Статья "Нравственность в спорте - Формирующая или формируемая?»
статья

Косарева (Остапенко) Ольга Сергеевна

«В здоровом теле - здоровый дух» -  эта  фраза, давно стала афоризмом, дошедшим до наших дней и в полной мере отражает смысл сказанных слов, т.е. констатирует факт. Очень древняя поговорка, известная еще в древнем Риме автором которой является, знаменитый Децим Юний Ювенал или просто Ювенал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nravstvennost_v_sporte_ostapenko_o.s._.docx85.77 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ—Югра

Октябрьский районэмблема буратино

пос. Унъюган

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Буратино»

(МБДОУ «ДСОВ «Буратино»)

        Статья «Нравственность в спорте -

Формирующая или формируемая?»

Участник муниципального этапа Рождественских образовательных чтений

«Великая Победа: наследие и наследники»

Тематическое направление: «Воспитание нравственности у спортсмена»

Воспитатель высшей

квалификационной категории

МБ «ДОУ ДСОВ «Буратино»

 Остапенко О.С

Унъюган – 2019

«В здоровом теле - здоровый дух» -  эта  фраза, давно стала афоризмом, дошедшим до наших дней и в полной мере отражает смысл сказанных слов, т.е. констатирует факт. Очень древняя поговорка, известная еще в древнем Риме автором которой является, знаменитый Децим Юний Ювенал или просто Ювенал. Автор четко подметил то факт, что человек занимающийся спортом вместе с физическими качествами приобретает и нравственные, благодаря спортивным стремлениям, человек духовно обогащается и это  может происходить опосредованно, то есть без каких либо специальных мероприятий. Всем известно, что процесс нравственного воспитание – имеет две стороны: специально формируемый и стихийный (принятие опыта передаваемого из поколения в поколения). Поэтому не возможно отрицание факта влияния физического развития на формирование духовно - развитого подрастающего поколения. И поэтому, нравственность является формирующим элементом развития спортивной личности, т.е нравственность формирующая.

Любая медаль имеет две стороны, и основным аспектом для существования первого утверждения, является важность преследования гуманистических идеалов, а так же участие в формировании жизненно важны ценностей общества, необходимо четкое отслеживание личности спортсмена – какого его развитие и ценность человека как члена общества. Является ли целью стремление к эталонному типу развития физических параметров человека или же формирование человека и гражданина, овладевшего всеми ценностями культурного наследия человечества, и, конечно, овладевшего богатствами физического воспитания и спорта [1]. Исходя из вышеизложенного, стоит обратить внимание на то, что в истории существуют наглядные, отрицательные примеры зарождения физических и морально - нравственных начал, что порождало антигуманные идеи. Подобным примером может послужить идеология спорта в гитлеровской Германии. Нельзя рассматривать процесс физического воспитания как односторонний, проявляющийся только лишь стороны физических и биологических задатков человека, т.к. это и может послужить возникновению понимания «агрессивного инстинкта человека», что является неверным с точки зрения самого физического совершенствования[2].

Рассматривая физическое воспитание в полноценном смысле, несомненно, можно подчеркнуть положительное влияние на нравственное, моральное и эстетическое воспитание, усиление и укрепление межличностного общения, коммуникативных связей, в том числе на международном уровне, что без сомнения, оказывает положительное влияние на воспитание подрастающего поколения и главным здесь является не результативность и уровень достижений, а нравственная, гражданская и моральная позиция спортсмена. Ведь основной целью образовательных учреждений разных уровней образования является - целостная, гармонично развитая личность в совершенствовании единств равновесия, согласованности и соразмерности физических характеристик занимающегося. В связи с чем, спорт является основным фактором в воспитании гармоничного, нравственно-морального человека, с высоким духовными ценностями. Сила духа и тела, единство неразделимо, при таком понимании основные ориентиры личности, являющиеся потребностно - мотивационными складывают общий фон культуры человечества и будут являться основой принципиальной установки гармонично развитой личности ребенка, ориентирующейся на согласованности и единстве физических и духовных начал[3]. Другими словами педагогическое сообщество, воспитывая физическую культуру детей, формирует достояние личности нашего общество и воспитание целого государства. Вывод напрашивается сам собой: нравственность в спорте –формирующая личность.

