эссе "Я воспитатель"
статья

Капустина Светлана Степановна

 Данное эссе написано на тему "Я -  воспитатель". Ведь педагог – это особенная профессия, освоить которую дано не каждому. Случайных людей в этой профессии не бывает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_vospitatelya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Быть воспитателем?.. Стать воспитателем?..

Оставаться Воспитателем?..

        Государственная деятельность, состоящая во

всевозможном попечении о воспитании мальчиков

и девочек, - эта должность гораздо значительнее

самых высоких должностей в государстве.

Платон

Как важен, велик и священен сан воспитателя:

в его руках участь целой жизни человека.

В. Г. Белинский

Прежде чем ответить на вопросы, ставшие названием моего эссе, давайте задумаемся о том, а какое лексическое значение имеет слово «воспитатель». Я думаю, что корень «пит», доставшийся данному слову от глагола «питать», и приставка «вос», имеющая в данном случае значение направления движения вверх, это подскажут: воспитатель – это тот, кто питает души и умы, возвышая их.

Выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель Януш Корчак сказал: «Познай и воспитай самого себя, прежде чем воспитывать детей». И я, словно бы следуя совету педагога, при выборе профессии воспитателя пыталась узнать и понять себя, постичь свою личность и соотнести своё понимание с выбранным делом. Часто я задавала себе такие вопросы: «Что потребует от меня моё дело? Имею ли я способности к воспитанию детей? Получится ли у меня работать с маленькими ребятами? Смогу ли оставаться верна своему выбору всю жизнь?» Поверьте – это были нелёгкие вопросы…

 В словах же Януша Корчака я вижу не только жизненно и профессионально важный совет, но и мысль о высочайшей степени ответственности педагога, воспитателя за вверенную ему жизнь, ведь педагог – это «ведущий ребёнка», «детоводитель» (вспомним Древнюю Грецию), и от того, как и куда он поведёт маленького человека, зависит его будущий жизненный и профессиональный путь ребёнка… Конечно, тот, кто лечит людей, или тот, кто отправляет в дальнее плавание морской или воздушный корабль, не должен ошибаться, но воспитатель детских душ и умов просто не имеет права на ошибку, ведь любая его педагогическая оплошность отразится при формировании и развитии ЧЕЛОВЕКА, а именно ЧЕЛОВЕК впоследствии может стать хорошим или плохим врачом, инженером, строителем и… педагогом!.. А стало быть, воспитатель в ответе не только перед воспитанником, но и перед обществом, в котором живёт маленький, а впоследствии и взрослый гражданин. И в этой связи хочется обратиться к словам Платона и В. Г. Белинского, ставшими эпиграфами к моему эссе.

На основании всего сказанного ранее возникает почти риторический вопрос: «А любой ли человек может быть педагогом, воспитателем? Конечно же, нет. Выбрав эту нелёгкую профессию и шаг за шагом осваивая её (от азов до нюансов), понимая все её сложности и тем не менее оставаясь ей верным, могут далеко не все. Тут нужен зов, зов души, который называется призванием. И слова Д. И. Менделеева созвучны этой мысли: «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность».

А этот зов души может человек ощущать с детства, как было в моей жизни, а может услышать его как-то даже неожиданно, например, как известный герой фильма «Усатый нянь» Кеша Четвергов, которого спасла от гнева общественности директор детского сада, уговорив его стать няней («нянем») у «маленьких бармалейчиков».  

Давайте вспомним фрагменты этого замечательного советского фильма с целью понять особенности работы с дошкольниками.

Вот «маленькие бармалейчики», принимая Кешу за лазутчика, преследуют его, грозясь вот-вот подстрелить из игрушечных пистолетов. Тут главного героя может спасти только находчивость: он быстро включается в игру, и это верный педагогический ход. Только так можно стать своим для ребятишек. Проверка прошла на ура.

А вот герой, чтобы усыпить неспящих ребятишек, вспоминает всех известных сказочных героев, даже, наверное, и не догадываясь ранее о способностях сочинять такие сказки. Вот так иногда совершенно неожиданно мы постигаем новые стороны профессии воспитателя.

Приходят на память и слова директора детского сада, адресованные Иннокентию: «Я только потому пошла тебе навстречу, что ты, по-моему, упрямо не хочешь расставаться с детством». И это верно. Какой же взрослый поймёт детей, если он «вышел из детского возраста?..

И, конечно, несколько слов хочется сказать о героине фильма – полной тёзке няни А. С. Пушкина Арине Родионовне, про которую директор детского сада говорит: «Если бы ты знал, сколько выдающихся людей она воспитала». Проникая в суть этого кинематографического образа, как и в суть образа пушкинской няни, приоткрываешь главный секрет работы воспитателя, который заключается в терпении, мудрости и бескорыстной любви к детям, да и ко всем людям, потому что все люди, будь они маленькие или большие, для Арины Родионовны «родимые»… Ежедневно наблюдая  живой пример терпения, мудрости и бескорыстия, вырастали «великие»: А. С. Пушкин, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой и многие другие, изображённые на портретах рядом с талантливейшем воспитателем умов и сердец… Наверное именно о таких педагогах, которые встречались на протяжении истории человечества и вспыхивали, как яркие звёзды, в разное время, сказал К. Д. Ушинский: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

Иннокентий Петрович проходит свой путь профессионального становления: от первой встречи с ещё пока чужими «бармалейчиками» до понимания своей необходимости им и ощущения невозможности возвращения к тому Кеше-хулигану, потому что теперь он понимает и любит ставших своими детей и то дело, которое стало теперь «ЕГО ДЕЛОМ», его профессией. Вот как неожиданно был услышан зов души (призвание), который становится для Иннокентия истинным другом, спасательным кругом на волнах жизни. «ТВОЁ ДЕЛО» может напомнить тебе, что никакой ты вовсе не хулиган, а личность, заслуживающая за свой труд уважения, и тридцать человек на Земле называют тебя по имени и отчеству, потому что ты им нужен. А космос – «это дело наживное». Я просто уверена в спасительном действии дела, выбранного по призванию, на личность человека! И это - настоящее открытие: оказывается!.. твоя работа и то, как ты её выполняешь, сколько душевных сил в неё вкладываешь, то, как преодолеваешь препятствия, лепят тебя самого.  Ты учишь малышей тому, что такое хорошо и что такое плохо, и сам начинаешь лучше это понимать. Получается, что, воспитывая других, формируешься сам, профессия ВОСпитателя ВОСпитывает тебя и помогает лучше познать себя!..

Очень хочется, чтобы в наше время, несмотря на советы «доброжелателей» обретать «выгодную» профессию,  молодые люди не боялись следовать зову своей души и понимали, что быть воспитателем – это высочайшее служение, и не нужно бежать от него, а понятие «выгодный-невыгодный» весьма относительное…

Постигая важнейшую и интереснейшую профессию воспитателя, оказываясь в той или иной жизненной (личной или профессиональной ситуации), человек продолжает (вспомним слова Януша Корчака) «познавать себя» и воспитывать, и, если он выбрал профессию по призванию (вернёмся к высказыванию Д. И. Менделеева), если он до конца ей верен, то он на своём месте, он необходим маленьким и большим людям…  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»; Подготовила материал: Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А. Воспитатель: Дудорова Т.Е. Воспитатели группы раннего возраста: Черкасова .Н. Метлич Н.Н.

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»(ранний возраст)  Подготовила материал:Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А.Воспитат...

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»

Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...

Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»

Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...