Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через использование пальчикового театра
проект (средняя группа)

Назарцева Надежда Борисовна

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возкаста в процессе создания пальчикового театра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект85.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 40

«Развитие мелкой моторики у дошкольников через использование пальчикового театра»

Воспитатель Назарцева Н. Б.

    В проекте " Развитие мелкой моторики у дошкольников через использование пальчикового театра" представлен опыт построения обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики. Раскрыта педагогическая система повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений, приемами пальчиковой гимнастики и массажа, разработаны комплексные занятия для детей 6 -7 лет, имеющих образовательные проблемы и нарушения   эмоционально - волевой сферы.

Актуальность проекта.

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.

В.М. Бехтерев

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности

  Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.  Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова, и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Тейлор, показывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.

    Значимость формирования мелкой моторики, обусловили необходимость разработки проекта «Развитие мелкой моторики у дошкольников через использование пальчикового театра».

    Новизна данного инновационного проекта заключается в следующем:

  • обучение детей проводится в игровой форме;
  • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;
  • представлен мониторинг определения уровня развития:

- «Мелкая моторика»;

    Цель и задачи проекта.

Цель проекта - Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе создания пальчикового театра.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр;
  • Подбор сказок по возрасту;
  • Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
  • Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
  • Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • Развивать умение инсценировать короткие сказки.

    Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию и формирует готовность к обучению в школе. Решение коррекционных задач требует соблюдения специальных подходов к обучению.

    Для решения задач проекта были определены методы и приёмы:

  • метод практических заданий является ведущим в данном проекте,
  • игра (как основной приём в дошкольном возрасте);
  • наглядные, словесные методы;
  • наблюдение;
  • анализ результатов деятельности;
  • учёт реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребёнка, эмоционально-положительный настрой.

    Вид проекта: долгосрочный, подгрупповой, индивидуальный.

    Целевая аудитория: воспитанники средней группы. Возраст 4 -5лет.

    Партнёры:

  • воспитатели;
  • родители;

    Продолжительность реализации проекта: 1 год.

    Материально-технические ресурсы:

  • телевизор;
  • магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;
  • дидактический материал, наглядный материал;
  • материал для изготовления персонажей сказок.

    Финансирование проекта.

Реализация проекта не требует много затрат, в личной библиотеке имеется достаточно литературы по развитию речи и мелкой моторике, демонстрационного материала.

    План реализации проекта.

Весь материал отобран с учётом индивидуальных, речевых и психических возможностей детей; при этом принимались во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Стратегия работы:

 Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

 I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

 Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

 II этап – диагностический

 На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

 III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, театральный постановок следовательно, развития мелкой моторики руки

Форма отчётности:

  1. Сделать консультацию для родителей по развитию мелкой моторики дошкольников.
  2. Провести мастер класс с родителями по изготовлению пальчикового театра.
  3. Составить картотеку пальчиковых игр.
  4. Показ спектаклей.

Формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

Родительское собрание с показом спектакля детьми (в конце учебного года);

Работа с родителями- консультации и беседы, мастер классы.   

Этапы реализации проекта:

I. Проблемный (Сентябрь)

  • Анализ ситуации, разработка диагностического материала.
  • Ознакомление с теоретическими основами методик и технологий.
  • Проведение диагностики по мелкой моторики.
  • Групповое родительское собрание «Зачем нужно развивать мелкую моторику», привлечение их к сбору и изготовлению разнообразного материала.

II. Организационный (Октябрь)

  • Подбор пальчиковых игр и коротких сказок:
  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Подготовка наглядного материала для работы с детьми и родителями:
  • Мастер класс с родителями по изготовлению кукол для пальчикового театра.

