Роль театрализованных игр в развитии речи детей с ОВЗ
статья (средняя группа)

Дрожевская Татьяна Александровна

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры.

 

           Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

 

            Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы:  

Развитие коммуникативных способностей у детей  дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

В становлении личности дошкольника ведущую роль имеют коммуникативные способности. Эти способности позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Развитые коммуникативные способности дают возможность ребенку решать разного рода задачи, возникающие в процессе общения: преодолевать эгоцентризм, распознавать различные ситуации и правила действия в них, выстраивать свое поведения адекватно ситуации, используя творческий потенциал.

Современный мир требует от педагогов воспитание такого человека, который может смело входить в современную ситуацию, умеет владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, умеет пробовать и ошибаться, в поисках верного решения проблемы. Театрализованная деятельность – является тем универсальным средством, которое позволяет решать педагогические задачи, диктуемые нам современным обществом. Использование в своей педагогической практике театрализованных игр способствует формированию уважительного отношения дошкольников друг к другу, преодолению трудностей в общении и неуверенности в себе, а также способствует становлению творческой личности, способной к восприятию новизны, умению импровизировать.

Дошкольный возраст - это время познания отношений между людьми. Познавая эти отношения, ребенок моделирует их в сюжетно ролевую игру, а игра для дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, которая оказывает большое влияние на развитие и воспитание полноценной личности. В совместной игре дошкольники, прежде всего, учатся полноценному общению друг с другом. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Однако, в последние годы, и об этом приходиться говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.

Театрализованные игры позволяют ребенку развивать самостоятельность, фантазию, лидерские качества, инициативу и творчесво.

«Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» в настоящее время является особо актуальной, так как успешное развитие коммуникативных способностей – это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка и к встрече с новыми социальными ситуациями и к предстоящему обучению в школе.

Кроме того актуальность данной темы  еще и в том, что театрализованная деятельность позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает память, воображение, внимание, позволяет обогащать и активизировать словарь ,что особенно необходимо для детей с ЗПР .

Социально нравственное развитие играет важную роль в формировании личности ребенка, конечной целью которого, является выстраивание четких понятий о социальной действительности окружающей ребенка, формирование умений строить, поддерживать, укреплять и развивать коммуникативные связи, умение взаимодействовать и жить в гармонии с окружающим его миром.

Цель : Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности, для воспитания гармонично развивающейся, и социально адаптированной личности.

Задачи:

  • Создание развивающей среды для реализации проекта;
  • Развитие у детей навыков межличностного взаимодействия, посредством театрализованной деятельности;
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;
  • Привлечение родителей к совместной деятельности.

Основные принципы :

  • поддержки разнообразия детства;
  • сохранения уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и дошкольников;
  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество образовательной организации с семьей.

Методы:

  • беседы, рассуждения, размышления;
  • праздники, развлечения, с элементами театрализованной деятельности;
  • викторины, конкурсы и т.д.

Задача

Действие (наименование мероприятия)

Сроки реализации

Полученный (ожидаемый результат)

Этап 1. Подготовительный

Взаимодействие с родителями и детьми

1

Взаимодействие с родителями.

Изучение педагогического запроса родителей и воспитанников в вопросах развития социально-коммуникативного развития дошкольников

Подбор необходимой для реализации проекта педагогической и методологической литературы

Август-сентябрь 2019г.

Актуализация проблем развития коммуникативной сферы дошкольников и разработка алгоритма по ее конструктивному решению.

Разработка и составление плана реализации проекта.

Опрос-диагностика участников педагогического процесса по представленной проблеме

Выявление особенностей коммуникативной деятельности детей, возрастной динамики личностного взаимодействия

2

Подведение участников проекта к четкому формулированию существующей проблемы

Обсуждение на родительском собрании, общих вопросов, связанных с организацией работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников группы

Взаимодействие с педагоги ДОО

3

Разработка методической составляющей проекта

Разработка системы работы по использованию театрализованных игр и игровых упражнений коммуникативной направленности для развития дружеских взаимоотношений, навыков сотрудничества, формирования навыков общения и взаимодействия с окружающей действительностью детей дошкольного возраста.

Разработан методический

 инструментарий

Этап 2. Внедренческий

Образовательное направление

1

Внедрение с системы работы по использованию театрализованных игр и игровых упражнений коммуникативной направленности для развития дружеских взаимоотношений, навыков сотрудничества, формирования навыков общения и взаимодействия с окружающей действительностью детей дошкольного возраста.

Коммуникативные этюды «Языки общения»

2019-2020уч. год

1. Активизация участников проекта в развитии коммуникативной сферы дошкольников.

2. Создание картотек: «Театрализованные игры», «Коммуникативные игры и упражнения».

2

Театрализованные игры и драматизации, речевые разминки, игры на развитие интонационной выразительности речи, беседы, виртуальные путешествия, презентации.

Взаимодействие с родителями

1

Создание развивающей среды в группе ДОО

Театральный уголок в группе

2019-2020уч. год

Создание театрального уголка в группе, в котором располагаются разные виды театров, большинство из которых сделано руками родителей.

2

Привлечение родителей дошкольников к развитию коммуникативных способностей детей

Акции «В гости со сказкой», «Театр выходного дня»

Педагогическое просвещение родителей.

