Работа музейного комплекса «Город Детства» в гражданско-патриотическом воспитании детей МБДОУ «Д/С №16»
материал

Соколова М.Ю.

Музеи, существующие в рамках ДОУ, обладают огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяют на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединить педагогов, детей, родителей интересным делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников. Эти и другие задачи успешно реализуются в рамках нового педагогического направления музейной педагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа музейного комплекса «Город Детства» в гражданско-патриотическом воспитании детей МБДОУ «Д/С №16»

Музеи, существующие в рамках ДОУ, обладают огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяют на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединить педагогов, детей, родителей интересным делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников. Эти и другие задачи успешно реализуются в рамках нового педагогического направления музейной педагогики. Сегодня под этим термином «музейная педагогика» понимается не только работа на музейной экспозиции, но и особый раздел педагогической науки, содержание которой - передача культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Выделение данной задачи закономерно для новых стандартов дошкольного и школьного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость нравственного развития детей и создания условий для присвоения детьми гражданской позиции.

В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в детском саду созданы музеи:

2014 год «Дом вести, не лапти плести»,  

в 2015 году - «Защитники Отечества», «Загадочный космос», картинная галерея.

в 2016 году центр «Права ребенка», экологическая тропа, комната безопасности,

в 2017 году эко-центр «Эколята»,

в 2018 году библиотека, мини-музей «Веселый балаганчик»

В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников.

Учитывая это, по инициативе педагогов в 2010 году в нашем детском саду был создан мини-музей «Русская старина». До этого и педагоги, и родители воспитанников собирали предметы старины. Располагался он в группе и насчитывал не более десяти подлинных старинных экспонатов. Отрадно, что наши педагоги, воспитанники и родители оказались очень активными и заинтересованными участниками процесса пополнения фондов.

 Время шло, мини-музей заполнялся все новыми экспонатами. Стало ясно: надо расширяться. Музей был переведен другое отдельное помещение, а стеллажи заполнились новыми экспонатами. Музей народно – прикладного искусства «Дом вести, не лапти плести» - так стала называться оборудованная и более просторная комната в детском саду.

Работа по созданию музея началась с опроса родителей. Было проведено анкетирование, с целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию музея.  Анкетирование проводилось анонимно, по желанию родителей. В процессе анкетирования  выяснилось, посещают ли сами родители музеи и выставки и берут ли с собой на экскурсии детей.   Провели беседу и консультацию с родителями: «Об актуальности и важности музейной педагогики». На этом этапе в методическом кабинете была организована выставка методической литературы на тему «Музейная педагогика», подготовлена консультация для педагогов «Организация   музеев в ДОУ». Педагоги познакомились с принципами функционирования  музеев, разработанных на основе анализа взглядов на музейную педагогику отечественного психолога Л.С. Выготского, зарубежных педагогов и психологов Ж. Пиаже,  М. Монтессори, а также ученых-музееведов А.В. Бакушинского, Е.В. Волковой и др.

Создали творческую группу педагогов, которые курировали работу по созданию музея. Следующим этапом стало создание совета музея. В него вошло три педагога, которые занимаются организацией работы в музее, сменой экспозиций, поиском новых материалов.  Определили  перспективы создания музея.  Разработали план мероприятий с детьми. Посетили музеи нашего города с целью расширения кругозора и познавательной активности детей. Суть заключается не в том, чтобы научить ребенка, дать ему определенные знания, куда важнее для нас позаботиться о его ощущениях, мыслях, чувствах, переживаниях, активизации творческих способностей.

Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива. В создании музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.  В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания музея. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами. За несколько лет работы по данному  направлению педагогами нашего ДОУ совместно с воспитанниками и их родителями были созданы разнообразные коллекции, все они в  последствии стали экспонатами и были представлены в экспозициях нашего музея. Представленные в музее экспонаты красочные, многие из них сделаны руками наших воспитанников и их родителей, вызывают живой познавательный интерес у детей. А с какой гордостью дети рассказывают об экспонатах музея, которые подарили именно они! Экспонатами музея являются предметы крестьянского быта: домашняя утварь, орудия труда, одежда, самотканые скатерти, полотенца и многое другое. «Настоящее и прошлое предметов», где дети узнают, кто был «бабушкой», к примеру, современной ручки, утюга, электрической лампочки.

