Значимость театрализованных игр в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
статья (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Значимость театрализованных игр в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений.
Театрализованная игра – эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, благоприятное условие для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления), качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда прийти к нему на помощь.
В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребенка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное. Именно искусство (театр) пробуждает в ребенке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки. В самой природе театрализованной игры )показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, творчество, индивидуальность. Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) длч становления самодеятельных форм поведения, где проявляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.
Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребенка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя основными моментами: во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием, во-вторых очень тесно связана с игрой. Творческие способности проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатление, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок, то есть создают игровую ситуацию. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Она помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, эмоциональной выразительности сюжета. В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Важная особенность этих игр состоит в переносе функций с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, то есть организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.
Режиссерские группы могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. Ребенок может проявить себя в разных видах театра: настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и другое.
Составила воспитатель высшей категории ГБДОУ № 108 Выборгского района Санкт-Петербурга Ковалева Галина Николаевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ГМО воспитателей младших групп (г. Волжск РМЭ) по теме "Значение театрализованных игр в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста".
выступление на городском методическом объединении воспитателейс просмотром видеоролика постановки сказки "Колобок на новый лад..."...
"Влияние музыкально - театрализованной деятельности – на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста".
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребен...
Связь театрализованной деятельности с развитием творческих способностей детей дошкольного возраста
Цель работы – включение воспитанников в театрализованную деятельность с возможностями использования ИКТ, которая будет способствовать развитию их творческих способностей....
«Театрализованная деятельность - средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дете...
Использование театрализованных игр в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
презентация опыта работы...
Использование современных ИКТ – технологий и театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
Важнейшей характеристикой личности ребенка является творчество. Формировать творческое развитие необходимо у детей с самого раннего возраста. Следовательно, особое место в развитии творчес...
Консультация для педагогов "Значение театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Театрализованную деятельность можно отнести к самым распространенным видам детского творчества. Театрализованную деятельность трудно отделить от игры. Как в игре ребенок использует свой социальный опы...