Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами театральной деятельности.
статья
Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами театральной деятельности.
Данной проблемой занимались такие ученые как Л.С.Выготский: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
В.А.Сухомлинский: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству» и др.
Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем
Актуальность состоит в следующем:
*Современному обществу требуются творческие личности, способные активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа (преодоление робости, неуверенности в себе, застенчивости).
*Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные. А с помощью театрализации происходит развитие
эмоциональной сферы, глубоких переживаний и открытий, приобщение дошкольников к духовным ценностям, воспитание сочувствия персонажам, сопереживания разыгрываемым событиям.
*Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Формируется опыт социальных навыков поведения. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
*Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому цель развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов ДОУ.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Цель: способствовать развитию творческих способностей младших дошкольников в театральной деятельности
Задачи:
1.Формировать у дошкольников устойчивый интерес к театрализованным играм, простейшие образно-выразительные умения, умение действовать с различными видами театров, передавая эмоциональное состояние героев.
2.Способствовать развитию у дошкольников познавательного интереса, творческой, коммуникативной инициативы, внимания, мышления, памяти с помощью театральной деятельности
3.Содействовать включению родительской общественности в образовательный процесс группы.
Данный опыт работы предполагает реализацию ряда принципов и технологий
Принципы | Технологии |
|
|
Этапы реализации темы
1.Подготовительный
Цель подготовительного этапа - повышение профессионального мастерства в вопросе развития творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности
Изучение методической литературы по теме работы, проведение анализа работ ведущих специалистов в данной области, выбор методическое обеспечение, подбор инновационных развивающих технологии. Подбор программно-методического обеспечения; составление перспективного плана работы с дошкольниками по теме, план взаимодействия с родителями и с социумом.
На диагностическом этапе работы подобрана диагностика, необходимая для решения поставленных задач.
1. для оценки ЗУН использована диагностика по методике Н.Ф.Сорокиной, Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети»;
-вопросник на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы (в задачах по театральным играм)
- Для мониторинга личностных качеств дошкольников использована Диагностика Коротковой Н.А., Нежнова П.Г. «Отслеживание развития ребенка – дошкольника в образовательном процессе»
- Анкетирование родителей проводилось в форме доверительной беседы по вопросам развития творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности, а также по вопросам взаимодействия детского сада и семьи.
Диагностики проводились путем наблюдений за ребенком, бесед, и. анкетирование родителей.
Основной этап
Цель этапа - способствовать развитию творческих способностей младших дошкольников в театральной деятельности.
Направления работы
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с социумом |
1. Развитие воображения; 2. Развитие мышления; 3. Формирование качеств творческой личности; 4. Формирование культуры общения, поведения, чувств. 5. Знакомство с различными видами театров. |
|
|
Формы работы с дошкольниками
|
|
|
|
|
|
игровая деятельность |
|
чтение и обсуждение произведений и спектаклей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа над темой наиболее эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума можно говорить об успешной реализации темы по развитию творческих способностей дошкольников. Так как воспитанники ещё маленькие, то и форм работы с социумом было немного.
4.Оценочно-результативный этап
Для определения результата работы над темой были проведены вышеназванные диагностики. Диагностики проводились с помощью наблюдений за дошкольниками, бесед, анкетирования, опросов родителей.
Для анкетирования родителей были предложены следующие вопросы:
1.Посещаете ли вы со своим ребёнком театр, кинотеатр?
2.Знаете ли вы о воспитательных, развивающих и обучающих возможностях мероприятий, связанных с театром?
3.Известно ли вам значение логоритмических игр и упражнений?
4. Устраиваете ли Вы вместе с ребенком театрализованные представления на домашних праздниках?
5.Положительно ли вы относитесь к тому, что в детский сад приезжают выступать артисты цирка, театра?
6.Готовы ли Вы принять участие в театрализованном представлении вместе с вашим чадом в нашем детском саду?
