Проект «Организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья»
проект
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_organizatsiya_zdorovesberegayushchego_prostranstva_detskiy_sad_-_semya.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА
«ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ»
Аналитическое обоснование темы
Воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» РФ сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
В связи с этим проблема сохранения и укрепления здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее страны. Значимость данной проблемы определена в Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования, в Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Проблемный вопрос
При каких условиях и направлениях деятельности ДОУ будет решена проблема организации здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья»?
В настоящее время перед нашим дошкольным учреждением существуют проблемы, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей при взаимодействии с семьей:
- несоблюдение режима дня в семье;
- большое количество детей в группах;
- уровень педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ,
- несформированность потребности у детей, родителей и педагогов в здоровом образе жизни;
- недостаточное оснащение материально-технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно-образовательного процесса.
В данном проекте нашло отражение решение проблемы оздоровления детей дошкольного возраста с ограниченными зрительными возможностями.
Ежегодное комплексное обследование зрительного анализатора детей с нарушением зрения, посещающих наше дошкольное учреждение, свидетельствует о том, что зрительные патологии регрессируют, приобретают более сложную структуру и формы выражения. У большинства детей с косоглазием и амблиопией отмечается нарушение в функциях центральной нервной и сердечно-сосудистой системах, наблюдается изменения со стороны желудочно-кишечного тракта и опорно-двигательного аппарата. Это обуславливает необходимость планирования и проведения коррекционно-развивающей работы с учётом медицинских показаний и введения дополнительных лечебно-востановительных процедур в распорядок дня детей.
Снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, бинокулярного и стереоскопического видения снижают визуальные возможности детей, что приводит к обедненности образов предметного мира. В отличие от нормально видящих, у детей с ограниченными зрительными возможностями наблюдается неадекватное восприятие окружающего мира, фрагментарность, нечеткость и неточность зрительных представлений, преобладание вербализмов в их описании. Нарушения зрительной системы приводят не только к снижению зрительных способностей, но и влекут за собой снижение уровня развития познавательных способностей и умственной работоспособности и оказывают общее негативное влияние на интеллектуальное развитие ребенка.
Профилактические мероприятия, лечение и оздоровление помогут детям предотвратить обострение болезни или возникновение новых, а значит, успешно овладеть разными видами деятельности, быть эмоционально благополучными на других ступенях образования, успешно адаптироваться в социальном мире.
Сознательное отношение к собственному здоровью нужно формировать в первую очередь у родителей, так как в семье закладываются основы личности, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности.
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, профилактики заболеваний.
Проект обуславливает вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада, способствует взаимодействию педагогов и родителей в процессе воспитания и развития ребёнка, что ведет к созданию единого здоровьесберегающего пространства.
Таким образом, необходимо пересмотреть весь воспитательно-образовательный процесс и жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении, организацию сотрудничества с семьей, в котором бы учитывались психологические особенности дошкольников.
Новизна проекта заключается в интеграции содержания коррекционного блока программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) и здоровьесберегающих технологий в рамках создания целостного коррекционно-образовательного пространства «Детский сад - семья»
Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья» для всестороннего полноценного развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формирования у них привычки здорового образа жизни.
Задачи:
- Осуществить выбор оздоровительных технологий с учетом особенностей ДОУ.
- Разработать и апробировать модель формирования здоровьесберегающей компетентности дошкольников и их родителей.
- Создать систему мониторинга по оценке эффективности коррекционного воздействия и качества его результатов.
- Обеспечить интеграцию деятельности детского сада и семьи в рамках создания целостного образовательного пространства.
Содержание инновационной деятельности
Внедрение проекта происходит системно в течение трех лет с ежегодным пополнением банка данных по результатам медико-психолого- педагогического обследования детей с нарушением зрения, постоянным пополнением методических и дидактических материалов.
Мероприятия по внедрению здоровьесберегающих технологий в коррекционный процесс пройдут поэтапно:
- Подготовительный этап
Цель: Создание технологической инфраструктуры.
- Проектировочный этап
Цель: Определение основных направлений внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
- Экспериментальный этап
Цель: Организация работы здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья». Сравнение полученных результатов с ожидаемыми. Внесение корректив
- Аналитический этап
Цель: закрепление положительных результатов, определение дальнейших перспектив развития дошкольного учреждения.
