Системный подход в совершенствовании методической работы в ДОУ
методическая разработка

Козлова Анна Владимировна

Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старший воспитатель

МКДОУ № 5 г.Миньяра

Козлова Анна Владимировна

Системный подход в совершенствовании  методической работы в ДОУ

        Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

        Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

        Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы:

1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.

2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОУ.

3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.

4. Координация деятельности ДОУ и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.

5. Координация деятельности ДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и ДОУ в целом.

6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Выстроить систему методической работы можно на основе анализа достигнутых результатов ДОУ: результатов образовательно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей и запросов воспитателей.

                 Анализ и планирование методической работы

        Планирование осуществляется на аналитической основе:

анализ внешней среды ДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного, городского уровней);

        анализ состояния ДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы;

        уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);

        цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.

Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться:

-целями и задачами ДОУ;

-количественным и качественным составом коллектива;

-сравнительной эффективностью форм и методов работы;

-особенностями образовательного процесса;

-материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;

-реальными возможностями;

-передовым опытом и научными рекомендациями.

Методический кабинет как центр методической работы.

        Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

        Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.

        Реализация информационно - аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

Банк данных подразделяется на 2 вида:

Банк внешней информации:

- Нормативно-правовые документы законодательства РФ;

- Организация методической работы в дошкольном учреждении;

- Развитие ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения;

- Организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и школой;

- Информация периодических изданий дошкольного образования.

Банк внутренней информации

- Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ;

- Планирование деятельности ДОУ;

- Организация и руководство образовательной деятельности ДОУ;

- Контроль и регулирование образовательной деятельности ДОУ.

Данная информация находится в свободном доступе для педагогов и родителей воспитанников ДОУ.

Кроме этого, в методическом кабинете педагоги могут найти следующую информацию:

- материал семинаров-практикумов, педсоветов и их решения;

- план – график повышения квалификации педагогов;

- план аттестации педагогических кадров;

- передовой педагогический опыт.

        Таким образом, методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей, информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях науки и практики.

Задачу обучения и развития педагогов, повышение их квалификации следует признать основополагающей в управлении методической работой.

Данная задача реализуется через:

  1. Повышение квалификации.

Внешнее повышение квалификации:

- посещения курсов повышения квалификации;

- обучение в учебных заведениях;

- участие в работе методических объединений района.

Внутреннее повышение квалификации:

- участие в работе совета педагогов, творческих групп, клубов;

- обучение на семинарах и семинарах-практикумах;

- консультирование и др.

        При этом традиционная система информирования и обучения педагогов не всегда дает ощутимые результаты, т.к. она ориентирована на коллектив в целом.         Поэтому модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации должна строиться дифференцированно, чтобы были задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностному и профессионально-нравственному развитию.

  1. Самообразование

Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, помогает осмыслению его самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования.

Изучение темы по самообразованию подразумевает формирование педагогического опыта работы. Разработка материала сопровождается старшим воспитателем в течение всего периода.  

На первом этапе осуществляется предварительное детальное и всестороннее изучение опыта педагога.

На втором этапе ППО обобщается, т.е. описывается.

Третьим этапом является распространение и внедрение ППО. В рамках ДОУ этому способствуют такие формы работы как педагогические чтения, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки и т.д.

Следующим шагом повышения профессиональной компетентности педагога может стать выступление на районных обучающих семинарах, где педагогу предоставляется возможность продемонстрировать практическое применение форм, методов, технологий обучения и воспитания дошкольников. А может и представление своего опыта работы на областном уровне через участие в  конкурсах профмастерства. Например, таких, как  «Детские сады-детям».

  Уровень профессионального мастерства педагог подтверждает получением квалификационной категории в результате его аттестации.  

В течение года, наряду с вышеперечисленным, в ДОУ используются следующие формы методической работы:

  1. Педагогический совет, главная цель которого, объединение усилий коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

 В своей практике при проведении большинства тематических педсоветов мы используем нетрадиционные формы: КВН, деловая игра, круглый стол и др. Они помогают преодолеть пассивность педагогов и побуждают к мыслительной и практической деятельности, ибо направлены не на изложение готовых знаний, не на их воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями в процессе познавательной деятельности.

