Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через использование пальчикового театра
проект (средняя группа)
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возкаста в процессе создания пальчикового театра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 85.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 40
«Развитие мелкой моторики у дошкольников через использование пальчикового театра»
Воспитатель Назарцева Н. Б.
В проекте " Развитие мелкой моторики у дошкольников через использование пальчикового театра" представлен опыт построения обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики. Раскрыта педагогическая система повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений, приемами пальчиковой гимнастики и массажа, разработаны комплексные занятия для детей 6 -7 лет, имеющих образовательные проблемы и нарушения эмоционально - волевой сферы.
Актуальность проекта.
Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.
В.М. Бехтерев
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова, и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Тейлор, показывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.
Значимость формирования мелкой моторики, обусловили необходимость разработки проекта «Развитие мелкой моторики у дошкольников через использование пальчикового театра».
Новизна данного инновационного проекта заключается в следующем:
- обучение детей проводится в игровой форме;
- подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;
- представлен мониторинг определения уровня развития:
- «Мелкая моторика»;
Цель и задачи проекта.
Цель проекта - Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе создания пальчикового театра.
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
- Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр;
- Подбор сказок по возрасту;
- Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
- Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Развивать умение инсценировать короткие сказки.
Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию и формирует готовность к обучению в школе. Решение коррекционных задач требует соблюдения специальных подходов к обучению.
Для решения задач проекта были определены методы и приёмы:
- метод практических заданий является ведущим в данном проекте,
- игра (как основной приём в дошкольном возрасте);
- наглядные, словесные методы;
- наблюдение;
- анализ результатов деятельности;
- учёт реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребёнка, эмоционально-положительный настрой.
Вид проекта: долгосрочный, подгрупповой, индивидуальный.
Целевая аудитория: воспитанники средней группы. Возраст 4 -5лет.
Партнёры:
- воспитатели;
- родители;
Продолжительность реализации проекта: 1 год.
Материально-технические ресурсы:
- телевизор;
- магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;
- дидактический материал, наглядный материал;
- материал для изготовления персонажей сказок.
Финансирование проекта.
Реализация проекта не требует много затрат, в личной библиотеке имеется достаточно литературы по развитию речи и мелкой моторике, демонстрационного материала.
План реализации проекта.
Весь материал отобран с учётом индивидуальных, речевых и психических возможностей детей; при этом принимались во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Стратегия работы:
Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.
I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
II этап – диагностический
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.
III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, театральный постановок следовательно, развития мелкой моторики руки
Форма отчётности:
- Сделать консультацию для родителей по развитию мелкой моторики дошкольников.
- Провести мастер класс с родителями по изготовлению пальчикового театра.
- Составить картотеку пальчиковых игр.
- Показ спектаклей.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
Родительское собрание с показом спектакля детьми (в конце учебного года);
Работа с родителями- консультации и беседы, мастер классы.
Этапы реализации проекта:
I. Проблемный (Сентябрь)
- Анализ ситуации, разработка диагностического материала.
- Ознакомление с теоретическими основами методик и технологий.
- Проведение диагностики по мелкой моторики.
- Групповое родительское собрание «Зачем нужно развивать мелкую моторику», привлечение их к сбору и изготовлению разнообразного материала.
II. Организационный (Октябрь)
- Подбор пальчиковых игр и коротких сказок:
- Создание предметно-развивающей среды.
- Подготовка наглядного материала для работы с детьми и родителями:
- Мастер класс с родителями по изготовлению кукол для пальчикового театра.
III. Практический (Ноябрь – Апрель).
- Введение игр, упражнений на развитие мелкой моторики в индивидуальную работу, режимные моменты, предусмотренные программой ДОУ;
- Изготовление совместно с детьми героев сказок;
- проведение (совместно с родителями) выставок, конкурсов, инсценировок сказок;
IV. Итоговый (Май).
- Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий:
План осуществления проекта
№ | Планируемое время проведения | Совместная работа педагога с детьми | Совместная работа педагога с родителями | Совместная работа родителей с детьми | Отметка о выполнении |
1 | сентябрь | Беседа – что такое пальчиковый театр | |||
2 | сентябрь | Консультация «Развитие мелкой моторики через пальчиковый театр» | |||
3 | сентябрь | Изготовление подставок для героев театра | |||
4 | октябрь | Создание предметно развивающей среды (картотека сказок и пальчиковых игр) | |||
5 | октябрь | Мастер класс по изготовлению масочного пальчикового театра | |||
6 | октябрь | Изготовление героев к сказке «Репка» | |||
7 | октябрь | Конкурс юных актеров | |||
8 | ноябрь | Папка передвижка «Виды пальчикового театра» | |||
9 | ноябрь | Разучивание ролей | Разучивание ролей | ||
10 | ноябрь | Изготовление атрибутов к сказке «Репка» | Изготовление декораций к сказке «Репка» | ||
11 | ноябрь | Постановка сказки «Репка» | |||
12 | декабрь | Мастер класс по изготовлению шагающего пальчикового театра | |||
13 | декабрь | Изготовление героев к сказке «Рукавичка» | |||
14 | декабрь | Изготовление декораций к сказке «Рукавичка» | |||
15 | январь | Разучивание ролей | Разучивание ролей | ||
16 | январь | Постановка сказки «Рукавичка» | Постановка сказки «Рукавичка» | ||
17 | февраль | Мастер класс по изготовлению наперсточного пальчикового театра | |||
18 | февраль | Изготовление декораций к сказке «Три поросенка» | |||
19 | февраль | Изготовление героев сказки «Три поросенка» | |||
20 | март | Разучивание ролей | Разучивание ролей | ||
21 | март | Показ сказки «Три поросенка» | |||
22 | март | Изготовление героев к сказке «Волк и семеро козлят» | |||
23 | апрель | Изготовление декораций к сказке «Волк и семеро козлят» | |||
24 | апрель | Разучивание ролей | Разучивание ролей | ||
25 | апрель | Постановка сказки «Волк и семеро козлят» | |||
26 | май | Показ сказки «Волк и семеро козлят» детям ясельной группы | |||
27 | май | Презентация «Чему мы научились за год» | |||
28 | май | Выставка пальчикового театра |
Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики
ОЧКИ Бабушка очки надела Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам. | ||
ФЛАЖОК Я в руке - флажок держу Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. | ||
ЛОДКА Лодочка плывет по речке, Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). ПАРОХОД Пароход плывет по речке, Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. | ||
СТУЛ Ножки, спинка и сиденье - Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз. | ||
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО Зайка в зеркальце глядит Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны. | ||
СТОЛ У стола четыре ножки, Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз. | ||
ГРАБЛИ Листья падают в саду, Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя. | ||
СКВОРЕЧНИК Скворец в скворечнике живет Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений"
Представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста: цели, задачи, этапы деятельности; формы работы с детьми, родителями....
Развитие мелкой моторики руки дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования
Проблема подготовки детей к школе как фактор, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным образованием и успешность обучения, возникло давно. Её решению придавали большое значение и фил...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»....
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры». ...
План работы по самообразованию Тема"Развитие мелкой моторики младших дошкольников через дидактические игры"
В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научи...
Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»
Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...