Особенности восприятия поэзии и её понимания детьми старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
формирование представлений о понятии поэзия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vospriyatiya_i_ponimaniya_detmi_poeticheskih_proizvedeniy.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности восприятия поэзии и её понимания детьми старшего дошкольного возраста
Поэтическое слово занимает видное место в работе дошкольного учреждения, ведь поэзия пробуждает эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у детей.
Существует много видов поэзии - она может быть повествовательной, лирической или драматической.
В повествовательном стихотворении рассказывается какая-то история.
Лирическое стихотворение передает мысли и чувства поэта.
В драматической поэме есть действующие лица, и она похожа на театральную пьесу.
В детском саду поэтические произведения:
- читают детям для восприятия на слух и работы по их содержанию над выразительностью речи
- лирические занятия,
- учат стихи наизусть,
- драматизируют,
- инсценируют,
- разыгрывают их содержание (игры по сюжетам литературных произведений)
В каждом из этих видов первостепенное место занимает восприятие поэтического произведения.
Ученые и психологи выделяют три стадии восприятия поэтического произведения:
Первая стадия - непосредственное восприятие произведения, то есть воспроизведения и переживания образов произведения. На этой стадии ведущую роль играет воображение, произведение воспринимается "сердцем", а потом уже умом.
Вторая стадия - понимание содержания произведения. Ведущим становится мышление, и поскольку оно оперирует тем, что было эмоционально пережито, оно не отражает эмоциональности восприятия произведения, а углубляет его.
Третья - влияние художественной литературы на личность ребенка как конечный результат восприятия художественных произведений.
Влияние на личность ребенка должно быть положительным. Поэтому логично, что к произведениям художественной литературы, с которыми знакомят детей, должны определенные требования:
- простота и четкость ритма;
- краткость самого стишка и отдельных строк;
- простота и ясность знакомых детям образов;
- при отборе стихов для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше - для старших;
- разнообразие видов поэзии.
Рассмотрим кратко каждый из вариантов НОД
В старших группах практикуется проведение лирических занятий.
На таких занятиях воспитатель особое внимание уделяет лирической атмосфере. Этот вид занятий интегрирует музыку, живопись, литературу. Центральным звеном этого сочетания является искусство слова, поэтому желательно, чтобы поэтические образы стихотворного текста нашли своеобразное отражение в репродукциях картин, музыкальных произведениях, детских рисунках.
Цель этих занятий - воспитывать художественно - эстетическое восприятие образной сущности, мелодичности, ритма, красоты поэтического слова, ощущение выражение ясности языковых средств, придают особую наглядность картинам стихотворения.
Большое значение на этих занятиях предоставляется правильно организованной речевой работе:
- художественному анализу образной строения стихотворного текста (через конкретные вопросы, выявляющие степень осознания значения выразительных языковых средств;
- подбор сравнений;
- уточнений;
- построение синонимических рядов;
- поиск антонимических пар.
Выполнение творческих заданий лирического направления, разыгрывание психологических эмоционально ярких этюдов, подбор иллюстраций, рисование по теме, творческий рассказ - все это поможет детям глубже прочувствовать идею и характер стиха, привлечет внимание детей к высокой поэзии.
Как вариант занятия на основе поэтических текстов является использование стихов-шуток. Шуточные стихи, стихи-размышления помогают развить выразительность, точность речи, а также способствуют становлению поэтического вкуса, воспитывают интерес к красоте художественного слова. Благодаря шутливой ситуации дети воспринимают их охотно, весело, как игру, поэтические шутки. Эти фрагменты прекрасно дополняют разнообразные коллективные занятия, оживляют бытовые моменты, поднимают настроение, когда-либо украшают детские развлечения.
Для использования этих стихов необходима доброжелательная, приятная атмосфера в группе, воспитатель, поддерживает хорошее настроение детей, демонстрирует им богатые возможности культурного проявления веселого настроения.
Следующим вариантом работы мы рассмотрим изучения стихотворения наизусть.
