Конспект занятия "Быт и традиции русского народа"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Занятие поможет расширить знания детей о быте и забытых семейных традициях русского народа, воспитать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим семейным реликвиям и обычаям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Быт и традиции русского народа»
(обряд первого купания малыша)
(старшая группа)
Цель: Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью наших предков: семейные традиции рождения ребенка, обряд первого купания.
- Предоставить детям возможность самостоятельно сформировать разбор смысла обрядовых действий, пословиц о семье.
- Поощрять творческую самостоятельность, используя знания русской народной культуры; познавательную активность детей.
- Воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброты и внимания друг к другу.
Материал: Уголок русской избы, русский национальный сарафан, кукла-пупс, ушат с водой, рубаха мужская в русском национальном стиле, кусочек хлеба с солью, оберег-кукла «Пеленашка», уголек из печи, зернышки, монетки, люлька, куклы-берегини.
Ход занятия:
Дети сидят на стульях (лавках).
Под русскую народную мелодию входит воспитатель в русском народном костюме. Кланяется.
- Гой еси, люди добрые, гости дорогие! Доброму гостю хозяин рад. Зовут меня Мила, муж величает Милушкой, а детки – мамушкой. Семья у меня большая. А кто из вас знает, что такое семья? Жили в старину большими семьями. Под одной крышей проживали дети, родители, бабушка да дедушка. А детей в русских семьях всегда много было. Как же радовались каждому родившемуся младенцу. Об этом говорит и замечательная русская пословица: «Изба детьми весела».
Мой сын Первой с отцом в поле ушел сеять рожь да пшеницу. Дочь Чернава за день умаялась и спать на печь улеглась. А мне сейчас сыночка Пискуна выкупать надо. Детушек воспитать – не курочек пересчитать. А пока суть да дело, я вас поспрошаю.
Моих деточек зовут Первой, Чернава и Пискун. Как вы думаете, почему я их так назвала?
В Древней Руси называли детей по характерным особенностям внешних признаков, по порядку появления на свет. Некоторых называли по времени рождения или явлению природы.
А какие вы знаете старинные имена?
Сейчас сыночка своего купать буду. Первое купание особенное. Для того, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым в воду, в которой купали младенца, клали различные предметы. Вот и я положу в водицу уголек из печи. Как вы думаете, зачем? Да чтобы с малых лет к родному дому привыкал, к родному очагу. Чтобы дом и родителей любил.
Положу зернышек горстку. Как вы думаете, зачем? Да чтобы всегда сыт был, чтобы никогда голодным не был. Да денежку в водицу брошу. Зачем? Чтобы сынок мой удачливый был, ни в чем нужды не знал, чтобы всё у него было.
Воспитатель опускает куклу-младенца в корыто и начинает мыть.
- Когда купали ребенка всегда приговаривали различные потешки. Они были как молитвы, просьбы о хорошем для ребенка.
Потешки поизносятся воспитателем совместно с детьми.
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!
***
С гуся вода,
С лебедя вода,
А с моего дитятки
Вся худоба -
На пустой лес,
На большую воду
Под гнилую колоду!
***
Водичка - водичка!
Умой мое личико!
Чтобы щечки алели!
Чтобы глазки блестели!
Чтоб смеялся роток!
Чтоб кусался зубок!
- Вот и накупался мой малыш.
Воспитатель вытирает куклу и пеленает в рубаху:
- Самая первая одежда ребенка тоже особенная. Одевали ребенка или пеленали первый раз в родительскую рубаху. Если девочку, то в материну, если мальчика, то в отцовскую.
А теперь, сыночек, давай поиграем:
Батюшке – поклон,
Матушке – поклон,
Дедушке – поклон,
Бабушке – поклон,
Братику Первому – поклон,
Сестренке Чернаве – поклон,
А тебе, Пискунюшка, - рост большой!
Почувствуй себя нужным, желанным, любимым в нашей семье.
А теперь в люльку пора.
Воспитатель укладывает младенца-куклу в колыбель:
- Положу в колыбельку кусочек хлеба с солью, счастья пожелаю, чтобы хлеб да соль всегда на твоем столе были, чтобы плохое в жизни никогда с тобой не случалось. Под подушечку положу оберег «Пеленашку». Пусть все хвори (болезни) и невзгоды (несчастья) тебя стороной обходят.
- Пока мой Пискуночек в люльке нежится, я вас, гости дорогие, поиграть приглашаю.
Дети встают возле своих стульев (лавочек).
В одном лесу дремучем (покачать руками над головой – «деревья»)
Жила семья могучая (сложить ладони в «замок»).
У них был дом огромный (соединить пальцы над головой «крыша»).
И крыша с трубой темной (показ трубы – прямые руки над головой)
Из трубы в колечко дым (круговые движения рук в стороны).
Плим-плим-плим. (перещелкивание пальцами).
- А теперь давайте хоровод заведём и поиграем в игру «Воевода».
Проводится игра. Затем дети садятся на стулья (лавки).
- Пора, сыночек тебя убаюкивать. Давайте вместе с вами, дорогие, гости Пискуну колыбельные споем:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
С краю свалишься, переплачешься.
Придет серенькай волчок
Тебя схватит за бочок.
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок.
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток.
Где волки воют,
Детям спать не дают.
***
Котя, котенька, коток,
Котя серенький лобок.
Приди, котя, ночевать,
Мою деточку качать.
Уж как я тебе коту
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
- Вот и уснул мой сынок. Теперь и для вас, гости дорогие, у меня времечко нашлось. Давайте с вами вспомним пословицы о семье и порассуждаем, почему так говорили и говорят:
На что клад, коли в семье лад.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
При солнышке тепло, при матери добро.
Птица рада весне, а младенец – матери.
У милого дитяти много имен.
- Вот пришло время нам с вами прощаться. Без подарков на Руси гостей не отпускали. Вот и я вам хочу подарить куклы-обереги. Пусть хвори да беды стороной обходят ваш дом и вашу семью. Не дорог подарок, дорога любовь. Прощайте, гости дорогие! Не поминайте лихом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.
ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"
В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...
Консультация для родителей на тему: «Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Традиции русского народа...
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА КВЕСТ-ИГРА «НА РУССКОЙ ЯРМАРКЕ»
Образовательная область: социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: старший дошкольный возраст.Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммун...