"Гендерное воспитание дошкольников"
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 г .Вязьмы Смоленской области
Леонова Елена Александровна,
воспитатель
2016г.
Мастер – класс «Гендерное воспитание дошкольников»
Выступление педагога – мастера: обоснование актуальности проблемы гендерного воспитания, представление опыта работы.
Полоролевое или гендерное воспитание? Есть ли разница? Полоролевое воспитание детей в России осуществлялось естественно. Девочки были большую часть времени с мамой, а мальчиков с трёх лет воспитывал папа. Дети постоянно общались со своими родителям и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. При многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.
Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным.
А женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Целью такого подхода в педагогике является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации.
Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем:
1.Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.
2.Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.
3.Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.
Что делать? Ученые считают: нужно качественно перестроить систему образования, сделать методы и технологии обучения развивающими в физическом и психологическом смысле, использовать дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является младший дошкольный возраст. В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей живущих в разных странах мира происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, скромности. Дети должны знать не только свои права, но и обязанности.
Механизмом гендерного воспитания детей младшего возраста выступают личностно-ориентированные технологии:
Средства
игры
народные сказки
пословицы
колыбельные песни
Методы:
игры
познавательно-развивающие этические беседы
проблемные ситуации
схемы-действия
Форма
игровая деятельность
экспериментальная
проблемно- поисковая
Для того, чтобы предоставить равные возможности в обучении существует:
3 типа мотивации
игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения)
личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры)
общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).
В младшем дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребёнка.
Для детей игра - радость (положительный эмоциональный фон), Увлечённость (положительная мотивация), ощущение лёгкости задания - даёт всем без исключения возможность преодолеть стеснительность, активизирует речевое общение и действие. Поэтому, игра – это не только оптимальный метод процесса обучения детей, но прежде всего, эффективный приём раскрепощения образного мышления, активизации воображения и творческой деятельности.
Какие педагогическими задачи являются главными?
Это:
-оказание детям помощи в приобретении игровых умений ,обогащение их игрового опыта;
-расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
-поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
-создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня.
Уже в младшем возрасте дети подражают взрослым, копируют их деятельность. Исследования в области гендерных взаимоотношений, формирующихся в процессе игры, рассматривается как один из важных факторов в формировании половых стереотипов. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков.
Девочкам достаточно маленького «уголка», так как они раскладывают свои «богатства» перед собой и играют в ограниченном пространстве. Мальчикам наоборот - необходимо более большее пространство,
как правило, неограниченное и незамкнутое, они бегают, бросают предметы в цель; разбирают, собирают игрушки.
Шумные, игры наполненные движением вызывают у воспитателей раздражение, так как они, считают, что такие игры бессмысленны и могут привести к травме. резко прерывают, лишая радости, которую они при этом испытывают.
Необходимо организовать игры, в процессе которых дети могут действовать сообща , но в соответствии с гендерными особенностями.
Особенности: 1. В игровых ситуациях:
-формирую умение описывать свой внешний вид (кто я, какой я); побуждаю рассказывать о своих предпочтениях (что мне нравится и не нравится);
-развиваю способности распознавать эмоциональные состояния свои и окружающих (на примере основных эмоций: радости, страха, грусти, злости);
-ориентирую ребенка на определение внешних признаков различия и сходства себя со сверстниками. Это способствует снятию психического напряжения, усталости детей, обеспечивает формирование устойчивого интереса к самому себе. В играх реализуются желания детей, освобождаются от чувства одиночества, ребёнок познаёт радость близости и сотрудничества.
При обучении детей младшего возраста на основе игры возникает трудность, связанная с тем, что дети данного возраста не могут действовать в воображаемом плане, и им необходим реальный объект для осуществления игровых действий. Поэтому в начале работы по гендерному воспитанию я предложила детям персонажа: зайчика и зайчиху- маму. Провела беседу с родителями на тему: «Полоролевое различие младших дошкольников» Родители меня поддержали и приобрели симпатичных зайчиков. Дети были в восторге. Цикл занятий - взяла из пособия «Девочки и мальчики в семье и детском саду». С помощью персонажей зайчика – мальчика, зайчика-девочки я могла «удержать» детей при выполнении учебной задачи. Будь-то режимные моменты или организационная деятельность. Придумывала игровую мотивацию например:» У мамы- зайчихи день рождения, нам нужно сделать подарок. Это стимулировало детей к выполнению задания. В конце занятия или игры приходила всегда мама-зайчиха. Оценивала результат и давала детям направление дальнейшей игровой деятельности с учетом гендерных особенностей (например: покатать на машине, покормить).
