Игры на развитие мышления
картотека

Николаева Ирина Сергеевна

Картотека игр на развитие умения слушать.обучения сотруднечеству, развивает умение думать,учит выполнять указания....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_myshlenie.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Игры на развитие мышления

                                          Развивает умение слушать

                                                    Игра в сыщика

-Попросите трех или четырех детей выйти вперед

-Сообщите остальным детям, что один из тех, кто стоит перед ними, - это загадочная

личность , которую надо «вычислить».

-Дайте детям подсказки и наводящие вопросы, которые должны помочь им догадаться,

кто же именно эта загадочная личность.

-Начните с подсказок описательного характера вроде цвета волос, особенностей одежды и

т.д.

-Если ни одна из этих подсказок не поможет детям найти интересующую их личность, они

могут использовать следующий   прием: попросите всех, кто не удовлетворяет

определенному критерию, сесть на пол. Например, если вы скажете, что загадочная

личность носит коричневую обувь, то любой стоящий ребенок, который не обут в

коричневое, должен сесть.

-По мере того как у детей развивается более обостренная наблюдательность, увеличивайте

численность группы, среди которой скрывается загадочная личность.

                                     Обучает сотрудничеству

                                       Забавные пуговицы

-Сложите в коробке пуговицы различных размеров и цветов.

-Велите каждому ребенку выбрать себе  оттуда одну пуговицу.

-Попросите детей сравнить пуговицы между собой с целью выбрать саму большую.

-Затем отыщите следующую по размеру пуговицу и т.д.

-Посоветуйте детям воспользоваться другими классификационными признаками.

                                                 Развивает умение думать

                                                   Трудные проблемы

-Поставьте перед детьми вопросы,  которые заставят их задуматься, что происходит до

или после определенных событий.

Почему Андрей, прежде чем выйти во двор, надевает на себя теплую куртку?

Почему Тамара ходит с лопатой?

Куда едет пожарная машина?

-Подобные вопросы могут породить среди детей интересную дискуссию.

                                            Учить выполнять указания

                                            Пространственные понятия

-Усадите детей в круг, поставив в центре этого круга стул.

-Выберите одного ребенка, который должен выйти в середину круга и выполнять

даваемые ему указания.

Встань позади стула

Сядь на стул

Заберись на стул

Встань перед стулом

Ляг под стул

Запрыгни на стул

Обойди стул вокруг

-Давайте этому ребенку и остальным детям другие указания, вовсе не обязательно

связанные со стулом.

                                                 Развивает  умение слушать

                                                           Игра вопросы

-Задавайте детям вопросы и велите им отвечать на них только «да» или «нет».

-Задавайте глупые вопросы , легкие вопросы и вопросы  которые требуют достаточно

серьезного размышления.

-Вот примеры нескольких вопросов, которые можно попробовать для начала:

У мороженного хороший вкус?

Помидоры чаще всего бывают  фиолетовыми?

Тигры носят какую-нибудь одежду?

-Фотографии или рисунки мороженного , помидоров или тигров делают указанную игру

немного более легкой, что важно для совсем маленьких детей.

                                          Развивает наблюдательность

                                          Сможешь ли ты найти это?

-Разложите на стол перед детьми пять каких-нибудь предметов. Выберите хорошо

узнаваемые детьми вещи вроде мелка, кисточки и т.д.

-Кладя каждый предмет на стол, называйте его с целью убедиться, что все дети знают это

название.

-Попросите детей закрыть глаза на время , пока вы уберете со стола один предмет.

-Затем попросите , что бы дети сказали вам , какой предмет отсутствует.

-Повторите игру, но убирайте уже два предмета.

-Расположите те же предметы по-другому или замените часть предметов и повторите игру

снова.

                                           Развивает наблюдательность

                                                   Правда или ложь

-Делайте какие-либо утверждения по поводу детей или комнаты.

-Попросите, что бы дети отвечали «правда», если это утверждение правильно и

соответствует истине, и отвечали «ложь», если оно неверно.

-Вот примеры подобных утверждений:

Все наши девочки носят красное.

Все наши мальчики носят ботинки.

В этой комнате имеется одно окно.

Лиза ходит на голове.

                                                   Развивает наблюдательность

                                                             Чего не хватает?

-Заранее приготовьте несколько фотографий предметов, которые хорошо знакомы детям.

Вырежьте их из журналов, каталогов или старых книг.

-Отрежьте от каждого предмета какую-то существенную часть, чтобы в результате этой

операции у вас получилось, например:

автомобиль без колеса

дерево без ствола

ложка без ручки

животное без хвоста

-Теперь попросите детей угадать, чего не хватает.