 В музее дети являются не просто пассивными созерцателями, а становятся любопытными «почемучками». Музей - это еще результат общения и совместной работы всех сотрудников, детей и родителей.

Для организации работы мы используют такие формы организации работы с детьми:  Игры музейного содержания по формированию художественной культуры;

Игры-развлечения «В царстве дымковской игрушки», «Барыню сударыню принимайте в гости», «На подворье у хозяина», « Мы летим на воздушном шаре», «Мода из бабушкиного сундука»;

Игры путешествия: «Едем в деревню», «Путешествие в машине времени», «Откуда родом бабушкин сундук»;

Интеллектуально – творческие игры: «Волшебный клубок», «Заседание клуба знатоков культуры»;

Игры – эстетические упражнения: «Закрась поднос», «Закончи узор»;

Заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т .д.).

Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку).

Народные художественные промыслы Рязанского края имеют глубокие истоки и вековые традиции. Появилась в музее Вырковская игрушка, оказывается «наши» тоже делать умеют! Дети учились распознавать Касимовскую роспись и Хохлому. А еще в Рязанской области есть Скопинская керамика, Михайловское кружево, Кадомский вениз, Шиловское лозоплетение, лаптеплетение  Проведение познавательных, художественно-эстетических занятий, чтение художественной литературы, подобранной в соответствии с экспонатами музея, провидение ролевых игр, организация совместной и самостоятельной деятельности воспитанников с экспонатами музея.

В музее постоянно проводятся различные мероприятия. Очень интересно проходят опыты и эксперименты по проращиванию зерна. Опыт называется «Вершок и корешок» или опыт с дрожжами – «Почему хлеб пушистый?». В рамках работы в музее прошел проект «Береги хлеб». Дети собрали весь хлеб, который остался после обеда и взвесили его, результат поразил детей. Теперь дети стали бережнее относиться к хлебу. Работа в музее дала толчок для продолжения исследовательской деятельности. Воспитанник Андрей Покровский  вместе с бабушкой вырастили на даче рожь и принесли к нам в музей. Опыт Андрея заинтересовал детей и взрослых, можно ли вырастить из зерна полноценный продукт, это оказалось вполне возможно.

 Проведение в музее тематических занятий, образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин (приз самому любопытному посетителю музея) Специфичные для музейной педагогики приемы и методы, такие как репортажи, игры-экскурсии, рассказы детей-гидов, экскурсы в историю предметов, выставки, экспресс-выставки, где приоритетная роль и действия отводятся детям, где именно ребенок выступает главным лицом и персонажем, развивают речевое творчество, формируют духовно-нравственные ценности и социальные компетенции дошкольников.

Праздники в нашем музее особенные, они сопровождаются интересными событиями, которые поучительны для детей и заканчиваются как правило совместным с родителями чаепитием. На таких праздниках дети узнали о костюмах у разных народов, о старинных предметах быта, о значении пословиц и поговорок у народов России, и многое другое..
Музей стал для нас источником вдохновения. Изучая «Предметы быта» совпала с тематическим планом по лексической теме «Посуда».  Экспонаты брали на индивидуальную работу и рассматривали в непосредственной и свободной деятельности. Дети сравнивали деревянную, пластмассовую и столовую посуду, тем самым пополняли словарный запас, сенсорно – тактильный опыт.

Для нашего детского сада традиционными стали музыкально-познавательные тематические развлечения «Что, где, когда? », активными участниками которых являются родители и воспитанники. Содержание этих развлечений посвящается семейным традициям, родовым истокам и национальному содержанию семейного воспитания. В ходе подготовки к таким мероприятиям дети расспрашивают родителей, старших членов семьи о традициях, о возникновении фамилии, о каких-то предметах, переданных по наследству от ушедших предков. Ребенок получает ответы, или хотя бы задумывается и пытается ответить на вопросы: «Кто я? », «Какой я? », «Каковы исторические корни и особенности моего народа? ». В рамках этого направления в детском саду была организована выставка работ детской изодеятельности на тему «Секреты геральдики». Вообще, разработка и создание геральдики предполагает решение нравственной задачи по осмыслению себя, своего места в семье, в определенном обществе, жизни. При этом в создании герба принимаешь участие не ты один, ведь это коллективная работа людей, объединенных каком-то социальным статусом (семья, детский сад, и твою личностную нишу там тебе определяют (и ты определяешь кому-то) другие люди: твои родные, друзья, знакомые.

