Мотивация образовательной деятельности дошкольников
методическая разработка
Мотивация является важным условием поддержки социализации и индивидуализации ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solntseva_1_1_1.docx | 46.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативная образовательная деятельность.
Развитие личности, становление ее жизнедеятельности находится в прямой зависимости от социального окружения, в котором она живет и развивается. Взаимодействуя с другими людьми, ребенок удовлетворяет одну из самых важных социальных потребностей – потребность в общении, которая, по мнению отечественного психолога Л.И. Божович, несет в себе изначальную силу, побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития других его социальных потребностей. Общение является предметом изучения многих наук. Положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка было выдвинуто и разрабатывалось Л.С. Выготским, который неоднократно подчеркивал, что психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры. По Г.М. Андреевой развитие коммуникативной деятельности определяется степенью развития трех сторон общения:
- коммуникационной (умение четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания);
- перцептивной (умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты);
- интерактивной (самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, умение увлечь за собой).
Деятельность педагога по социально-коммуникативному развитию в ДОУ согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования должна быть направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Качественное взаимодействие с окружающими возможно при условии грамотного развития речи (обогащение словарного запаса, умение грамотно формулировать свои мысли, отвечать развернуто), которая в свою очередь является средством коммуникации. Деятельность педагога должна быть направлена не только на развитие отдельных аспектов речи, но и повлечь за собой формирование навыков взаимодействия детей между собой и взрослыми. Проблема формирования коммуникативно-речевых способностей очень многогранна и затрагивает различные направления образовательной работы с детьми. В связи с этим целесообразно в работе над речью объединять все направления и обеспечивать их взаимосвязь, т.е. подходить комплексно к решению проблемы.
- Глоссарий по теме проекта.
- Взаимодействие — процесс совместного выполнения некоторого действия, влияние субъектов этого процесса друг на друга
- Воспитание — система взаимосвязанных компонентов (через обучение, образование, самовоспитание, самообразование) — содействие обогащению развития и саморазвития каждого воспитанника (мальчика и девочки) как интегральной индивидуальности, созданию условий для самоопределения и социализации воспитанника на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства
- ДОО — дошкольная образовательная организация.
- Образовательная программа дошкольного образования — программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольной образовательной организации (группе) на основе примерной образовательной программы дошкольного образования. В структуре ОПДО различают две части: 1) обязательную (инвариантную), разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом; 2) вариативную, формируемую участниками образовательного процесса
- Обучение — целенаправленный процесс содействия присвоению ребенком опыта предшествующих поколений, это и организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
- Педагогический процесс — целенаправленная деятельность взрослого, содействующего амплификации всестороннего развития и саморазвития и дошкольника, и его самого как наставника воспитанника.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования — нормативный документ, разработку которого на основе ФГОС осуществляет уполномоченный федеральный государственный орган. Определяет обязательную (инвариантную) часть образовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любой организации (группе) дошкольного образования, имеющей государственную аккредитацию. Представляет собой базис содержания дошкольного образования и обеспечивает достижение воспитанниками психологической и физической готовности к школе.
- Развитие ребенка — в соответствии с теорией Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии человека, процесс и результат присвоения дошкольником опыта предшествующих поколений. Его отражают тесно взаимосвязанные количественные и качественные изменения интеллектуальных, личностных и физических характеристик ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент и целевой ориентир процесса образования детей дошкольного возраста.
- Самостоятельная деятельность детей — одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Осуществляется в форме непосредственно образовательной деятельности (занятия). Совместная деятельность взрослого и детей — основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
- Самостоятельная деятельность детей — одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Осуществляется в форме непосредственно образовательной деятельности (занятия). Совместная деятельность взрослого и детей — основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
- Целостный подход к воспитанию очень тесно связан с личностным подходом. Целостный подход требует при организации педагогического процесса ориентироваться на интегративные характеристики личности; призывает помнить, что воспитание, обучение и развитие — единый процесс, что личность не воспитывается и не развивается по частям.
- Определение ценностных основ проектирования:
- Принцип гуманизации и демократизации;
- Принцип воспитывающего характера обучения;
- Принцип развивающего обучения;
- Принцип научности;
- Принцип наглядности обучения;
- Принцип доступности;
- Принцип систематичности, последовательности и постепенности;
- Принцип связи обучения с жизнью;
- Принцип активности у сознательности;
- Принцип учета индивидуальных особенностей;
- Теория и технология объяснительно-иллюстративного обучения (Ян Амос Коменский);
- Развивающее обучение (Л.С.Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и В.В.Давыдов);
- Личностно-ориентированное развивающее обучение (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская);
- Теории индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков).