                                  Дает сведения о медленном и быстром, низком и высоком

                                                        Игры с движениями

-Велимте детям ходить по всей комнате очень медленно.

-Попросите их увеличить их скорость, пока они не станут бежать.

-Затем попросите их постепенно замедлять движение, пока они не дойдут до той же самой скорости, с которой начинали.

-Другая игра обучает понятиям низкого и высокого. Попросите, чтобы дети держали руки опущенными вниз, а затем медленно поднимали их все выше и выше.

-Когда их руки поднимутся настолько высоко, как они только могут дотянуться, велите детям очень медленно опускать руки.

-Эти игры помогают ребятам усваивать понятия медленного и быстрого, а также низкого и высокого.                                      

                                       Обучает понятию крошечного

                                                          Крошечное

-Покажите детям большие и маленькие разновидности аналогичных предметов –

например, большие и маленькие мячи, большие и маленькие кубики.

-Позвольте детям сравнить эти предметы между собой.

-Познакомьте детей со словом и понятием  «крошечное». Объясните им, что крошечное –

это просто очень маленькое.

-Покажите детям всевозможные крошечные вещи, например: мебель для домика кукля,

разные миниатюрные изделия и т.д.

                                    Дает понимание основных чувств человека

                                                       Игра в ощущения

-Приготовьте фотографии предметов, которые воспринимают посредством одного (или

нескольких) из пяти чувств. Например, фотография цветка наводит на мысль о чувствах

обоняния и зрения. Фотография автобуса наводит на мысль чувствах слуха и зрения.

-Покажите детям разные такие фотографии.

-Задавайте им по поводу указанных фотографий такие вопросы, которые наталкивают на

ответы, связанные с одним из пяти чувств.

Как мы обоняем (нюхаем) цветы?

Можем ли мы видеть цветы?

Можем ли мы слышать автобус?

                                               Развивает концентрацию

                                                 Движения «с головой»

- Попросите, что бы дети сидели совершенно  спокойно и неподвижно.

-Когда они рассядутся, попросите каждого ребенка подумать о том , как прикоснуться

локтем к носу.

-Напомните им, что нужно только думать о б этом движении, а не делать его.

-Вот несколько других идей для движений, которые нужно выполнять «с головой»,т.е.

мысленно:

Коснитесь уха коленом

Прикоснитесь подбородком к животу

Станьте на голове

Удерживайте равновесие, стоя на одном колене и одном локте

- Маленькие дети могут испытывать трудности, когда от них требуют только думать о

некотором  движении, но  не выполнять его. Позвольте им сначало опробовать данное

движение и лишь затем начать исключительно думать о нем.

                                                             Развивает память

                                                         Вчера, сегодня, завтра

-Дети часто путают слова и понятия «вчера», «сегодня» и «завтра».

-Часто можно помочь детям разобраться в этих трудных словах, если систематически

говорить им о том , что они делали вчера, что делают сегодня и что будут делать завтра.

-Назовите три или четыре вещи, которые они делали вчера, - например , рисовали

пальцем, пекли оладьи и играли в страшное чудовище.

-Пропойте эти действия на какую-то знакомую, не особенно беспокоясь насчет ритма, или

же просто проскандируйте их:

Вчера мы пальцем рисовали ,

Оладьи вкусные пекли

И все в чудовище играли,

Хотя принцессу не нашли.

Вчера нам было очень интересно,

Давайте и сегодня делать это вместе.

-Затем пропойте  или проскандируйте нечто подобное насчет  сегодня и завтра.

-На следующий день не забудьте  перечислить как выполненные «вчера» те же  самые

действия, о которых вы днем раньше говорили как о сделанных «сегодня».

-Повторяя эту игру время от времени, вы поможете детям лучше  усвоить понятия

«вчера», «сегодня» и «завтра».

                                                  Развивает навыки мышления

                                                               До и после

-Для этой игры заранее подготовьте фотографии или рисунки, представляющие какие-то

ситуации «до» и «после», например:

Банан в кожуре и очищенный банан

Тарелка с едой и пустая тарелка

Полный стакан молока и пустой стакан

Пустой стол и накрытый стол

Неубранная комната и опрятная, чисто убранная комната

-Покажите детям одну из фотографий и спросите у них, что , как им кажется, случилось до

этой фотографии или после нее.

-Например, покажите им фотографию очищенного банана и спросите, что случилось до

этого и что произойдет после той ситуации, которая на ней изображена.

