Картотека дидактических игр на развитие мелкой моторики у детей 6-7 лет с ЗПР
статья по коррекционной педагогике

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_d.i.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56»

«Руки учат голову, поумневшая голова учит руки,

 а умелые руки способствуют развитию мозга».

И. П. Павлов

Дидактические игры на развитие мелкой моторики у детей 6-7 лет с ЗПР

(2018-2019 уч.год)

Игры  с предметами

Задачи, оборудование, инструкция

Настольно-печатные игры

Задачи, оборудование, инструкция

Бизиборды

Задачи: развивать мелкую моторику рук, логику и мышление; способствовать изучению различных цветов; формировать причинно-следственные связи;

развивать самостоятельность и познавательную активность;

способствовать развитию произвольности (умение играть по правилам и выполнять инструкции).

Оборудование: деревянный щит с различной фурниторой.

Инструкция: дети самостоятельно или с помощью взрослого играют с развивающей доской, воображая, придумывая собственные истории, проявляя фантазию и сообразительность.

Разрезные картинки

Задачи: развивать мелкую моторику рук, сообразительность, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать воспитывать усидчивость. Оборудование: разрезные картинки (4-6-8 частей)

Инструкция: собрать по образцу картинку, затем усложнить задачу и собрать без образца.

Сделай бусы

Задачи: учить составлять бусы из разрезанных трубочек от фломастеров; учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя и по схеме, развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать воспитывать усидчивость.

Оборудование: коробочка, разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3,5см), шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см., схема последовательности нанизывания трубочек - 5шт.

Инструкция: Детям предлагаются разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3,5см), шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема последовательности нанизывания трубочек.

Детям показывают образцы бус и предлагают сделать такие же бусы для любимых кукол. Объясняют детям, как следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать колечки.

Вначале просто предлагают детям собрать бусы, а затем задача усложняется, и надо собрать бусы либо определённого цвета, либо длинны или нанизывать длинные и короткие трубочки

Пазлы

Задачи: развивать мелкую моторику рук, сообразительность, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать воспитывать усидчивость. Оборудование: пазлы (6-8 частей)

Инструкция: собрать по образцу картинку, затем усложнить задачу и собрать без образца.

Собери бусы (вариант № 1)

Задачи: учить составлять бусы из старых крупных и мелких бусинок; Учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя, развивать мелкую моторику рук, координацию движения руки и глаза, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, воспитывать усидчивость.

Оборудование: пластмассовая коробка для хранения бусинок; бусинки; леска, на одном конце которой привязан ограничитель; схемы сборки бус - 4 штуки.

Инструкция:  Детям предлагаются бусинки от старых бус, которые лежат в коробке, толстая леска для нанизывания бусинок.

Детям предлагаются для рассматривания готовые нитки бус, разной длины, разные размеры бусинок на бусах, из различного материала (пластмассовые, деревянные). Показывается, как удобнее держать леску, чтобы нанизывать бусинки. Особое внимание обращается на посадку детей: как стоит стульчик, как следует держать спину, где удобнее поставить коробочку с бусами. Отмечается, что в руку надо брать только одну бусинку и называть тот цвет бусинки, который берешь в руку. Когда дети освоят технику нанизывания бусинок на леску, задание усложняется. Детям предлагается нанизывать бусинки по предложенной схеме.

Мозаика

Задачи: развивать мелкую моторику рук, фантазию и память.

Оборудование: мозаика; наборное полотно; образец для выкладывания.

Инструкция: выложить на полотне по образцу различные фигуры, а затем самостоятельно придумать и выложить.

Собери бусы (вариант №2)

Задачи: учить составлять бусы из бисера. Учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя, развивать мелкую моторику рук, координацию движения руки и глаза, активизировать словарь детей новыми словами: бисер, фенечка.

Оборудование: Коробочки для бисера; разноцветный бисер, тонкая леска, тарелка для бисера во время выполнения работы; мягкая фланелевая тряпочка, на которую насыпают бисер.

Инструкция: Данный вариант игры усложняется за счёт мелких деталей, оборудование для варианта №2 состоит из разноцветного бисера и тонкой лески

Лабиринты

Задачи: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги.

Оборудование:  карточки с изображением лабиринтов различной сложности и наполнения, камешки.

Инструкция: Ребенку дается карточка с лабиринтом и набор камешек. Далее предлагается выполнить игровое задание (Помоги герою найти дорогу, Выбери правильный путь и тд)

Составь узор или картинку из резинок

Задачи: Учить детей составлять узор из банковских резинок, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза, учить работать по схеме.

