Ментальные карты
методическая разработка

Ирина Викторовна Захаренко

"Мое видение понятия "Педагогическая технология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mentalnaya_karta_zaharenko.docx104.92 КБ

Предварительный просмотр:

Ментальные карты   «Мое видение понятия «педагогическая технология».

Отличие методики обучения от педагогической технологии

Педагогические технологии – целостные дидактические системы

        

Характеристики педагогической технологии

Подходы к определению педагогической технологии

Группы целевой направленности педагогических технологий

        

Классификация личностно-ориентированных технологий

Факторы, обеспечивающие направленность  обучения на профессиональную деятельность

Педагогические технологии - целостные  дидактические  системы  - требуют изменений в организации всего учебного процесса в учреждении образования — целей и содержания обучения, управленческих, материальных и психологических условий, критериев оценки эффективности и результативности образовательного процесса и т.д. Технология отражает процессуальную, деятельностную сторону педагогической системы, она всегда опирается на определенную философскую и психолого-педагогическую концепцию, но является  способом реализации педагогических подходов, целей и принципов, содержания образования, представляет собой систему методов, форм и средств, их обеспечивающих.

В отличие от метода обучения, технологией может являться только то, что поддается точному описанию и алгоритмизации. Для нее характерны:

системность (системный способ мышления и организации деятельности);

воспроизводимость (она может быть воспроизведена другими педагогами);

результативность (адекватность результатов педагогического процесса поставленным целям, что требует постановки диагностичных целей и разработки соответствующих способов диагностики результатов).

Уязвимые черты технологического подхода: требование полной воспроизводимости и адекватности результатов цели, недооценка личности обучающегося и преподавателя, ориентация преимущественно на обучение репродуктивного типа

любая педагогическая технология должна быть достаточно гибкой, предусматривающей различные варианты возникающих педагогических ситуаций и адекватные им способы реагирования

они позволяют сделать педагогический процесс более управляемым и эффективным на основе его системного построения, конструирования, а их освоение преподавателями значительно повышает уровень их профессиональной компетентности и педагогического мастерства.

Педагогическая технология (подходы к определению)

Процессуальный

Инструментальный

Личностный

Системный

Системный способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата

Совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания

Компонент педагогического мастерства преподавателя: умение проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс как систему педагогических действий

Целостный образовательный процесс в учебном учреждении: совокупность целей,  содержания, средств и методов обучения и воспитания (педагогическая система)

Очень часто возникает вопрос: не подменяет ли предметная технология методику обучения? Как известно, методика признается частной дидактикой, конкретизирующей педагогическую теорию на учебную дисциплину, в которой учитываются как содержание обучения конкретной дисциплине, так и способы, средства организации его усвоения. Таким образом, методика обучения включает в себя содержательную и инструментальную стороны учебного процесса, в то время как предметная технология — его процессуальную сторону, алгоритм его воплощения в практику.

Другой подход связан с разграничением всех педагогических технологий по характеру взаимодействия преподавателя и обучающихся в педагогическом процессе, ведущей форме обучения и воспитания: технологии индивидуального взаимодействия, технологии группового взаимодействия, технологии коллективного взаимодействия. Наиболее распространенным является разделение всех современных технологий обучения на две большие группы по их целевой направленности:

1)  предметно ориентированные технологии, обеспечивающие прежде всего освоение обучающимися системы знаний, умений, навыков по дисциплине, т.е. содержания данной дисциплины;

2)  личностно ориентированные технологии, реализующие гуманистические цели и принципы личностно ориентированного обучения. (диалогичность, деятельностный, творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития обучающегося, предоставление ему пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения) способность создавать «личностно утверждающую ситуацию»

классификация личностно ориентированные технологии 

1)  ценностно ориентирующие — направленные, прежде всего, на развитие самосознания личности, ее ценностное (личностное, жизненное, нравственное, профессиональное и т.д.) самоопределение: социально-психологический тренинг, дискуссия, деловые и ролевые игры;

2)  адаптивные технологии, цель которых — «приспособление» обучения к индивидуальным возможностям, потребностям и интересам обучающегося, создание психологически комфортных условий, обеспечивающих его самоутверждение и самореализацию в учебной деятельности: технологии индивидуализации и дифференциации обучения (технология разноуровневого обучения, технология модульного обучения и др.);

3)  технологии творческого развития личности — сориентированные на развитие личностного потенциала обучающихся, в том числе на развитие творческого мышления: технология учебного проектирования, ТРИЗ-технология, технология обучения как исследования, технология творческих мастерских и др.

Особую группу педагогических технологий составляют профессионально ориентированные технологии,: технологию контекстного обучения ; технологии, разрабатываемые в рамках открытых систем интенсивного обучения ; технологию, реализуемую в условиях профессионально-технологической системы обучения специальным дисциплинам .

Относятся к личностно ориентировынным

Данные технологии обеспечивают, прежде всего, решение задач полноценной профессиональной подготовки будущего специалиста и используются не только в рамках специальных дисциплин, но предполагают организацию целостного профессионально направленного педагогического процесса. Специфической особенностью данных технологий является профессионально-деятельностная ориентированность, направленность обучения на овладение студентами профессиональной деятельностью в процессе учебной, которую обеспечивают следующие факторы:

ориентация учебною материала на решение задач профессиональной подготовки специалиста;

комплексный характер профилирования, охватывающего все связи курса с соответствующими дисциплинами, курсовым и дипломным проектированием и другими видами исследовательской деятельности студентов;

преимущественное решение на практических и лабораторных занятиях прикладных задач, которые необходимы студенту для овладения избранной профессией;

ориентация на овладение студентом профессией по оптимальной индивидуальной программе, учитывающей его познавательные особенности, мотивы, склонности и другие личностные качества;

направленность на развитие творческой личности специалиста, способной к самостоятельной профессиональной деятельности;

создание условий для профессионально-личностного самоопределения студента: развития профессионально-ценностных ориентации, становления профессиональной позиции, формирования потребности и готовности к профессионально-личностному самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальная карта по теме "Всемирный день приветствий"

Материал по всем образовательным областям....

Ментальная карта по теме "Книга"

Материал по всем образовательным областям....

Ментальная карта по теме "Реклама"

Материал по всем образовательным областям....

Ментальная карта ИОС

Составлена по материалам книги: Николаева С.Н., Комарова И.А."Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающиеситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами...

Ментальные карты — это техника визуализации мышления.

Ментальные карты — это техника визуализации мышления.Применения ментальных карт очень разнообразны — например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать,понять и запомнить содержание кн...

МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА "ВОДА"

Ментальные карты помогут в составлении плана работы на неделю по теме "вода".С их помощью легко можно подобрать различные игры,беседы и т.д. по данной тематике....

Консультация для воспитателей на тему: «Использование ментальных карт в образовательном процессе детского сада»

Высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость постоянного, поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественного обучения. В данной консультации описано, ...