Накануне праздников Международного женского дня в стенах музеев были проведены: К выставке «Дымковская игрушка» - развлечение «В гостях у мастеров народных промыслов». Ребята имеют возможность не просто рассматривать предметы, многие из которых видят впервые, но еще и «играть в историю».

Хочется привести текст стихотворения, написанного нашим педагогом Ольгой Кемальевной   «Родной город»:

Где-то в глубине самой России

городок старинный есть Касимов

Город небольшой в Мещерском крае

Вы еще туда не приезжали?

Ждем скорее в гости к нам на лето:

видеть весь Касимов с минарета,

На мечети месяц мусульманский

здесь воздвиг когда-то хан татарский.

Золотом мещерские просторы

осенью предстанут перед взором,

Купола церквей священным блеском

озаряют городец мещерский.

Приезжайте к нам сюда в Касимов

в белую, заснеженную зиму,

Где с мороза – чай со сладкой сдобой,

и с горы татарской – да в сугробы!

А весною на Оке лед треснет,

понесутся льдины с яркой песней.

Порыбачить в лодке с рыбаками,

у костра уха да с окунями!

Город современный и старинный

летописью предков сохранимый.

Факт сей исторический известен:

здесь нашел царь Фимушку невесту.

Разные религии и нравы, все едины русские, татары…

В самом сердце матушки России

ждем Вас  в гости городок Касимов!

Кого могут оставить равнодушными эти стихи? Выразительно прочитанные в зале музея, на фоне проходившей осенью выставки работ, посвященной старому и современному Касимову, они зародили в душах маленьких детей, да и взрослых тоже (которым частенько некогда в суматохе будней задуматься, всмотреться в небо, вокруг себя) то, что называется Вечным и Прекрасным – любовь к Поэзии.

Есть у нас и специально подобранная аудиотека. Дети могут послушать потешки, русские песни, сказки или песни военных лет, в зависимости от темы занятия.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом  реализации  личностно -  ориентированного  подхода  к  образованию  является проектная деятельность. Ребенок дошкольник еще не может  быть  автором, творцом, организатором проектной деятельности.     Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважать его склонности и желания, принимают их. Такие взрослые, близкие по духу ребенку, помогают ему увидеть и зафиксировать проблему, сформулировать задачу, актуализировать свой опыт. В частности ответить на вопросы: «Что я уже знаю об этом?», «Что хочу узнать?», «Что нужно для этого сделать?».     Опираясь на помощь взрослых, дети организуют поиск нужного решения, т.е. проводят процесс познания.    При этом очень важно, чтобы взрослые взяли на себя роль тактичного помощника, чтобы у детей  были все возможности проявлять максимум самостоятельности, инициативы, творчества.  

       Благодаря совместной проектной деятельности взрослые имеют возможность не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков дошкольника, способствовать его адаптации к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, представляя ребенку возможность,  самостоятельно овладевать нормами культуры. 

При правильной постановке работы в музее, музей становится своеобразной образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея.

Многие родители начали посещать с детьми настоящие музеи, о чем потом дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям. Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки. Были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Музейная комната «Защитники Отечества» - открыли к 70-летию Победы. Оформление «комнаты боевой славы» было нами очень тщательно продумано. Каждый раздел несет в себе информацию данного времени и подвигов великого народа. В нем так же, как и в музее русского быта много подлинных экспонатов. Каждая раздел комнаты несет в себе определенную смысловую нагрузку. Одна стена выполнена в историческом стиле, она так и называется «Наша история» XVIII век. Сражение русских солдат за Родину в 1812 году в полной мере раскрывают репродукции описывающие особенности военной формы того времени, ведения боевых действий. Проводя беседы с детьми о русских богатырях, о великих русских полководцах, о Бородинском сражении, мы всегда обращаемся к этой стене. Противоположная, центральная стена посвящена незабываемому подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Она так и называется «Никто не забыт, ничто не забыто» Подрастающее поколение должно помнить историю страны и тех, кто проливал кровь, защищая родину от фашизма в годы ВОВ. Экспонаты помогают доступным языком рассказать о том, когда и почему началась война и как нелегко досталась нашей стране эти Великие Победы, рассказы о маленьких героях этой большой войны — детях-партизанах, которые не жалели своих жизней ради мирного солнца над головой. Подлинные экспонаты военной жизни: фронтовые письма, документы, фотографии и др. позволяют воспитателям проводить экскурсии, праздники, посвященные Дню долгожданной Победы и дню Защитникам Отечества. Обращаясь к ней, и к расположенным возле нее экспонатам, педагоги снова и снова рассказывают детям о великом подвиге русского народа. Родители вместе с детьми сделали «Книгу памяти», в которой рассказывается о своих прапрадедах, прадедах, дедушках участников ВОВ.

