ДЕЛОВАЯ ИГРА «Человек природе друг»
методическая разработка

Кыкина Елена Николаевна

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«Человек природе друг»

Цель:

1. Дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей.

2. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии.

3. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность педагогов.

4. Создать эмоционально благоприятную обстановку в педагогической среде дошкольного учреждения, способствовать сплочению коллектива,

приобретению опыта коллективной работы.

5. Дать возможность самовыразиться и показать свои потенциальные возможности

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«Человек природе друг»

Цель:

1. Дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей.

2. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии.

3. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность педагогов.

4. Создать эмоционально благоприятную обстановку в педагогической среде дошкольного учреждения, способствовать сплочению коллектива,

приобретению опыта коллективной работы.

5. Дать возможность самовыразиться и показать свои потенциальные возможности

Ход игры.

Ведущий: 

Мы знаем, что человек- часть природы.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

 

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

С. Смирнов

Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа является средой жизни и единственным источником необходимых для общества ресурсов. Природа и ее ресурсы - основа жизни и развития человеческого общества, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Каждое новое десятилетие приносит человечеству все новые доказательства обострения противоречий между природой и обществом. Экологические проблемы приковали к себе внимание всего общества. Земля - наш общий дом. Это чудесный дом для людей, животных, растений. В нашем доме есть все условия, необходимые для жизни: солнце, воздух и вода. Но , к сожалению, человек порой становится причиной гибели природы: загрязняются водоемы и воздух, вымирают многие виды животных, исчезают редкие виды растений. Эти проблемы породили новое направление в образовании - экологическое.

. Экология - это наука о взаимоотношении человека с природой. Все должны понимать, какие в природе существуют закономерности, и почему человечество не имеет права их игнорировать, поэтому экологическое образование актуально   и необходимо. Взрослым необходимо с раннего возраста вызвать у детей интерес к окружающему и воспитывать бережное отношение к природе. Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей и роль ее на формирования личности огромна. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Таким образом, у малыша при помощи органов чувств формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему видеть и понимать связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.

Сейчас я предлагаем вам немного поиграть, посоревноваться друг с другом в деловой игре «Человек природе друг».

Нам понадобятся настойчивость, любознательность, фантазия, знание программного материала, методик, технологий, а также умение работать в команде и отстаивать свою точку зрения. Оценивать ваши ответы будет жюри (представление)

В состязании примут участие две команды:  «Экосистема» и «Заморозок».

  1. Блиц опрос. (Каждой команде задается по три вопроса. За правильный ответ команда получает 1балл. Правильный ответ высвечивается на экране монитора).

Вопросы для обсуждения:

В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения  к природе?

Правда ли что человек и природа неразрывно связаны? Почему?

Условия необходимые для экологического воспитания детей?

(Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)

Формы организации с детьми по экологическому воспитанию?

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)

Назовите основной метод, который используется в экологическом воспитании дошкольников

(Наблюдение-это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.)

Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

(Игра, элементарные опыты и моделирование)

  1.  Практическая.

Составить тезисы- обращения к родителям детей и жителям города на тему "Природа и люди-одно целое" (не менее 5). Оценивается содержание, а так же 1 балл за каждый тезис.

  1. Творческая 
  1. Задание «Умелые ручки или вторая жизнь мусора». /от 1 до 5 баллов/

 Современный человек стал жить совсем по другим законам и правилам. Поэтому везде, где бы он не появился, его сопровождает мусор, который уже не нужен не только самому человеку, но и не может быть использован никакими другими организмами. Правда, можно попробовать использовать мусор еще в каких-либо целях. Тогда мусор перестанет быть мусором и снова станет полезной вещью. Сегодня каждая из команд, используя свою выдумку и фантазию,  постарается изготовить из ненужного мусора какую-либо поделку.

          Оценивается креативность, умение представить.

Каждая команда выбирает  любой из использованных материалов и за 5минут должна создать любую запоминающуюся поделку, либо какой-нибудь яркий шедевр.

  1. Задание «Музыкальный калейдоскоп». Оценивается находчивость, содержание, музыкальность /умение представить задание/

Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в которых они присутствуют:

  • Луна, весна, сосна, рекой /ты у меня одна/
  • Сосна, ручей, костер, солнышко /солнышко лесное/

 

  1. «Цепочка»

Я называю объект живой или неживой природы, а команды поочередно называют по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.   Каждый признак + 1 балл.

