Развивающая среда в ДОУ
статья
В статье рассматриваются принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Приводятся конкретные примеры игр, игрушек, книг, необходимых ребенку в том или ином возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Принципы создания развивающей среды:
- Принцип зональности – наличие уголков (зон, центров) помогает детям организовать пространство. Уголок для игры «в семью» обязательно должен быть отгорожен, хорошо, если там лежит коврик, по границе которого определяется граница «домика».
- Принцип доступности – как физической (удобно брать), так и психологической (умею в это играть).
- Принцип учета возраста и синзитивных периодов.
- Принцип самореализации – уровень развития, индивидуальные особенности.
- Принцип психологической безопасности – ребенку должно быть комфортно в помещении группы, у него должно быть какое-то личное место, куда нет доступа другим детям и взрослым (шкафчик в раздевалке, ящик в парте или в комоде).
Возрастные группы
Ранний возраст. Главное в этом возрасте – осознание собственного тела и его возможностей, выделение образа «я». Образ своего телесного «я» – база для развития личности малыша, ведь наличие тела – это критерий истинности утверждения «я существую». Поэтому здесь необходимы потешки, пестушки, приговорки, которые в народной культуре сопровождают телесные игры с маленьким ребенком. В этих играх части тела получают свои названия – имена. Они становятся осмысленными элементами образа телесного «я», которое начинает восприниматься как устойчивая совокупность тактильных, кинестетических, зрительных, вестибулярных и тому подобных ощущений, постепенно складывающаяся в целостный образ. Осмысление ребенком своего телесного «я» абсолютно необходимо для нормального умственного и личностного развития.
Физкультурный уголок – ребенок должен испытать себя во всех видах движений. Так как он еще не умеет соотносить размеры собственного тела с окружающими предметами, должна быть возможность залезать, пролезать… для ребенка здесь важно не просто удовлетворение желания двигаться, а познание себя и окружающего через движение, которое является средством сбора информации.
Уголок ряжения – обязательно должен быть открыт, с большим зеркалом, чтобы ребенок видел, что в любом «наряде» это все равно он.
Книжный уголок. Порой сталкиваешься с мнением, что фольклорные тексты подходят детям, потому что они просты. В сознании людей, так считающих, отождествляется народное, простое и детское. А ведь это 3 совершенно разных понятия. Да и суть не во внешней простоте. Психологическое значение фольклорных текстов связано с их своеобразной магической силой. Фольклорные образы необыкновенно емки, а словесные формулы недаром похожи на заклинания. Они легко проникают в самые глубины души, в ее бессознательные слои, потому что говорят на их языке... Это сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Колобок – особый персонаж, это самая сильная сказка, в ней рассказывается вся биография героя от рождения до смерти.
Уголок рисования. Сначала ребенок «случайно» замечает, что карандаш оставляет след на бумаге. Это для него настоящее открытие: он может!!! Целенаправленно оставлять видимые всем следы своего присутствия в этом мире. Постепенно у него налаживается зрительно-моторная координация, когда глаза привыкают следить за графическими движениями руки. В 2 – 2,5 года ребенок делает следующий шаг и обнаруживает, что лист бумаги имеет края. Если раньше рука с карандашом могла легко выехать за пределы листа, то теперь ребенок начинает реагировать на его края. Приближаясь к ним, линии каракуль следуют вдоль краев листа, огибают его углы, стремятся вернуться внутрь листа. То есть ребенок уже учитывает границы ситуации, в которой разворачиваются его действия. Таким образом, в уголке рисования должны быть листы разного размера, разной формы, но их не должно быть много, иначе дети очень быстро «пометят» всю бумагу. Так же должны быть и разные материалы – карандаши, фломастеры, мелки…
Игрушки. В игрушках должны преобладать чистые цвета, не должно быть «зеленых зайцев». Игрушки должны быть приятные на ощупь и удобные. Например, большая пирамидка, толстые кольца которой не удобно брать маленькой ручкой ребенка, создает состояние дискомфорта.
В младших группах не должно быть кукол Барби и других, изображающих взрослых, или с неестественными
И, естественно, все игрушки должны быть представлены не в единственном экземпляре. Дети хотят такую же, а если ее нет, происходит конфликт. О какой же психологической безопасности может идти речь, если сама среде создает конфликт.
Младший дошкольный возраст. Здесь главное – зарождение партнерских отношений, закрепление сенсорных эталонов, активно идет процесс социализации.
Для младшего дошкольника место вещи является ее неотъемлемым атрибутом. Если место есть (специально оставлено, как-то обозначено), а предмет временно отсутствует, он все-таки существует. Если же это место занято кем-то другим, то этот другой начинает существовать в-место отсутствующего, за-мещая его, и таким образом, вытесняя его из жизни, лишая возможности быть. Поэтому у ребенка в группе обязательно должно быть свое место в группе – за столом, своя кроватка (раскладушка на том же месте, что и вчера). Малыш может расплакаться, увидев, что его место за столом занято другим ребенком.
Книжный уголок. Сказки – те же, что в 1-ой младшей группе, + «Маша и медведи», позже – «Мальчик-с-пальчик», еще позже – «Красная шапочка». Здесь отражается проблеме социализации – уход из дома, взаимодействие с другими героями, благополучное возвращение. Сказка о Маше и 3-х медведях кроме вопроса социализации прорабатывает еще и тему места. Она находит глубокий отклик в душе ребенка, помогая ему осознать и прочувствовать эту тему на чужом опыте. В чем же здесь психологический смысл?
