Мотивация образовательной деятельности дошкольников
методическая разработка

Исайко Анастасия Артемовна

Мотивация является важным условием поддержки социализации и индивидуализации ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solntseva_1_1_1.docx46.08 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативная  образовательная деятельность.

Развитие личности, становление ее жизнедеятельности находится в прямой зависимости от социального окружения, в котором она живет и развивается. Взаимодействуя с другими людьми, ребенок удовлетворяет одну из самых важных социальных потребностей – потребность в общении, которая, по мнению отечественного психолога Л.И. Божович, несет в себе изначальную силу, побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития других его социальных потребностей. Общение является предметом изучения многих наук. Положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка было выдвинуто и разрабатывалось Л.С. Выготским, который неоднократно подчеркивал, что психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры. По Г.М. Андреевой развитие коммуникативной деятельности определяется степенью развития трех сторон общения:  

  • коммуникационной (умение четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания);
  • перцептивной (умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты);
  • интерактивной (самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, умение увлечь за собой).

Деятельность педагога по социально-коммуникативному развитию в ДОУ согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования должна быть направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Качественное взаимодействие с окружающими возможно при условии грамотного развития речи (обогащение словарного запаса, умение грамотно формулировать свои мысли, отвечать развернуто), которая в свою очередь является средством коммуникации. Деятельность педагога должна быть направлена не только на развитие отдельных аспектов речи, но и повлечь за собой формирование навыков взаимодействия детей между собой и взрослыми. Проблема формирования коммуникативно-речевых способностей очень многогранна и затрагивает различные направления образовательной  работы с детьми. В связи с этим целесообразно в работе над речью объединять все направления и обеспечивать их взаимосвязь, т.е. подходить комплексно к решению проблемы.

  1. Глоссарий по теме проекта.
  • Взаимодействие — процесс совместного выполнения некоторого действия, влияние субъектов этого процесса друг на друга
  • Воспитание — система взаимосвязанных компонентов (через обучение, образование, самовоспитание, самообразование) — содействие обогащению развития и саморазвития каждого воспитанника (мальчика и девочки) как интегральной индивидуальности, созданию условий для самоопределения и социализации воспитанника на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства
  • ДОО — дошкольная образовательная организация.
  • Образовательная программа дошкольного образования — программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольной образовательной организации (группе) на основе примерной образовательной программы дошкольного образования. В структуре ОПДО различают две части: 1) обязательную (инвариантную), разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом; 2) вариативную, формируемую участниками образовательного процесса
  • Обучение — целенаправленный процесс содействия присвоению ребенком опыта предшествующих поколений, это и организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
  • Педагогический процесс — целенаправленная деятельность взрослого, содействующего амплификации всестороннего развития и саморазвития и дошкольника, и его самого как наставника воспитанника.
  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования — нормативный документ, разработку которого на основе ФГОС осуществляет уполномоченный федеральный государственный орган. Определяет обязательную (инвариантную) часть образовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любой организации (группе) дошкольного образования, имеющей государственную аккредитацию. Представляет собой базис содержания дошкольного образования и обеспечивает достижение воспитанниками психологической и физической готовности к школе.
  • Развитие ребенка — в соответствии с теорией Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии человека, процесс и результат присвоения дошкольником опыта предшествующих поколений. Его отражают тесно взаимосвязанные количественные и качественные изменения интеллектуальных, личностных и физических характеристик ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент и целевой ориентир процесса образования детей дошкольного возраста.
  • Самостоятельная деятельность детей — одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Осуществляется в форме непосредственно образовательной деятельности (занятия). Совместная деятельность взрослого и детей — основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
  • Самостоятельная деятельность детей — одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Осуществляется в форме непосредственно образовательной деятельности (занятия). Совместная деятельность взрослого и детей — основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
  • Целостный подход к воспитанию очень тесно связан с личностным подходом. Целостный подход требует при организации педагогического процесса ориентироваться на интегративные характеристики личности; призывает помнить, что воспитание, обучение и развитие — единый процесс, что личность не воспитывается и не развивается по частям.

  1. Определение ценностных основ проектирования:

  • Принцип гуманизации и демократизации;
  • Принцип воспитывающего характера обучения;
  • Принцип развивающего обучения;
  • Принцип научности;
  • Принцип наглядности обучения;
  • Принцип доступности;
  • Принцип систематичности, последовательности и постепенности;
  • Принцип связи обучения с жизнью;
  • Принцип активности у сознательности;
  • Принцип учета индивидуальных особенностей;
  • Теория и технология объяснительно-иллюстративного обучения (Ян Амос Коменский);
  • Развивающее обучение (Л.С.Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и В.В.Давыдов);
  • Личностно-ориентированное развивающее обучение (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская);
  • Теории индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков).