 - бабочка, облако, волк

  1. Решение кроссвордов -5 баллов

  Команда «Экосистема» (по горизонтали)

1

Э

 

 

 

 

 

 

 

2

К

 

 

 

 

 

3

 

 

О

 

 

4

 

 

 

С

 

 

 

 

5

 

 

И

 

 

 

 

6

 

 

 

 

С

 

 

 

 

7

 

 

 

Т

 

 

 

 

8

 

 

 

Е

 

 

 

9

 

 

М

 

 

10

 

 

 

 

А

   1.Наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой (экология)

       2. Ежегодно повторяющийся режим погоды, характерный для данной местности (климат)

       3. Сложившаяся совокупность всех видов растений, обитающих на определенной территории или в составе конкретного растительного сообщества (флора)

       4. Самая крупная экосистема Земли -геологическая оболочка, населенная животными организмами (биосфера)

       5. Все сущее, весь мир в многообразии его форм. Или объект изучения науки естествознания (природа)

       6.Газовая оболочка земного шара (атмосфера)  

       7. Живые организмы, способные вырабатывать органические вещества из неорганических или флоры (растения)

       8. Фрагмент растения, чаще часть растения, используемый для черенкования (черенок)

       9. Третья планета Солнечной системы (земля)

       10. Сложившаяся совокупность всех видов животных, обитающих на данной территории, акватории (фауна)

 Получается слово по вертикали "Экосистема

Команда «Заморозок» (по горизонтали)

1

З

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

А

 

 

 

 

3

М

 

 

 

4

 

 

 

О

 

 

 

5

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

О

 

 

7

 

 

 

 

З

 

8

О

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

К

 

1. Вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. (земляника)

2. На крышах домов можно увидеть сосульки, образовавшиеся во время оттепели. Когда тепла одолевает холод, капельки начинают капать. Это явление называют.... (капель)

3. С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не был в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (мята)

4. Эта небольшая птичка скромной коричневой окраски славится своим чудным пением. (соловей)

5. Как называется бабочка, гусеница которой живет на крапиве? (крапивница)

6. Деревья весной наряжаются в разноцветные уборы, а осенью сбрасывают листву. Это....(листопад) .

7. Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Это характерно для одного единственного дерева в мире. Только у него белая кора, которая не нагревается на солнце (береза).

8.  Сегодня поляна была золотисто-желтой, а через день стала бело-пушистой. Желтые цветы превратились в белые шарики, с которых слетают белые  пушинки (одуванчик).

9.  Весной в лесу на этом дереве загораются маленькие красные и синие "лампочки". А в новый год на этих деревьях вспыхивают настоящие лампочки (елка).

Получается слово "Заморозок" под цифрой 1 по вертикали

6. Подведение итогов деловой игры. Озвучивание результатов членами жюри.

7. Заключительное слово.  Природа создала человека, сделала его хозяином. А человек? Помнит ли он
это? Нет, не всегда.
 И сегодня острее, чем когда- либо, проблема экологического состояния
природы уже превратилась в глобальную. Оглянитесь вокруг. Страшно смотреть на картину, окружающую нас: огромные свалки, загрязненные водоемы. И все это сделали мы, люди. Вспомните слова Астафьева: "Самый опасный браконьер — в душе каждого
 из нас".

Пусть еще раз прозвучит поэтическое слово:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

 Ты оценить ее спеши:  
Она — твой давний добрый лекарь,
Она — союзница души,
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую.
Нас много, а она – одна.  
Пусть она
Останется чиста
До конца,
До смертного креста.
Н. Рубцов.

                                                   Результаты

Конкурсы

Блиц-опрос

Практический

Творческий Умелые ручки

Творческий

Муз.калейдоскоп

Цепочка

Кроссворд

Экосистема

Заморозок

Литература:

  1. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» № 5, 2009 г. статья «Повышение экологической компетентности педагогов».
  2. С.И. Николаева «Программа экологического воспитания детей дошкольного возраста».
  3. Н.Н. Кондратьева «Программа экологического образования детей «МЫ» - С.-Пб, Детство-пресс, 2000 г.
  4. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

    Памятка «Правила поведения в лесу».

