Нравственная и психологическая готовность детей к школе.
консультация (старшая, подготовительная группа)

В детском саду, в каждой семье, где растёт будущий первоклассник, часто возникают вопросы о школе, о том, как лучше подготовить ребенка, чтоб он хорошо учился. В последние годы родители чаще всего этот вопрос решают односторонне, заботясь о том, что бы ребенок научился читать и освоил элементарные математические знания. Нередко бывает, и так, когда родители, подготавливая ребенка к школе, просто осваивают с ребенком часть программы 1 класса. Вот этого и не следует делать! В первую очередь необходимо позаботится о нравственной  и психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennaya_got.k_shkole.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственная и психологическая готовность детей к школе.

Наверное, абсолютно все родители волнуются о том, какие взаимоотношения сложатся у ребенка с учителями и сверстниками, как он будет учиться в школе, насколько учение будет для него радостным и полезным. Но далеко не каждый родитель может представить, как поведет себя ребенок в тех разнообразных ситуациях, в которые он попадет в школе.

В детском саду, в каждой семье, где растёт будущий первоклассник, часто возникают вопросы о школе, о том, как лучше подготовить ребенка, чтоб он хорошо учился. В последние годы родители чаще всего этот вопрос решают односторонне, заботясь о том, что бы ребенок научился читать и освоил элементарные математические знания. Нередко бывает, и так, когда родители, подготавливая ребенка к школе, просто осваивают с ребенком часть программы 1 класса. Вот этого и не следует делать! В первую очередь необходимо позаботится о нравственной  и психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Нужно обладать рядом качеств, таких, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность, для успешного осуществления любой деятельности. Организованность проявляется почти везде: без подсказки родителей приготовить все необходимое для прогулки, труда или игры; в заданном темпе выполнить поручения, просьбу; убрать игрушки, на место вещи и т.д.

В дошкольном возрасте организованность только начинает формироваться, и, соответственно, уровень ее развития различен. Это связанно, с одной стороны, от характера индивидуального развития под воздействием семьи, с другой стороны от тех требования, которые предъявляются детям в детском саду. К концу старшего дошкольного возраста организованность проявляется в таких качествах, которые имеют особенно важное значение в подготовке к школьному обучению: дети не только выполняют требования взрослых, но и начинают предъявлять требования к самим себе, становится инициативными. Это качество особенно ценно для нравственного становления личности.

Родителям нужно обратить внимание на то, что при формировании инициативности важно:

- исключить инструктивное воспитание, когда вся жизнь детей подчинена инструкциям взрослых. Ожидание инструкций тормозит проявление самостоятельности и творчества, развивает безынициативность;

- поощрять любую инициативу, даже если она кажется взрослому никчемной. Похвалить, поблагодарить за проявленную инициативу, раскрыть ее достоинства, предостеречь, если есть недостатки.

Важным показателем нравственной готовности к школе является самостоятельность, активное отношение ребенка ко всему тому, что происходит в детском саду и непосредственно в его семье.

Наблюдения показывают, как легко и уверенно ходят в новую для них учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности и как много затруднений испытывают те дети, которые многого не умеют делать сами, как неуверенно, робко проявляют они себя в школьной жизни.

Воспитанию самостоятельности и организованности способствует выполнение ребенком постоянных посильных обязанностей в семье.

Своевременное приучение детей дошкольного возраста к выполнению обязанностей в семье и детском саду исключает возникновение безответственности, воспитывает у детей умение заставить себя сделать необходимое дело, преодолеть трудности, а они всегда встретятся во время учебы в школе.

Переход от положения дошкольника к положению школьника - это новые права и обязанности ребенка, первое чувства ответственности перед самим собой, семьей, обществом. Этот начальный момент формирования ответственности очень важен. Чтобы развить это важное качество, нужно многое уметь и знать, и на конкретных примерах показывать преимущество знающего человека для творческого труда, содержательной жизни и учебы.

Каждый ли ребенок 6 -7 лет хочет пойти в школу? Интерес к школе проявляется в детских разговорах и высказываниях: «хочу в школу», «хочу учиться», «буду хорошо учиться», в детских вопросах: «Какая учительница?», «Учительница строгая?», «Что мы будем делать в школе?». Поддерживая заинтересованность, родители должны рассказывать о том, как много нового они узнают в школе, как полезно и интересно учиться. Зачастую, желание поскорее сесть за парту пропадает («не хочу идти в школу», «играть хочу», «скучно»). Это происходит тогда, когда у детей не сформировано отношение к учебе как к серьезной деятельности, важной работе, а интерес к школе ограничивается внешними признаками: незнакомая учительница, новое здание, тетради, и т.п.                  

  Поэтому, готовя детей к школе, необходимо воспитывать у них глубокий интерес к самой учебе, лучше уметь, стремление больше узнать, быстрее делать, добиваться результата, выполнять трудные задания.

Успешность школьной жизни связана с еще одной стороной – нравственной готовности к школе: быть жизнерадостным, умение жить в коллективе, быть доброжелательным, проявлять внимание и заботу о других. Казалось бы, учение – индивидуальная деятельность и «каждый за себя». Но плодотворная и успешная для всех детей жизнь не ограничивается рамками урока,  в ней всегда есть место и взаимной помощи, и труду, и умению радоваться чужим достижениям.

Однако взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь детей. Это порождает потребность у детей участвовать в жизни взрослых, действовать по образцу. При этом они хотят производить не только отдельные действия взрослых, но и подражать всем сложным формам его поступкам, его деятельности, его взаимоотношениям с другими людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей. В условиях повседневного поведения и его общения со взрослыми, так же в практике ролевой игры у ребенка –дошкольника формируется общественное знание многих социальных норм, но и это значение не до конца осознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциями переживания.

Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов, превращает его из человечка ситуативного, в человечка, обладающего внутренним единством и организованность, способностью руководствоваться устойчивыми им социальными нормами жизни. Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н. Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте, как о периоде «первоначального фактического склада личности».

Психологическая готовность ребенка к школе


Готовность ребенка к школе – очень важный вопрос для многих родителей. Часто они задаются вопросами: «Вести ли ребенка в школу? Готов ли ребенок к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике?»

При формировании первых классов родители приходят с детьми, которые уже умеют считать, писать и даже знают таблицу умножения, иными словами – интеллектуально они полностью готовы к учебе. Но психологически и эмоционально этим детям еще рано посещать школу, так как они не мотивированы на получение знаний, им тяжело адаптироваться к новому коллективу, принять свою социальную роль школьника и отвечать всем требованиям преподавателя. Если говорить в целом, то такие дети психологически еще не готовы к обучению в школе. Но объяснить это родителям очень сложно, ведь они утверждают: «Как? Мой ребенок не глупый! Вот он уже самостоятельно читает, решает примеры, умеет писать! Вы что-то путаете: мой сын (дочь) полностью готовы к школе, мы всей семьей его (ее) готовили к поступлению». Попробуем разобраться, что же представляет собой – готовность ребенка к школе и какие ее составляющие.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.

Школьные психологи считают, что подготовка ребенка к школе должна заключатся в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которые ставят перед ребенком школа, в лице педагогов. Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.

В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:

  1. Личностная готовность. 

Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.

  1. Волевая готовность к обучению в школе. 

К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий — внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра).

О волевой готовности ребенка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.

К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения).

Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника. Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.

  1. Интеллектуальная готовность 

Следующий компонент психологической готовности ребенка к школе. Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария», и его словарный запас. Также, дети должны иметь высокую обучаемость – умение выделить учебное задание, и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача родителей поощрять эти качества. 

В целом, интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие таких качеств как: концентрации внимания, дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона), аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец). А также рациональный подход к действительности (ослабление фантазии), интерес к знаниям, логическое запоминание,  овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации. 

При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка. Дети должны правильно выговаривать все звуки и буквы, владеть тембром, силой и высотой голоса. Хорошо если дошкольник, помимо владения родным языком, проявляет интерес к иностранным, он имеет сбалансированный словарный запас из разных сфер жизнедеятельности. Дети должны грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, получать удовольствие от чтения, придерживаться этикета в общении, уметь свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стишки, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях. 

Интеллектуальная неготовность детей непосредственно приводит к не успешности в школьном обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание по школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребенка находиться в школе или неприязнь к предметам.

  1. Социально-психологическая готовность ребенка 

Она тоже играет огромную роль в подготовке к школьному обучению. Она предполагает принятие и формирование новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и педагогу.  

Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых умений и знаний, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе. 

Позитивное отношение к школьному обучению часто связано с информацией, которую ребенку предоставляют взрослые. Очень важно подготовить и объяснить ребенку, что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформировать интерес и позитивное отношение к предстоящей учебе, но и правильное отношение к педагогу и другим ученикам, умению легко и быстро устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет детям адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.

И так мы видим, что подготовка к школьному обучению очень трудоемкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юных учеников. Необходимо учитывать множество сторон, мотивационную, психологическую, интеллектуальную и эмоциональную готовность ребенка к обучению в школе. Совокупность этих аспектов способствует успешной учебной деятельности детей, их быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.

Итак, психологическая готовность ребенка к школе – целостное образование. Отставание или развитие одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Многие педагоги и психологи связывают готовность к школе с успешной адаптацией ребенка в 1 классе.

Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.

Критерии готовности к школе связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития ребенка. Эту шкалу тоже надо уметь читать: понимать принципы ее составления, знать точки отсчета, размерность.

Во-первых, обследование детей необходимо для школы и для детей, для их успешного обучения в школе;

Во-вторых, обследование детей необходимо начинать раньше, тогда эта работа будет более эффективной, потому что, мало констатировать неготовность ребенка к обучению в школе, необходимо еще брать на учет и в течение года наблюдать и контролировать его развитие.

Список использованных источников

 

1.         Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации //Начальная школа. – 1999 № 1.

2.         Бугрименко Е.А. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М., 1994.

3.         Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. Дошкольное воспитание. – М., 1970.

4.         Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе . 4-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Питер, 2004. – 208 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

5.         Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению /Психологическое образование. – М., 1997.

6.         Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики. – М., 1980.

7.         Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М, Педагогика, 1991г.

8.         Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1991.

9.         Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.

10.      Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Вангера. – М., 1988.

11.      Серова Л.И. Готовность ребенка к школе. http://www.psy-files.ru/2007/10/01/serova-l.i.-gotovnost-rebjonka

12.      Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология /Дубровина И.В., Зацепин В.В. - М., 1999.

13.      http://adalin.mospsy.ru/l_04_01.shtml "психологический центр Адалин".

14.      http://www.izh.ru/izh/info/i22152.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность детей к школе

ВведениеСтарший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизио...

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Формирование психологической готовности детей к школе у детей 6-7 лет. Рекомендации для педагогов.

Педагогам предлагаются конкретные формы и методы работы с детьми по фомированию у них психологической готовности к обучению в школе....

буклет для родителей На пороге школы: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»

Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к Школе»В рекомендациях большинства школ о готовности ребёнка к 1-му классу приводятся несколько з...

Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"

Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...