Воспитывая и формируя качества и черты характера, присущие определённому полу, мы не должны создавать жестокую примитивную модель сильного мальчика и слабой изящной девочки. Мальчики могут быть и защитниками и задумчивыми мечтателями, а девочки не только принцессами, но и девочка-воин, капитан космического корабля.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
II.Совместная деятельность педагога – мастера с детьми младшего
возраста возраста по гендерному воспитанию
Вид деятельности: игра
Тема: «Сказочная страна мальчиков и девочек».
Задачи развития:
1.Познавательное развитие: помогать познавать самих себя, систематизировать знания в поло-ролевой идентификации. Учить оценивать стили поведения, высказывать своё к ним отношение.
2.Социально-моральное развитие: формировать стремление утвердиться в половой принадлежности.
3.Физическое развитие: продолжать учить детей идентифицировать свою половую принадлежность, связанную с физическими возможностями девочки / мальчика, мужчины/ женщины.
4.Речевое развитие: продолжать рассказывать о себе, как о представителе определённого пола, передавать словами жизненные впечатления. Развивать связную и диалогическую речь.
5.Креативное развитие: учить детей творчески использовать возможности способов игры.
Предварительная работа:
разучивание стихотворений о девочках/мальчиках, вежливых словах;
отгадывание загадок-обманок; проведение символических игр; разучивание пальчиковой гимнастики «Дружба», психогимнастики; рисование способами нетрадиционной техники.
Материал и оборудование: Аудиозапись песни: «Улыбка»; пение птиц; строительный набор; мяч; игрушки для мальчиков и девочек; два панно с изображением Жар- птицы без хвостиков; краска голубого и розового цвета; карточки -символы.
Ход игровой деятельности.
Дети слушают аудиозапись песни: «Улыбнись».
-«Какая замечательная песенка! Вам нравится? На улице весна, светит яркое солнышко! Я вижу ваши добрые улыбки! Какие красивые, весёлые в нашей группе дети.
-Я знаю, вы очень любите играть. Хотите поиграть в игру: «Мальчики и девочки»? Я буду бросать вам мяч, а вы расскажите какие вы? Начинают девочки. Какие наши мальчики ? (сильные, смелые, ловкие, весёлые). А какие наши девочки? (аккуратные, нежные, ласковые). Кто из девочек, прочитает стихотворение о себе?
«Мы - девчонки, это значит- скромные, приятные
И во всех делах очень аккуратные.
Любим в кукол и посуду мы с подружками играть
И подснежники весною на пригорке собирать
А поплачем мы немножко - это не считается.
Потому, что мы - девчонки ,нам это разрешается.
-Воспитатель: Мальчики, что вы расскажете о себе?
Пусть плачут сосульки и ржавые вёдра
И мокрые шляпы: кап-кап.
Но мы ведь мужчины реветь без причины
Нельзя нам по чину никак.
Ведь мы же мальчишки, а значит - мужчины.
Мы слёз не покажем никак!
-Воспитатель: Да, мальчики и девочки очень отличаются друг от друга. Девочки не плачут по любому поводу, стараются быть нежными. Девочки не лезут в драку и сами никогда её не начинают. Мальчик, который хочет быть сильным, никогда не обидит девочку. Такой мальчик умеет защищать девочек, прощать обиды.
- Расскажите, а чем вы любите заниматься?
Символическая /игра: «Больше всего я люблю...; Когда я вырасту я...; Когда стану папой я...; Мне радостно, когда я..; Если бы я был девочкой».
-Воспитатель: Молодцы. А вы, любите сказки? Предлагаю, взявшись за руки отправиться в сказочную страну Мальчиков и Девочек. Аудиозапись: «Пение птиц». «Когда-то очень -очень давно Мальчики и Девочки в этой стране жили дружно и весело. Однажды они поспорили, кто из них главнее. И поссорились так сильно, что стали жить отдельно друг от друга, и построили вот эту высокую кирпичную стену, чтобы никогда не видеть друг друга. Вы хотите, помочь им подружиться и никогда не ссориться?
-Дети, посмотрите здесь карточки - задания. Нам нужно постараться выполнить все задания правильно:
1 карточка Игра: «Надо дружно играть вместе»
-Мальчик и Девочка не могут играть вместе, потому, что мальчику не нравятся игрушки девочек, а девочке - игрушки мальчиков. Найдите игрушки, которые понравятся им обоим.