А высоко, высоко, под самым потолком летит клин бумажных журавлей, как напоминание всем, и взрослым, и детям, о нашем великом народе и о его незабываемых подвигах.

Правая стена посвящена теме современности XXI век, современной армии. Она знакомит детей с ролью Российской армии в современном обществе, воспитывает чувство уважения и гордости к сегодняшним защитникам Отечества. Дает более полные представления о некоторых родах войск (танковые, ракетные, мотострелковые, авиация, подводные.)  Учит различать флаги видов и родов войск. С детьми ведутся беседы о современных солдатах, которые совершают подвиги во имя мира на земле.  А высоко, высоко, под самым потолком летит клин бумажных журавлей, как напоминание всем, и взрослым, и детям, о нашем великом народе и о его незабываемых подвигах.

Частые гости нашего музея – дядя Анисии, курсант Рязанского ВДВ, папа Никиты - участник войны в Чечне, папа Вани – бывший десантник и другие. Все они рассказывают о смелости, о правильном поведении, о важности семьи для солдата.  Очень любят к нам приходить дети детского сада № 13.Таким образом, прикосновение к истории своей страны  вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы музея. Музей «Герои Отечества», созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и Родину.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.

А высоко, высоко, под самым потолком летит клин бумажных журавлей, как напоминание всем, и взрослым, и детям, о нашем великом народе и о его незабываемых подвигах.

В заключение хотелось бы сказать, что нашим детям очень нравится бывать в музее, и, видя их восторженные глаза, понимаешь, что вся эта большая работа была проведена не зря, а самое главное нам есть к чему еще стремиться.

С целью формирование у детей основ социально - правового сознания в детском саду, обогащения знаниями о правах ребенка взрослых появился центр «Права ребенка» в 2015 году. Центр «Права ребенка» – место на лестничном пролете для ознакомления детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка. Организовываются мини – выставки семейных реликвий:

•«Игрушки детства моих родителей»;

•«Новогодние игрушки моей семьи. Прошлое и настоящее»;

•«Старинные часы».

Родители и дети с большим удовольствием и даже азартом принимают

участие в подобных мероприятиях. Популярна в ДОУ такая форма работы, как составление ромашки имён («Как меня называют дома», генеалогическое древо семьи, герб семьи. После этого в группе каждый ребёнок рассказал о своей семье, своих родителях Семейные праздники – особые дни в жизни ребёнка, они несут заряд радости эмоциональный подъём, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с близкими людьми.

   «Мини - музей Забавный космос» открыли в коридоре. С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в «повадках» неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знание неба мы воспитываем в наших почемучках. Нами был разработан цикл занятий о космосе, куда вошло все, что касается мира надземного, все, что существует над землей, над нами. И в первую очередь то, что ребенок может видеть: Солнце, облака, небосвод, звезды, Луну и т. д. Дети познакомились с Солнцем, самой яркой звездой, Солнечной системой и с ее жительницами - планетами, с наиболее яркими звездами и созвездиями; узнали о посланцах дальних миров - метеорах и метеоритах, о кометах которые можно увидеть на ночном небосводе. Детей познакомили с нашей голубой планетой, как Земля вращается вокруг своей оси, с годовым вращением нашей планеты вокруг Солнца, и почему на Земле происходит смена дня и ночи. Мы познакомили детей с различными летательными аппаратами, одеждой космонавтов, героями космоса (Ю. Гагарин, В. Аксенов – наш земляк), а самое главное - раскрыли перед детьми значение космических полетов для человека. На занятиях о космосе большое внимание уделяем занимательным опытам и экспериментам, которые побуждают детей к творчеству. Космическая тема оказалась одной из самых популярных у наших детей. Дети очень любят «летать в космос». Путешествиями в другие миры они грезят каждый день. Как только у них находится свободная минутка, они сразу начинают фантазировать. И видя, как дети играют, фантазируют, родители решили помочь им – изготовили атрибуты для космических игр. А когда космических экспонатов стало много, решили создать «Мини - музей Забавный космос». Мимо пройти невозможно! Приходя в детский сад и уходя дети задают родителям вопросы про космос, планеты, созвездия, рассказывают что нового они узнали.

