План саморазвития по теме: «Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста».
материал

Титова Светлана Аркадьевна

Тема: «Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samorazvitiya.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

План саморазвития по теме:

«Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель

Титова С.А.

                             

Тема: «Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».

Участники: воспитатель и дети

Цель:

- Формировать у детей знания об элементарных экономических понятиях;

- Формировать основы экономического развития и финансовой грамотности.

Задачи:

-Познакомить детей с простейшими экономическими понятиями, их значением, применением в жизни;

-Развивать умение творчески подходить к решению игровых проблем, ситуаций, проявлять инициативу и самостоятельность;

-Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, уважение к труду взрослых;

-Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах экономического воспитания дошкольников.

Актуальность:

Экономика – это особый мир. Он сложен, интересен, загадочен и открыт для всех. Существовать вне экономике невозможно.

         Ввести детей в мир экономики необходимо. Детей интересует очень многие вопросы такого характера. И чем чаще они соприкасаются с социальной действительностью, тем больше вопросов возникает у них. Очень часто в речи детей , можно услышать слова «реклама», «рынок», «бизнес» и другие, смысл которых дети не понимают и поэтому употребляют не по назначению. Их экономическая любознательность закономерна, ведь экономические отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего семьи. Вместе с родителями ребенок ходит в магазин, а иногда и сам делает покупки, приобретая тем самым определенный экономический опыт.

          Таким образом, повседневная жизнь дошкольников, семьи, общение со сверстниками, образовательная деятельность в детском саду формируют тот опыт, который становится основой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию.

Важно научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир, как результат труда, учить уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного введения домашнего хозяйства, экономии средств.

Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает  ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание важное направление в дошкольной педагогике – актуально и востребовано особенно остро.

    Экономика и дошкольник , на первый взгляд , кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные экономические процессы, так привлекают детей.

Многие удивятся услышав: «Экономика в детском саду», но именно работа с дошкольниками подтолкнула меня к этой теме. Как часто можно наблюдать, что утром отдавая ребенка утром в группу, родитель обещает вернутся с игрушкой, конфеткой и т.п. они и сами не подозревают, что именно с этими словами начинается знакомство с экономикой. Много раз приходится наблюдать «картины» в магазине, когда дети путем крика и истерик просто требуют у своих родных купить то, что в этот момент кажется для ребенка просто необходимым. И как трудно выйти из такой ситуации достойно, когда вокруг десятки людей ждут, чем же завершиться эта история. Одним родителям приходиться «вытаскивать» плачущее дитя на улицу, другие обещают купить «это» потом, а самые мудрые, на мой взгляд, пытаются рассказать о стоимости товара, о недостатке в данный момент денег, о будущей зарплате. Вот и получается, что ребенок, так или иначе, сталкивается с экономическими терминами в достаточно раннем возрасте. И создать его представление правильным можно именно в детском саду, главным условием для этого должна стать компетентность в этом вопросе воспитателя. От того, что будет заложено в детстве во многом зависит каким станет ребенок, какую профессию он выберет, как приспособится он  социальном  миру взрослых, каким хозяином жизни будет он. А это – главные вопросы, которые волнуют всех родителей.

В старшем возрасте понятие – магазин становится гораздо объемнее: «Магазин игрушек», «Магазин одежды», «Хлебный магазин» и др. все действия, которые обыгрывались в сюжетно-ролевых играх в младшем возрасте, дети с удовольствием показывают уже самостоятельно. Роль воспитателя состоит лишь в том, чтобы давать новые термины, знакомить с новыми профессиями, направлять действия детей, наблюдая за игрой со стороны. Дети все чаще используют в играх монеты, деньги.

На протяжении всего дошкольного возраста воспитание уважения к труду, людям разных профессий, ценности общественного труда – дает свои результаты. Ребенок мечтает о профессии, при этом аргументируя, почему он хочет быть именно машинистом, а не кем-то еще. Старший дошкольник, собираясь в школу, знает: почему невозможно купить сразу все, что хочется.

Мероприятия

Подбор методической литературы по заданной теме.

Мониторинг.

Изготовление альбома «Мир современных профессий»

Чтение сказки, отражающей труд людей К.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко».

Консультация для педагогов: «Экономическое воспитание дошкольников».

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин».

Дидактическая игра «Кто, чем занимается?»

Цель: закрепить знания детей о профессиях.

Мастер-класс для педагогов «Денежный мешочек».

Картотека дидактических игр по теме.

Чтение стихотворения Э.Успенского «Реклама».

Занятие «Сколько заработал, столько и купил».

Анкетирование родителей «Экономическое воспитание детей».

Дидактическая игра «Кто, что производит?»

Презентация «Путешествие в мир денег».

Консультация для родителей «Дети и деньги».

Дидактическая игра «Что? Где? Почем?»

Сборник пословиц «Экономическая азбука народной мудрости».

Консультация «Ребенок и реклама».

Дидактическая игра «Что когда выгодней купить».

Ознакомление с денежными знаками других стран.

Изготовление альбома монет, купюр  разных стран.

Сочиняем сказку «Денежка».

Проект «Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста через ознакомление с семейной экономикой».

Создание карточек-ребусов «Профессии».

Изготовление дидактической игры «Кто играет, кто трудится».

Мониторинг.

Мини-музей «Копилка».

Составление схемы семейного бюджета.

Дидактическая игра «Бюджет моей семьи».

Предполагаемые результаты:

- Дети получат необходимый минимум экономических, финансовых и предпринимательских знаний;

- Представления о содержании деятельности людей, некоторых профессий, о производстве, о том, как получают профессию;

- Экономически важные качества: бережливость, трудолюбие, аккуратность.

- Проявят интерес и уважение к людям труда.

Используемая литература:

- Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольника. Москва Сфера – 2002г.

- Лунева Г. Играем в экономику. Дошкольное воспитание 2003 стр.51-53

- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. Учебно-методическое пособие – СПБ «Детств-Пресс» 2001г.

- Киреева Л.К. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры Волгоград: Учитель 2008г.

- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки. Дошкольная педагогика 2009г.

- Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. С-Петербург: детство-Пресс 2013г.

- Кошель П. История денег. Дошкольное образование 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме:«Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста».

В статье раскрывается метод проблемного обучения, в процессе детского экспериментирования....

Доклад на тему: «Формирования временных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования интерактивной доски и технологий работы с песком».

Формирования временных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования интерактивной доски и технологий работы с песком....

ПОРТФОЛИО По методике математического развития По теме: «Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР 3-го уровня»

Представляю вам портфолио ПО МЕТОДИКЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ »ПО РАЗДЕЛУ «КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ»   (дети с ОНР III уровня).    Содержание1. Портфолио теоретического м...

Статья на тему "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста."

Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планир...

Мастер-класс для родителей на тему: «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

         Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы с...

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста через сюжетно-дидактические игры.

Современное время дает массу возможностей для людей, владеющих финансовой грамотностью. Это помогает быть не только успешными, обеспеченными, но и управлять своими возможностями.  Для созда...