Использование здоровьесберегающих технологий как приоритетное направление образовательной деятельности с дошкольниками
статья
В статье затронута проблема здоровья в дошкольном образовании, которая стала одной из ключевых в современное время. Это связано с одной стороны, со сменой образовательной парадигмы, ориентированной на личностное развитие каждого ребенка, а с другой стороны, интенсивное внедрение инноваций в современных дошкольных образовательных учреждениях, оставляющих очень мало шансов для сохранения здоровья ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий как приоритетное направление образовательной деятельности с дошкольниками
Охрана и укрепление здоровья—одна из важнейших задач дошкольного образования. Здоровье в настоящее время рассматривается как условие и базис для формирования и совершенствования социальных, духовных и интеллектуальных достижений человека. Такой взгляд на здоровье требует серьезного внимания к ребенку, так как ключевые вопросы количества и качества жизни человека сконцентрированы в периоде детства.
Понимая под здоровьем дошкольника интеграцию разнообразных характеристик его физического, психического и социально-нравственного развития, обеспечивающих определенный уровень умственной и физической работоспособности и быстрой, адекватной адаптации к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде, работу по здоровьесбережению детей дошкольного возраста можно рассматривать в нескольких аспектах — коррекция, сохранение и приумножение.
Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Усилия работников ДОО сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном детском саду зависит от:
– конкретных условий дошкольного образовательной организации;
– организации здоровьесберегающей среды;
– от ООП ДО; – от показателей здоровья детей;
– профессиональной компетентности педагогов.
Целью, которых является обеспечение возможности сохранения здоровья детей за период нахождения в детском саду; формирование необходимых знаний и навыков и использование полученных знаний в повседневной жизни. Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности, необходимо применять некоторые технологии по их здоровьесберегающей направленности.
Во-первых, это личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребенка, где необходимо обеспечить комфортные условия его развития и реализация природных возможностей.
Во-вторых,—педагогика сотрудничества. Приоритет воспитания над обучением позволяет в рамках формирования общей культуры личности, последовательно воспитывать культуру здоровья дошкольника и их родителей.
В-третьих,— технологии развивающего обучения, которые строятся на идеях Л.С. Выготского, в частности — его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития детей. Ориентация на «зону ближайшего развития» дошкольника позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.
Приоритетными направлениями для детей дошкольного возраста является воспитание потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Работая с детьми дошкольного возраста необходимо использовать следующие принципы:
1. Принцип «Не навреди!». Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, в конкретных условиях.
2. Принцип сознательности. Нацеливать на формирование глубокого понимания, устойчивого интереса.
3. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи в совместной деятельности педагога с детьми.
4. Принцип повторения является одним из важнейших. В результате многократного повторения вырабатываются динамические стереотипы.
5. Принцип постепенности важен для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребенка. Предполагает преемственность ступеней обучения.
6. Принцип индивидуализации и доступности. Опираясь на индивидуальные особенности каждого ребенка, необходимо планировать и прогнозировать его развитие.
7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
8. Принцип наглядности — обязывает строить образовательный процесс с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания.
9. Принцип активности — предполагает высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества дошкольников.
К факторам образовательной среды, которые значимы для сохранения здоровья дошкольника, относятся:
1. методы и формы обучения;
2. психологический фон совместной деятельности;
3. санитарно-гигиенические условия;
4. двигательный режим дня;
5. рациональное питание;
6. медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение дня.
Важной составной частью здоровьесберегающей работы дошкольного образовательного учреждения — является рациональная организация образовательной деятельности с детьми в течении всего пребывания ребенка в саду. Показателем, которой является правильная организация совместной деятельности педагога с детьми — это и время проведения деятельности, и включение занятий активно-двигательного характера: (динамические паузы, занятия физической культурой, различные спортивные мероприятия). В образовательном процессе с детьми педагогам важно использовать оздоровительную технологию преодоления воздействия информационнопсихогенных факторов, которая включает в себя: – щадящий режим подачи информации; – правильная дозировка заданий; – использование элементов релаксации; – использование элементов музыкальной терапии; – проведение эмоциональной зарядки; – определение и фиксирование психологического климата; – организация контроля за соблюдением правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы. Важнейшей задачей совершенствования воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является организация двигательной активности детей дошкольного возраста.
Недостаток двигательной активности — одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма воспитанников. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи и мышлением.
Таким образом, используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Применение в работе ДОО здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОО, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, то будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОО и родителей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ "ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ ЗДОРОВЬЯ" (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ - "ЗДОРОВЬЕ")
КОНСПЕКТ непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий«Верные друзья здоровья»(Образовательная область – здоровье)Цель: сфо...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
статья...
Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей, как средство достижения нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.
Педагогическая технология развития сотрудничества у старших дошкольников в процессе пения....
«Основные направления использования здоровьесберегающих технологий в воспитательном пространстве образовательного учреждения»
Здоровье - одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Здоровье относится к числу глобальных проблем, то есть тех, которые имеют жизненно важное значение для в...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным услов...
Использование здоровьесберегающих технологий во время непрерывной образовательной деятельности
Снижение показателей заболеваемости обучающихся, приобщение к здоровому образу жизни, улучшению психологического климата во время НОД.Задачи:- Воспитание грамотности в вопросах здоровья;- Пр...