Уважаемые родители, обучите, пожалуйста, этим правилам ребёнка:

1. Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей. 
2. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы. 
3. Не ломай зря деревьев, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.
4. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.
5. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

 

  Команда «Экосистема» (по горизонтали)

1

Э

 

 

 

 

 

 

 

2

К

 

 

 

 

 

3

 

 

О

 

 

4

 

 

 

С

 

 

 

 

5

 

 

И

 

 

 

 

6

 

 

 

 

С

 

 

 

 

7

 

 

 

Т

 

 

 

 

8

 

 

 

Е

 

 

 

9

 

 

М

 

 

10

 

 

 

 

А

   1.Наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой (экология)

       2. Ежегодно повторяющийся режим погоды, характерный для данной местности (климат)

       3. Сложившаяся совокупность всех видов растений, обитающих на определенной территории или в составе конкретного растительного сообщества (флора)

       4. Самая крупная экосистема Земли -геологическая оболочка, населенная животными организмами (биосфера)

       5. Все сущее, весь мир в многообразии его форм. Или объект изучения науки естествознания (природа)

       6.Газовая оболочка земного шара (атмосфера)  

       7. Живые организмы, способные вырабатывать органические вещества из неорганических или флоры (растения)

       8. Фрагмент растения, чаще часть растения, используемый для черенкования (черенок)

       9. Третья планета Солнечной системы (земля)

       10. Сложившаяся совокупность всех видов животных, обитающих на данной территории, акватории (фауна)

 Получается слово по вертикали "Экосистема

Команда «Заморозок» (по горизонтали)

1

З

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

А

 

 

 

 

3

М

 

 

 

4

 

 

 

О

 

 

 

5

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

О

 

 

7

 

 

 

 

З

 

8

О

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

К

 

1. Вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. (земляника)

2. На крышах домов можно увидеть сосульки, образовавшиеся во время оттепели. Когда тепла одолевает холод, капельки начинают капать. Это явление называют.... (капель)

3. С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не был в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (мята)

4. Эта небольшая птичка скромной коричневой окраски славится своим чудным пением. (соловей)

5. Как называется бабочка, гусеница которой живет на крапиве? (крапивница)

6. Деревья весной наряжаются в разноцветные уборы, а осенью сбрасывают листву. Это....(листопад) .

7. Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Это характерно для одного единственного дерева в мире. Только у него белая кора, которая не нагревается на солнце (береза).

8.  Сегодня поляна была золотисто-желтой, а через день стала бело-пушистой. Желтые цветы превратились в белые шарики, с которых слетают белые  пушинки (одуванчик).

9.  Весной в лесу на этом дереве загораются маленькие красные и синие "лампочки". А в новый год на этих деревьях вспыхивают настоящие лампочки (елка).

Получается слово "Заморозок" под цифрой 1 по вертикали

                                                   Результаты

Конкурсы

Блиц-опрос

Практический

Творческий Умелые ручки

Творческий

Муз.калейдоскоп

Цепочка

Кроссворд

Экосистема

Заморозок

Итог

Е. Головин

Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне-снегири

Ф. Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 56 «Северяночка»

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«Человек природе друг»

Воспитатели: Гильманова О.Н.

Кыкина Е.Н.

                                                                                           

г. Нижневартовск, ноябрь, 2018год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Человек природе друг или враг?"

Презентация на тему "Человек природе друг или враг?" была создана для того, чтобы расширить кругозор детей на основе материала доступного их пониманию; воспитывать любовь и бережное отношение к природ...

Человек природе друг

Воспитывать у детей бережное отношение к природе....

План-конспект занятия "Человек-природе друг."

Закрепление знаний детей о бережном отношении к окружающему миру....

Экологический образовательный проект в подготовительной группе компенсирующей направленности " Человек -природе друг, это знают все вокруг"

Цель проекта: Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. При ознакомлении детей с природой  родного поселка, отк...

Презентация для детей: «Человек природе друг –пусть узнают все вокруг !»

Презентация для детей: «Человек природе друг –пусть узнают все вокруг !»...

Мероприятие "Человек природе друг – пусть узнают все вокруг"

Тема: «Человек природе друг – пусть узнают все вокруг»Цель: - формирование у детей основ экологической культуры.Задачи:Образовательные: расширять...

Презентация"Человек природе друг-это знают все вокруг"

Экологическое воспитание в раннем возрасте....