Проект "Занимательные опыты для детей"
проект
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Красносельский детский сад»
ПРОЕКТ «Занимательные опыты для детей»
для воспитанников старшего дошкольного возраста
Выполнили: Паршина Т.В.
Савина Л.С.
Красное,2019
Актуальность
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов; - развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
- воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
- создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- привлечение родителей к совместной деятельности;
Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта: дети, воспитатели
Продолжительность проекта: долгосрочный 2019-2020 уч.г.
Проблема:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Основные формы реализации проекта:
Формы образовательной работы с детьми:
- опыты, эксперименты
- экспериментирование на прогулке
- индивидуальная работа с детьми
- самостоятельная экспериментальная деятельность
- дидактические игры
- подвижные игры
- труд в природе и в уголке природы
- чтение художественной литературы
- беседы
- просмотр презентаций, мультфильмов.
Предполагаемый результат:
- Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
- Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
- Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
- В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Перспективы:
- Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности;
- Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
- Пополнять предметно – пространственную среду;
- Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.
Перспективный план работы над проектом
по опытно – экспериментальной деятельности на 2019 – 2020 гг.
Месяц | Вид деятельности | Тема | Цель |
Ноябрь | Беседа - рассказ | Экскурсия в детскую лабораторию | Повышение интереса к исследовательской деятельности. |
Познавательное видео | Волшебные стеклышки | Познакомить детей с приборами для наблюдения. | |
Опыт | Краски в молоке | Расширение представлений о свойствах знакомых веществ | |
Опыт | Растворяются, не растворяются | Познакомить детей с таким свойством, как растворимость. | |
Опыт | Живая радуга | Познакомить детей с тем, как пьют растения | |
Опыт | Смешивание красок | Познакомить детей с процессом и результатом смешивания красок | |
Декабрь | Опыт | «Куда делась вода» | Выявить процесс испарения воды. |
Опыт | «Помощница вода» | Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. | |
Экспериментирование на прогулке | «Свойства воды» | Расширить представления о свойствах воды. | |
Познавательный мультфильм | «Фиксики» (магнит) | Познакомить с происхождением магнита. | |
Январь | Опыт | «Магнитные силы» | Выявить свойства магнита. |
Опыт | «Два магнита» | Выявить особенность взаимодействия двух магнитов. | |
Д/игра | «Поймай рыбку» | Закреплять знания о магните в процессе игры. | |
Беседа | «В мире электричества» | Расширить представление детей о электричестве. | |
Эксперимент | «Волшебный шарик» | Установить причину статического электричества. | |
Февраль | Игра - эксперимент | «Чудо прическа»
| Познакомить с проявлением статического электричества. |
Презентация | «Что такое молния» | Выявить что гроза это проявление электричества в природе. | |
Опыт | «Вершки корешки» | Выяснить что раньше появляется из семени. | |
Опыт | «Фильтрование воды» | Познакомить с процессами очистки воды разными способами. | |
Март | презентация | «Планеты Солнечной системы» | Обогатить и систематизировать представление детей о космосе. |
Чтение х/л | Ирис Ревю «Звездочка Алида» | Закреплять знания детей о космосе в процессе чтения х/л. | |
Наблюдение | «Вода испаряется с помощью ветра» | Доказать что ветер быстрее испаряет влагу. | |
Беседа | «Растения и удобрения» | Дать детям понятия, что рост растений зависит от почвы. | |
Труд на огороде | «Животворное свойство воды» | Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | |
Апрель | Д/игра | «Что где растет» | Уточнить и закрепить знания детей о принадлежности объекта к экологической системе «Луг» |
Опыт | «Куда тянуться корни» | Установить связь видоизменений частей растения с факторами внешней среды. | |
Опыт | «Запасливые стебли» | Доказать что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу. | |
П\игра | «Крылатые семена» | Закрепить знания о семенах в процессе игры. | |
Май | Презентация | «Мир металлов» | Познакомить детей с разновидностями металлов. |
Беседа | «Роль металлов в жизни человека» | Познакомить детей с ролью металлов в жизни человека. | |
Опыт | «Качества природных ископаемых» | Познакомить с качествами природных ископаемых. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование практического опыта у детей дошкольного возраста, позволяющего обеспечить безопасное существование, в различных проблемных ситуациях».
Повседневная жизнь ребенка таит множество опасностей. Тема охраны здоровья детей является главной. Сформировать безопасный практический опыт выхода из проблемных ситуаций помогут игры - путешествия. ...
Опыта для детей 3-5 лет
Опыта для детей 3-5 лет на летний период...
Опыты знакомящие детей с природой по теме "Кудесница матушка зима"
Опыты для дошкольников в зимнее время года...
Картотека опытов для детей 3–4 лет
Картотека опытов для детей 3–4 лет...
Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста
Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...
Рекомендации для родителей по экспериментированию «ОПЫТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ» в формате #Сидим дома с пользой для детей дошкольного возраста
Рекомендации для родителей по экспериментированию«ОПЫТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ»в формате #Сидимдомаспользойдля детей дошкольного возраста...
Картотека опытов для детей 5-7 лет "Организация экспериментальной деятельности детей как средство познавательного развития"
Подборка опытов и экспериментов для детей 5-7 лет...