2 Карточка. Д/и: «Нужно делиться с друзьями «Найдите такую картинку». Давайте вспомним историю про жадного пса.
Физкультминутка: «Жадный пёс» (имитация движений).
Жадный пёс дров принёс,
Воды наносил, тесто замесил
Пирогов напёк, в уголочке сел
И сам всё съел
-Воспитатель: -Хотели бы вы иметь такого жадного друга? У нас есть такие в группе? Дети подумайте и скажите, а какими вещами нельзя делиться даже с самым лучшим другом (личными). Молодцы.
-Воспитатель: (идём по тропинке). Знак «Вежливый» Игра: « Я- вежливый».
« Зазеленеет старый пень, когда услышит…. Добрый день!»
«Если больше есть не в силах, скажем доброе....Спасибо!»
« Когда ругают за шалости, мы говорим....Прости, пожалуйста!»
Молодцы. Давайте вспомним стихотворение, которое называется «Щедро дарите»
( рассказывают все дети).
«До свидания!», «Спасибо», «Простите!», «Пожалуйста!», «Здравствуйте!». Щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьями и знакомым
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
-Воспитатель: -Посмотрите, а стена треснула! Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Мальчики и девочки помирились и теперь они опять вместе. Скажите, а вы - дружные ребята? (дружные). Какими бывают дружные дети? (не ссорятся, делятся игрушками, говорят друг другу добрые слова).
Психогимнастика «Птенчик».
Дети, мой хороший друг нарисовал эту сказочную жар-птицу и попросил вас дорисовать её, а потом подарить мальчикам и девочкам этой сказочной страны. Вы согласны? Разогреем ладошки?
-Пальчиковая гимнастика: «Дружба».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
(пальцы обеих рук ритмично соединяются в замок)
Мы с тобой подружим Маленькие пальчики
(ритмическое касание пальцев обеих рук)
Раз ,два, три, четыре, пять начинай считать опять
(поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать
(руки вниз -встряхнуть кистями рук).
-Дети рисуют хвост жар-птицы. После выполнения работы рассматривают хвост выполненный ручками мальчиков и девочек, отмечают их отличие.
Воспитатель: Нам пора возвращаться. Мальчики и девочки
возьмитесь за ручки и скажите друг другу приятные слова.
Игра: «Комплимент».
Закроем глазки, повернёмся на месте и скажем: «Повернись, покружись, дома окажись». Беседа: где мы были, что узнали, чему научились?
Полоролевое воспитание дошкольников
На протяжении пяти лет я углублённо работаю по программе «Я – человек». А начиная с 2010 года наряду с этой программой я уделяю также внимание и полоролевому воспитанию дошкольников.
Почему я совместила и выбрала эти направления?
- Моя цель - заранее подготовить ребёнка к новому жизненному этапу – школе.
- Хочу, чтобы он имел представления о своих правах и обязанностях, владел нормами и правилами поведения, правилами взаимоотношений со взрослыми, со сверстниками как своего, так и противоположного пола.
- Хочу, помочь ребёнку адаптироваться в мире людей, уметь постоять за себя, оценить себя.
Свою работу осуществляю по таким направлениям:
- стараюсь обратить внимание ребёнка на самого себя, своё тело, свой организм; дать знания о том, что все люди делятся на представителей мужского и женского пола и отличаются друг от друга внешним видом, поведением и внутренними качествами;
- закрепить и развить любовь и привязанность ребёнка к своей семье, формировать представление о семье как совокупности людей разного возраста и пола; знакомлю с родословной;
- даю знания о разнообразной деятельности взрослых людей; развиваю интерес к мужским и женским профессиям, понимание их ценности в обществе;
- знакомлю детей со своей страной, её культурой, с планетой Земля; формирую представление о героях своего Отечества, о лучших мужских качествах.
Работать по этой программе начинаю с детьми младшей группы. Учитывая возраст детей, здесь использую различные упражнения и игры с игрушками, красочный наглядный материал в сочетании с приветливой ласковой речью. Чтобы закрепить знания о частях тела я оформила игру «Я – человек».