Заблудившись в лесу, Маша забралась в избушку 3-х медведей. Посидела на стульях Михайло Иваныча и Настасьи Петровны, попробовав еду из их чашек, потом залезла на стульчик маленького Мишутки и съела все из его чашечки, а стульчик сломала. В спальне полежала на кроватях М.И. и Н.П. и смяла их, а потом улеглась в кроватку маленького Мишутки и там уснула. Когда медведи вернулись домой, они сразу увидели следы вторжения. Взрослые гневно заревели и зарычали, потому что их места – стул, чашка, кровать – были осквернены присутствием чужого. А маленький Мишутка безутешно заплакал, потому что Маша лишила его всего: чашку его опустошила, стульчик его сломала, кроватку его заняла собой, вытеснив Мишутку полностью. Благо, рев медведей ее разбудил и она выпрыгнула в окно и убежала домой.
Несмотря на неприятные переживания, Мишутка еще легко отделался – ему не пришлось вступать с Машей в борьбу за свое место в родном доме. А ведь многие дети, у которых появляются младшие братья или сестры, сталкиваются с этой проблемой.
Средний возраст
- Это возраст активного развития фантазирования, развития сюжетно-ролевой игры. Появляются редпочтения по половому признаку, полоролевые игры. Появляются предметы-заместители. Необходимо помнить, что именно сюжетная игра способствует развитию воображения и коммуникативных навыков. Домики Барби с большим количеством предметов интерьера не развивают, а губят игру. Если мы хотим, чтобы ребенок развивался, вместо пульта от телевизора, телефона… дадим ему возможность использовать, например, деталь конструктора. А карандаш (а то и просто палочка) будет и карандашом, и градусником, и шприцом, и ложкой… Игровые уголки должны быть развернуты, но не перенасыщены.
- Книги с взаимоотношениями. Народные сказки – «Мальчик-с-Пальчик», «Красная Шапочка», «Гуси-лебеди», «Морозко», авторские – «Малыш и Карлсон» (лучше наш советский мультфильм, так как в самой книге тяжелый слог).
Старший дошкольный возраст.
- Педагогам необходимо создавать проблемные ситуации и включать в них детей в процессе повседневной жизни.
- Детям необходимы укромные уголки, личные вещи.
- Книги: девочкам читают сказки про принцесс, мальчикам – про героев. «Золушка», «Снежная Королева», сказки про Елену Прекрасную, Василису Премудрую, Ивана царевича.
В конце дошкольного – начале младшего школьного возраста актуальными становятся такие книги, как «Пеппи Длинный Чулок», «Мери Поппинс», «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», «Щелкунчик», «Черная курица». В конце начальной школы – истории про Гарри Поттера. Общий принцип подбора авторских сказок – возраст ребенка должен соответствовать возрасту главного героя.
Создавая развивающую среду в группе детского сада, необходимо задаться вопросом: «что мы развиваем и у кого?». Так как в детском саду работают практически одни женщины, то оформляя группу они (т.е. мы) исходят из своего детского опыта, соответственно мальчики порой оказываются ущемлены. Необходимо учитывать, что мальчикам для игр нужно больше места, чем девочкам. Им физиологически необходима возможность активно двигаться даже в помещении.
Наполняя уголки различным материалом, необходимо придерживаться «золотой середины». Материал нужно целенаправленно подбирать, а не собирать. Группа не должна быть захламлена обилием игр, игрушек и пособий.
На прогулке
Песочница. Песок относится к группе так называемых неструктурированных материалов – это просто сыпучая масса вещества. Копая и пересыпая его, совсем маленький ребенок обнаруживает, что песок легко поддается воздействию и в нем можно оставлять следы своего присутствия в виде ямок, кучек, канавок. Потом оказывается, что из всех видов материи окружающего мира именно влажный песок податлив и послушен ребенку настолько, что он может легко подчинить его своей творящей воле, – наступает пора куличиков. В 2–3 года для ребенка чрезвычайно важно впервые ощутить себя властелином песочного царства, где он может нечто созидать или, наоборот, уничтожать. Ведь это как раз возраст, когда начинается формирование будущих волевых качеств личности, – играя в песочнице, ребенок опытным путем открывает для себя творящую силу своего намерения. Попутно он решает там много других задач личностного развития, и это будет продолжаться еще много лет.
Неоценимую пользу в любом возрасте приносит катание с горок. Спуск с ледяной горки – это всегда скольжение. Оно дает совершенно особые переживания непосредственного динамического контакта тела с почвой, не похожие на обычные ощущения при ходьбе, стоянии, сидении. Скользя вниз, чувствуешь малейшие изменения рельефа, эхом отдается это во всем теле, определяя его устойчивость и заставляя прочувствовать многочисленность телесных сочленений и сложную конструкцию всего тела. Маленькие дети часто при катании впереди себя пускают ком снега, игрушку… любой предмет, который ребенок принес и толкнул вниз перед собой, играет роль отделившейся частицы «я» самого малыша, а его движение задает ему схему действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»
Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах
Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах...

«Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями»
Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

«Приходите к нам в гости!» Цель: показать роль предметно-развивающей среды на развитие детей; обмен опытом работы по созданию развивающей среды в группе.
Мы двери в сказку открываем,...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...