Книжка-передвижка "Адаптация детей к ДОУ"
консультация (младшая группа)
Предлагаем вашему вниманию материал по теме "Адаптация ребёнка к детскому саду".
Где вы узнаете, что такое адаптация для ребёнка.
Какие бывают степени адаптации.
И что нужно сделать, чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_k_dou.docx | 262.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Уважаемые родители!
Предлагаем вашему вниманию материал по теме «Адаптация ребенка к детскому саду». Где вы узнаете, что такое адаптация для ребенка? Какие бывают степени адаптации? И что нужно сделать, чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации?
Полезного вам чтения!
Что же такое адаптация?
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальные период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что в приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.
Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.
Степени адаптации
Тяжелая адаптация: может длится месяцами. В этот период у ребенка наблюдается ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо – резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто более, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. При тяжелой адаптации возможен ее срыв- страх-стресс-срыв адаптации - болезнь.
Второй тип адаптации - легкая, противоположная той, что была описана выше. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, ему комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя «срывы» возможны.
И последний тип адаптации - средняя, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но не надолго. Этот период может длиться до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.
Как адаптировать ребенка к детскому саду?
Развиваем самостоятельность
Чтобы вашему сыну или дочери было легче раздеваться самостоятельно, приобретите практичные и удобные вещи без лишних застёжек.
- Лучше, если вместо пуговиц будут кнопки. И желательно, чтобы они были расположены спереди, а не на спине. Так ребёнок сможет справиться с процессом сам, и ему не придется лишний раз просить о помощи воспитателя.
- Предпочтение лучше отдать немаркой одежде. Тогда и родители избавятся от лишних стирок, и дети не будут боятся испачкаться.
К примеру: неплохой вариант для маленьких модниц – майка и джинсовая юбка на резинке или джинсовый сарафан с кнопками, застегивающимися спереди. Мальчику будет удобнее находиться в группе в футболке и шортиках на резинке.
- Выбирайте обувь, которую малыш сам сможет надеть. Она не должна быть тесной, но должна хорошо держаться на ноге, не «болтаться», не слетать, а фиксироваться ремешками. Для удобства предпочтение отдайте моделям на липучках.
Обязательно: потренируйтесь дома с ребёнком надевать и снимать одежду, предназначенную для садика. Пусть некоторое время он поносит ее, чтобы привыкнуть. В противном случае уже в первый день в саду может выясниться, что она неудобная, малышу в ней неловко.
Соблюдаем режим
Еще за месяц – два до начала посещения дошкольного учреждения стоит максимально приблизить домашний распорядок дня к тому, который будет в садике.
То есть 7.00 – 7.30 – подъем,
8.30 – 9.00 – завтрак,
10.30 – 11.30 – прогулка,
12.00 – обед,
12.30 – 15.00 – подготовка ко сну, дневной сон,
15.30 – полдник.
Во время же адаптации к садику режим нужно соблюдать особенно тщательно. Не отступайте от него больше, чем на полчаса – час и праздничные дни.
Замечено, что тяжелее привыкнуть к жизни в группе тем детям, с которыми практически безотрывно дома сидела мама. Поэтому за несколько месяцев до того, как малышу предстоит пойти в дошкольное учреждение, позвольте себе оставлять его дома с другими родственниками, няней. Это будет своеобразный «тренинг расставания с мамой» перед детским садом.
Привыкаем постепенно
Первое время, ребенок должен находиться в саду 1-2 – максимум 3 часа (а еще лучше первые два-три дня – час, потом еще три дня – два часа и, наконец, три часа). Такой период может длиться неделю, а то и две. Постепенно время пребывания в группе увеличивают. Затем хотя бы до месяца с момента первого посещения (то есть еще две-три недели) малыша оставляют в садике до сна. И только потом малыш может находиться в группе целый день.
Приведенные здесь цифры – это минимум. Некоторые дети в силу своих индивидуальных особенностей могут адаптироваться к новому образу жизни и дольше.
Внимание: если вы имеете возможность (не ходите на работу, например), подходите к адаптации ребенка в садике спокойно и терпеливо. Это может занять не две недели, а два месяца. В это время вы вместе с малышом будете «погружаться» в новый этап его жизни.
Адаптация ребенка к режиму питания
в детском саду
1. При поступлении в детский сад у детей очень часто наблюдается снижение аппетита. Учитывая это, родителям совместно с педагогами необходимо помочь ребенку адаптироваться к новому режиму питания.
2. Напряженное эмоциональное состояние, новые блюда, неумение есть самостоятельно могут спровоцировать отказ ребенка от еды и в детском саду, и дома. Родителям следует заранее подумать об этой проблеме при подготовке ребенка к посещению детского сада.
3. Необходимо узнать режим дня и примерное меню дошкольной образовательной организации, которую будет посещать ребенок.
4. Режим питания дома, если он отличается, следует постепенно приблизить к режиму питания в детском саду.
