Консультация по теме: «Социокультурные истоки».
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Программа «Истоки.
Воспитание на социокультурном
опыте» -
эффективное средство духовно-
нравственного развития
дошкольников»
Воспитатель:
Сабирова Е.В.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность – принятие на себя ответственности за свои
поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Уважаемые родители!
Роль семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности огромна и только совместная работа с родителями даёт ощутимые результаты.
Мы приглашаем Вас принять активное участие в духовно-нравственном развитии ваших детей.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя.
В нашем детском саду мы продолжаем знакомиться с программой
«Социокультурные истоки» и участвуем в реализации программы «Истоки»,
вместе мы развиваемся и двигаемся дальше в этом направлении.
В основе программы «Истоки» социокультурный системный подход, который опирается на учение о ценностях и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея развития ребенка через присвоение культурных ценностей Российской цивилизации, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром.
Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила.
Приобщяя детей к истокам русской национальной культуры, направленный на формирование духовно-нравственных качеств через развитие интереса и внимания к истории русского народа и народному искусству, семейным ценностям, мы преодолевали ступеньку для приобретения социокультурного опыта.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения эффективно осуществлять в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт, когда закладываются базовые качества личности, то есть происходит процесс накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д. ДОУ на современном этапе активно решают задачи по духовно-нравственному развитию личности дошкольников, но ведущую роль в её становлении играет семья, ведь именно
- семье благодаря примеру взрослых ребенок приобретает, первый социокультурный опыт, к сожалению не всегда положительный. Поэтому,
актуальной становиться задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для успешного духовно-нравственного развития и воспитания ребенка-дошкольника. В современной педагогике эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования, способствующая возрождению многовековых традиций России. Поэтому программа предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьей.
Содержание программы составляют ценности культуры:
дошедший до нас фольклор родного народа, являющийся хранителем Отечественного языка, что само по себе уже представляет большую ценность; мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения
русских композиторов, родная песня и народная игрушка – все это помогает дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.
Программа «Социокультурные истоки» для детей дошкольного возраста позволяет:
- Создавать условия для активного приобщения воспитателей,
воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;
- Развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста;
- Обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;
- Создавать единый союз между ДОУ и семьей в воспитании и развитии ребенка, повышать педагогическую культуру родителей;
- Интегрировать знания об окружающем мире, в котором живет и развивается ребенок, формировать опыт его целостного восприятия;
Воспитательная программа для ДОУ «Социокультурные истоки» разработана для четырех возрастных групп:
- Младшая группа (3-4 года)
- Средняя группа (4-5 лет)
- Старшая группа (5-6 лет)
- Подготовительная группа (6-7 лет).
Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования обусловил следующие этапы освоения курса:
В младшей группе (3-4 года) формирует понятия: Слово, Образ, Книга Работа строиться на основе русских-народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т.д.
- средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней.
- старшей группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей
внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость…);
- подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Вся деятельность по программе позволяет эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания и речевого развития детей, то есть происходит обогащение и активизация словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи. Вся деятельность в течении месяца является предварительной работой к итоговому мероприятию (занятию), которое рекомендуется проводить в последнюю неделю месяца. Таким образом, программа предполагает 9 итоговых мероприятий (занятий) в год в каждой возрастной группе. Содержание программы «Социокультурные истоки» и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются постепенно.
Существенной особенностью программы «Социокультурные истоки» является тесное взаимодействие педагогов с родителями, семьей, а именно непосредственное участие родителей в подготовке и проведении итоговых занятий (мероприятий). Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяет взрослым приобрести новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
Деятельность с детьми и родителями в рамках программы строиться с помощью активных форм обучения:
- ресурсный круг
-работа в паре
- работа в микрогруппах.
Такие формы взаимодействия способствуют приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков.
Эффективным средством формирования системы духовно-нравственных ценностей и высоких нравственных чувств у детей и их родителей являются книги для развития детей 3 – 7 лет. В них заложена основная предварительная работа с детьми и родителями по подготовке к занятиям по программе. Структура книг имеет определенную последовательность. Каждая из книг серии начинается с обращения к родителям, поскольку именно родители являются первыми педагогами своего ребенка. В этом обращении раскрывается смысл важнейших духовно - нравственных категорий и ценностей, заложенных в программе. Обращение к родителям заканчивается народными пословицами, поговорками и меткими изречениями. Книги обращены к семье в первую очередь. Основная задача здесь – организовать эффективное взаимодействие между родителями и детьми.
Центральное место в книге занимает сказка, сказ, былина, фрагменты произведений классический или житийной литературы. После текстов в книгах помещены вопросы и задания к ним. Народные игры, песенки, потешки, поговорки, пословицы, помещенные в книгах для развития, являются составной частью традиций народа, т.е. его духовного потенциала, формировавшегося на протяжении длительного времени. Они возвращают детей к ценности родного слова, возрождают их генетическую память.
- конце каждой книги предлагается литература для дополнительного чтения. Это не случайные произведения. Их цель – помочь детям и взрослым глубже
осмыслить традиционные ценности родного народа, расширить и обогатить познания и чувства, используя ресурс семьи.
Программой предусмотрено создание каждым ребенком (семьей) своего альбома по рабочим книгам, то есть в создании альбома должны принять активное участие родители, а также воспитанники старшего возраста. Создание альбома является своеобразным результатом совместной работы ребенка, родителей, педагогов.
Конечным результатом программы «Социокультурные истоки» в ДОУ является:
- Первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных ценностей;
- Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга,
выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.)
- Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
- Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
- Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
- Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной
школе.
Таким образом, программа «Социокультурные истоки» формирует гражданскую позицию детей и их родителей, воспитывает у них чувство любви к своему Отечеству. Чувство любви к Родине является духовной ценностью, определяющей жизненный путь человека, проясняющей его смысл. Только через испытание великого чувства любви к Отчизне воспитывается патриотизм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: "Социокультурные истоки в группах среднего дошкольного возраста"
Истоки в дошкольном образовании - пропедевтический курс "Истоков" в начальной школе....
НОД на тему: «Социокультурные истоки» в старшей группе «Добрые друзья»
Цель: Формирование духовно-нравственной основы личности...
Консультация для родителей "Социокультурные истоки 4-5 лет для ознакомления и закрепления с детьми дома по годовым задачам на учебный год 2022г-2023г"
Социокультурные истоки для детей 4-5 лет (средняя группа)Восприятие и освоение категорий и ценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности – игрой, чтением, на...
консультация по программе "Социокультурные истоки" (2 младшая, средняя группы)
консультация по реализации программы "Социокультурные истоки" для воспитателей 2- младших и средних групп ДОУ...
консультация по программе "Социокультурные истоки" (старшая, подготовительная группы)
консультация по реализации программы "Социокультурные истоки" для воспитателей старших-подготовительных групп в ДОУ...
Выступление по Социокультурным истокам на тему «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»
Выступление по Социокультурным истокам на тему «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»...