III. Практический (Ноябрь – Апрель).

  • Введение игр, упражнений на развитие мелкой моторики в индивидуальную работу, режимные моменты, предусмотренные программой ДОУ;
  • Изготовление совместно с детьми героев сказок;
  • проведение (совместно с родителями) выставок, конкурсов, инсценировок сказок;

IV. Итоговый (Май).

  • Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий:

План осуществления проекта

Планируемое время проведения

Совместная работа педагога с детьми

Совместная работа педагога с родителями

Совместная работа родителей с детьми

Отметка о выполнении

1

сентябрь

Беседа – что такое пальчиковый театр

2

сентябрь

Консультация «Развитие мелкой моторики через пальчиковый театр»

3

сентябрь

Изготовление подставок для героев театра

4

октябрь

Создание предметно развивающей среды (картотека сказок и пальчиковых игр)

5

октябрь

Мастер класс по изготовлению масочного пальчикового театра

6

октябрь

Изготовление героев к сказке «Репка»

7

октябрь

Конкурс юных актеров

8

ноябрь

Папка передвижка «Виды пальчикового театра»

9

ноябрь

Разучивание ролей

Разучивание ролей

10

ноябрь

Изготовление атрибутов к сказке «Репка»

Изготовление декораций к сказке «Репка»

11

ноябрь

Постановка сказки «Репка»

12

декабрь

Мастер класс по изготовлению шагающего пальчикового театра

13

декабрь

Изготовление героев к сказке «Рукавичка»

14

декабрь

Изготовление декораций к сказке «Рукавичка»

15

январь

Разучивание ролей

Разучивание ролей

16

январь

Постановка сказки «Рукавичка»

Постановка сказки «Рукавичка»

17

февраль

Мастер класс по изготовлению наперсточного пальчикового театра

18

февраль

Изготовление декораций к сказке «Три поросенка»

19

февраль

Изготовление героев сказки «Три поросенка»

20

март

Разучивание ролей

Разучивание ролей

21

март

Показ сказки «Три поросенка»

22

март

Изготовление героев к сказке «Волк и семеро козлят»

23

апрель

Изготовление декораций к сказке «Волк и семеро козлят»

24

апрель

Разучивание ролей

Разучивание ролей

25

апрель

Постановка сказки «Волк и семеро козлят»

26

май

Показ сказки «Волк и семеро козлят» детям ясельной группы

27

май

Презентация «Чему мы научились за год»

28

май

Выставка пальчикового театра

Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_568e0112ed75b/tiemasamoobrazovaniiarazvitiiemielkoimotorikiumladshikhdoshkolnikov_1.jpeg

ОЧКИ

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_568e0112ed75b/tiemasamoobrazovaniiarazvitiiemielkoimotorikiumladshikhdoshkolnikov_2.jpeg

ФЛАЖОК

Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_568e0112ed75b/tiemasamoobrazovaniiarazvitiiemielkoimotorikiumladshikhdoshkolnikov_3.jpeg

ЛОДКА

Лодочка плывет по речке,
По воде бегут колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

ПАРОХОД

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_568e0112ed75b/tiemasamoobrazovaniiarazvitiiemielkoimotorikiumladshikhdoshkolnikov_4.jpeg

СТУЛ

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_568e0112ed75b/tiemasamoobrazovaniiarazvitiiemielkoimotorikiumladshikhdoshkolnikov_5.jpeg

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_568e0112ed75b/tiemasamoobrazovaniiarazvitiiemielkoimotorikiumladshikhdoshkolnikov_6.jpeg

СТОЛ

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_568e0112ed75b/tiemasamoobrazovaniiarazvitiiemielkoimotorikiumladshikhdoshkolnikov_7.jpeg

ГРАБЛИ

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_568e0112ed75b/tiemasamoobrazovaniiarazvitiiemielkoimotorikiumladshikhdoshkolnikov_8.jpeg

СКВОРЕЧНИК

Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений"

Представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста: цели, задачи, этапы деятельности; формы работы с детьми, родителями....

Развитие мелкой моторики руки дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования

Проблема подготовки детей к школе как фактор, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным образованием и успешность обучения, возникло давно. Её решению придавали большое значение и фил...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»....

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры». ...

План работы по самообразованию Тема"Развитие мелкой моторики младших дошкольников через дидактические игры"

В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научи...

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...