«Педагогические условия реализации преемственности дошкольного и школьного образования»
статья (подготовительная группа)
в данной статье говорится о целях и задачах непрерывного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Педагогические условия реализации преемственности дошкольного и школьного образования»
Прошенкова Л.Н.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребёнком. С.Выготский
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.
Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального школьного возраста - гармоничное физическое и психическое развитие ребенка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Непрерывное образование понимается как согласованность и перспективность всех компонентов системы:
* целей,
* задач,
* содержания,
* методов,
* форм организация воспитания и обучения на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Таким образом под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:
* установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
* выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
* создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
* всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
* оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
* формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Формы преемственных связей
* Педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;
* Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);
* Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
* Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
* Проведение «дней выпускников» в ДОУ;
* Встречи родителей с будущими учителями;
* Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
* Игровые тренинги и практикумы для родителей детей старшего дошкольного возраста.
Социально-психологопедагогическая и психофизиологическая готовность ребенка к школе:
*Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
* Организованность и ответственность, умение вести себя;
* Уровень познавательной активности;
* Кругозор (узкий или широкий);
*Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом* ножницами);
*Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше -ниже; больше -меньше, вперед -назад, слева -справа);
*Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
*Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
*Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание;
* Развитие речи.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. Поэтому тема моего плана самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне в развитии связной речи детей в игровой деятельности; в развитии словесно-логического мышления; речевого внимания, голосового аппарата; Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях. Все это поможет им в дальнейшей учебной деятельности.
Список используемой литературы:
1. Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008;
2. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии. – 1971.-№ 4.
3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) //Содержание образования в двенадцатилетней школе. -М., 2000.-С. 3-25.
4. Слободчиков В. И., Короткова Н. А. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: Научная концепция/М., 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность дошкольного и школьного образования
Выступление перед педагогическим коллективом ДОУ на тему «Преемственность дошкольного и школьного образования»...
план работы по преемственности дошкольного и школьного образования
ПЛАН РАБОТЫПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕЕМССТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ИНАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Цель:- реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и школьного образования;- с...
«Реализация преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГТ и ФГОС»
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального...
Преемственность дошкольного и школьного образования как залог успешной адаптации ребенка к школе
Конспект, посвященный преемственности дошкольного и школьного образования....
Преемственность дошкольного и школьного образования. Новые стандарты.
Консультация для родителей...
«Преемственность дошкольного и школьного образования с учетом федеральных государственных требований»
Выступление на педсовете в ГБОУ СОШ №1316....
Преемственность дошкольного и школьного образования»
Преемственность дошкольного и школьного образования»...