Традиционными стали «Недели космоса», конкурс чтецов, посвященные ко Дню космонавтики.

В целях экологического образования на территории детского сада в 2016 году создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения. Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании. Работу на экологической тропе можно построить интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т. д. Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Родители любят гулять вместе с детьми по экологической тропе после работы. Это музей под открытым небом. Одна из традиций детского сада весенние и осенние семейные экологические акции и трудовые десанты ( «Помоги пернатым», «Тепло наших окон», «Все цветы на свете – детям», «Огород» и др., в которых родители и дети принимают активное участие. Провели  Квест - игру  между мам «Найди сокровище», показали как можно играть с детьми.

Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Чтобы вызвать интерес у детей к данной проблеме, в 2016 году мы организовали комнату безопасности «Островок безопасности». Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него. На территории детского сада силами родителей сделали городок по ПДД. А какие машины из коробок сконструировали наши родители! 

В детском саду нет свободных помещений, поэтому мы стали использовать свободные лестничные пролеты и коридоры.

В 2015 году на лестнице  открыли «картинную галерею». Работы юных художников Касимовской художественной школы знакомят наших детей с живописью, особенно приятно видеть работы наших выпускников. Картины посвящены конкретной теме, меняются раз в квартал. Дети познают красоту искусства, более ответственно относятся к своим работам для конкурсов в ДОУ. Традиционны в ДОУ выставки семейного творчества:

•«Осенний калейдоскоп»;

•«Воспоминания о лете», «Чудеса с грядки»;

•«Новогодний переполох», «Зимняя фантазия»;

•«Моя мама – рукодельница»

•«Папа может всё что угодно...»

•«Вторая жизнь ненужных вещей»

•«Пасхальное чудо» и мн. др.

Родители вместе с детьми заранее готовятся к ним и, каждый год наш

коллектив не перестаёт удивляться безграничной фантазии и творчеству наших семей.

В качестве нестандартного метода приобщения дошкольников к литературе  в некоторых детских садах создаются детские библиотеки. В научно – методических и практических журналах появляются первые публикации такого опыта. Данный метод заинтересовал и коллектив нашего детского сада. В результате в 2017  году открылась детская мини -  библиотека -  новое и еще не совсем привычное направление нашей деятельности на центральной лестнице. Этому событию предшествовала работа с детьми и их родителями. Так, для того чтобы изучить, как организовано домашнее чтение в семьях, было проведено анкетирование, в котором приняли участие родители воспитанников от младшей до подготовительной группы. Главная задача опроса состояла в том, чтобы выяснить заинтересованность  родителей проблемой приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению.  В результате анкетирования выяснилось:

  • родители не так часто покупают детям книги (основной «подарок» - это игрушки, сладости);
  • совместное чтение детской литературы происходит довольно редко (сложный ритм жизни, нехватка времени);
  • подписываются на периодическую печать для малышей практически единицы.