7.Обсуждаете ли вы с ребенком предметы искусства, фильмы, мультфильмы, прочитанные произведения?
8.Способствуете ли вы использованию ребенком средств выразительности речи?
Анкетирование родителей выявило отношение их к театру как виду искусства и оценку их мнения о том, какое влияние театр оказывает на воспитание детей.
Результаты работы
-воспитанниками освоена позиция «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досматривать и дослушивать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»);
-проявляется первичное становление позиции «артист» (дети умеют использовать некоторые средства выразительности: жесты, мимику, движения, силу тембра голоса, темп речи для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно «вести» фигурку героя в театрализованной игре);
-дети умеют вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;
-умеют взаимодействовать друг с другом; играть дружно, не ссориться, использовать привлекательные роли по очереди и т.д.
-постепенно дети включаются в процесс совместных со взрослым импровизаций;
-развита творческая, коммуникативная инициатива: у детей развивается желание участвовать в играх-драматизациях, принимать активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях;
-активное участие родительской общественности в подготовке театрализованных мероприятий (заучивание стихов, создание реквизитов, оформление декораций), повышение компетентности родителей в опросе развития творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности
Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами театральной деятельности.
Данной проблемой занимались такие ученые как Л.С.Выготский: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
В.А.Сухомлинский: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству» и др.
Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем
Актуальность состоит в следующем:
*Современному обществу требуются творческие личности, способные активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа (преодоление робости, неуверенности в себе, застенчивости).
*Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные. А с помощью театрализации происходит развитие
эмоциональной сферы, глубоких переживаний и открытий, приобщение дошкольников к духовным ценностям, воспитание сочувствия персонажам, сопереживания разыгрываемым событиям.
*Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Формируется опыт социальных навыков поведения. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
*Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому цель развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов ДОУ.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Цель: способствовать развитию творческих способностей младших дошкольников в театральной деятельности
Задачи:
1.Формировать у дошкольников устойчивый интерес к театрализованным играм, простейшие образно-выразительные умения, умение действовать с различными видами театров, передавая эмоциональное состояние героев.
2.Способствовать развитию у дошкольников познавательного интереса, творческой, коммуникативной инициативы, внимания, мышления, памяти с помощью театральной деятельности
3.Содействовать включению родительской общественности в образовательный процесс группы.
Данный опыт работы предполагает реализацию ряда принципов и технологий
Принципы | Технологии |
|
|
Этапы реализации темы
1.Подготовительный
Цель подготовительного этапа - повышение профессионального мастерства в вопросе развития творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности
Изучение методической литературы по теме работы, проведение анализа работ ведущих специалистов в данной области, выбор методическое обеспечение, подбор инновационных развивающих технологии. Подбор программно-методического обеспечения; составление перспективного плана работы с дошкольниками по теме, план взаимодействия с родителями и с социумом.
На диагностическом этапе работы подобрана диагностика, необходимая для решения поставленных задач.
1. для оценки ЗУН использована диагностика по методике Н.Ф.Сорокиной, Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети»;
-вопросник на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы (в задачах по театральным играм)
- Для мониторинга личностных качеств дошкольников использована Диагностика Коротковой Н.А., Нежнова П.Г. «Отслеживание развития ребенка – дошкольника в образовательном процессе»
- Анкетирование родителей проводилось в форме доверительной беседы по вопросам развития творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности, а также по вопросам взаимодействия детского сада и семьи.
Диагностики проводились путем наблюдений за ребенком, бесед, и. анкетирование родителей.
Основной этап
Цель этапа - способствовать развитию творческих способностей младших дошкольников в театральной деятельности.
Направления работы
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с социумом |
1. Развитие воображения; 2. Развитие мышления; 3. Формирование качеств творческой личности; 4. Формирование культуры общения, поведения, чувств. 5. Знакомство с различными видами театров. |
|
|
Формы работы с дошкольниками
|
|
|
|
|
|
игровая деятельность |
|
чтение и обсуждение произведений и спектаклей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа над темой наиболее эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума можно говорить об успешной реализации темы по развитию творческих способностей дошкольников. Так как воспитанники ещё маленькие, то и форм работы с социумом было немного.
