивидуальную нравственность. Таким образом, все те механизмы, с помощью которых, согласно Т.Парсонсу, осуществляется социализации личности, участвуют также в процессах ее адаптации на всех этапах развития.         

В настоящее время существует два крупных течения, занимающиеся данной проблемой: американское и французское. Американские исследователи в целом, склонны суживать смысл данного понятия: социализация рассматривается как процесс обучения, путь принятия групповых норм, адаптация. Французские же ученые рассматривают социализацию более широко – как весь комплекс взаимоотношений между человеком и обществом.

В рамках зарубежной психологии можно выделить три основных школы, по-своему трактующих самое понятие социализации. Представители теории научения под социализацией понимают развитие и контролирование определенных «драйв-систем» (Дюркгейм Э., и др.).

Приверженцы психодинамической школы трактуют данное понятие как развитие «супер-эго», направление энергии в социально приемлемую активность и обучение сдерживанию  базовых желаний и потребностей (МакНейл Э.).

Интеракционисты убеждены, что социализация – это взаимодействие ребенка и окружающей среды.

Социологами термин трактуется как «процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям» [7:75].

        В психологической энциклопедии отмечается, что социализация «относится к процессам, посредством которых личность развивает качества, необходимые для эффективного функционирования в обществе, в котором он живет». Составители Международного словаря образовательных терминов Г.Т. Пейдж, Дж.В.Томас, А.Р.Маршалл под термином «социализация» понимают процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развитие удовлетворительных связей с другими людьми» [2:123].

        Очевидным становится тот факт, что в западных исследованиях общество представлено довлеющей силой, а сам человек выступает пассивным материалом, из которого «лепится» желаемый «продукт». Данный подход делает все подобные теории, по существу, теориями конформности. Справедливости ради, следует отметить, что есть ряд теорий, в которых личность не рассматривается как пассивный участник процесса социализации. Как пишет американский психолог Т.Шибутани, «социализация – это непрерывный процесс коммуникации, в ходе которого новичок избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой» [7:64].

Таким образом, анализ источников позволяет утверждать, что в 60-70гг в англо-американской социально-психологической литературе активно развивается взгляд на социализацию как на процесс субъект-субъектности.

В современной отечественной социальной психологии также нет однозначного толкования термина «социализация». Нередко в качестве синонима социализации выступают термины «формирование личности», «воспитание личности», «становление личности» и др. Тематика социализации входит в проблемное поле отечественных исследований с 1960гг. Значительный вклад в разработку концептуальных подходов к исследованию социализации вносят Г.М.Андреева, И.С.Кон и другие российские специалисты в области социальной психологии. Большинство отечественных психологов подчеркивает, что любой индивид и его психика изначально и всегда социальна. И в ходе развития человека не только общество влияет на него, но и он на общество. И здесь не односторонняя, а двусторонняя зависимость.

Так, Г.М.Андреева трактует социализацию как процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний, приобщения к системе социальных связей» и т.д. [1;79]. Если ориентироваться на теорию социальной установки, объясняющую процессы регулирования социального поведения человека, то можно сказать, что социализация — это становление, формирование и развитие системы социальных установок личности.

По мнению И.С.Кона, социализация включает в себя не только осознаваемые, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

В Психологическом словаре АПН СССР социализация понимается как процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте [5:203]. К.К.Платонов в Кратком словаре системы психологических понятий дает следующее определение термина: «Социализация – это приобретение в процессе воспитания социально-значимых свойств личности, отражающих общественное сознание, субординирующих биологически приобретенные ее  свойства» [5:198].

Словарь прикладной социологии трактует термин как сложный многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности, посредством выполнения определенной роли в практической деятельности… Вне включения человека в тот или иной вид деятельности, совместной с другими людьми, процесс социализации, формирования личности невозможен [6:165].

Таким образом, в отечественной социальной психологии социализация понимается как процесс многогранный, непременно активный и не прекращающийся в течение всей жизни человека. Как справедливо замечает Новиков В.В., «в процессе социализации… личность выступает как субъект общественных отношений, который последовательно, а иногда и одновременно усваивает социальный опыт общества, а потом и сам воздействует (на общество) через собственную деятельность» [4:164].

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М, 2004.
  2. Белинская Е.П. Исследования личности: традиции и перспективы./Социальная психология в изменяющемся мире/ Под ред. Г.М.Андреевой, А.И. Донцова. М., 2002
  3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1990. – 575 с.
  4. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. – М., 1998.- 464 с.
  5. Психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского. – М., 1990.
  6. Социологический энциклопедический словарь //Редактор-координатор – академик РАН Г.В.Осипов. – М., 1998. – 488 с.
  7. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности гендерного социализации в игровой деятельности

Особенности гендерной социализациив игровой деятельности дошкольников  Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен ...

Особенности формирования социализации ребёнка.

Родительская семьяявляется самым важным и влиятельным фактором социализации ребёнка....

«Особенности гендерной социализации дошкольников»

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обще...

Особенности гендорной социализации в игровой деятельности дошкольников.

Особенности гендорной социализации в игровой деятельности дошкольников....

Особенности полоролевой социализации дошкольников.

Проблема полоролевой социализации, включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и половой дифференциации и находится на стыке ряда наук (социологии, ...

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно ги...

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно ги...