Сообщение на педагогическом совете
материал (младшая группа)
Сообщение на педагогическом совете: "Обобщение опыта по экологическому воспитанию в детском саду во второй группе раннего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_obrazovanie.docx | 217.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №7 «Мечта» с. Троицкое
Обобщение опыта по экологическому воспитанию детей в детском саду во второй группе раннего возраста
Подготовила и провела:
Шубина Ирина Вячеславовна
28.11. 2019
с. Троицкое
Экологическое образование – важнейшая задача дошкольного воспитания в настоящее время. Именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго , а порой на всю жизнь остаются в памяти человека. Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры.Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребёнка в детский сад. Ранний возраст – это благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире.
Цель экологического воспитания:
- Формировать знания о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
- Развивать эстетические чувства: любовь, уважение, бережное отношение к миру природы;
- Побуждать в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.
Принципы воспитания:
- системность
- наглядность
- доступность
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
- сезонность
На мой взгляд, экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольника . За счёт этой возможности работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для дошколят .Для активизации познавательной активности средствами экологического воспитания я использую такие формы работы с детьми:
1 НОД . Так на занятиях , где дети первично знакомятся с природой , учатся беречь её, знакомятся с правилам поведения, как ухаживать за растениям, животнымиВ своей работе я стараюсь проводить интегрированные занятия, ведь интегрированное образование позволяет в рамках одной темы решать разные задачи развития детей и объединяет разные виды деятельности. Например
на занятии « Почему на улице осень», рассмотрели листопад, также разобрали , что осенью солнышко часто спит и не греет, стало холодно и все одели пальто, куртки, потому что настало время года – осень. Потом мы одели куклу Таню на прогулку, где дети закрепили навыки одевания и развивали мелкую моторику.
Большая роль в экологическом воспитании отводится сказкам . Сказки находят в сердце ребёнка эмоциональный отклик.
Вот поэтому на занятиях , где надо рассказать сказку , я часто использую настольный театр. Вот к примеру взять сказку « Колобок». На данном занятии я знакомлю детей с тем откуда появился колобок, из чего он испечён, с кем он встретился и где. Рассказывая эту сказку я знакомлю детей представителями сказочного леса, с которыми встретился колобок: зайцем, медведем, волком, лисой. А второй частью занятия мы с детьми рисовали дорожку по которой покатился колобок от бабушки и дедушки. Рассказывая сказку « Теремок», где дети тоже знакомятся с животным миром, второй частью занятия я брала конструирование домика для зверей из крупного строительного материала. Дети с удовольствием принимали участие в строительствеОчень интересно прошло занятие « Овощи», где зайка знакомил детей с овощами, а потом мы вместе с детьми делали заготовки на зиму. На занятиях по лепке « Божья коровка», « Мухомор» дети с интересом выполняли задание воспитателя
2. Экологические игры. Игра никогда не надоедает малышу. Таким образом, дети и заняты интересным делом и познают азы экологии.
а) игры с природным материалом Сюда можно отнести игры с использованием разнообразных природных материалов( листья, шишки, жёлуди и т.д.) На данный момент мы с детьми познакомились с шишками, листочками клёна , рябины жёлудями, каштанами) .Это самый доступный и эффективный вид игры в работе с детьми. Их можно проводить и на улице и в группе. Детям очень нравится поиграть с листочками, собирать жёлуди, каштаны. Поэтому такие игры которые я провела « Найди , что покажу», « Найди , что назову» проходили с интересом.
б) Настольно – дидактические игры. Данный вид игр разнообразен:- это пазлы, парные картинки, игры – вкладыши.
Малыши с помощью таких игр знакомятся с животным миром растительным, у них формируется представление о живой не живой природе, о жизни среде обитания ( птиц, насекомых, животных ), а также развивается наблюдательность, внимание, логическое мышление.Это такие игры как: « Чей малыш?», « Чья мама?»,« Положи все фрукты на тарелочку», « Чудесный мешочек». « Соберём урожай», « Узнай и назови», « Что в корзиночке лежит?», « Две корзины», Игры -пазлы « Овощи- фрукты», « Насекомые». С большим интересом дети любят играть в игру « Рыболов», где я даю задание – поймай божью коровку, яблочко и т. д Все эти игры для малышей занимательны и увлекательны.
