Семинар-практикум «Одарённый ребёнок – особая ценность для общества»
материал

Чубенко Наталья Сергеевна

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд Семинар-практикум

«Одарённый ребёнок – особая ценность для общества»

2 слайд «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В. А. Сухомлинский

3 слайд Цель:

1. Закрепить знания педагогов детского сада об одаренности (понятие, виды) детей дошкольного возраста.

2. Стимулировать участников семинара-практикума к поиску различных методов и приемов развития способностей детей.

Ход семинара

Организационный момент 1. Прежде чем поговорить на эту тему, предложить педагогам поучаствовать в маленьком эксперименте.

Предлагаем личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих воспитанников. Отметьте “+” те качества, которые вам нравятся в воспитанниках, а знаком “-” то, что не нравится.

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело.
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий.
  10. Занятый исключительно своими делами.
  11. Быстро, “на лету” схватывающий.
  12. Не умеющий общаться, конфликтный.
  13. Общающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  16. Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.

Далее предлагается зачитать качества, отмеченные знаком “+”. 

Как Вы считаете, может ли ребёнок с такой характеристикой быть одарённым?

Разминка. Предлагаю Вам сформулировать определение «Одаренный ребенок – это…».

Одаренность—конечно дар,

Богом данный, данный свыше.

Одаренность—это огонь,

Не гаси, поддержи его, слышишь.

Одаренность—пытливый ум,

Почемучка еще с пеленок.

Одаренный—философ и шут,

                                                                           В общем, трудный еще ребенок.

Слайд 4 Одаренный ребенок – ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Один из важнейших  и в известной мере независимых факторов одаренности – КРЕАТИВНОСТЬ.
Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учёных, и родителей, и это не случайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые.

Слайд 5 Что такое одарённость?

В психолого-педагогическом и медицинском аспектах одарённость – это отклонения от среднестатистической линии развития человека, превышение по основным показателям развития, прежде всего развития интеллекта.

Одарённость – наличие задатков для развития способностей, которые в исследованиях Б.М.Теплова (1998) определяются так:

  • Во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  • Во-вторых, способности называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
  • В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем заданиям, навыкам или умениям, которые выработаны у данного индивидума.

«Одаренность» и «талант» - разные понятия. Одаренность чаще относится к познавательным способностям (напр. способность к овладению родным или иностранным языком), а вот термин талант чаще характеризуют другие, более общие стороны развития, т.е. творчество и творческое развитие ребенка. Творческий потенциал – основа для развития одарённости. У одарённых детей высокоразвита потребность во внимании взрослых. Происходит это в силу их природной любознательности и стремления к познанию.

Итак, уровень интеллектуального развития позволяет одарённым детям анализировать своё поведение, но в силу свойственного возрасту эгоцентризма (эгоизм, Я – центр мироздания) они нуждаются в помощи взрослых.

Слайд 6 Виды одарённости

Выделяется 2 вида одарённости:

  • Специальная, создающая возможность успеха в определенной деятельности.       Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).
  • Общая, которая обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности. Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности.

Дети значительно различаются по уровню одарённости. Особая, исключительная одарённость – это одарённость, для выявления которой, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одарённость видна невооружённым глазом.

Слайд 7 Существует несколько видов одарённости:

  • Интеллектуальная одарённость. 
  • Академическая одарённость. 
  • Художественная одарённость. 
  • Организаторская, или лидерская, одарённость. 
  • Психомоторная, или спортивная, одарённость. 

Слайд 8 «Высокоодаренные дети требуют особого внимания родителей, воспитателей, учителей. Мы должны предоставить неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность».

С введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Поэтому перед педагогом стоит задача поиска, изучения и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности.

Современное общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, способных адаптироваться к различным социальным условиям, стремящихся к саморазвитию и самореализации, умеющих свободно ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно поэтому чрезвычайно актуальна организация работы с одаренными детьми.

Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Все это создает условия, возможности для работы по развитию одаренности. Так как педагог является транслятором определенной системы ценностей, моделей поведения в социуме, он должен быть позитивным образцом для подражания, особенно при работе с одаренными детьми, иметь высокий социальный интеллект, коммуникативные, ораторские и организаторские способности, быть гибким в поведении, толерантным к суждениям и людям. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые значимы в общении с любым одаренным ребёнком: психолого-педагогические знания, умения и навыки, профессионально значимые личностные качества: слайд 9.

• Целеустремлённость, эмоциональная стабильность, адекватная самооценка, умение объективно оценивать успехи одарённых детей;

•Высокая теоретическая подготовка, стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

• Наличие организаторских способностей;

• Доброжелательность, чуткость, педагогический такт;

• Знание возрастной психологии;

• Профессиональная компетентность.

Немаловажную роль имеет умение педагога создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей. Задача педагога создать условия, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ребёнку проявить свою активность и творчество.

Таким образом, создание системы выявления и развития талантливых и одарённых детей становится одной из основных задач современного образовании.

