Психологическое здоровье дошкольника
консультация

Кокарева Ирина Владимировна

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете на тему "Психологическое здоровье дошкольника"
- Что такое психологическое здоровье?
- Результаты анкетирования коллектива педагогов "Стиль педагогического общения".
- Что такое буллинг?
- Как его избежать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologieskoe_zdorove_doshkolnika.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые педагоги!

Психологическое здоровье – (духовное, душевное) состояние благополучие, при котором человек может реализовать свой1 собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а так же вносить вклад в жизнь своего сообщества. Пребывание для ребенка в детском саду должно быть интересно, желанно – это теплая радушная атмосфера в группе, налаживание положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, интересной игровой среды и вовлечение ребенка в доступные и привлекательные виды деятельности.

Педагог создает атмосферу своим отношением, творчеством, опытом, стилем общения. Результаты анкетирования педагогов «Стиль педагогического общения» представлены на слайде. В нашем коллективе педагогов преобладает демократический стиль общения, чему я очень рада и это нормально, что некоторые вопросы вы бы решили используя авторитарный стиль общения.

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общении я позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

Каждый из нас личность, состоявшийся человек со своими взглядами, убеждениями, интересами, целями. Каждый вправе сказать: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы нравиться тебе. Если мы встретились и нам хорошо ладно, а если нет – что ж ничего страшного».

Но мы люди, нам приходиться взаимодействовать и всем хочется, чтоб тебя понимали и принимали. Однако, именно мы сами создаем порой себе любимым проблемы, не подозревая, что и окружающие от этого тоже страдают.

Упражнение «НЕ….» (Кому-то предлагается побыть в роли испытуемого ребенка, который встает напротив коллектива. Каждый произносит фразу с частичкой «не» и наклеивает стикер с «не» на испытуемого. Спросить, комфортно ли тебе? Что хочется? Какие чувства испытываешь? Предложить педагогам каждое слово заменить фразой без не, убирая 1 стикер. Н: не бегай – иди шагом по коридору, бегать будем на улице или в спортзале)

Не беги – осторожно, не трогай – они острые, не лезь – можешь упасть, не кричи – говори тише, почему ты так кричишь?

Не говорите «нельзя», а говорите «опасно», «горячо», «глубоко», «холодно». Так ребенок не только получит сигнал об опасности, но и научиться анализировать обстоятельства, принимать верные решения.

Ох уж это слово «нельзя», которое может нанести значительный вред психике ребенка.

Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, в другом — насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой насилия, так и насильником.

На сегодняшний день ни один ребенок не должен чувствовать себя униженным, ни один ребенок не должен быть запуган и подвергаться психологическому или физическому насилию в детском саду, в школе или на улице. Мы обсудим актуальную и острую проблему детской травли, разберемся в сути буллинга, поговорим об инструментах выявления и предотвращения травли в детских коллективах.

Так что же такое «буллинг»?

Английское слово «буллинг» (byllyng, от billy – булли, хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) означает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у других страх и тем самым подчинить его себе.

Буллинг – явление глобальное и массовое. По словам 1200 детей, ответивших на вопросы Интернет-сайта Kids-Poll, буллингу подвергались 48%, в том числе 15% – неоднократно, а сами занимались им 42%, причем 20% – многократно.

Буллинг - что это?

Практически в каждом группе/классе есть дети, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Травля не является чем-то уходящим - приходящим: боль и унижения часто продолжаются по несколько лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой. Что же это за явление такое, в котором учащегося называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения», жертвой «школьной дедовщины», а теперь жертвами буллинга?

Я предлагаю вам подумать и ответить:

• Сталкивались ли Вы когда-нибудь с буллингом, в тот период, когда были ребенком?

• Что Вы помните о том времени?

• Какие чувства и эмоции ситуация вызывала у Вас тогда?

• Как Вы с ней справлялись?

Приведите пример детей дошкольного возраста, которые могут быть подвержены унижению ровесников (ест козявки, внешний вид, запах, низкий уровень интеллекта или неуклюжесть и т.д.)

Просмотр видео

Последствия травли могут быть самыми плачевными. Ребенок привыкает считать себя неудачником и, как правило, не достигает успеха в жизни. Отсутствие навыка общения в коллективе делает его нелюдимым и замкнутым. Такие люди эмоционально неустойчивы, порой психически нестабильны.

Что делать педагогу, чтобы избежать буллинга? (сплочение коллектива детей и родителей, совместные мероприятия, коллективные работы, групповые беседы, не оставлять без внимания и анализа поступки детей)

Необходимо проводить работу по сплочению детского коллектива, выработку навыка конструктивного реагирования в конфликте.

И в завершении нашей с Вами активной работы, хочется сказать словами Курта Левина: «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности».

Обратная связь:

- Я научилась….

- Я узнала, что….

- Я была удивлена тем, что….

- Мне понравилось…

- Я была разочарована тем, что….

- Самым важным для меня было….

- Чему научилась сегодня…

- Что буду использовать в своей работе …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление"

Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения...

"Куклотерапия" - развитие психологического здоровья дошкольников

Цикл развивающей деятельности психолога с детьми                       «Куклотерапия», к...

Проект программы по развитию психологического здоровья дошкольников.

Проект программы «Краски Природы» по реализации антропологической модели психологического здоровья в детском саду.  Проект программы  «Краски Природы» разрабатывался с использованием...

«Здоровый малыш!» Формирование психологического здоровья дошкольника.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследо­ваниям Л....

«Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...

Семинар - практикум «Психологические сказки и игры – помощники в укреплении психологического здоровья дошкольников»

Психическое здоровье  это - состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений,  адекватное условиям окружающей действительности поведение и деятельность....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования «Сеансы здоровья» (релаксация) по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 6-7 лет)

В основу разработки Рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности д...