- Определение психологических основ проекта.
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | |
Восприятие | Предметное, свойства предметов не отделимы от самих предметов, ребенок видит не все свойства, а фиксируется внимание на одной яркой характеристике | Сравнивая предметы, ребенок получает представление об основных геометрических фигурах (квадрат, треугольник, овал, круг), основных цветах, параметрах величины (длина, ширина, высота), пространстве и времени | Восприятие оттенков изученных эмоциональных состояний |
Воображение | Непроизвольный характер возникновения представлений воображения, представления воображения формируются сообразно ситуации, в которой находится ребенок, репродуктивное воображение, механическое воспроизведение полученных впечатлений в виде психических образов | Воображение становится произвольным, выполняет две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную, первая функция связана с приобретением информации об окружающем мире и формированием практических навыков у ребенка, вторая – с регуляцией психического состояния | Аффективная функция воображения в результате образования и осознания ребенком своего «я», психологического отделения себя от других людей. К 6-ти годам воображение достигает высокого уровня, что ребенок в состоянии «жить» в выдуманном мире |
Мышление | Наглядно действенное мышление, на основе операции сравнения развивается дедукция и индукция, обобщения связаны с действием, не может по фрагменту представить целый образ | Наглядно-образное, дифференцированная классификация Умеет составить по картинке рассказ в несколько предложений | Словесно-логическое Умеет составить рассказ по картинке, отобразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. |
Внимание | Высокая переключаемость, непроизвольное внимание, объем 4 предмета, устойчивость 10-12 минут, концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета при слабой штриховке | Восприятие предметов и действие с ними по словесному предложению взрослого, ребенок может сосредоточиться на предмете не более 6-8 секунд, легко отвлекается на посторонние стимулы (обусловлено недостаточной зрелостью лобных долей и несформированностью длинных ассоциативных путей, связывающих передние отделы с проекционными зонами коры и расположенных в височных и затылочных долях мозга), устойчивость 15-20 минут, зрительная 5 предметов, слуховая образная 4-5 звуков, слуховаявербальная 5 слов, тактильная 4-5 предметов | Внимание носит более произвольный характер, могут сосредоточить свое внимание на объекте от 12 до 20 секунд |
Память | Непроизвольная, лучше запоминаются эмоционально-окрашенные моменты, может вспомнить то, что воспринималось им месяц назад, зрительная обратная 4-5 образов, слуховая образная 3-4 звука, слуховая вербальная 4 слова, тактильная 3-4 предмета | Непроизвольная зрительно эмоциональная и двигательная память, может вспомнить то, что воспринималось им примерно год назад Успешно запоминает стихи соответствующие возрасту | Слухоречевая память недостаточно сформирована, становление автобиографической памяти, начало формирования долговременной и произвольной форм памяти |
Речь | Ребенок не задумывается о морфологии или синтаксисе языка, овладение языка связано с практическим обобщением языковых фактов, основной источник новых слов – взрослые, создание неологизмов с применением воображения, наличие эгоцентрической речи | Развитие речи тесно связано с формированием логического мышления, ребенок переходит от простых предложений к сложноподчиненным, начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные предложения, оформляются причинные, целевые, следственные и прочие связи в предложениях | Полностью осваивают фонетику языка, активный словарь 2-3 тысячи слов, знают примерно 14 тыс. слов. Значения слов еще недостаточно точные, с трудом справляются с задачей разложения слова на звуковые компоненты, трудности при определении смыслового значения слов и словосочетаний, близких по своему звучанию, эгоцентрическая речь исчезает, появляется внутренняя |
- Проектирование 5 различных способов мотивации образовательной деятельности для детей разного возраста.
