Системный подход в совершенствовании методической работы в ДОУ
методическая разработка
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemnyy_podhod_v_sovershenstvovanii_metodicheskoy_raboty_v_dou.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Старший воспитатель
МКДОУ № 5 г.Миньяра
Козлова Анна Владимировна
Системный подход в совершенствовании методической работы в ДОУ
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы:
1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.
2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОУ.
3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
4. Координация деятельности ДОУ и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.
5. Координация деятельности ДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и ДОУ в целом.
6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.
Выстроить систему методической работы можно на основе анализа достигнутых результатов ДОУ: результатов образовательно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей и запросов воспитателей.
Анализ и планирование методической работы
Планирование осуществляется на аналитической основе:
анализ внешней среды ДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного, городского уровней);
анализ состояния ДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы;
уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);
цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.
Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться:
-целями и задачами ДОУ;
-количественным и качественным составом коллектива;
-сравнительной эффективностью форм и методов работы;
-особенностями образовательного процесса;
-материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;
-реальными возможностями;
-передовым опытом и научными рекомендациями.
Методический кабинет как центр методической работы.
Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.
Реализация информационно - аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.
Банк данных подразделяется на 2 вида:
Банк внешней информации:
- Нормативно-правовые документы законодательства РФ;
- Организация методической работы в дошкольном учреждении;
- Развитие ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения;
- Организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и школой;
- Информация периодических изданий дошкольного образования.
Банк внутренней информации
- Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ;
- Планирование деятельности ДОУ;
- Организация и руководство образовательной деятельности ДОУ;
- Контроль и регулирование образовательной деятельности ДОУ.
Данная информация находится в свободном доступе для педагогов и родителей воспитанников ДОУ.
Кроме этого, в методическом кабинете педагоги могут найти следующую информацию:
- материал семинаров-практикумов, педсоветов и их решения;
- план – график повышения квалификации педагогов;
- план аттестации педагогических кадров;
- передовой педагогический опыт.
Таким образом, методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей, информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях науки и практики.
Задачу обучения и развития педагогов, повышение их квалификации следует признать основополагающей в управлении методической работой.
Данная задача реализуется через:
- Повышение квалификации.
Внешнее повышение квалификации:
- посещения курсов повышения квалификации;
- обучение в учебных заведениях;
- участие в работе методических объединений района.
Внутреннее повышение квалификации:
- участие в работе совета педагогов, творческих групп, клубов;
- обучение на семинарах и семинарах-практикумах;
- консультирование и др.
При этом традиционная система информирования и обучения педагогов не всегда дает ощутимые результаты, т.к. она ориентирована на коллектив в целом. Поэтому модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации должна строиться дифференцированно, чтобы были задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностному и профессионально-нравственному развитию.
- Самообразование
Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, помогает осмыслению его самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования.
Изучение темы по самообразованию подразумевает формирование педагогического опыта работы. Разработка материала сопровождается старшим воспитателем в течение всего периода.
На первом этапе осуществляется предварительное детальное и всестороннее изучение опыта педагога.
На втором этапе ППО обобщается, т.е. описывается.
Третьим этапом является распространение и внедрение ППО. В рамках ДОУ этому способствуют такие формы работы как педагогические чтения, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки и т.д.
Следующим шагом повышения профессиональной компетентности педагога может стать выступление на районных обучающих семинарах, где педагогу предоставляется возможность продемонстрировать практическое применение форм, методов, технологий обучения и воспитания дошкольников. А может и представление своего опыта работы на областном уровне через участие в конкурсах профмастерства. Например, таких, как «Детские сады-детям».
Уровень профессионального мастерства педагог подтверждает получением квалификационной категории в результате его аттестации.
В течение года, наряду с вышеперечисленным, в ДОУ используются следующие формы методической работы:
- Педагогический совет, главная цель которого, объединение усилий коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.
В своей практике при проведении большинства тематических педсоветов мы используем нетрадиционные формы: КВН, деловая игра, круглый стол и др. Они помогают преодолеть пассивность педагогов и побуждают к мыслительной и практической деятельности, ибо направлены не на изложение готовых знаний, не на их воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями в процессе познавательной деятельности.