На картинках изображены части тела: голова, туловище, руки, ноги. Ребёнок должен правильно собрать все детали тела человека. Девочка – туловище с платьицем; мальчик – в шортах. Играя, ребёнок также учится находить отличия во внешнем облике и различать по половому признаку: мальчик, девочка. (Демонстрация игры). Начиная с младшего возраста, очень важным я считаю развивать любовь и привязанность ребёнка к своей семье. Детям очень нравятся пальчиковые игры. Так, например, пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Вот дедушка Вот бабушка Вот папочка Вот мамочка Вот деточка моя А вот и вся семья | Дети поочерёдно загибают пальчики Второй рукой охватывают кулачок |
У ребёнка формируются знания о том, что семья – это мама, папа, бабушка, дедушка и сам ребёнок. Они все вместе, как пальчики на ручке, и очень любят друг друга. Так во II младшей группе было проведено занятие «Дружная семейка», где была отражена тема семьи, тема о близких, родных людях и способы взаимодействия мам, пап, детей.
Не оставляю без внимания положительные и негативные поступки детей. Вместе стараемся дать им характеристику, поразмышлять, плохо или хорошо поступил ребёнок. Какое настроение вызвали эти поступки. Привлекаю внимание ребёнка к самому себе и стараюсь вызвать желание становиться лучше, учиться тому, чему ещё не научился. Стремлюсь, чтобы дети усвоили правила поведения мальчиков и девочек, формирую умение договариваться, уступать, приходить к соглашению мирным путём.
Своё настроение дети отражают в уголке «Улыбнитесь вместе с нами» бантиком красного или синего цвета (в зависимости от настроения ребёнка). Дети знают, что у мальчиков и девочек бывает разное настроение – хорошее и плохое. Его можно определить по положению губ, глаз, бровей. Когда у человека плохое настроение, ему нужно помочь: пожалеть, погладить, сказать добрые, ласковые слова, предложить игрушку.
После того, как дети научатся различать эмоции, предлагаю дидактическую игру, которую я назвала «Моё настроение». Определённую эмоцию необходимо «поселить в свой домик».
С детьми старшей группы мы показали итоговое занятие «Что я знаю о себе». На этом занятии я использовала дидактическую игру «Что должны знать мальчики и девочки», где дети с помощью схем-действий закрепляли полоролевое поведение. Через эту игру у мальчиков формируется «рыцарское» отношение к окружающим: желание пропустить вперёд старших и девочек, выходя из транспорта подать женщине руку и т.д. А у девочек формируется умение помирить конфликтующих, создать красоту и порядок в одежде, группе, в игрушках.
Дети с большой радостью рассказывают о том, как они помогают своим родным. Опираясь на рассказы детей, мы вместе с ними подобрали серию необходимых картинок и оформили игру «Мамины помощники». Дети с удовольствием играют, формируя при этом знания о том, что мальчики и девочки, папы и мамы выполняют разные обязанности в семье. Женщины и девочки следят за порядком, чистотой и красотой в доме, стирают, готовят. Мальчики и мужчины выполняют ту работу, которую тяжело делать женщинам: покупают продукты, приносят домой тяжёлые сумки, ремонтируют квартиру, передвигают мебель, строят дом. А чтобы маме и папе хватало времени на отдых, дети им помогают убирать посуду после еды, выносить мусор, складывать аккуратно вещи и игрушки. Игра учит заботиться о близких, проявлять почтение, внимание.
Детям очень нравится игра - имитация «Вспомни и покажи».
1) Покажи, как мама укачивает ребёнка?
2) Как бабушка вяжет варежки, носки?
3) Как дедушка читает газету?
4) Как ты поливаешь комнатные растения?
5) Как сестрёнка причёсывает длинные волосы?
6) Как папа ловит рыбу? и т. д.
Как-то я предложила детям стать парами мальчик-девочка и сказать друг другу ласковые слова. Так возникла игра «Достань слово из корзинки». Это игра с использованием карточек. В зависимости от того, кто изображён на карточке. Этому человеку необходимо сказать ласковое слово. Мальчики дарят комплименты девочкам, говорят ласковые слова мамам, бабушкам, сестрёнкам. А девочки – наоборот: папам, дедушкам, братикам, другу. И хочется сказать, что такие игры не проходят зря. Они помогают детям сохранять дружбу, быть добрее, внимательнее друг к другу, формируют у мальчиков и девочек «мужские» и «женские» качества и способы поведения. Рассказывая однажды детям о том, как провожу отпуск, я заметила то, как им хотелось поделиться своими впечатлениями об отдыхе их семьи. Этим рассказам не было конца. Я предложила принести фотографии, и мы оформили фотовыставку «Вся семья вместе, так и душа на месте». Используя эти фотографии, я формировала представление о том, что мужчины и женщины по-разному отдыхают: мужчины больше любят охотиться, ловить рыбу, смотреть телевизор; женщины во время отдыха больше любят быть на природе, читать книжки, слушать музыку. Дети получили представление о том, что интересы и увлечения мужчин и женщин бывают разными. Иногда мужчинам нравится вышивать, а женщинам – рыбачить. Интересы друг друга нужно уважать и относиться к ним с пониманием.