  Слайд 10     Мы приглашаем вас в «Страну Одаренных», но, чтобы туда попасть, надо выполнить задания. В ней есть:

1. Храм Логики

2. Равнина Общения

3. Горы Возможностей

4. Лес почемучек

Все объекты не зря оказались в «Стране Одаренных».

Важнейшими характеристиками одаренности считают:

- развитие логического мышления, скорость и точность выполнения умственных операций;

-раннее проявление высокой познавательной активности;

-творческое выполнение задач;

-умение придумывать свои стихи, сказки, мелодии и песни.

-богатство словарного запаса, скорость и оригинальность вербальных ассоциаций;

-раннее проявление способностей: математических, конструктивно-технических, художественных, музыкальных, литературных, спортивных.

 «Но не все так прекрасно в нашей «Стране Одаренных». Завились в ней вирусы зависти, лени, обиды, гнева. И превратилась «равнина общения» - в «поле одиночества», «лес почемучек» - в непроходимую чащу, «храм логики» - разрушили, «горы возможностей» - стали опасными из-за угрозы схода снежных лавин.

Как нам восстановить эту замечательную страну? Пожалуй, как и в каждой сказке, нам необходимо пройти через определенные испытания.

Для восстановления «Храма логики» нам необходимо решить логические задачи.

  • Двое котят отправились в гости к бабушке. Первый поехал на автомобиле, а второй-на велосипеде. Какого из них бабушка увидит первым? Почему?
  • Лягушонок и Мишка играли у пруда мячиком. Вдруг он упал в воду. Кому легче достать мяч? Почему?
  • Утенок, Белочка и Синичка отправились на лодке в путешествие. Отплыли далеко от берега и вдруг вспомнили, что забыли на берегу пакет с конфетами. Кого послать за ним? Почему?

Сложное было задание? Именно такие задачи вам необходимо использовать в работе с детьми для развития логического мышления.

Мы продолжаем восстанавливать «Страну Одаренных» и на очереди

«Равнина общения».

Задание «Цепочка противоречий»

Я называю вам слово «Лето», первая команда говорит: «Это хорошо, потому что…», — хорошо, потому что можно загорать на пляже, а вторая команда опровергает аргумент 1 команды: «Это плохо, потому что…». Загорать на пляже плохо, потому что можно сгореть на солнце. Сгореть на солнце хорошо, потому что мама будет мазать спинку кремом и угостит вкусностями.

Первая команда опять хвалит аргумент второй команды: «Сгореть на солнце хорошо, потому что мама будет мазать спинку кремом и угостит вкусностями» и так далее.

Эта игра учит критическому восприятию прописных истин и позволяет ребенку уйти от стереотипного мышления. К тому же «Цепочка противоречий» развивает способность во всем видеть только хорошее, что пригодится малышу и во взрослой жизни.

Далее предлагаю пройти через «Горы возможностей»

Задание

-пользуясь голосом, мимикой, изобразить любой персонаж из мультфильма; («баба яга», «Карлсон»)

Скажите, чем уникально это упражнение? Дает ли оно возможность каждому ребенку проявить свои способности?

А сейчас мы направляемся в «Лес почемучек»

Упражнение «Веселые почемучки»

  • Арбуз это фрукт или овощ? (ягода)
  • Какой гриб является самым ядовитым? (мухомор)
  • Какое дерево обычно украшают на новогодние праздники? (ель)
  • Как называют плод кукурузы? (початок)

Слайд 12 Вы спасли страну одаренных. Наше путешествие в «Страну Одаренных» оказалось интересным и достаточно содержательным.

А ВЫ готовы работать с одаренными детьми? В завершение хочу предложить вам советы по работе с одаренными детьми: слайд 13

- Сотрудничайте с родителями одаренных детей;

- Поощряйте малышей - это стимулирует их к самосовершенствованию;

- Направляйте кипучую энергию дошкольников в нужное русло;

- Обеспечивайте благоприятную эмоциональную атмосферу;

- Будьте справедливы - ведь малыши очень уязвимы;

- Побуждайте детей к различным вопросам, конкурсам;

- Способствуйте развитию способностей детей, не забывая при этом развивать свой талант личностные черты и деловые качества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Одарённый ребёнок – особая ценность для общества»

Исследования отечественных психологов подтверждают: количество одарённых детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одарённости....

Семинар-практикум для педагогов "Мир особого ребенка"

Тренинг для педагогов «Мир особого ребенка…»Цель: психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.Задачи:Образовательн...

Семинар-практикум «Одарённый ребёнок — особая ценность для общества»

laquo;В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».В. А. Сухомлинский...

Семинар-практикум «Одарённый ребёнок — особая ценность для общества»

laquo;В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».В. А. Сухомлинский...

Творческий семинар-практикум для родителей «Семья. Семейные ценности и традиции»

Цель: формирование у родителей и детей позитивного образа семьи, воспитание нравственного отношения к семейным ценностям и традициям, включение детей и родителей в совместное творчество для развития и...