Также из общения с родителями выяснилось, что они крайне редко бывают с детьми в городской библиотеке. Учитывая данные, полученные в результате анкетирования, было принято решение об открытии  мини - библиотеки в стенах дошкольного учреждения. Для создания библиотеки было выделено место  - стеллаж на центральной лестнице. Но основной задачей было создание полноценного книжного фонда. К этой работе были привлечены семьи воспитанников. Была проведена акция «Книга детям». В ее ходе родители приносили как вновь купленные книги современных писателей, но и книги, которые пользовались популярностью в семье. Книжный фонд активно пополнялся сотрудниками детского сада. Литература приобреталась и за счет внебюджетных средств. В результате получился фонд, включающий в себя около 500 книг. В начале учебного года воспитатели провели вводную экскурсию, в ходе которой дети познакомились со всеми достопримечательностями Книжного царства. Воспитатели рассказывают о правилах поведения в библиотеке, о том,  из каких отделов она состоит. Проведение экскурсий способствует формированию у детей умение пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению объема  библиотечно – библиографических сведений («библиотека», «стеллаж»). Плановые посещения библиотеки детьми организуются заранее. Как правило, они приурочены к знаменательной дате, связанной с именем детского писателя, либо определенной теме (книги о природе, любимые сказки, писатели родного края и т.д.). Самостоятельное индивидуальное посещение библиотеки ребенком затруднительно, поэтому «функцию» читального зала берет на себя книжный уголок в группе, в котором дети в любое время могут взять книгу для просмотра или чтения. Наш опыт показывает, что лучшими читателями становятся те, кто рано познакомился с книгой. Поэтому привлечение будущих читателей в библиотеку нужно как для расширения их компетентности, так и для увеличения возможностей влияния на становление их читательских интересов в будущем. Наш детский сад тесно сотрудничает с  городской библиотекой № 6, расположенной недалеко от ДОУ. Старшие группы желанные посетители на различных мероприятиях библиотеки. В младшие группы библиотекари сами приходят в детский сад с книгами. С библиотекой заключен договор о сотрудничестве. Некоторые родители записались в библиотеку, стали вместе с ребенком посещать «Дворец книги». Надеемся, что положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

На этой же лестнице  появился в 2017 году экологический центр «Эколята». Для решения задач экологического воспитания и образования в нашем детском, экологическое просвещение родителей, оценка окружающей среды, координация работы с другими учреждениями. В центре собран разнообразный методический материал, пособия, природоведческая литература, «Зеленая книга» где собран материал о природе нашего региона, исследования «Наши проекты», библиотека «Зеленые странички», Красная книга Рязанского края, схемы маршрутов по экологической тропе. В центре сделаны руками детей и их родителей достопримечательности и особенности каждого уголка нашей местности. В работе используется детская географическая карта мира, карты, на которых отражены особенности флоры и фауны определённых географических зон. Оформлен альбом «Где мы отдыхали со своей семьей».  Ведётся сбор фотографий разных композиций из цветов и листьев, оформляется фотоальбом.                                                                                                                                                                                                                                                                          Знакомятся наши воспитанники не только с названиями растений и их внешним видом. Дети изучают   полезные свойства трав и корней, узнают о способах и сроках заготовки растительного сырья. Воспитание бережного отношения к природе — важная часть в нравственном становлении личности ребенка, а подобные мероприятия способствуют сплочению семей, улучшают настроение, дают возможность уделять друг другу больше внимания. Но самое главное они знают, что нашу землю надо беречь и охранять!

Есть в нашем саду мини – музей театральной куклы, чтобы сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, познакомить с разными видами театра. Экспонаты  родители делали с любовью, изучили много материала в интернете, распределили между группами виды театра. Получился очень интересный музей. Посещать мини – музей можно каждый день; менять и переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, разговаривать голосом персонажа. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Создавая музейный комплекс «Город детства» в нашем детском саду, мы предположили, что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Мы понимали, что особых усилий в период дошкольного детства требует процесс активного воспитания, при создании музейно – образовательного пространства в ДОУ как одного из видов культурно – воспитательной развивающей среды, путем действенного познания.

Музейный комплекс открыт для всех желающих! (родителей, горожан, детей других образовательных учреждений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Дошклоьное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и ...

Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...

Презентация "Родной город Воронеж" по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников

Материал предназначен для детей среднего дошкольного возраста.Программное содержание:- закрепить название родного города;- формировать у детей чувство любви к своему городу;- познакомить детей с лосто...

Опыт работы. «Есть правила дорожные! Будьте осторожнее!» (гражданско-патриотическое воспитание детей через формирование знаний о ПДД и дорожной безопасности)

Мы живем в эпоху интенсивного автомобильного движения. В современном городе нелегко всем, а особенно ребенку. Основной проблемой является незнание дошкольниками элементарных правил дорожного движения,...

Опыт работы по формированию гражданско – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на примере проекта «Подвиг города родного не забудем никогда»

Основные тезисы к презентации по теме "Формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста"...

Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гор...