Конспект занятия: "Мои корни, традиции"
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Познакомить детей, посредством совместных посиделок с родителями, со своими корнями, предками. Составить генеалогическое древо.
Задачи:
- Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к традициям людей разных национальностей;
- Воспитывать любовь к своей семье, доброе, внимательное отношение друг к другу. Показать значимость Семьи в воспитании подрастающего поколения.
- Привить гордость и уважение к семейным традициям.
Основные термины, понятия: Семья, генеалогическое древо, династия, семейный альбом, традиции.
Предварительная подготовка к занятию:
-Беседа с детьми о семье и семейных традициях;
-Составление воспитанниками генеалогических деревьев;
- Оформление презентаций;
-Изготовление с детьми подарков для родителей.
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуйте дорогие ребята. Добрый день уважаемые родители и гости. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка. Также познакомимся с традициями семей разной национальности.
Что же такое семья?
Дети:
- Это мама и папа.
- Это близкие люди, которые живут вместе.
- Это люди, которые помогут в трудную минуту.
- Родные, которые будут радоваться нашим успехам больше всего на свете.
- Семья- это самое главное, что есть у каждого человека.
- Семья-это место, куда мы всегда будем с нетерпением возвращаться.
- Семья – это место, где родные и близкие всегда нас ждут и любят.
Не зря же говорят: «Моя семья – это моя опора, моя семья – это моя крепость».
Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, что такое традиции?
Дети: Да!
Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что передавалось от одного поколения к другому (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).
Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась.
У каждой семьи есть свой собственный способ привлечения детей к общим семейным традициям.
1.Традиция «Мое родословное древо».
Воспитатель: Человек рождается на свет, растёт, и, начинает задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Кто мои предки? И вот ребята попробовали вместе с родителями и родственниками составить свои родословные, чтобы можно было сохранить для потомков. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.
Дети отвечают.
2.Традиция «Семейный фотоальбом «Наша дружная семья».
Воспитатель: С той поры, когда французский художник и конструктор изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были - загляните в семейный альбом».
Дети рассказывают о своих семейных альбомах.
Воспитатель: А теперь немного поиграем. Игра: «Угадай маму».
3.Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе».
Воспитатель: Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.
Дети рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.
Физкультминутка.
Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши
- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх
- У кого есть младший брат встаньте и помашите над головой.
- Хлопните те, кто очень любит свою семью.
4.Традиция «Семейные праздники».
Воспитатель: Отмечать семейные праздники – то же традиция.
Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Какие праздники отмечают в вашей семье?
Дети рассказывают, как в их семье отмечают праздники.
-Для чего нужны «Семейные праздники»?
Воспитатель: Семьи отличаются и национальными традициями на праздниках. Ребята познакомят нас с красивыми танцами русского, мордовского, татарского народа.
5.Традиция «Застолье и фирменное блюдо».
Воспитатель: Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы. Также у каждого народа есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи.
Наши ребята познакомят нас с традиционной кухней своего народа.
Рассказ о национальной культуре русского народа.
Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.
В пище наших предков существенное значение имеют пироги, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. Многие из этих изделий издавна стали традиционными для праздничных столов: курники — на свадьбах, пироги, блины — на масленицу, "жаворонки" из теста — в весенние праздники и т. д.
Для нашей большой и дружной семьи стало уже своеобразной традицией, каждый выходной собираться всем вместе за одним столом и беседовать за чашечкой чая с вкусными мамиными блинами. Вместе с мамой мы и сегодня испекли для всех настоящие русские блины. Угощайтесь!
Рассказ о национальной культуре татарского народа.
У татарского народа есть свои праздники: Сабантуй – это праздник окончания посевных работ, очень красивый, добрый и мудрый праздник.
Ураза – байрам – праздник поста. Корбан - байрам праздник. В праздники с поздравлениями обходили дома родственников и соседей. Особенно важным было посещение родительского дома. В дни Корбан – байрам – старались угостить мясом как можно больше людей.
Вместе с мамой мы испекли наше национальное блюдо «Чак - чак». Приятного аппетита!
Рассказ о мордовской культуре.
Мордва занимаются скотоводством, выращивают ячмень, просо, рожь, горох, лен. Жили мордва в деревянных домах. Внутри была печь, лавки.
Обряды мордвы крестины – варили пшенную кашу, считается символом плодородия. К свадьбе пекли главный пирог – из кислого ржаного теста или пшеничной муки.
В нашей семье мы часто собираемся с близкими и родными, угощая всех различными вкусными блюдами. Мы с мамой приготовили национальный мордовский пирог. Всем приятного аппетита!
6. Традиция «Подарки родителям».
Есть еще одна хорошая традиция - дарить подарки родным и друзьям. А какие лучше дарить подарки? - изготовленные своими руками. Мы с детьми хотим вам их подарить.
Итог:
Воспитатель:
-Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас?
Дети:
-Семья!
Воспитатель:
Правильно, семья!
- Это близкие и родные люди.
– Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
– Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
– Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
.-Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?
- Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.
Все вместе поют песню «Родительский дом».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3moi_korni_traditsii.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Познакомить детей, посредством совместных посиделок с родителями, со своими корнями, предками. Составить генеалогическое древо.
Задачи:
- Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к традициям людей разных национальностей;
- Воспитывать любовь к своей семье, доброе, внимательное отношение друг к другу. Показать значимость Семьи в воспитании подрастающего поколения.
- Привить гордость и уважение к семейным традициям.