4.Оценочно-результативный этап
Для определения результата работы над темой были проведены вышеназванные диагностики. Диагностики проводились с помощью наблюдений за дошкольниками, бесед, анкетирования, опросов родителей.
Для анкетирования родителей были предложены следующие вопросы:
1.Посещаете ли вы со своим ребёнком театр, кинотеатр?
2.Знаете ли вы о воспитательных, развивающих и обучающих возможностях мероприятий, связанных с театром?
3.Известно ли вам значение логоритмических игр и упражнений?
4. Устраиваете ли Вы вместе с ребенком театрализованные представления на домашних праздниках?
5.Положительно ли вы относитесь к тому, что в детский сад приезжают выступать артисты цирка, театра?
6.Готовы ли Вы принять участие в театрализованном представлении вместе с вашим чадом в нашем детском саду?
7.Обсуждаете ли вы с ребенком предметы искусства, фильмы, мультфильмы, прочитанные произведения?
8.Способствуете ли вы использованию ребенком средств выразительности речи?
Анкетирование родителей выявило отношение их к театру как виду искусства и оценку их мнения о том, какое влияние театр оказывает на воспитание детей.
Результаты работы
-воспитанниками освоена позиция «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досматривать и дослушивать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»);
-проявляется первичное становление позиции «артист» (дети умеют использовать некоторые средства выразительности: жесты, мимику, движения, силу тембра голоса, темп речи для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно «вести» фигурку героя в театрализованной игре);
-дети умеют вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;
-умеют взаимодействовать друг с другом; играть дружно, не ссориться, использовать привлекательные роли по очереди и т.д.
-постепенно дети включаются в процесс совместных со взрослым импровизаций;
-развита творческая, коммуникативная инициатива: у детей развивается желание участвовать в играх-драматизациях, принимать активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях;
-активное участие родительской общественности в подготовке театрализованных мероприятий (заучивание стихов, создание реквизитов, оформление декораций), повышение компетентности родителей в опросе развития творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами театральной деятельности.
Данной проблемой занимались такие ученые как Л.С.Выготский: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
В.А.Сухомлинский: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству» и др.
Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем
Актуальность состоит в следующем:
*Современному обществу требуются творческие личности, способные активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа (преодоление робости, неуверенности в себе, застенчивости).
*Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные. А с помощью театрализации происходит развитие
эмоциональной сферы, глубоких переживаний и открытий, приобщение дошкольников к духовным ценностям, воспитание сочувствия персонажам, сопереживания разыгрываемым событиям.
*Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Формируется опыт социальных навыков поведения. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
*Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому цель развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов ДОУ.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Цель: способствовать развитию творческих способностей младших дошкольников в театральной деятельности
Задачи:
1.Формировать у дошкольников устойчивый интерес к театрализованным играм, простейшие образно-выразительные умения, умение действовать с различными видами театров, передавая эмоциональное состояние героев.
2.Способствовать развитию у дошкольников познавательного интереса, творческой, коммуникативной инициативы, внимания, мышления, памяти с помощью театральной деятельности
3.Содействовать включению родительской общественности в образовательный процесс группы.
Данный опыт работы предполагает реализацию ряда принципов и технологий
Принципы | Технологии |
|
|
Этапы реализации темы
1.Подготовительный
Цель подготовительного этапа - повышение профессионального мастерства в вопросе развития творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности
Изучение методической литературы по теме работы, проведение анализа работ ведущих специалистов в данной области, выбор методическое обеспечение, подбор инновационных развивающих технологии. Подбор программно-методического обеспечения; составление перспективного плана работы с дошкольниками по теме, план взаимодействия с родителями и с социумом.
На диагностическом этапе работы подобрана диагностика, необходимая для решения поставленных задач.
