Роль театрализованных игр в развитии речи детей с ОВЗ
статья (средняя группа)
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры.
Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта работы "Социально-коммуникативное развитие дошкольников с ОВЗ посредством театрализованной деятельности | 586.65 КБ |
obobshchenie.docx | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы:
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
В становлении личности дошкольника ведущую роль имеют коммуникативные способности. Эти способности позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
Развитые коммуникативные способности дают возможность ребенку решать разного рода задачи, возникающие в процессе общения: преодолевать эгоцентризм, распознавать различные ситуации и правила действия в них, выстраивать свое поведения адекватно ситуации, используя творческий потенциал.
Современный мир требует от педагогов воспитание такого человека, который может смело входить в современную ситуацию, умеет владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, умеет пробовать и ошибаться, в поисках верного решения проблемы. Театрализованная деятельность – является тем универсальным средством, которое позволяет решать педагогические задачи, диктуемые нам современным обществом. Использование в своей педагогической практике театрализованных игр способствует формированию уважительного отношения дошкольников друг к другу, преодолению трудностей в общении и неуверенности в себе, а также способствует становлению творческой личности, способной к восприятию новизны, умению импровизировать.
Дошкольный возраст - это время познания отношений между людьми. Познавая эти отношения, ребенок моделирует их в сюжетно ролевую игру, а игра для дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, которая оказывает большое влияние на развитие и воспитание полноценной личности. В совместной игре дошкольники, прежде всего, учатся полноценному общению друг с другом. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Однако, в последние годы, и об этом приходиться говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.
Театрализованные игры позволяют ребенку развивать самостоятельность, фантазию, лидерские качества, инициативу и творчесво.
«Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» в настоящее время является особо актуальной, так как успешное развитие коммуникативных способностей – это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка и к встрече с новыми социальными ситуациями и к предстоящему обучению в школе.
Кроме того актуальность данной темы еще и в том, что театрализованная деятельность позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает память, воображение, внимание, позволяет обогащать и активизировать словарь ,что особенно необходимо для детей с ЗПР .
Социально нравственное развитие играет важную роль в формировании личности ребенка, конечной целью которого, является выстраивание четких понятий о социальной действительности окружающей ребенка, формирование умений строить, поддерживать, укреплять и развивать коммуникативные связи, умение взаимодействовать и жить в гармонии с окружающим его миром.
Цель : Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности, для воспитания гармонично развивающейся, и социально адаптированной личности.
Задачи:
- Создание развивающей среды для реализации проекта;
- Развитие у детей навыков межличностного взаимодействия, посредством театрализованной деятельности;
- Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;
- Привлечение родителей к совместной деятельности.
Основные принципы :
- поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и дошкольников;
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество образовательной организации с семьей.
Методы:
- беседы, рассуждения, размышления;
- праздники, развлечения, с элементами театрализованной деятельности;
- викторины, конкурсы и т.д.
№ | Задача | Действие (наименование мероприятия) | Сроки реализации | Полученный (ожидаемый результат) | |
Этап 1. Подготовительный | |||||
Взаимодействие с родителями и детьми | |||||
1 | Взаимодействие с родителями. Изучение педагогического запроса родителей и воспитанников в вопросах развития социально-коммуникативного развития дошкольников | Подбор необходимой для реализации проекта педагогической и методологической литературы | Август-сентябрь 2019г. | Актуализация проблем развития коммуникативной сферы дошкольников и разработка алгоритма по ее конструктивному решению. Разработка и составление плана реализации проекта. | |
Опрос-диагностика участников педагогического процесса по представленной проблеме | |||||
Выявление особенностей коммуникативной деятельности детей, возрастной динамики личностного взаимодействия | |||||
2 | Подведение участников проекта к четкому формулированию существующей проблемы | Обсуждение на родительском собрании, общих вопросов, связанных с организацией работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников группы | |||
Взаимодействие с педагоги ДОО | |||||
3 | Разработка методической составляющей проекта | Разработка системы работы по использованию театрализованных игр и игровых упражнений коммуникативной направленности для развития дружеских взаимоотношений, навыков сотрудничества, формирования навыков общения и взаимодействия с окружающей действительностью детей дошкольного возраста. | Разработан методический | ||
инструментарий | |||||
Этап 2. Внедренческий | |||||
Образовательное направление | |||||
1 | Внедрение с системы работы по использованию театрализованных игр и игровых упражнений коммуникативной направленности для развития дружеских взаимоотношений, навыков сотрудничества, формирования навыков общения и взаимодействия с окружающей действительностью детей дошкольного возраста. | Коммуникативные этюды «Языки общения» | 2019-2020уч. год | 1. Активизация участников проекта в развитии коммуникативной сферы дошкольников. 2. Создание картотек: «Театрализованные игры», «Коммуникативные игры и упражнения». | |
2 | Театрализованные игры и драматизации, речевые разминки, игры на развитие интонационной выразительности речи, беседы, виртуальные путешествия, презентации. | ||||
Взаимодействие с родителями | |||||
1 | Создание развивающей среды в группе ДОО | Театральный уголок в группе | 2019-2020уч. год | Создание театрального уголка в группе, в котором располагаются разные виды театров, большинство из которых сделано руками родителей. | |
2 | Привлечение родителей дошкольников к развитию коммуникативных способностей детей | Акции «В гости со сказкой», «Театр выходного дня» | Педагогическое просвещение родителей. | ||
Создание книжек-малышек | |||||
Викторина «Угадай мелодию» | |||||
Семинар-практикум «Домашний театр без затрат», «Трудности общения», «Мы – дружные ребята», «Скажи мне обо мне». | |||||
Круглый стол «Общаемся без границ» | |||||
Развлечения, с элементами театрализованной деятельности | |||||
Этап 3. Аналитический | |||||
Образовательное направление | |||||
1 | Определение итогов работы, определение перспектив | Диагностика воспитанников | Май 2020 г. | Положительная динамика в коммуникативной сфере дошкольников | |
Обобщение результатов работы | |||||
Взаимодействие с родителями | |||||
1 | Определение итогов работы, определение перспектив | Анкетирование родителей | Май 2020 г. | Положительная динамика в коммуникативной сфере дошкольников | |
Самоанализ проведенной работы | |||||
Этап 4. Диссеминационный | |||||
1 | Трансляция педагогического опыта | Обобщение опыта работы по теме «Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности» | 2021 | Обобщение опыта работы | |
2 | Публикации в СМИ: «Театрализованная деятельность в развитии детей»: «Играем в театр дома» «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ЗПР средствами театральной деятельности»
| 2019-2021г. |
Работа воспитателя имеет множество аспектов. В своей деятельности педагоги используют разнообразные формы и методы работы, направленные на всестороннее и гармоничное развитие детей дошкольного возраста.