Основные термины, понятия: Семья, генеалогическое древо, династия, семейный альбом, традиции.
Предварительная подготовка к занятию:
-Беседа с детьми о семье и семейных традициях;
-Составление воспитанниками генеалогических деревьев;
- Оформление презентаций;
-Изготовление с детьми подарков для родителей.
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуйте дорогие ребята. Добрый день уважаемые родители и гости. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка. Также познакомимся с традициями семей разной национальности.
Что же такое семья?
Дети:
- Это мама и папа.
- Это близкие люди, которые живут вместе.
- Это люди, которые помогут в трудную минуту.
- Родные, которые будут радоваться нашим успехам больше всего на свете.
- Семья- это самое главное, что есть у каждого человека.
- Семья-это место, куда мы всегда будем с нетерпением возвращаться.
- Семья – это место, где родные и близкие всегда нас ждут и любят.
Не зря же говорят: «Моя семья – это моя опора, моя семья – это моя крепость».
Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, что такое традиции?
Дети: Да!
Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что передавалось от одного поколения к другому (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).
Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась.
У каждой семьи есть свой собственный способ привлечения детей к общим семейным традициям.
1.Традиция «Мое родословное древо».
Воспитатель: Человек рождается на свет, растёт, и, начинает задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Кто мои предки? И вот ребята попробовали вместе с родителями и родственниками составить свои родословные, чтобы можно было сохранить для потомков. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.
Дети отвечают.
2.Традиция «Семейный фотоальбом «Наша дружная семья».
Воспитатель: С той поры, когда французский художник и конструктор изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были - загляните в семейный альбом».
Дети рассказывают о своих семейных альбомах.
Воспитатель: А теперь немного поиграем. Игра: «Угадай маму».
3.Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе».
Воспитатель: Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.
Дети рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.
Физкультминутка.
Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши
- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх
- У кого есть младший брат встаньте и помашите над головой.
- Хлопните те, кто очень любит свою семью.
4.Традиция «Семейные праздники».
Воспитатель: Отмечать семейные праздники – то же традиция.
Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Какие праздники отмечают в вашей семье?
Дети рассказывают, как в их семье отмечают праздники.
-Для чего нужны «Семейные праздники»?
Воспитатель: Семьи отличаются и национальными традициями на праздниках. Ребята познакомят нас с красивыми танцами русского, мордовского, татарского народа.
5.Традиция «Застолье и фирменное блюдо».
Воспитатель: Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы. Также у каждого народа есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи.
Наши ребята познакомят нас с традиционной кухней своего народа.
Рассказ о национальной культуре русского народа.
Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.
В пище наших предков существенное значение имеют пироги, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. Многие из этих изделий издавна стали традиционными для праздничных столов: курники — на свадьбах, пироги, блины — на масленицу, "жаворонки" из теста — в весенние праздники и т. д.
Для нашей большой и дружной семьи стало уже своеобразной традицией, каждый выходной собираться всем вместе за одним столом и беседовать за чашечкой чая с вкусными мамиными блинами. Вместе с мамой мы и сегодня испекли для всех настоящие русские блины. Угощайтесь!
Рассказ о национальной культуре татарского народа.
У татарского народа есть свои праздники: Сабантуй – это праздник окончания посевных работ, очень красивый, добрый и мудрый праздник.
Ураза – байрам – праздник поста. Корбан - байрам праздник. В праздники с поздравлениями обходили дома родственников и соседей. Особенно важным было посещение родительского дома. В дни Корбан – байрам – старались угостить мясом как можно больше людей.
Вместе с мамой мы испекли наше национальное блюдо «Чак - чак». Приятного аппетита!
Рассказ о мордовской культуре.
Мордва занимаются скотоводством, выращивают ячмень, просо, рожь, горох, лен. Жили мордва в деревянных домах. Внутри была печь, лавки.
Обряды мордвы крестины – варили пшенную кашу, считается символом плодородия. К свадьбе пекли главный пирог – из кислого ржаного теста или пшеничной муки.
В нашей семье мы часто собираемся с близкими и родными, угощая всех различными вкусными блюдами. Мы с мамой приготовили национальный мордовский пирог. Всем приятного аппетита!
6. Традиция «Подарки родителям».
Есть еще одна хорошая традиция - дарить подарки родным и друзьям. А какие лучше дарить подарки? - изготовленные своими руками. Мы с детьми хотим вам их подарить.
Итог:
Воспитатель:
-Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас?
Дети:
-Семья!
Воспитатель:
Правильно, семья!
- Это близкие и родные люди.
– Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
– Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
– Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
.-Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?
- Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.
Все вместе поют песню «Родительский дом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по краеведению "Традиции Севера"
для подготовительной группы...
Конспект занятия "Быт и традиции русского народа"
Занятие поможет расширить знания детей о быте и забытых семейных традициях русского народа, воспитать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим семейным реликвиям и обычаям....
Конспект занятия по национальным традициям на тему "Тувинские национальные музыкальные инструменты"
Тыва хогжум херекселдери...
Конспект занятия по национальным традициям на тему "Особенности тувинской национальной одежды"
Тыва хептин онзагай хевирлери...
Конспект занятия по национальным традициям на тему: "Тувинские национальные блюда"
Конспект занятия...
Конспект занятия "Культура и традиции русского народа"
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Культура и традиции русского народа"...
Конспект занятия по ФЦКМ "Традиции нового года в разных странах"
Цель: познакомить с новогодними традициями России и других стран...