Говоря об исключительно положительном влиянии физического воспитания на подрастающее поколение, необходимо отметить, что физическая культура объединяет в себе и одновременно является результатом трех граней (составляющих) развития личности:

  1. Нравственный аспект – положительная нравственно-ценностная установка правильного образа жизни;
  2. Интеллектуальный аспект – овладение в сфере физического воспитания определенными навыками и знаниями, достижение соответствующего уровня физического образования и подготовки;
  3. Эстетический и волевой аспекты – осознание красоты телосложения и движения физически развитого организма в связи с чем появление потребности в повседневных занятиях физической культурой с целью комплексного физического и духовного совершенствования.

Главным моментом гармоничного развития личности подрастающего поколения, его физического и духовного потенциала будет осознанное стремление каждого ребенка заниматься физическим воспитанием.

Аспект нравственности при физических занятиях будет проявляться в таких ценностях личности как общительность, коммуникабельность, стремлением к творчеству, самостоятельности в принятии решений. Ребенок с младшего возраста сможет понять радость побед и горечь поражений, научится извлекать из всего уроки и посредством того, создавать базу для самосовершенствования, будет учиться участию и сопереживанию, что породит чувство долга и ответственности перед коллективом, командой, обществом, сможет осознать в полной мере свои честь и достоинство, развить их, будет совестлив при участии в спортивной борьбе – подобные положительные качества, начинают свое  формирование с дошкольного возраста во время занятия физической культурой.

В интеллектуальном направлении, физическое воспитание обладает неиссякаемым  потенциалом для творческой самореализации в практике, технике овладения собственными эмоциями и физическим состоянием, что позитивно отражается на сложившихся общественных и социальных ситуациях, и будет являться залогом развития таких гармоничных качеств личности как критичность, скорость, глубина, широта и гибкость мышления, познавательная активность и стремление[4].

В эстетическом направлении физическое развитие отражается  в красоте и совершенстве человеческого тела, гибкости и пластике мышц, плавности движений, а так же в безграничных физических возможностях и потенциалах.

Волевой момент является ведущим в физической культуре у каждого человека, увлекающегося  спортом, т.к. только сила воли, является стимулом и двигателем развития, всех начинаний и будущих свершений, подводя к совершенству не только свое тело, разум и дух, но и саму волю, подчиняя ее себе, формируя при этом такие качества как настойчивость, целеустремленность, смелость и решительность, самодисциплинированность и инициативность.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что физическое воспитание и спорт - это неотъемлемая составляющая часть нашей жизни  общества, развивающая духовно нравственные и моральные качества, которые способствуют формированию гармонично развитой личности, усвоившей богатство и ценности человеческой культуры, и благодаря этому в нашей стране вырастает полноценный гражданин нашего общества.

Список литературы

  1.         Булатецкий С.В., Вяткин А.П., Барабанов Н.О., Трепалин В.А., Рабазанов С.И. Физическая подготовка. Курс лекций. – Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2016. – 198 с.
  2. Рабазанов С.И. Физическая культура и спорт как средство формирования духовно-нравственных качеств современной молодежи // Молодое поколение России: актуальные проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания: Материалы научно-практической конференции. – Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2011. С. 125-127.
  3. Рабазанов С.И., Флоча В.М. Воспитание морально-волевых качеств личности посредством физической культуры и спорта // Вестник Рязанского филиала Московского университета МВД России. Выпуск 6. – Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2012. С. 104-107.
  4. Рабазанов С.И., Флоча В.М. Спортивно-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений государственной политики // Актуальные проблемы формирования гражданственности и патриотизма молодого поколения России: Материалы научно-практической конференции. – Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2013. С. 148-150.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спорт! Спорт! Спорт!

Конспект  интегрированного физкультурного занятия в старшей группе ставит задачи: -формирование представления о спорте как одном из главных условий здорового образа жизни;-знакомство с симв...

Летний спортивный праздник для младших и старших групп "Спорт, спорт, спорт!"

Этот летний спортивный праздник приурочен ко дню России. В нём собраны интересные загадки, весёлые конкурсы и эстафеты как для детей, так и для воспитателей....

Конспект спортивного развлечения в средней группе Спорт- помощник! Спорт – здоровье! Спорт - игра! Физкульт-ура! с детьми и родителями средней группы

 Конспект спортивного развлечения в средней группеСпорт- помощник! Спорт – здоровье!Спорт - игра! Физкульт-ура!с детьми и родителями средней группы...

Физическое занятие в подготовительной группе. Цель: Совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, интереса к участию в физических упражнениях. Формировать у детей способность к устойчивому вниманию и собранности.

Физическое занятие в подготовительной группе.Цель: Совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, интереса к участию в физических упражнениях. Формировать у детей с...