  1. Семинары-практикумы – одна из эффективных форм методической работы в детском саду – чередуются с педагогическими советами.  Их  отличительная черта в том, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях.

                Частым элементом педагогических советов и семинаров является творческий отчет, который представляет собой защиту проекта, представление педагогического опыта, отчета о проделанной работе в определенном направлении.

        Он используется нами в качестве контроля, а также для приобретения педагогами опыта публичного выступления.

  1. Мастер – класс как форма профессионального обучения педагогов.

Здесь в отличие от публичных выступлений, участники имеют возможность увидеть процесс рождения шедевра, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни удаётся лишь немногим.

  1. В настоящее время мы применяем много новых интересных форм методической работы. Но нельзя сбрасывать со счетов и старые, проверенные. Самой распространенной из таких  форм методической работы является консультация. Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными. Основные консультации планируются на год, а по мере необходимости в план вносятся изменения и дополнения. При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультации, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет.

Много внимания уделяется работе с молодыми кадрами. Потому что,

период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

 В нашем детском саду используется традиционная  форма работы с молодыми кадрами - наставничество. За стажистом закрепляется молодой, начинающий педагог, который всегда может обратиться за советом к своему наставнику, прийти и посмотреть, как он работает с детьми. А наставник в свою очередь всегда готов помочь, показать, рассказать.

          В свою очередь старший воспитатель ориентирует молодого педагога на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, постижение секретов воспитания.        

           Работу с молодыми специалистами мы строим с учетом трех аспектов деятельности:

  • «Старший воспитатель - молодой специалист» - создание условий для легкой адаптации молодого специалиста в работе, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками;
  • «Молодой специалист - ребенок и его родитель» - формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;
  • «Молодой специалист - коллега» - оказание всемерной помощи и поддержки со стороны коллег.

Повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов невозможно без ведения инновационной деятельности и использования современных образовательных технологий.  Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Положительный результат от использования инновационных технологий напрямую зависит от профессионализма старшего воспитателя, от того, насколько грамотно и доступно он преподнесет информацию о новых современных технологиях педагогическому коллективу.

Выделенные формы и методы методической работы взаимосвязаны, взаимообусловлены и предполагают обязательную дифференциацию их по значимости и преемственности:

  • принцип значимости реализуется через отбор наиболее целесообразных форм и методов работы для каждого этапа в развитии профессиональной компетентности и его соответствия ведущему виду деятельности педагога;
  • принцип преемственности заключается в том, что каждая последующая форма работы является логическим продолжением предыдущей.

Качество  образовательной деятельности  ДОУ основывается на результатах методической работы, которые можно отследить по основным критериям:

  • критерий результативности; достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышаются до оптимального уровня (или приближаются к нему) за отведенное время без перегрузки;
  • критерии рациональных затрат времени, экономичности методической работы; достигается там, где повышение мастерства педагогов с целью оптимизации обучения и воспитания проходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на методическую работу и самообразование, во всяком случае без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие этого критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы;
  • критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; можно считать достигнутым, если в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов, наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатами своего труда.

При постоянной динамике значений вышеперечисленных критериев можно говорить об эффективности системы методической работы в  ДОУ и соответствии ее современным требованиям.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный подход в содержание методической работы старшего воспитателя в ДОУ.

Работая старшим воспитателем в МДОУ, я учитываю  интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интер...

Пути совершенствования методической работы в школе.(презентация и выступление)

На протяжении своего трудового пути педагог не только обучает и воспитывает детей, но и сам учиться, развивается, совершенствуется... А современное состояние системы образования требует развитие педаг...

Совершенствование методической работы с кадрами ДОУ

В образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги практики с более чем двадцатилетним стажем работы, чья профессиональная подготовка зачастую не отвечает установкам «компетентностного п...

Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

   Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенст...

Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенствования образо...

Совершенствование методической работы с начинающими педагогами ДОУ

Данный материал содержит описание методической работы старшеего воспитателя в ДОУ с начинающими педагогами....

Совершенствование методической работы в ДОУ

В чем заключается основная деятельность старшего воспитателя....