Фотовыставка «Вся семья вместе, так и душа на месте» в сочетании с рассказами детей об отдыхе, увлечениях их членов семьи была использована мною на занятии «Моя семья», которое мы показывали на семинаре образовательного учреждения детского сада. Рассматривая фотографии, мы закрепляли имя и отчество родителей, бабушек, дедушек, где и кем они работают.
Чтобы расширить знания детей о профессиях, о том, какие существуют предметы-помощники в каждой профессии, я использовала игру, которую назвала «Поиграем в профессии». В игре ребёнок закрепляет знания, что среди профессий есть такие, которыми владеют и мужчины и женщины: учитель, врач, продавец, актёр, официант и т.д. Но той работой, где нужна сила, выносливость, твёрдость, решительность – чаще занимаются мужчины. А там, где требуется терпение, усердие, кропотливость, доброта, забота – чаще занимаются женщины.
По теме «Труд людей» мы с детьми показали открытое занятие для воспитателей нашего дошкольного учреждения.
Хочу отметить с каким старанием, любовью дети рисуют портреты своих близких, кем бы они хотели быть, когда станут взрослыми. В группе есть папка, которая пополняется работами по аппликации и рисунками по этой теме. Ребёнок может в любое время подойти и рассмотреть их. А я использую эту папку для последующих бесед о родном доме, родословной.
С детьми средней группы я считаю более доступно знания о родословной преподнести через такой игровой приём, как построение пирамиды семейного рода. А в старшей группе мы оформляем генеалогическое древо. К этой работе я привлекала и родителей. Они вместе с детьми рисовали деревья, членов семейного рода, а в детском саду мы оформляли древо и учились располагать членов семьи в возрастном порядке: корень древа – прабабушка и прадедушка; ствол – бабушка и дедушка; ветки – папа и мама; макушка – дети. При этом более обширно знакомила детей с социальной ролью в семье. Дети узнали, что женщина в семье может быть матерью, дочерью, сестрой, тётей и бабушкой. Мужчина – отцом, сыном, братом, дядей, дедушкой. Девочка в семье – дочь, сестра, внучка, племянница. Мальчик в семье – сын, брат, внук, племянник.
Я разработала ряд вопросов к словесно-дидактической игре «Кто я?» (провести с присутствующими). Например:
- Если я мама твоей мамы, кто я для тебя?
- А кто для тебя сестра твоего папы?
- Кому ты сын?
- Кто ты для маминой сестры?
- Кто ты для папиного брата?
- Кто ты для тёти и дяди?
- Кто ты для прабабушки, прадедушки?
- Кто для тебя мамина дочка?
и т.д.
На родительском собрании аналогичную игру проводила с родителями. Присутствующим здесь также хочу предложить поиграть. (Зачитываю вопросы, а участники игры должны дать правильный ответ, посоветовавшись между собой.)
Вопросы.
1. Кем являются между собой родители жены и мужа? (Сватья)
2. Кто для родителей сына его жена? (Невестка, сноха)
3. Кто для родителей дочери её муж? (Зять)
4. Кто для мужа брат жены? (Шурин)
5. Кто для жены родители мужа? (Свекровь, свёкор)
6. Кто для мужа родители жены? (Тёща, тесть)
7. Кто для родителей крёстная мать и крёстный отец их детей? (Кум, кума)
8. Кто для жены сестра мужа? (Золовка)
9. Кем является для мужа сестра жены? (Свояченица)
10. Кто для жены брат мужа? (Деверь)
Очень важно приобщать детей к здоровому образу жизни. Я оформила игру «Полезно-вредно-опасно». Через неё дети закрепляют, что человек должен быть здоровым, жить долго, приносить пользу другим, доставлять радость окружающим. Мужчины и женщины, девочки и мальчики должны постоянно следить за собой, заниматься спортом, правильно питаться. Мужчины и женщины, которые придерживаются здорового образа жизни, имеют привлекательный внешний вид, красивую осанку, хорошее здоровье. Игра учит детей, что для здоровья полезно гулять на свежем воздухе, делать утреннюю гимнастику, соблюдать правила личной гигиены, кушать овощи и фрукты и т.д. А вот смотреть долго и близко телевизор, слушать громкую музыку, читать в транспорте вредно. А несоблюдение правил обращения с острыми и колющими предметами опасно.