  1. Определение психологических основ проекта.

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

Восприятие

Предметное, свойства предметов не отделимы от самих предметов, ребенок видит не все свойства, а фиксируется внимание на одной яркой характеристике

Сравнивая предметы, ребенок получает представление об основных геометрических фигурах (квадрат, треугольник, овал, круг), основных цветах, параметрах величины (длина, ширина, высота), пространстве и времени

Восприятие оттенков изученных эмоциональных состояний

Воображение

Непроизвольный характер возникновения представлений воображения, представления воображения формируются сообразно ситуации, в которой находится ребенок, репродуктивное воображение, механическое воспроизведение полученных впечатлений в виде психических образов

Воображение становится произвольным, выполняет две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную, первая функция связана с приобретением информации об окружающем мире и формированием практических навыков у ребенка, вторая – с регуляцией психического состояния

Аффективная функция воображения в результате образования и осознания ребенком своего «я», психологического отделения себя от других людей. К 6-ти годам воображение достигает высокого уровня, что ребенок в состоянии «жить» в выдуманном мире

Мышление

Наглядно действенное мышление, на основе операции сравнения развивается дедукция и индукция, обобщения связаны с действием, не может по фрагменту представить целый образ

Наглядно-образное, дифференцированная классификация

Умеет составить по картинке рассказ в несколько предложений

Словесно-логическое

Умеет составить рассказ по картинке, отобразив в нем события прошлого, настоящего и будущего.

Внимание

Высокая переключаемость, непроизвольное внимание, объем 4 предмета, устойчивость 10-12 минут, концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета при слабой штриховке

Восприятие предметов и действие с ними по словесному предложению взрослого, ребенок может сосредоточиться на предмете не более 6-8 секунд, легко отвлекается на посторонние стимулы (обусловлено недостаточной зрелостью лобных долей и несформированностью длинных ассоциативных путей, связывающих передние отделы с проекционными зонами коры и расположенных в височных и затылочных долях мозга), устойчивость 15-20 минут, зрительная 5 предметов, слуховая образная 4-5 звуков, слуховаявербальная 5 слов, тактильная 4-5 предметов

Внимание носит более произвольный характер, могут сосредоточить свое внимание на объекте от 12 до 20 секунд

Память

Непроизвольная, лучше запоминаются эмоционально-окрашенные моменты, может вспомнить то, что воспринималось им месяц назад, зрительная обратная 4-5 образов, слуховая образная 3-4 звука, слуховая вербальная 4 слова, тактильная 3-4 предмета

Непроизвольная зрительно эмоциональная и двигательная память, может вспомнить то, что воспринималось им примерно год назад

Успешно запоминает стихи соответствующие возрасту

Слухоречевая память недостаточно сформирована, становление автобиографической памяти, начало формирования долговременной и произвольной форм памяти

Речь

Ребенок не задумывается о морфологии или синтаксисе языка, овладение языка связано с практическим обобщением языковых фактов, основной источник новых слов – взрослые, создание неологизмов с применением воображения, наличие эгоцентрической речи

Развитие речи тесно связано с формированием логического мышления, ребенок переходит от простых предложений к сложноподчиненным, начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные предложения, оформляются причинные, целевые, следственные и прочие связи в предложениях

Полностью осваивают фонетику языка, активный словарь 2-3 тысячи слов, знают примерно 14 тыс. слов. Значения слов еще недостаточно точные, с трудом справляются с задачей разложения слова на звуковые компоненты, трудности при определении смыслового значения слов и словосочетаний, близких по своему звучанию, эгоцентрическая речь исчезает, появляется внутренняя

  1. Проектирование 5 различных способов мотивации образовательной деятельности для детей разного возраста.

Задача образовательной деятельности (ожидаемый результат) – определяется на основе любой комплексной образовательной программы на сайте ФИРО.

Способ решения задачи (что будут делать дети) – определяется на основе любой комплексной образовательной программы на сайте ФИРО или методических рекомендаций.

Способ мотивации решения задачи

Психологическое обоснование способа мотивации

3-4 года

1

Усвоение общепринятых норм и правил

Дети знакомятся с вежливыми словами: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо и т.д.