Согласно традиционной методике ознакомления дошкольников с художественной литературой, одним из обязательных фронтальных или групповых видов литературных занятий считалось заучивания наизусть стихов. Но исследования психологов показали, что заучивание наизусть - процесс глубоко индивидуальный, связанный с особенностями памяти, эмоциональной сферы каждого ребенка, поэтому его нельзя приспосабливать к коллективной форме организации занятий. Настаивать на этом - насиловать детскую природу.
Есть множество самых дидактических приемов, которые способствуют развитию основных каналов восприятия у детей дошкольного возраста. Особого внимания взрослого требует проявление уважения к природным особенностям ребенка дошкольного возраста. Сколько детей - столько физических, психологических и социальных портретов. Именно поэтому нужно учитывать методы заучивания, которые лучше подходят ребенку.
Методы заучивания поэтических произведений:
Визуальный
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной линией. Ваши изобразительные способности здесь не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания «каляки-маляки» особенно не влияют.
Главное - принцип. Затем, по-вашему «картинному плану» ребенок несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно, конечно, использовать и готовые картинки. Это так называемая мнемотехника - использование мнемотаблиц.
Двигательный
Предлагаете ребенку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» построчно на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем.
Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем наугад». Здесь основной принцип заключается в том, что ребенку-кинестетику (то есть такой, которой нужно не только посмотреть, но и потрогать, мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.
Слуховой
Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Психологи отмечают, что для заучивания стихотворения требуется 8-10 повторений, но желательно делать это не на одном и том, же занятии, а на нескольких. «Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и, следовательно, улучшить результаты запоминания, очень важно менять и форму повторения». На занятии заученный стих можно читать по частям, в лицах, включать в игру «Угадай, кто читает?». В дальнейшем его повторяют при соответствующих обстоятельствах (на других занятиях, на праздниках, в быту, в игре). В результате стихотворение сохраняется в памяти ребенка надолго, легко воспроизводится им, используется в устной речи.
Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не в строку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слуховая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким детям два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение полностью.
Логический
Не у многих дошкольников ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. Вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете ребенку своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы вынуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз после вашего считывания, пусть ребенок вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.
С детьми старшей группы 1-2 раза в год проводят вечера поэзии, на которых дети читают, драматизируют и инсценируют знакомые стихи.
Работа над игрой-драматизацией начинается с подбора художественного произведения. Сюжет его должно быть динамичным и интересным, богатым диалоги, яркие персонажи. Без этого невозможно заинтересовать детей произведением, его героями.
Игра-драматизация. Она заключается в изображении, разыгрывании в лицах литературных произведений с сохранением последовательности эпизодов. Сюжет игры, последовательность событий, роли, поступки, речь героев определяются текстом литературного произведения. Игра-драматизация происходит с заданным сюжетом и предусматривает роли, регламентированы пределами авторского текста. Детям необходимо дословно запомнить текст, осознать ход событий, образы героев сказки или рассказы и изобразить их именно такими, какие они в произведении. Литературное произведение своему содержанию определяет, какие действия необходимо выполнять, однако он не содержит указаний относительно способов их воплощения - движений, мимики, интонации. Такая игра значительно сложнее для детей, по сравнению с той, в которой наследуется увиденное в жизни. Она помогает увидеть идею произведения, его художественную ценность, учит детей выражать свои чувства, способствует развитию памяти, речи, проявления самостоятельности, творчества в отборе изобразительных и выразительных средств для создания образов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Детско-родительские отношения – один из видов человеческих отношений. По мнению Т.И.Пуховой, это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, ребенка по отношению к родителю, особенн...
«Игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
Целью предлагаемых игровых упражнений является развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Данные игровые упражнения являются...
Особенности развития словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Ребенок cтаршего дошкольного возраста начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным и устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельн...
ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи»
Одна из главных задач, стоящих перед педагогами ДОУ - сохранение и укрепление здоровья детей. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, требует особого подхода и внимания. В данном опыте представле...
Особенности организации событийного волонтерства с детьми старшего дошкольного возраста
Публикация...
Особенности восприятия литературных произведений у детей старшего дошкольного возраста
И по сей день, ученые спорят, что раньше появилось – речь или пение, Поэзия или Музыка. Не случайно, полторы тысячи лет назад в одном из индийских трактатов были начертаны такие слова: &laq...