1. для оценки ЗУН использована диагностика по методике Н.Ф.Сорокиной, Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети»;
-вопросник на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы (в задачах по театральным играм)
- Для мониторинга личностных качеств дошкольников использована Диагностика Коротковой Н.А., Нежнова П.Г. «Отслеживание развития ребенка – дошкольника в образовательном процессе»
- Анкетирование родителей проводилось в форме доверительной беседы по вопросам развития творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности, а также по вопросам взаимодействия детского сада и семьи.
Диагностики проводились путем наблюдений за ребенком, бесед, и. анкетирование родителей.
Основной этап
Цель этапа - способствовать развитию творческих способностей младших дошкольников в театральной деятельности.
Направления работы
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с социумом |
1. Развитие воображения; 2. Развитие мышления; 3. Формирование качеств творческой личности; 4. Формирование культуры общения, поведения, чувств. 5. Знакомство с различными видами театров. |
|
|
Формы работы с дошкольниками
| |
| |
| |
игровая деятельность | |
чтение и обсуждение произведений и спектаклей | |
| |
| |
| |
| |
|
Работа над темой наиболее эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума можно говорить об успешной реализации темы по развитию творческих способностей дошкольников. Так как воспитанники ещё маленькие, то и форм работы с социумом было немного.
4.Оценочно-результативный этап
Для определения результата работы над темой были проведены вышеназванные диагностики. Диагностики проводились с помощью наблюдений за дошкольниками, бесед, анкетирования, опросов родителей.
Для анкетирования родителей были предложены следующие вопросы:
1.Посещаете ли вы со своим ребёнком театр, кинотеатр?
2.Знаете ли вы о воспитательных, развивающих и обучающих возможностях мероприятий, связанных с театром?
3.Известно ли вам значение логоритмических игр и упражнений?
4. Устраиваете ли Вы вместе с ребенком театрализованные представления на домашних праздниках?
5.Положительно ли вы относитесь к тому, что в детский сад приезжают выступать артисты цирка, театра?
6.Готовы ли Вы принять участие в театрализованном представлении вместе с вашим чадом в нашем детском саду?
7.Обсуждаете ли вы с ребенком предметы искусства, фильмы, мультфильмы, прочитанные произведения?
8.Способствуете ли вы использованию ребенком средств выразительности речи?
Анкетирование родителей выявило отношение их к театру как виду искусства и оценку их мнения о том, какое влияние театр оказывает на воспитание детей.
Результаты работы
-воспитанниками освоена позиция «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досматривать и дослушивать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»);
-проявляется первичное становление позиции «артист» (дети умеют использовать некоторые средства выразительности: жесты, мимику, движения, силу тембра голоса, темп речи для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно «вести» фигурку героя в театрализованной игре);
-дети умеют вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;
-умеют взаимодействовать друг с другом; играть дружно, не ссориться, использовать привлекательные роли по очереди и т.д.
-постепенно дети включаются в процесс совместных со взрослым импровизаций;
-развита творческая, коммуникативная инициатива: у детей развивается желание участвовать в играх-драматизациях, принимать активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях;
-активное участие родительской общественности в подготовке театрализованных мероприятий (заучивание стихов, создание реквизитов, оформление декораций), повышение компетентности родителей в опросе развития творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"
Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной деятельности....
Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.
Для социального становления личности ребенка и его эстетического развития огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – коммуникативная, музы...
План самообразования музыкального руководителя ДОУ «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, со...
Анкета для родителей«Развитие творческих способностей у детей средствами театральной деятельности»
laquo;Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у мно...
«Развитие творческих способностей личности дошкольника средствами театрального искусства»
Реферат "Развитие творческих способностей личности дошкольника средствами театрального искусства"...
Самообразование " Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность"2020-2022
самообразование 2020-2022 г...
Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.
В статье предлагается обзор методики развития творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства. Данная методика ориентирована на создание условий для развития творч...