С помощью игры, через подражание взрослым

Потребность ребенка в общении со значимым взрослым, через игровую деятельность, которая является ведущей

2

Приобщение к общечеловеческим ценностям

Знакомятся с окружающим социальным миром, расширяют кругозор, получают первичные представления о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках

Театрализованная деятельность

Помогает решать воспитательные задачи через перевоплощение в художественные образы, в активном восприятии, накоплении впечатлений от произведений искусства и окружающего мира

3

Воспитание ценностного отношения к труду

Совершенствуют умение самостоятельно одеваться, раздеваться,

аккуратно складывать и вешать одежду

С помощью игровой деятельности

игровая мотивация – «Помоги игрушке»

Ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Игрушки использую яркие, эстетичные

4

Овладение правилами безопасного поведения в окружающем мире

Дети учат правила поведения на дороге (как нужно проходить дорогу, знакомятся с светофором)

Игра- имитация «Мы на дороге»

Повышение эффективности образовательного процесса за счёт   высокой степени наглядности

5

Обогащение словарного запаса

Дети учат новые слова на тему «Дорога» во время освоения правил безопасного поведения

«Игры размышления» («Пешеходы – зверушки», «Вышел ты на улицу»)

Информация, показанная в игровом виде, вызывает больший интерес у детей, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре

4-5 лет

1

Воспитание ценностного отношения к труду собственному и окружающих

Дети ухаживают за своей обувью: сушат, протирают; проводят несложный ремонт игрушек, накрывают на стол

С помощью игровой деятельности

2

Становление культуры поведения

Дети закрепляют знания о культуре поведения за столом

 «Научи меня»

Мотивация основана на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим

3

Овладение правилами безопасного поведения в окружающем мире

Дети знакомятся с транспортом (автобус, троллейбус, автомобили и т.д.), формируют представления о нём, учат правила поведения

«Использование ИКТ».

Позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей

4

Приобщение к общечеловеческим ценностям

Уточняют понятие “защитник отечества”, знакомятся с некоторыми военными профессиями

Мультимедийная презентация

Повышение познавательного интереса за счет высокой степени наглядности материала

5

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со

сверстниками и взрослыми (в т.ч. моральным);

Закрепляют умение выражать сочувствие друг другу Беседа «Как выразить. Сочувствие товарищу». Чтение: С. Прокофьева «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про самого большого зайца на свете».

Активное общение с воспитателем, ответы на вопросы

Потребность ребенка в общении с взрослым углубляется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию, стремлением к общности взглядов

5-6 лет

1

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со

сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)

Развивают нравственно-ценный словарь, уточняют и обогащают нравственные представления на примерах положительного и отрицательного поведения

Занятие «Художественное слово»

Использование стихов, песенок, потешек, загадок и т. д.  привлекает внимание ребенка

2

Обогащение игровой деятельности детей

Учатся договариваться, формировать игровую обстановку, развивать и обогащать содержание игры

Занятия в игровой форме (можно добавить элемент соревнования для большей мотивации)

Отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре

3

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других

людей и его результатам (продуктам деятельности)

Работа на участке по уборке мусора после зимы.

Учить работать звеньями, правильно

распределять обязанности и выполнять свой объем работы

Помощь взрослому

Мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе

Литература.

  1. ФГОС ДО.
  2. http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Dom_radosti.pdf

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Создание игровой мотивации в образовательной деятельности дошкольников"

В консультации рассматривается  процесс организации игровой мотивации в образовательной деятельности....

Консультация для воспитателей "Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности дошкольников"

Одним из принципов, которые положены в основу содержания учебной программы дошкольного образования является принцип интегративности, предусматривающий возможность использования поликультурного содержа...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: "Кукольная мастерская, как средство мотивации к деятельности дошкольников"

Опыт работы по теме: "Кукольная мастерская, как средство мотивации к деятельности дошкольников"...

Мастер – класс для воспитателей «Квест-технология, как форма мотивации познавательной деятельности дошкольников»

Цель: Формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности Квест - технологии в условиях реализации ФГОС ДО.Задачи: 1.Сформировать у участников мастер класса представление о К...

Мастер – класс для воспитателей «Квест-технология, как форма мотивации познавательной деятельности дошкольников»

Цель: Формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности Квест - технологии в условиях реализации ФГОС ДО.Задачи: 1.Сформировать у участников мастер класса представление о К...

Статья «Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников»

Статья  «Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников»...