в) словесные игры- играя в эти игры, дети учатся звукоподражанию , развивается у них речевой слух, воображение, - провела такие игры как : « Кто так кричит?», « Во дворе»» , « Узнай по голосу». « Это кто к нам пришёл?» , « Угадай . кто я?»
г) для ознакомления детей с дикими и домашними , воспитываю интерес к ним и их детёнышам. Для более глубокого изучения этой темы изготовила мини-макет « На бабушкином дворе», и « На лесной тропе», здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных
Все игры провожу , как со всем детьми, так и индивидуально.
Все игры соответствуют возрасту детей.
3. Экспериментирование. В своей работе использую опытно-исследовательскую деятельность. Дети , прирождённые исследователи. Тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. И этоздорово открывать для малышей такой большой и непонятный для них мир.Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать. Для детей раннего возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам экспериментам мы постоянно возвращаемся. В нашей группе экспериментальная деятельность распланирована по месяцам.
На данный момент была проведена работа с песком, водой , бумагой.
а) Игры -эксперименты с песком . « Здравствуй песок», « Песочный дождик», « Я пеку деткам всем по пирожку»» Песочные следы».
б) Игры – эксперименты с бумагой: « Разноцветная бумага», ««Рвём бумагу», « Бумажные комочки»
в) Игры эксперименты с водой: «Вода теплая и холодная», этот эксперимент закрепляется и в режимном моменте , когда дети моют руки до еды и после еды. « Дождик из лейки», также закрепляем , когда поливаем цветы в уголке природы., на участке в цветнике. Пускание плавающих целлулоидных , резиновых игрушек « Весёлые путешественники», « Уточки плавают», « Весёлые кораблики»
С целью знакомства детей с природой , воспитания любви к ней, создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую работу в уголке природы где содержатся комнатные растения, за которыми дети ежедневно ухаживают .Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том , как растут и развиваются растения, какие условия им нужно создавать . Для решения задач по экологическому воспитанию я обратилась к использованию фольклора, более доступному для детей раннего возраста. Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, поговорки, потешкиВпотешках, в которых имеются звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому: « Петушок, петушок, золотой грешок», « Наши уточки с утра».Для развития слухового внимания использую потешки « Чики, чики-чикалочки», « Ай качи, качи, качи». В работе с малышами я ориентируюсь на уровень их развития, стараюсь преподнести фольклорные произведения доступно. При этом в комплексе использую словесные, наглядные, игровые приёмы.Так же дет с удовольствием рассматривают книги о природе, любят чтобы им читали .Прошёл квартал учебного года, уже сейчас наблюдается прогресс. В процессе работы замечены такие изменения:
-у детей повысился интерес к животным и растениям, к их особенностям.
- к простейшим взаимосвязям в природе,
- участвуют в сезонных наблюдениях,
-соблюдают элементарные правила взаимодействия с растениями животными,
- знают и называют некоторые растения и животных
- проявляют бережное отношение к природе
- И вообще, дети стали добрее.
Экологическое воспитание детей является важным звеном в дошкольном воспитании, именно в этом возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
Список литературы:
1. Николаева С,Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика- Синтез, 2002
2. Николаева С.Н. « Как приобщить ребёнка к природе»М. 1993
3. В. Ситников М.» Самые маленькие в детском саду»
ЛИНКА- ПРЕСС. 2006г
4. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Мозаика – Синтез 2016г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на педагогическом совете на тему « Различия в двигательной активности детей»
Описание поведения детей, и методики работы с детьми имеющими разную двигательную активность....
Сообщение на педагогическом совете
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия (а не только отсутствие болезней или физических дефектов) В...
Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств»
Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств» поможет решить задачи зкологического воспитания дошкольников ....
Сообщение к педагогическому совету на тему: «Влияние подвижных игр, физических упражнений и развлечений на двигательную активность детей»
Этап - это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, он имеет свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошк...
Сообщение на педагогическом совете "Люби и знай свой город"
Показать возможности реализации проекта "Люби и знай свой город"с целью расширения представления детей о рдном городе Саратове, воспитании патриотических чувств....
Сообщение на педагогическом совете "Здоровье - дело престижное"
Давайте представим такую ситуацию. Воспитатель, постоянно держащийся за поясницу, чихающий и кашляющий, а рядом бодрые жизнерадостные дети. Наверное, хуже не придумаешь. А ведь такая картина - весьма ...
"Малые фольклорные жанры и развитие математических представлений". Сообщение на педагогическом совете
Сообщение на педагогическом совете...