Мероприятия по реализации проекта
№ | Мероприятия | |
I Этап – Подготовительный | ||
1 | Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методической литературе, материалов передового педагогического опыта взаимодействия с семьей по проблеме здоровья. | |
2 | Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы. | |
3 | Выявление организационно-педагогических условий по приобщению к здоровому образу жизни родителей | |
4 | Создание модели формирования здоровьесберегающей компетентности дошкольников. | |
II этап – Проектировочный | ||
1 | Определение функций и назначения здоровьесберегающих технологий | |
2 | Создание творческой группы «Азбука здоровья» (Определение содержания основных направлений. Защита мини-проектов) | |
3 | Интеграция деятельности детского сада, семьи и общественности в рамках создания целостного образовательного пространства. | |
4 | Интеграция содержания программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (коррекционный блок) и здоровьесберегающих технологий. | |
III этап – Экспериментальный | ||
1 | Диагностика здоровьесберегающей компетентности дошкольников. | |
2 | Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми с применением здоровьесберегающих технологий. | |
3 | Мониторинг эффективности использования здоровьесберегающих технологий. | |
4 | Информирование родителей о ходе внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ. | |
5 | Совместное проведение с родителями спортивных мероприятий с привлечением общественности. | |
6 | Пропаганда здорового образа жизни, начало создания модели, как комплексная оздоровительно-педагогическая система. | |
7 | Участие педагогов в семинарах, семинарах-практикумах, конференциях по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. | |
IV этап – Аналитический | ||
1 | Анализ результатов реализации проекта. | |
2 | Определение перспектив развития. | |
3 | Обобщение опыта педагогов. | |
4 | Выпуск методических рекомендаций по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе. |
Технологии инновационной деятельности
Компоненты здоровья (физическое, психическое и социальное) тесно связаны: дети не только реализуют потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости - с одной стороны, а с другой - умению владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других детей.
Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от профессиональной компетентности педагогов и показанием первичного дефекта в сочетании с сопутствующими заболеваниями дошкольников.
Здоровьесберегающие технологии
Виды здоровье- сберегающих технологий | Содержание технологии | Ответственные | Компоненты здоровья |
Степ-аэробика | Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе. | Инструктор по физической культуре | физическое |
Ритмические танцы (А.И. Буренина) | Музыка может возбуждать и успокаивать, снимать нервное напряжение, повышает работоспособность, отдаляет наступление утомления, ускоряет протекание восстановительных процессов. Под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств, поддерживается гибкость позвоночника. | Музыкальный руководитель | физическое психическое |
Динамические паузы (В.И.Ковалько) | Обеспечивают кратковременный активный отдых для дошкольников, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища. | Все педагоги ДОУ | физическое психическое |
Подвижные игры (О.А.Степанова) | Являются эффективным средством физической рекреации и поддержания высокой работоспособности, успешного роста и развития детей, а также ранней профилактики разных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной патологии. | Все педагоги ДОУ | физическое психическое социальное |
Релаксационный тренинг (И.П.Брязгунов, Е.В.Касатикова) | Обучение приёмам саморегуляции через расслабление. Помогает научиться расслабляться, когда чувствуется скованность, неприятные ощущения в теле. | Педагог-психолог | психическое социальное |
Пальчиковая гимнастика (М.С. Рузина, М.М. Кольцова) | Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Развивает мелкую моторику, положительно воздействует на процессы мышления, памяти и исправления нарушений речи. | Все педагоги ДОУ | физическое психическое |
Комплекс лечебно-профилактических упражнений для глаз (Э.С.Аветисов, Ю.А.Утехина) | Комплекс приёмов и упражнений, позволяющих снять общее и зрительное утомление, направленные на укрепление и расслабление мышц глаза. | Все педагоги ДОУ | физическое психическое |
Речедвигательная ритмика (А.Я.Мухина) | Оздоровительный эффект речедвигательной ритмики направлен на составление правильного диафрагмально-рёберного типа дыхания. Речедвигательные упражнения способствуют формированию двигательно-кинестетической основы в составе двигательного акта. В процессе использования речедвигательных упражнений развиваются просодические компоненты речи, улучшается её мелодико-интонационные характеристики. | Учитель-логопед | физическое психическое |
Коммуникативные игры (Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина) | Игры предназначены для работы с детьми, которые не имеют особых проблем с общением, с целью дальнейшего развития и совершенствования их коммуникативных навыков. | Все педагоги ДОУ | физическое психическое социальное |
Арттерапия | Предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определённую тему. Гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. | Все педагоги ДОУ | психическое социальное |
Технология музыкального воздействия «ФИТНЕСС – ДАНС» (Ж.Е.Фирилёва, Е.Г.Сайкина) | Направленно на формирование осанки, коррекцию дефектов позвоночника и стопы. Развивает и укрепляет мышцы. Снимает напряжение и раскрепощает различные мышечные группы и связки. | Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре | физическое |
Музыкотерапия (Н.Ефименко, В.В. Емельянова) | Является интереснейшим и перспективным направлением, которое корректирует состояние детей и выступает в качестве терапевтического средства. Музыка улучшает эмоциональный фон, приводит к гармонии взаимоотношений. Музыкальный ритм, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Пение как средство лечения назначается детям с заболеванием дыхательных путей, регулирует дыхание, развивает легкие, кровообращение, сердечную деятельность, эндокринную систему, укрепляет голосовой аппарат. | Воспитатели, музыкальный руководитель | физическое психическое |
Технологии воздействия цветом (Л.А. Ремезова Н.М.Погосова) | Посредством определенных цветовых режимов можно способствовать не только воспитанию у детей нравственно – волевых качеств, но и развить сенсорные способности ребенка. | Все педагоги ДОУ | психическое |
Артикуляционная гимнастика (Т.А.Воробьёва, О.И.Крупенчук) | Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает части лица и артикуляционные органы. Детям важен зрительный образ, они ориентированы на слуховое восприятие (стихи-описания). Чёрно белое изображение поможет лучше усвоить положение губ и языка и в каждом отдельном упражнении. Использование зрительных опор позволяет разгрузить аудиоканал и перевести часть информации в зрительное поле. Артикуляционная гимнастика является основой постановки звуков речи, благотворно влияет на развитие фонематического слуха, является лечебным средством. | Учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель | физическое психическое |
Психогимнастика (М.И. Чистякова) | Специальные игровые упражнения и занятия направленны на совершенствование у детей: внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений. | Педагог – психолог, музыкальный руководитель | физическое психическое социальное |
Фитбол-гимнастика | Специальные игровые упражнения на мечах, направленные на развитие и укрепление мышц. Снимают напряжение и раскрепощают различные мышечные группы и связки. | Инструктор по физической культуре | физическое психическое |
Прогнозируемые результаты
В результате реализации проекта предполагается получить следующие результаты:
1. Снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста на 9%.
2. Укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста.
3. Оптимизация работы по проблеме здоровьесбережения через сотрудничество детского сада, семьи и общественных организаций.
4. Система мониторинга знаний, умений и навыков по основам здорового образа жизни.
5. Модель формирования здоровьесберегающей компетентности дошкольников и их родителей.
6. Создание сайта с данными о технологиях здоровьесбережения.
7. Распространение опыта педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий (выпуск методических рекомендаций, пособий, буклетов, листовок).
Ресурсное обеспечение
Внутренние ресурсы:
- Профессионализм и творческий потенциал педагогов.
- Мотивация педагогов работать по данному проекту.
- Наличие условий в детском саду по формирования здоровьесберегающей компетентности дошкольников и их родителей:
- материально-техническая база;
- кадровый потенциал;
- методическое обеспечение.
Внешние ресурсы:
- Детская городская поликлиника.
- МУ «АЦБС» Центральная детская библиотека
- Центр восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Р.Х.
Средства контроля
- Медицинский контроль
Медицинский контроль за состоянием здоровья детей осуществляется врачами-специалистами 2 раза в год.
Врач-педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья детей (сбор социального анамнеза, обследование физического развития и состояния здоровья, составление индивидуальных рекомендаций); осуществляет медицинский контроль состояния здоровья детей.
Врачи-специалисты (хирург, офтальмолог, невропатолог, психиатр) городской детской поликлиники дважды в год осуществляют обследование детей по поводу наличия и коррекции вторичных отклонений в развитии. Фельдшер ДОУ регулярно проводит наблюдения за организацией оптимальных санитарно-гигиенических условий обеспечение влажной ежедневной уборки физкультурного зала, групповых комнат, кабинетов, соблюдение воздушно-теплового режима.
- Педагогический контроль
Педагогические наблюдения и контроль осуществляются постоянно, в течение всего периода работы. Педагогические наблюдения включают систематическое отслеживание состояния здоровья детей на занятиях и в свободной деятельности. Осуществляется визуальный контроль за занимающимися, их поведением, эмоциональными проявлениями, усвоением учебного материала, индивидуальной реакцией на различные задания, физическую нагрузку, методические приемы.
Педагогические наблюдения проводятся с использованием следующих методов.
Наблюдение за переносимостью нагрузки по внешним признакам утомления осуществляется согласно «Методическим рекомендациям» РГПУ им. А. И.Герцена
Оценка здоровья включает технологии психолого-педагогического мониторинга физического воспитания, социально-психологического аудита профессиональной деятельности персонала и социально-гигиенического скрининга условий и образа жизни семей воспитанников дошкольного учреждения.
Мониторинг эффективности здоровьесберегающего воспитательного пространства ведется по следующим направлениям с использованием компьютерной экспертной системы индивидуального развития «Лонгитюд»:
- Здоровье (индекс здоровья, группа здоровья, заболеваемость).
- Физическое развитие (антропометрические показатели, их оценка по центальным шкалам, индекс Пинье, индекс Руфье.
- Психоэмоциональный комфорт (интервьюирование, беседы, рисуночные тесты, тест «Секреты»).
- Анализ и оценка природо - экологических, гигиенических факторов, позитивного и негативного материала здоровьесберегающей среды.
- Культура здоровья (убеждения, потребности, мотивы, знания, умения субъектов образовательного процесса в здоровьесбережении).
- Удовлетворенность родителей деятельностью ДОУ, педагогического коллектива ДОУ и учреждений микрорайона результатами социальной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья»
Проект «Организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья» Автор: Рафикова С.Г.Девиз проекта: «Здоровье ребенка в наших руках!»...
Условия и направления деятельности ДОУ в решении проблем организации здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья».
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд наци...
«Организация единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи»
Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация...
Организация здоровьесберегающего пространства для развития общей моторики у детей младшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада.
Представляю свой опыт работы, который проводился мною в течении года, с детьми и их родителями....
Консультация. Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи.
Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи....
Организация здоровьесберегающего пространства детского сада в соответствии с требованиями ФГОС
Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физиче...