Создание книжек-малышек

Викторина «Угадай мелодию»

Семинар-практикум «Домашний театр без затрат», «Трудности общения», «Мы – дружные ребята», «Скажи мне обо мне».

Круглый стол «Общаемся без границ»

Развлечения, с элементами театрализованной деятельности

Этап 3.  Аналитический

Образовательное направление

1

Определение итогов работы, определение перспектив

Диагностика воспитанников

Май 2020 г.

Положительная динамика в коммуникативной сфере дошкольников

Обобщение результатов работы

Взаимодействие с родителями

1

Определение итогов работы, определение перспектив

Анкетирование родителей

Май 2020 г.

Положительная динамика в коммуникативной сфере дошкольников

Самоанализ проведенной работы

Этап 4. Диссеминационный

1

Трансляция педагогического опыта

Обобщение опыта работы по теме «Развитие коммуникативных способностей  дошкольников посредством театрализованной деятельности»

2021

 Обобщение опыта работы

2

Публикации в СМИ:

«Театрализованная деятельность в развитии детей»:

«Играем в театр дома»

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ЗПР средствами театральной деятельности»

 

2019-2021г.

Работа воспитателя имеет множество аспектов. В своей деятельности педагоги используют разнообразные формы и методы работы, направленные на всестороннее и гармоничное развитие детей дошкольного возраста.

Современность требует от нас воспитание такого ребенка, который может принимать нестандартные решения, адаптирован к разным социальным ситуациям, коммуникативно развит, активен.

Использование разнообразных методов работы в нашем дошкольном учреждении дало свои положительные результаты. Так, можно отметить положительную динамику по  уровню сформированности навыков коммуникативного взаимодействия у детей старшей группы.

Как показывают полученные результаты диагностики по данной методике у дошкольников в начале учебного года, дети затруднялись в построении отношений со сверстниками, а к концу обозначенного периода наметилась положительная динамика в вопросах формирования коммуникативных навыков у воспитанников группы. 

Анализируя результаты исследования коэффициента сплоченности и коэффициента удовлетворенности отношениями в детском коллективе мы отметили положительную динамику, которая отражается в уровне развития детского коллектива, в целом, и коммуникативной компетентности каждого члена этого детского сообщества.

Сравнив полученные нами результаты можно сказать о тенденции доброжелательного и положительного отношения детей друг к другу.

Данные коэффициенты показывают динамичное развитие групп их коммуникативной деятельности, как всего коллектива, так и отдельно взятого ребенка.

Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать выводы  о планомерности, систематичности и целенаправленности проводимой нами работы по формированию навыков эффективного сотрудничества детей в процессе совместной организованной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Проводя анализ реализуемых нами мероприятий, и полученных в ходе них результатов, мы отметили, что наблюдается положительная динамика в развитии детского коллектива, тем не менее, работу в данном направлении следует продолжать.

Результаты проективной методики социометрического статуса членов детского коллектива позволяют нам говорить о правильном векторе нашей работы.

В плане социометрического исследования также отмечены положительные тенденции в развитии дружеских взаимоотношений и формировании навыков межличностного взаимодействия в группе дошкольников.

В ходе проделанной работы, также было проведено анкетирование среди родителей, оно показало, что большинство семей были довольны работой группы, а самое главное родители стали нашими непосредственными участниками и помощниками.

На сегодняшний день, результатом сложившейся системы работы является наличие у детей сформировавшихся навыков конструктивного общения, эффективного взаимодействия друг с другом в процессе организованной и самостоятельной деятельности. Также у воспитанников наблюдается такие проявления, которые не были характерны для них на первом этапе:

  • умение согласовывать свои желания с мнением других членов группы;
  • отстаивание своей точки зрения, используя аргументы;
  • допустимая справедливость и адекватность при оценке своих и чужих поступков;
  • навык регулирования своего поведения в контексте с нормами, принятыми в коллективе.

Театрализованная (театрально — игровая) деятельность помогла более эффективно формировать коммуникативные способности детей. Они стали более раскрепощенными, способом общения предпочтительно выбирая различные игры. Общение теперь на порядок выше, оно стало непосредственным и имеет конструктивность. У детей, посредством театральной деятельности, сформировалось активное воображение, навыки социальных норм поведения, установились более тесные эмоциональные контакты, они научились понимать и сопереживать друг другу, проявлять и контролировать свои эмоции.

Кроме того, был разработан цикл рекомендаций, памяток и консультаций для родителей по формированию навыков межличностного взаимодействия с детьми, в том числе и посредством театрализованной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей

Доклад - презентация для педагогов о значимости театрализованной деятельности в развитии речи детей....

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей

Доклад - презентация для воспитателей  о роли театрализованной деятельности в развитии речи детей...

Роль театрализованных игр в развитии речи детей раннего возраста.

Статья посвящена развитию речи детей раннего (2.6-3лет). В ней вы узнаете о том, как развивая речь детей, можно использовать игры-иммитации, театрализованные игры, фольклор, пестушки. Тем самым в игро...

Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста.

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного д...

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

В статье описано влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста...

"Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

В активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры  один из самых эффективных спо...