В старшем дошкольном возрасте давала элементарные знания об организме человека. В игре «Чей силуэт?» (женщина, ребёнок, мужчина) дети перечисляли признаки, по которым они определяли, кому принадлежит каждый из рисунков. Мужчина – плечи более широкие, ступня большего размера, короткая стрижка; у женщин – плечи уже, руки меньше, чем руки мужчин, длинные волосы.
Как итог работы по теме «Мой организм» в подготовительной группе был проведён КВН.
В группе я оформила уголок «Патриотического воспитания», где размещена символика нашего города и страны, их достопримечательности. Всякий раз стараюсь обратить внимание детей на богатство, необъятность нашей Родины. Земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из родников, но защитить себя она не может. Это должен делать человек. Всякий раз подчёркиваю мысль о том, что нужно беречь красоту Земли и защищать её просторы. Рассматривали иллюстрации с защитниками, которые охраняют границы нашей Родины. Это те, кто служит в армии, милиции, пожарной охране. Они сильные, справедливые, никого не оставят в беде, у них много друзей. При этом у детей формировалось представление о героях своего Отечества, о лучших мужских качествах (мужество, справедливость, воля, сила духа и др.). Знакомила детей с пословицами и поговорками о русских воинах.
- Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
- Крепка рать воеводою.
- С родной земли умри – не сходи и т. д.
Дети приносили фотографии пап, которые служили в армии, работают в милиции. Рассматривая их, мы слушали былины, песни о подвигах. Ко Дню защитника Отечества и женскому дню 8 Марта дети готовили своим родным подарки. При этом я формировала знания о том, что подарки дарят как мужчинам, так и женщинам. При их выборе учитывается пол, увлечения. Дети учились правильно преподносить и принимать их.
Так же знакомила детей и с русским народным костюмом. Рассматривали женский костюм: кофта-рубаха, сарафан, передник; мужскую рубаху-косоворотку. Я обратила внимание детей на то, что они вышиты «крестом». В старину одежду шили и вышивали только женщины. Дети подбирали лоскуты ткани, подходящие для костюма и, положив на них бумажные шаблоны, вырезали сарафан, кофту, рубаху, передник. Обращала внимание детей на одежду наших дней. Одна из любимых игр - «Наряды для наших кукол». Детям предлагала нарисованных кукол – мальчиков и девочек, одетых в майки и трусики и контуры одежды: платье, брюки, свитера, кофточки, юбки и т. д. Они выбирали нужный контур, прикладывали к кукле, и, если одежда понравилась, обводили контур карандашом на белом листе бумаги. Затем вырезали контур и раскрашивали его цветными карандашами. Это способствовало развитию эстетического вкуса
Материал по этой программе интересный и обширный, но в то же время и тяжёлый для восприятия дошкольниками. Поэтому я стараюсь преподнести знания в интересной и доступной для ребёнка форме через игры, упражнения, фольклор. Мною оформлено много дидактических игр, некоторые из них были перечислены в моём докладе.
Работа по этому направлению, по моему мнению, необходима, так как в дошкольном возрасте, особенно в период до 5 лет, у ребёнка формируется осознание себя как человека определённого пола. Какие «семена» мы посеем в сознании ребёнка сегодня, такими и будут «всходы» в будущем.
1.Гендер – что это такое?
Может, это мандарины?
Может, это чья-то шляпа?
Или чей-нибудь зверек?
2.И зачем нам нужен гендер?
Чтобы разводить цветочки?
Рассадить их по горшочкам
Или посадить в чулок?
3.Гендер – это мама с папой,
Это милые детишки,
Это платья и штанишки,
Гендер – это наша жизнь!
4.Это сила, это храбрость,
Это нежность и отважность.
Удивительная дружба
Очень разных двух миров.
5.Гендерное воспитанье
Важно для образованья.
Важно, чтобы быть счастливым.
Гендер – это наша жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/01/picture-45827-1438426691.jpg)
Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ
Большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/10/picture-72090-1573418460.jpg)
"Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ"
Представлен опыт работы детского сада по полоролевому воспитанию дошкольников...
методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников
Метод рекомендации содержат подробное описание анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек, роль родителей в половой идентификации, подбор дидактических упражнений для девочек и мальчиков...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/18/picture-182419-1358512248.jpg)
«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Воспитание мальчиков и девочек имеет разную структуру....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-74219-1360166464.jpg)
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-661209-1635706071.jpg)
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
- Мне нравится (1)