-Ситуацией, которая имела место до того , могла бы быть такая, где у банана есть кожура.

А после ситуации , изображенной на фотографии, очищенный  банан может быть

благополучно съеден.

-Теперь покажите фотографию неочищенного банана.

-Событие , которое случится после , может быть такое : банан очистят, а потом  разрежут

на маленькие кусочки и положат в какое-то блюдо.

-Продолжайте то же самое с другими фотографиями.

                                          Развивает творческое мышление

                                                               Реклама

-Покажите детям рекламные объявления, вырезанные из журналов или газет.

-Спросите у них, что «продает» каждая такая фотография.

-Для начала хорошо воспользоваться рекламными объявлениями для автомобилей,

продуктов питания, игрушек и одежды.

                                             Развивает критическое мышление

                                                     Сколько способов?

-Здравствуйте детям вопросы, которые расширяют их кругозор и развивают мышление.

Сколько ты знаешь разных способов поговорить с другом?

Сколько ты знаешь разных способов поиграть во дворе?

Сколько ты знаешь разных способов приготовить картошку?

Сколько ты знаешь разных способов танцевать под музыку?

                                                    Стимулирует умение думать

                                                                  Марионетки

-Сделайте вид, что одна из ваших рук – это кукла-марионетка, а другая рука заставляет

эту марионетку совершать разные движения.

-Сделайте вид, что вторая рука тянет воображаемые нитки с целью заставить марионетку

подняться.

-Шевелите каждым пальцем на той руке, которая изображает марионетку, в то время как

другая рука дергает воображаемые ниточки.

-Попробуйте двигать ту руку, которая изображает марионетку, в разных направлениях.

-Помните, что рука ,управляющая ниточками, никогда не должна касаться руки-

марионетки.

-Перед тем как пытаться проводить эту игру с очень маленькими детьми, покажите им

настоящую куклу-марионетку.                                              

                                          Учит понятиям «правым» и «левым»    

                                                    Вот моя правая рука                                                        

-Продекламируйте стихотворение, выполняя с детьми соответствующие действия.

Вот моя правая рука,                                                                                                                      Я поднимаю ее высоко.  (поднимите правую руку)

Вот моя левая рука,

Ею я коснусь облаков. (поднимите левую руку)

Правая рука, (поднимите правую руку)

Левая рука, (поднимите левую руку)

Вертитесь вместе кругом.

(делайте в воздухе круги обеими руками)

Правая рука, (поднимите  правую руку)

Левая рука , (поднимите  левую руку)

Бим, бом, бом. ( стучите по бедрам кулаками)

                                         

                                  Учить понятиям правого и левого

                                                         Правую руку вверх

-Пропойте приведенный ниже текст известной английской песенки на какую-нибудь

популярную у нас мелодию или просто проскандируйте его, выпрлняя при этом

соответствующие действия.

Правую руку вверх, а значит, все хорошо,

Правую руку вверх, а значит, все хорошо,

Правую руку вверх, а значит, все хорошо,

Я поднял правую руку вверх.

Левую руку вверх, а значит, все хорошо…. и т.д.

Обе руки вверх, а значит, все хорошо…и т.д.

                                                 Развивает умение

                                                   Звонкие истории

-Придумайте короткую историю и попросите придумать звуки и движения, которые

иллюстрируют рассказчик, например

Однажды жил маленький мальчик, который шел по улице.  (дети начинают идти)

Он остановился,  (дети останавливаются)

А потом чихнул.  (дети чихают)

Он услышал звонок колокольчика  (издайте соответствующий звук) и подумал, что ему  

надо бежать домой на обед.  (дети бегут на месте)

-Такого рода истории  очень нравятся детям и развлекают их. Дети будут просить

проводить эту игру почаще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее влияние игры на развитие мышления.

Этот материал подскажет родителям как можно играть с детьми дома. Всё очень просто и понятно....

Дидактическая игра "Отвечай быстро". Данная игра способствует развитию мышления и речи детей старшего дошкольного возраста

•Цель игры: Закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству. Активизировать словарь, воспитывать слуховое внимание, умение быстро думать.•Ход игры•Воспитатель: Если хочешь ...

Игры для развития мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития

Игры для развития мышления у дошкольников с задержкой психологического развития...

Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду. Картотека Игры для развития мышления для дошкольников 3-4 лет

Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду. КартотекаИгры для развития мышления для дошкольников 3-4 лет...

Диагностика мышления дошкольников и игры на развитие мышления

Вашему вниманию представлен пример диагностики мышления у дошкольников и игры на развитие мышления...