Опытно - экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты (старшая группа)

Хандакова Елена Владимировна

Занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno.docx16.67 КБ
Файл opytno.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно – экспериментальная деятельность «Опыты с воздухом» (конспект открытого занятия на конкурсе «Лучший воспитатель 2017»)

Цель. Формирование целостного восприятия мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом «кляксографией».

Ход занятия. – Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Сейчас я предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нужно пройти на ковёр. Встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Встанем рядышком по кругу

Скажем «здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день.

Если каждый улыбнётся

Утро доброе начнётся.

Доброе утро.

- Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные).

- А что необходимо для жизни человеку, растениям, животным? (пища, вода, воздух). Молодцы! А для чего нам нужен воздух? (дышать). Сделайте глубокий вдох, выдох. Вы знает, сколько человек может прожить без еды? Без воды? (несколько дней). А без воздуха? (не больше 5 минут).

- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие учёные – исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов. А как это помещение называется? (Лаборатория). В лаборатории надо соблюдать определённые правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, внимательно, аккуратно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.

Чтоб природе другом стать

Тайны все её узнать

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать.

Будем вместе развивать

Качество – внимательность.

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Вот мы и очутились в самой настоящей лаборатории.

- Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает.

Постарайтесь всё понять

Много нужно здесь узнать.

- Итак, наши опыты. Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей).

Эксперимент №1. Как поймать воздух? Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится? Какой он, вы его видите? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек, поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод. Воздух можно почувствовать.

- А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей).

Эксперимент №2. Нужно взять трубочку, опустить дин конец в воду, в другой подуть. Что вы увидели? (пузырьки воздуха). Подуйте в трубочки сильно, потом слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество или нет? Почему?

Вывод. Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше, то мало пузырьков. С помощью трубочки и ёмкости с водой мы увидели воздух.

- Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей).

Эксперимент №3. Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик. Возьмите банку или крышку и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух. У нас на столе есть надутый шарик. Как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку опускать воздух. Что мы слышим? (писк, воздух). С помощью чего мы услышали воздух? Нам помогли баночки, бутылки и шарик.

Вывод. Воздух можно услышать разными способами. А ещё когда дует ветер, он гоняет воздух и можно услышать различные звуки воздуха: свист, вой.

- А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей).

 Эксперимент №4. Сам воздух не имеет запаха, но может переносить запахи. По запаху из кухни мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Предлагаю вам с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, яблоко, лук). Вы замечательно справились, молодцы.

Эксперимент №5. Имеет ли воздух вес? Это мы сейчас проверим. На столах у вас резиновая игрушка, кусок резины. Возьмём кусочек резины и опустим его в воду, он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку, она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее куска резины? Что внутри игрушки? Воздух.

Вывод. Воздух имеет вес, но легче чем вода.

- Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей).

Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? Сейчас мы попробуем при помощи воздуха, краски и трубочек рисовать (показ). Нужно капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть её при помощи коктейльной трубочки в разные стороны (дети рисуют).

Итак, мы сегодня провели опыты. Скажите, вам понравилось занятие? Какой опыт для вас был самый интересный? Что вы узнали нового? Как называется техника рисования воздухом? Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными. Молодцы!



Предварительный просмотр:

Опытно – экспериментальная деятельность «Опыты с воздухом» (конспект открытого занятия на конкурсе «Лучший воспитатель 2017»)

Цель. Формирование целостного восприятия мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом «кляксографией».

Ход занятия. – Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Сейчас я предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нужно пройти на ковёр. Встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Встанем рядышком по кругу

Скажем «здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день.

Если каждый улыбнётся

Утро доброе начнётся.

Доброе утро.

- Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные).

- А что необходимо для жизни человеку, растениям, животным? (пища, вода, воздух). Молодцы! А для чего нам нужен воздух? (дышать). Сделайте глубокий вдох, выдох. Вы знает, сколько человек может прожить без еды? Без воды? (несколько дней). А без воздуха? (не больше 5 минут).

- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие учёные – исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов. А как это помещение называется? (Лаборатория). В лаборатории надо соблюдать определённые правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, внимательно, аккуратно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.

Чтоб природе другом стать

Тайны все её узнать

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать.

Будем вместе развивать

Качество – внимательность.

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Вот мы и очутились в самой настоящей лаборатории.

- Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает.

Постарайтесь всё понять

Много нужно здесь узнать.

- Итак, наши опыты. Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей).

Эксперимент №1. Как поймать воздух? Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится? Какой он, вы его видите? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек, поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод. Воздух можно почувствовать.

- А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей).

Эксперимент №2. Нужно взять трубочку, опустить дин конец в воду, в другой подуть. Что вы увидели? (пузырьки воздуха). Подуйте в трубочки сильно, потом слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество или нет? Почему?

Вывод. Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше, то мало пузырьков. С помощью трубочки и ёмкости с водой мы увидели воздух.

- Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей).

Эксперимент №3. Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик. Возьмите банку или крышку и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух. У нас на столе есть надутый шарик. Как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку опускать воздух. Что мы слышим? (писк, воздух). С помощью чего мы услышали воздух? Нам помогли баночки, бутылки и шарик.

Вывод. Воздух можно услышать разными способами. А ещё когда дует ветер, он гоняет воздух и можно услышать различные звуки воздуха: свист, вой.

- А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей).

 Эксперимент №4. Сам воздух не имеет запаха, но может переносить запахи. По запаху из кухни мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Предлагаю вам с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, яблоко, лук). Вы замечательно справились, молодцы.

Эксперимент №5. Имеет ли воздух вес? Это мы сейчас проверим. На столах у вас резиновая игрушка, кусок резины. Возьмём кусочек резины и опустим его в воду, он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку, она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее куска резины? Что внутри игрушки? Воздух.

Вывод. Воздух имеет вес, но легче чем вода.

- Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей).

Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? Сейчас мы попробуем при помощи воздуха, краски и трубочек рисовать (показ). Нужно капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть её при помощи коктейльной трубочки в разные стороны (дети рисуют).

Итак, мы сегодня провели опыты. Скажите, вам понравилось занятие? Какой опыт для вас был самый интересный? Что вы узнали нового? Как называется техника рисования воздухом? Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...

Мастер - класс по экспериментальной деятельности "Веселая наука" (опытно - экспериментальная деятельность в подготовительной группе).

Представление опыта работы с детьми подготовительной группы по развитию познавательной активности через поисково - иследовательскую деятельность....

Методическая разработка по опытно-исследовательской деятельности «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»

Пояснительная записка «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой прост...