Игры на развитие мышления
картотека
Картотека игр на развитие умения слушать.обучения сотруднечеству, развивает умение думать,учит выполнять указания....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_myshlenie.docx | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие мышления
Развивает умение слушать
Игра в сыщика
-Попросите трех или четырех детей выйти вперед
-Сообщите остальным детям, что один из тех, кто стоит перед ними, - это загадочная
личность , которую надо «вычислить».
-Дайте детям подсказки и наводящие вопросы, которые должны помочь им догадаться,
кто же именно эта загадочная личность.
-Начните с подсказок описательного характера вроде цвета волос, особенностей одежды и
т.д.
-Если ни одна из этих подсказок не поможет детям найти интересующую их личность, они
могут использовать следующий прием: попросите всех, кто не удовлетворяет
определенному критерию, сесть на пол. Например, если вы скажете, что загадочная
личность носит коричневую обувь, то любой стоящий ребенок, который не обут в
коричневое, должен сесть.
-По мере того как у детей развивается более обостренная наблюдательность, увеличивайте
численность группы, среди которой скрывается загадочная личность.
Обучает сотрудничеству
Забавные пуговицы
-Сложите в коробке пуговицы различных размеров и цветов.
-Велите каждому ребенку выбрать себе оттуда одну пуговицу.
-Попросите детей сравнить пуговицы между собой с целью выбрать саму большую.
-Затем отыщите следующую по размеру пуговицу и т.д.
-Посоветуйте детям воспользоваться другими классификационными признаками.
Развивает умение думать
Трудные проблемы
-Поставьте перед детьми вопросы, которые заставят их задуматься, что происходит до
или после определенных событий.
Почему Андрей, прежде чем выйти во двор, надевает на себя теплую куртку?
Почему Тамара ходит с лопатой?
Куда едет пожарная машина?
-Подобные вопросы могут породить среди детей интересную дискуссию.
Учить выполнять указания
Пространственные понятия
-Усадите детей в круг, поставив в центре этого круга стул.
-Выберите одного ребенка, который должен выйти в середину круга и выполнять
даваемые ему указания.
Встань позади стула
Сядь на стул
Заберись на стул
Встань перед стулом
Ляг под стул
Запрыгни на стул
Обойди стул вокруг
-Давайте этому ребенку и остальным детям другие указания, вовсе не обязательно
связанные со стулом.
Развивает умение слушать
Игра вопросы
-Задавайте детям вопросы и велите им отвечать на них только «да» или «нет».
-Задавайте глупые вопросы , легкие вопросы и вопросы которые требуют достаточно
серьезного размышления.
-Вот примеры нескольких вопросов, которые можно попробовать для начала:
У мороженного хороший вкус?
Помидоры чаще всего бывают фиолетовыми?
Тигры носят какую-нибудь одежду?
-Фотографии или рисунки мороженного , помидоров или тигров делают указанную игру
немного более легкой, что важно для совсем маленьких детей.
Развивает наблюдательность
Сможешь ли ты найти это?
-Разложите на стол перед детьми пять каких-нибудь предметов. Выберите хорошо
узнаваемые детьми вещи вроде мелка, кисточки и т.д.
-Кладя каждый предмет на стол, называйте его с целью убедиться, что все дети знают это
название.
-Попросите детей закрыть глаза на время , пока вы уберете со стола один предмет.
-Затем попросите , что бы дети сказали вам , какой предмет отсутствует.
-Повторите игру, но убирайте уже два предмета.
-Расположите те же предметы по-другому или замените часть предметов и повторите игру
снова.
Развивает наблюдательность
Правда или ложь
-Делайте какие-либо утверждения по поводу детей или комнаты.
-Попросите, что бы дети отвечали «правда», если это утверждение правильно и
соответствует истине, и отвечали «ложь», если оно неверно.
-Вот примеры подобных утверждений:
Все наши девочки носят красное.
Все наши мальчики носят ботинки.
В этой комнате имеется одно окно.
Лиза ходит на голове.
Развивает наблюдательность
Чего не хватает?
-Заранее приготовьте несколько фотографий предметов, которые хорошо знакомы детям.
Вырежьте их из журналов, каталогов или старых книг.
-Отрежьте от каждого предмета какую-то существенную часть, чтобы в результате этой
операции у вас получилось, например:
автомобиль без колеса
дерево без ствола
ложка без ручки
животное без хвоста
-Теперь попросите детей угадать, чего не хватает.