- Семинары-практикумы – одна из эффективных форм методической работы в детском саду – чередуются с педагогическими советами. Их отличительная черта в том, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях.
Частым элементом педагогических советов и семинаров является творческий отчет, который представляет собой защиту проекта, представление педагогического опыта, отчета о проделанной работе в определенном направлении.
Он используется нами в качестве контроля, а также для приобретения педагогами опыта публичного выступления.
- Мастер – класс как форма профессионального обучения педагогов.
Здесь в отличие от публичных выступлений, участники имеют возможность увидеть процесс рождения шедевра, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни удаётся лишь немногим.
- В настоящее время мы применяем много новых интересных форм методической работы. Но нельзя сбрасывать со счетов и старые, проверенные. Самой распространенной из таких форм методической работы является консультация. Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными. Основные консультации планируются на год, а по мере необходимости в план вносятся изменения и дополнения. При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультации, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет.
Много внимания уделяется работе с молодыми кадрами. Потому что,
период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
В нашем детском саду используется традиционная форма работы с молодыми кадрами - наставничество. За стажистом закрепляется молодой, начинающий педагог, который всегда может обратиться за советом к своему наставнику, прийти и посмотреть, как он работает с детьми. А наставник в свою очередь всегда готов помочь, показать, рассказать.
В свою очередь старший воспитатель ориентирует молодого педагога на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, постижение секретов воспитания.
Работу с молодыми специалистами мы строим с учетом трех аспектов деятельности:
- «Старший воспитатель - молодой специалист» - создание условий для легкой адаптации молодого специалиста в работе, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками;
- «Молодой специалист - ребенок и его родитель» - формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;
- «Молодой специалист - коллега» - оказание всемерной помощи и поддержки со стороны коллег.
Повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов невозможно без ведения инновационной деятельности и использования современных образовательных технологий. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Положительный результат от использования инновационных технологий напрямую зависит от профессионализма старшего воспитателя, от того, насколько грамотно и доступно он преподнесет информацию о новых современных технологиях педагогическому коллективу.
Выделенные формы и методы методической работы взаимосвязаны, взаимообусловлены и предполагают обязательную дифференциацию их по значимости и преемственности:
- принцип значимости реализуется через отбор наиболее целесообразных форм и методов работы для каждого этапа в развитии профессиональной компетентности и его соответствия ведущему виду деятельности педагога;
- принцип преемственности заключается в том, что каждая последующая форма работы является логическим продолжением предыдущей.
Качество образовательной деятельности ДОУ основывается на результатах методической работы, которые можно отследить по основным критериям:
- критерий результативности; достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышаются до оптимального уровня (или приближаются к нему) за отведенное время без перегрузки;
- критерии рациональных затрат времени, экономичности методической работы; достигается там, где повышение мастерства педагогов с целью оптимизации обучения и воспитания проходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на методическую работу и самообразование, во всяком случае без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие этого критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы;
- критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; можно считать достигнутым, если в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов, наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатами своего труда.
При постоянной динамике значений вышеперечисленных критериев можно говорить об эффективности системы методической работы в ДОУ и соответствии ее современным требованиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный подход в содержание методической работы старшего воспитателя в ДОУ.
Работая старшим воспитателем в МДОУ, я учитываю интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интер...
Пути совершенствования методической работы в школе.(презентация и выступление)
На протяжении своего трудового пути педагог не только обучает и воспитывает детей, но и сам учиться, развивается, совершенствуется... А современное состояние системы образования требует развитие педаг...
Совершенствование методической работы с кадрами ДОУ
В образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги практики с более чем двадцатилетним стажем работы, чья профессиональная подготовка зачастую не отвечает установкам «компетентностного п...
Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенст...
Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенствования образо...
Совершенствование методической работы с начинающими педагогами ДОУ
Данный материал содержит описание методической работы старшеего воспитателя в ДОУ с начинающими педагогами....
Совершенствование методической работы в ДОУ
В чем заключается основная деятельность старшего воспитателя....