Задача образовательной деятельности (ожидаемый результат) – определяется на основе любой комплексной образовательной программы на сайте ФИРО. | Способ решения задачи (что будут делать дети) – определяется на основе любой комплексной образовательной программы на сайте ФИРО или методических рекомендаций. | Способ мотивации решения задачи | Психологическое обоснование способа мотивации | |||
3-4 года | ||||||
1 | Усвоение общепринятых норм и правил | Дети знакомятся с вежливыми словами: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо и т.д. | С помощью игры, через подражание взрослым | Потребность ребенка в общении со значимым взрослым, через игровую деятельность, которая является ведущей | ||
2 | Приобщение к общечеловеческим ценностям | Знакомятся с окружающим социальным миром, расширяют кругозор, получают первичные представления о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках | Театрализованная деятельность | Помогает решать воспитательные задачи через перевоплощение в художественные образы, в активном восприятии, накоплении впечатлений от произведений искусства и окружающего мира | ||
3 | Воспитание ценностного отношения к труду | Совершенствуют умение самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду | С помощью игровой деятельности игровая мотивация – «Помоги игрушке» | Ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Игрушки использую яркие, эстетичные | ||
4 | Овладение правилами безопасного поведения в окружающем мире | Дети учат правила поведения на дороге (как нужно проходить дорогу, знакомятся с светофором) | Игра- имитация «Мы на дороге» | Повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности | ||
5 | Обогащение словарного запаса | Дети учат новые слова на тему «Дорога» во время освоения правил безопасного поведения | «Игры размышления» («Пешеходы – зверушки», «Вышел ты на улицу») | Информация, показанная в игровом виде, вызывает больший интерес у детей, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре | ||
4-5 лет | ||||||
1 | Воспитание ценностного отношения к труду собственному и окружающих | Дети ухаживают за своей обувью: сушат, протирают; проводят несложный ремонт игрушек, накрывают на стол | С помощью игровой деятельности | |||
2 | Становление культуры поведения | Дети закрепляют знания о культуре поведения за столом | «Научи меня» | Мотивация основана на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим | ||
3 | Овладение правилами безопасного поведения в окружающем мире | Дети знакомятся с транспортом (автобус, троллейбус, автомобили и т.д.), формируют представления о нём, учат правила поведения | «Использование ИКТ». | Позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей | ||
4 | Приобщение к общечеловеческим ценностям | Уточняют понятие “защитник отечества”, знакомятся с некоторыми военными профессиями | Мультимедийная презентация | Повышение познавательного интереса за счет высокой степени наглядности материала | ||
5 | Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в т.ч. моральным); | Закрепляют умение выражать сочувствие друг другу Беседа «Как выразить. Сочувствие товарищу». Чтение: С. Прокофьева «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про самого большого зайца на свете». | Активное общение с воспитателем, ответы на вопросы | Потребность ребенка в общении с взрослым углубляется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию, стремлением к общности взглядов | ||
5-6 лет | ||||||
1 | Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) | Развивают нравственно-ценный словарь, уточняют и обогащают нравственные представления на примерах положительного и отрицательного поведения | Занятие «Художественное слово» | Использование стихов, песенок, потешек, загадок и т. д. привлекает внимание ребенка | ||
2 | Обогащение игровой деятельности детей | Учатся договариваться, формировать игровую обстановку, развивать и обогащать содержание игры | Занятия в игровой форме (можно добавить элемент соревнования для большей мотивации) | Отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре | ||
3 | Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам (продуктам деятельности) | Работа на участке по уборке мусора после зимы. Учить работать звеньями, правильно распределять обязанности и выполнять свой объем работы | Помощь взрослому | Мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе |
Литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Создание игровой мотивации в образовательной деятельности дошкольников"
В консультации рассматривается процесс организации игровой мотивации в образовательной деятельности....
Консультация для воспитателей "Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности дошкольников"
Одним из принципов, которые положены в основу содержания учебной программы дошкольного образования является принцип интегративности, предусматривающий возможность использования поликультурного содержа...
Обобщение передового педагогического опыта по теме: "Кукольная мастерская, как средство мотивации к деятельности дошкольников"
Опыт работы по теме: "Кукольная мастерская, как средство мотивации к деятельности дошкольников"...
Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников, методы и приемы с учетом требований ФГОС ДО
Развитие мотивации у дошкольников...
Мастер – класс для воспитателей «Квест-технология, как форма мотивации познавательной деятельности дошкольников»
Цель: Формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности Квест - технологии в условиях реализации ФГОС ДО.Задачи: 1.Сформировать у участников мастер класса представление о К...
Мастер – класс для воспитателей «Квест-технология, как форма мотивации познавательной деятельности дошкольников»
Цель: Формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности Квест - технологии в условиях реализации ФГОС ДО.Задачи: 1.Сформировать у участников мастер класса представление о К...
Статья «Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников»
Статья «Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников»...