Дает сведения о медленном и быстром, низком и высоком
Игры с движениями
-Велимте детям ходить по всей комнате очень медленно.
-Попросите их увеличить их скорость, пока они не станут бежать.
-Затем попросите их постепенно замедлять движение, пока они не дойдут до той же самой скорости, с которой начинали.
-Другая игра обучает понятиям низкого и высокого. Попросите, чтобы дети держали руки опущенными вниз, а затем медленно поднимали их все выше и выше.
-Когда их руки поднимутся настолько высоко, как они только могут дотянуться, велите детям очень медленно опускать руки.
-Эти игры помогают ребятам усваивать понятия медленного и быстрого, а также низкого и высокого.
Обучает понятию крошечного
Крошечное
-Покажите детям большие и маленькие разновидности аналогичных предметов –
например, большие и маленькие мячи, большие и маленькие кубики.
-Позвольте детям сравнить эти предметы между собой.
-Познакомьте детей со словом и понятием «крошечное». Объясните им, что крошечное –
это просто очень маленькое.
-Покажите детям всевозможные крошечные вещи, например: мебель для домика кукля,
разные миниатюрные изделия и т.д.
Дает понимание основных чувств человека
Игра в ощущения
-Приготовьте фотографии предметов, которые воспринимают посредством одного (или
нескольких) из пяти чувств. Например, фотография цветка наводит на мысль о чувствах
обоняния и зрения. Фотография автобуса наводит на мысль чувствах слуха и зрения.
-Покажите детям разные такие фотографии.
-Задавайте им по поводу указанных фотографий такие вопросы, которые наталкивают на
ответы, связанные с одним из пяти чувств.
Как мы обоняем (нюхаем) цветы?
Можем ли мы видеть цветы?
Можем ли мы слышать автобус?
Развивает концентрацию
Движения «с головой»
- Попросите, что бы дети сидели совершенно спокойно и неподвижно.
-Когда они рассядутся, попросите каждого ребенка подумать о том , как прикоснуться
локтем к носу.
-Напомните им, что нужно только думать о б этом движении, а не делать его.
-Вот несколько других идей для движений, которые нужно выполнять «с головой»,т.е.
мысленно:
Коснитесь уха коленом
Прикоснитесь подбородком к животу
Станьте на голове
Удерживайте равновесие, стоя на одном колене и одном локте
- Маленькие дети могут испытывать трудности, когда от них требуют только думать о
некотором движении, но не выполнять его. Позвольте им сначало опробовать данное
движение и лишь затем начать исключительно думать о нем.
Развивает память
Вчера, сегодня, завтра
-Дети часто путают слова и понятия «вчера», «сегодня» и «завтра».
-Часто можно помочь детям разобраться в этих трудных словах, если систематически
говорить им о том , что они делали вчера, что делают сегодня и что будут делать завтра.
-Назовите три или четыре вещи, которые они делали вчера, - например , рисовали
пальцем, пекли оладьи и играли в страшное чудовище.
-Пропойте эти действия на какую-то знакомую, не особенно беспокоясь насчет ритма, или
же просто проскандируйте их:
Вчера мы пальцем рисовали ,
Оладьи вкусные пекли
И все в чудовище играли,
Хотя принцессу не нашли.
Вчера нам было очень интересно,
Давайте и сегодня делать это вместе.
-Затем пропойте или проскандируйте нечто подобное насчет сегодня и завтра.
-На следующий день не забудьте перечислить как выполненные «вчера» те же самые
действия, о которых вы днем раньше говорили как о сделанных «сегодня».
-Повторяя эту игру время от времени, вы поможете детям лучше усвоить понятия
«вчера», «сегодня» и «завтра».
Развивает навыки мышления
До и после
-Для этой игры заранее подготовьте фотографии или рисунки, представляющие какие-то
ситуации «до» и «после», например:
Банан в кожуре и очищенный банан
Тарелка с едой и пустая тарелка
Полный стакан молока и пустой стакан
Пустой стол и накрытый стол
Неубранная комната и опрятная, чисто убранная комната
-Покажите детям одну из фотографий и спросите у них, что , как им кажется, случилось до
этой фотографии или после нее.
-Например, покажите им фотографию очищенного банана и спросите, что случилось до
этого и что произойдет после той ситуации, которая на ней изображена.
-Ситуацией, которая имела место до того , могла бы быть такая, где у банана есть кожура.