5. К моменту поступления ребенка в детский сад очень важно научить его есть самостоятельно.
6. Потребление пищи между основными приемами следует постепенно свести на нет.
7. Если в первые дни посещения детского сада у ребенка все-таки наблюдается снижение аппетита, дома следует готовить для него более питательные, обогащенные витаминами и минеральными веществами блюда, включать в рацион кисломолочные напитки, соки, фрукты.
8. Завтрак ребенка может быть организован дома на период адаптации. В этом случае необходимо информировать об этом воспитателей группы.
9. Не рекомендуется приучать ребенка к поощрениям в виде сладостей.
10. Родителям следует всегда интересоваться тем, как ребенок ел в течение дня в детском саду.
11. Важно отслеживать меню в детском саду и не дублировать продукты в тот же день за ужином дома.
12. Необходимо проинформировать медицинскую сестру и воспитателей группы о наличии у ребенка пищевых аллергий.
13. Навыки правильного поведения за столом, культуру питания c учетом возраста ребенка необходимо формировать и закреплять дома ежедневно.
Обеспечиваем психологический комфорт
- Еще до посещения детского учреждения следует объяснить ребёнку, что такое детский сад. А еще лучше наглядно показать. Сходите туда вместе с малышом, посмотрите на ребят во время прогулки. Расскажите, что еще они делают в саду (играют, обедают, спят, поют песенки), и как это интересно.
- Можно поиграть с ребенком в «детский сад»: взять разных кукол и распределить между ними роли: кто-то из них будет воспитателем, кто-то малышом, кто-то родителем. Утром взрослые отводят детей в садик. Там ребята играют, едят, спят, гуляют. А вечером мама обязательно забирает их домой. Вы можете проявить фантазию и придумать вместе с малышом бесконечное число подобных игр: можно «показывать в лицах» ситуацию на куклах, членах семьи, рассказывать сказки собственного сочинения «о том, как одна девочка пошла в детский сад, и там ей было очень весело».
- Когда отводите малыша в группу, старайтесь не показывать ему своё волнение, которое у вас обязательно возникнет. При расставании будьте спокойны, но твёрды. Обязательно скажите, когда вы за ним придете и укажите время прихода в доступной для его понимания форме.
- Помогает преодолеть стресс расставания привычный ритуал прощания (поцелуй, объятия, возможность посмотреть на маму из окна).
- Встречая ребёнка, спрашивайте, как он провел день, что делал, во что играл. Вместе обсуждайте события, произошедшие за время вашей разлуки. Малыш в этом случае будет знать, что проблему, возникшую в садике, родители всегда помогут решить. Он будет чувствовать, что в сложных ситуациях не одинок, ему есть на кого положиться.
- В период адаптации проводите больше времени вместе с малышом, старайтесь после садика погулять. Ребенок получит новые впечатления и отвлечется от негативных переживаний. Побалуйте его чем-нибудь приятным. Однако излишне сильные эмоции в это время ему вредны. Поэтому откажитесь на время от походов в театр, кино, цирк и даже в гости. Телевизор также может вызвать у малыша перевозбуждение, поэтому ограничьте время просмотра телепередач до 10-15 минут за вечер.
- Непременно хвалите малыша за то, что он посещает детский сад. Скажите ему, какой он молодец. Ведь он теперь взрослый и ходит в садик, совсем как мама и папа на работу.
- Всегда уважительно отзывайтесь о воспитателе и персонале, ухаживающими за детьми. Ни в коем случае не критикуйте их работу при сыне или дочери и не говорите никогда плохо о самом дошкольном учреждении (даже если на это есть основания). Наоборот, старайтесь сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду.
- Лучше, чтобы время адаптации к дошкольному учреждению не совпадало с такими значимыми событиями, как рождение нового члена семьи, развод родителей, переезд на новую квартиру.
- И будьте в период адаптации терпимы к изменившемуся поведению ребенка. Вы же взрослый человек и понимаете, что он капризничает не потому что «плохой», а из-за того, что ему очень трудно привыкнуть к новому помещению, детям, воспитателю, более строгим требованиям и режиму.
Признаки кризиса 3х лет
- Интерес к своему изображению в зеркале. Малышу становится не все равно, как он выглядит и каким его видят окружающие.
- Негативизм. Если родители предлагают что-то сделать, то ребенок сделает в точности наоборот. Негативизм – это такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-либо сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых. Важно отличать от непослушания и понимать, что это пройдет, когда кризис будет прожит.
- Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. Начинает проявляться личность ребенка и малыш требует, чтоб с его личностью считались.
- Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Это протест против порядков, которые существуют дома: против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
- Своеволие. Желание отделится от родителей. Это не то отделение, которое происходит во время кризиса 14 лет, но зачатки формируются уже теперь. Ребенок сам хочет что-то делать. Речь идет о самостоятельности намерения, замысла.
- Обесценивание взрослых: ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
- Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
- Стремление к деспотизму. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....