Родительское собрание в старшей группе тема: «Развитие речи дошкольников в детском саду»
материал (старшая группа)
Взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Моделирование перспектив и задач в учебном году по развитию речи в современных условия детского сада и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_roditelskoe_po_rechevomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe.docx | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Родительское собрание в старшей группе
тема: «Развитие речи дошкольников в детском саду»
Составила: воспитатель
Барягина Е. А.
г. Новочебоксарск, 2019
Цель: Взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Моделирование перспектив и задач в учебном году по развитию речи в современных условия детского сада и семьи.
Оборудование: магнитно - маркерная доска; проектор; экран; ноутбук; карточки с цветными картинками - «Красные» и «Синие»; фишки (в большом количестве - за правильные ответы на вопросы викторины); призы от детей приготовленные своими руками; 2 картинки, с изображением любых предметов; карточки с буквами из которых можно сложить различные слова; лист бумаги, на котором написано десять слов столбиком.
Ход собрания
Выступление логопеда.
Речь - это точное и быстродействующее средство общения между людьми. Она служит орудием осуществления многих психических функций, открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. Речь - канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Главной особенностью дошкольного возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают новые виды речи:
-речь, инструктирующая участников игры,
-речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях,
-полученных вне контакта с ним.
Наш детский сад работает по примерной программе «От рождения до школы». Программа предусматривает содержание обучения диалогической и монологической речи.
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; поддерживать определенный эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и многое другое.
Обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания. В зависимости от назначения выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение.
Педагоги детского сада дают в совместной деятельности с ребёнком речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценку детской речи, вопрос.
Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, взрослый должен сопровождать его пояснениями, указаниями.
Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение звука, слова, фразы с целью запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.
Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. В оценке подчёркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.
Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Необходимо правильно определять место логического ударения в вопросе, направлять внимание детей на слово, несущее основную смысловую нагрузку. Вопросы используются во всех методах речевого развития детей: разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию.
Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
Наглядные методы используются в детском саду чаще.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
«Речевая викторина»
Педагог предлагает родителям разделиться на 2 команды, выбрав «в слепую» карточки с цветными картинками - «Красные» и «Синие». После деления предлагает поиграть в игры, которые направлены на развитие речи ребёнка дошкольника.
За каждый правильный ответ команде выдаётся фишка. В итоге команда набравшая большее количество фишек — побеждает. За победу в викторине родители победившей команды получают призы от детей приготовленные своими руками.
1. «Скажи наоборот» (используя интерактивное оборудование)
На экране картинки обозначающие слова, а игроки каждой команды должны с помощью указки начертить линию соединяющую слова, противоположные по смыслу: большой – маленький, добрый – злой, умный – глупый, твердый – мягкий, черное – белое, зима – лето, день – ночь и т.д. Выигрывает та команда, которая найдёт наибольшее количество противоположностей.
2. «Сочини предложение»
Ведущий предлагает командам 2 картинки, на которых изображены предметы. Команда садится полукругом, и по очереди каждый придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.
3. «Подвижный алфавит»
Каждая команда выделяет своих представителей для испытаний. Ведущий раздает каждому представителю написанные буквы. Пример: раздаются буквы «у», «т», «а», «к», «н», «ш». Затем ведущий предлагает: водоплавающая птица.
Представители команд должны быстро построиться таким образом, чтобы все играющие смогли прочесть по буквам в их руках слово «утка». Затем задаются еще вопросы. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков.
- 4. «Слова на букву С»
Ведущий показывает лист бумаги, на котором столбиком написано десять слов.
- Цветок
- Овощ
- Фрукт
- Зверь
- Птица
- Рыба
- Дерева
- Ягода
- Река
- Город
Затем он называет одну из букв алфавита, после чего участник игры должен быстро дать ответ на каждое заданное слово в виде нового слова, начинающегося с названной ведущим буквы.
Пример: буква «с» - тогда можно ответить следующим образом:
1. Цветок - сирень
2. Овощ - свекла
3. Фрукт - слива
4. Зверь - слон
5. Птица - сокол
6. Рыба - сом
7. Дерево - сосна
8. Ягода - смородина
9. Река - Сыр-Дарья
10. Город - Смоленск
Подсчитываем результаты.
Победители определяются по количеству фишек.
Готовим ребёнка к школе.
Подготовка к школе - это всестороннее комплексное развитие ребенка.
Это - личностное и социальное развитие ребенка.
Комплексная подготовка - это развитие речи ребенка, развитие моторики, развитие зрительного восприятия, формирование механизмов организации деятельности и т.д.
То есть, комплексная подготовка - это не умение ребенка читать и писать, а его физическая, психологическая и физиологическая готовность включиться в процесс обучения, способность выдержать учебную нагрузку, потому что учеба - это тяжелый и интенсивный труд.
В детском саду мы постоянно ищем интересные разработки, направленные на комплексную подготовку детей старшего дошкольного возраста. В итоге мы изучили многоразличных пособий, рабочих тетрадей для детей. Предлагаем вам изучить самостоятельно комплект, который уже более 5 лет мы используем в своей работе на занятиях по развитию речи о основам обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста этот комплекс называется «От А до Я» Е. В. Колесникова. В комплекте представлена уникальная комплексная система по подготовке ребенка к обучению письму и чтению, включающая развитие речи, внимания, зрительно-моторной координации и памяти.
Мы используем данные тетради потому, что в заданиях учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, а отсюда, есть надежда на успешную адаптацию в школе, снижение вероятности возникновения школьных трудностей, сохранение физического и психического здоровья наших детей.
Практическая работа в тетрадях.
(Родителям предлагаются образец занятия из тетради №1 задание №1 и №2 на страницах 2 и 3)
Педагог предлагает выполнить задание родителям:
1. Сначала букву изображают с помощью предметов, начинающихся с данной буквы (предметы необходимо правильно раскрасить).
2. Потом буква выложена из пуговиц (нужно раскрасить).
Под каждым заданием есть кружок - место для оценки. Родителям предлагаем оценить свою работу нарисовав в кружке эмоцию (Оценив выполнение задания)
Рефлексия. «Книга мудрости»
Педагог предлагает родителям взяв книгу в руки озвучить своё эмоциональное состояние после родительского собрания. Рассказать о ценности для себя полученной информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе.Тема:"Развитие речи детей".
Это собрание было проведено мною в старшей группе. В материале полностью описан весь ход собрания, в приложении есть фото и текст анкеты....
Родительское собрание в старшей группе. Тема: Валеологическое воспитание дошкольников.
Повысить педагогическое мастерство родителей по разделу «Валеологическое воспитание дошкольников». Формировать у родителей ответственность за здоровье детей, мотивировать на здоровый образ жизни....
Родительское собрание в подготовительной группе Тема: "Развитие речи у детей подготовительной к школе группе"
Родительское собрание в подготовительной группеТема: "Развитие речи у детей подготовительной к школе группе"План: 1.Вступительное слово2. Доклад логопеда Крюковой М.М.3. Сообщение воспитателей г...
Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: « Развитие речи детей в старшей группе»
Задачи:1. Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи де...
Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»
Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самос...
Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Развитие речи детей через театральную деятельность»
Цель собрания: Способствовать речевому развитию детей и способы вовлечения родителей в жизнь группы....
План-конспект родительского собрания в старшей группе №9: «Развитие речи детей в старшей группе»
Консультации, материалы...