А после ситуации , изображенной на фотографии, очищенный банан может быть
благополучно съеден.
-Теперь покажите фотографию неочищенного банана.
-Событие , которое случится после , может быть такое : банан очистят, а потом разрежут
на маленькие кусочки и положат в какое-то блюдо.
-Продолжайте то же самое с другими фотографиями.
Развивает творческое мышление
Реклама
-Покажите детям рекламные объявления, вырезанные из журналов или газет.
-Спросите у них, что «продает» каждая такая фотография.
-Для начала хорошо воспользоваться рекламными объявлениями для автомобилей,
продуктов питания, игрушек и одежды.
Развивает критическое мышление
Сколько способов?
-Здравствуйте детям вопросы, которые расширяют их кругозор и развивают мышление.
Сколько ты знаешь разных способов поговорить с другом?
Сколько ты знаешь разных способов поиграть во дворе?
Сколько ты знаешь разных способов приготовить картошку?
Сколько ты знаешь разных способов танцевать под музыку?
Стимулирует умение думать
Марионетки
-Сделайте вид, что одна из ваших рук – это кукла-марионетка, а другая рука заставляет
эту марионетку совершать разные движения.
-Сделайте вид, что вторая рука тянет воображаемые нитки с целью заставить марионетку
подняться.
-Шевелите каждым пальцем на той руке, которая изображает марионетку, в то время как
другая рука дергает воображаемые ниточки.
-Попробуйте двигать ту руку, которая изображает марионетку, в разных направлениях.
-Помните, что рука ,управляющая ниточками, никогда не должна касаться руки-
марионетки.
-Перед тем как пытаться проводить эту игру с очень маленькими детьми, покажите им
настоящую куклу-марионетку.
Учит понятиям «правым» и «левым»
Вот моя правая рука
-Продекламируйте стихотворение, выполняя с детьми соответствующие действия.
Вот моя правая рука, Я поднимаю ее высоко. (поднимите правую руку)
Вот моя левая рука,
Ею я коснусь облаков. (поднимите левую руку)
Правая рука, (поднимите правую руку)
Левая рука, (поднимите левую руку)
Вертитесь вместе кругом.
(делайте в воздухе круги обеими руками)
Правая рука, (поднимите правую руку)
Левая рука , (поднимите левую руку)
Бим, бом, бом. ( стучите по бедрам кулаками)
Учить понятиям правого и левого
Правую руку вверх
-Пропойте приведенный ниже текст известной английской песенки на какую-нибудь
популярную у нас мелодию или просто проскандируйте его, выпрлняя при этом
соответствующие действия.
Правую руку вверх, а значит, все хорошо,
Правую руку вверх, а значит, все хорошо,
Правую руку вверх, а значит, все хорошо,
Я поднял правую руку вверх.
Левую руку вверх, а значит, все хорошо…. и т.д.
Обе руки вверх, а значит, все хорошо…и т.д.
Развивает умение
Звонкие истории
-Придумайте короткую историю и попросите придумать звуки и движения, которые
иллюстрируют рассказчик, например
Однажды жил маленький мальчик, который шел по улице. (дети начинают идти)
Он остановился, (дети останавливаются)
А потом чихнул. (дети чихают)
Он услышал звонок колокольчика (издайте соответствующий звук) и подумал, что ему
надо бежать домой на обед. (дети бегут на месте)
-Такого рода истории очень нравятся детям и развлекают их. Дети будут просить
проводить эту игру почаще.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей. Тема : "интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников"
консультация для родителей...
Общее влияние игры на развитие мышления.
Этот материал подскажет родителям как можно играть с детьми дома. Всё очень просто и понятно....
Дидактическая игра "Отвечай быстро". Данная игра способствует развитию мышления и речи детей старшего дошкольного возраста
•Цель игры: Закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству. Активизировать словарь, воспитывать слуховое внимание, умение быстро думать.•Ход игры•Воспитатель: Если хочешь ...
Игры для развития мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития
Игры для развития мышления у дошкольников с задержкой психологического развития...
Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду. Картотека Игры для развития мышления для дошкольников 3-4 лет
Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду. КартотекаИгры для развития мышления для дошкольников 3-4 лет...
Диагностика мышления дошкольников и игры на развитие мышления
Вашему вниманию представлен пример диагностики мышления у дошкольников и игры на развитие мышления...
Консультация для родителей «Учимся, играя: игры на развитие мышления»
Консультация для родителей...