Современность требует от нас воспитание такого ребенка, который может принимать нестандартные решения, адаптирован к разным социальным ситуациям, коммуникативно развит, активен.
Использование разнообразных методов работы в нашем дошкольном учреждении дало свои положительные результаты. Так, можно отметить положительную динамику по уровню сформированности навыков коммуникативного взаимодействия у детей старшей группы.
Как показывают полученные результаты диагностики по данной методике у дошкольников в начале учебного года, дети затруднялись в построении отношений со сверстниками, а к концу обозначенного периода наметилась положительная динамика в вопросах формирования коммуникативных навыков у воспитанников группы.
Анализируя результаты исследования коэффициента сплоченности и коэффициента удовлетворенности отношениями в детском коллективе мы отметили положительную динамику, которая отражается в уровне развития детского коллектива, в целом, и коммуникативной компетентности каждого члена этого детского сообщества.
Сравнив полученные нами результаты можно сказать о тенденции доброжелательного и положительного отношения детей друг к другу.
Данные коэффициенты показывают динамичное развитие групп их коммуникативной деятельности, как всего коллектива, так и отдельно взятого ребенка.
Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать выводы о планомерности, систематичности и целенаправленности проводимой нами работы по формированию навыков эффективного сотрудничества детей в процессе совместной организованной и самостоятельной деятельности дошкольников.
Проводя анализ реализуемых нами мероприятий, и полученных в ходе них результатов, мы отметили, что наблюдается положительная динамика в развитии детского коллектива, тем не менее, работу в данном направлении следует продолжать.
Результаты проективной методики социометрического статуса членов детского коллектива позволяют нам говорить о правильном векторе нашей работы.
В плане социометрического исследования также отмечены положительные тенденции в развитии дружеских взаимоотношений и формировании навыков межличностного взаимодействия в группе дошкольников.
В ходе проделанной работы, также было проведено анкетирование среди родителей, оно показало, что большинство семей были довольны работой группы, а самое главное родители стали нашими непосредственными участниками и помощниками.
На сегодняшний день, результатом сложившейся системы работы является наличие у детей сформировавшихся навыков конструктивного общения, эффективного взаимодействия друг с другом в процессе организованной и самостоятельной деятельности. Также у воспитанников наблюдается такие проявления, которые не были характерны для них на первом этапе:
- умение согласовывать свои желания с мнением других членов группы;
- отстаивание своей точки зрения, используя аргументы;
- допустимая справедливость и адекватность при оценке своих и чужих поступков;
- навык регулирования своего поведения в контексте с нормами, принятыми в коллективе.
Театрализованная (театрально — игровая) деятельность помогла более эффективно формировать коммуникативные способности детей. Они стали более раскрепощенными, способом общения предпочтительно выбирая различные игры. Общение теперь на порядок выше, оно стало непосредственным и имеет конструктивность. У детей, посредством театральной деятельности, сформировалось активное воображение, навыки социальных норм поведения, установились более тесные эмоциональные контакты, они научились понимать и сопереживать друг другу, проявлять и контролировать свои эмоции.
Кроме того, был разработан цикл рекомендаций, памяток и консультаций для родителей по формированию навыков межличностного взаимодействия с детьми, в том числе и посредством театрализованной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей
Доклад - презентация для педагогов о значимости театрализованной деятельности в развитии речи детей....
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей
Доклад - презентация для воспитателей о роли театрализованной деятельности в развитии речи детей...
Роль театрализованных игр в развитии речи детей раннего возраста.
Статья посвящена развитию речи детей раннего (2.6-3лет). В ней вы узнаете о том, как развивая речь детей, можно использовать игры-иммитации, театрализованные игры, фольклор, пестушки. Тем самым в игро...
Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста.
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного д...
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста
В статье описано влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста...
"Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»
В активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры один из самых эффективных спо...