Оборудование: пластина, которая выпилена из фанеры, по всей плоскости на ней закреплены пластмассовые стерженьки со шляпками 22 штуки, расстояние между ними 3-4см; разноцветные банковские резинки в коробке; схемы с изображением картинок или фигур - 6 штук.

Инструкция: Детям предлагается оставить узор из банковских резинок, натягивая их на столбики, которые закреплены на фанере. Объясняется, что из этих резинок можно сделать различные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.

Вначале учат детей, как правильно выполнять данную работу: чтобы выполнить фигуру, нужно взять резинку и закрепить её за столбик, а дальше пальцами правой и левой рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики. Затем предлагается детям выполнить любую фигуру, следить за действиями их рук.

Кубики

Задачи: Развитие воображения, внимания, мышления, сообразительности, мелкой моторики рук, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Оборудование: кубики, образец

Инструкция: ребенку необходимо из разбросанных частей картинки собрать целую картинку.

Составь узор из спичек и палочек

Задачи: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.

Оборудование: спички в коробке; разноцветные палочки в коробке; образцы узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для выкладывания узора.

Инструкция: Игра заключается в том, чтобы выложить из спичек или счетных палочек фигуру по образцу. Также необходимо, сопоставить выполненную работу с образцом.

Для выполнения работы необходимы образцы узоров и спички и счётные палочки. Детям предлагается поработать в художественной мастерской, выполнить узор из палочек, можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор самим.

Волшебные палочки

Задачи: Учить составлять фигуры из спичек и проволоки; закреплять знание цвета, формы; развивать мелкую моторику пальцев рук; учить работать по образцу, схеме, создавать картинки самостоятельно, развивать воображение детей.

Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.

Оборудование: карточки - образцы; разноцветные спички разных размеров в коробке; проволочки разных размеров и цветов.

Инструкция: Для игры  детям предлагаются спички, окрашенные в разные цвета и разноцветные проволочки. По схеме образцу необходимо составить картинку, используя такие же спички (по цвету и длине) как на картинке - схеме. Из проволоки надо сделать фигуру, например круг. Чтобы сделать круг, надо накрутить проволоку на палец.

Вначале покывается последовательность выполнения работы: взять образец - схему, и определить, каким цветом выполнена картинка, необходимо найти нужный цвет коробочки со спичками. Аккуратно открыть, чтобы спички не высыпались на пол, внимательно посмотреть на образец и посчитать, сколько нужно спичек, вначале длинных, а затем коротких. Отсчитать длинные спички и отложить их в сторону, а затем короткие и тоже отложить их в сторону, затем нужно подготовить проволоку.

После того как подготовили материал приступаем к выполнению. Ещё раз следует посмотреть на картинку, и определить, с какой стороны приступать к выкладыванию. Какой длины спичка лежит с этой стороны, надо взять эту спичку и начать выкладывать фигуру.

Ёжик и солнышко

Задачи: Учить детей прикреплять прищепки к фигурам, развивать мелкую моторику рук, координацию руки и глаза.

Оборудование: жёлтый круг, фигура ежика; прищепки;

Инструкция: В игре необходимо было прикрепить к "солнышку" и "ёжику" прищепки. Чтобы заинтересовать детей игрой, создать игровую ситуацию:

1. Налетела тучка и закрыла солнышко, растеряло солнышко все свои лучики. Надо помочь солнышку прикрепить лучики.

2. Вспомнить произведение К. И Чуковского "Краденое солнце", как крокодил солнце проглотил, чтобы не было грустно зверюшкам, необходимо сделать солнышко.

3. Ежику нужны иголки, а без иголок ёжик, похож на мышонка. Прочитывается загадка про ёжика.

Дальше детям объясняется, как следует прикреплять лучики к солнцу и иголки к ёжику. Надо взять прищепку за "ушки" большим и указательным пальцем, и нажимая на ушки пальцами  прикрепить на солнышко и на ёжика открытым "ртом" прищепки. Лучи у солнца распределяются по всему кругу. Иголки у ёжика по всей спине.

Шнуровка

Задачи:  Учить детей ритмичной шнуровки, учить завязывать узел и бант, развивать мелкую моторику рук, координацию руки и глаза.

Оборудование: макет ботинка с отверстиями; цветок, окрашенный по краям в другой цвет, с отверстиями по краям и по середине; шнурки разной расцветки и разной длины.

Инструкция: В игре детям предлагаются различные формы: ботинка и цветка шнурки разной длины и цвета. Дается задание, в котором необходимо выполнить следующую работу: ритмично крест накрест зашнуровать ботинок, при этом показать, как следует выполнить работу. Необходимо вставить шнурок в нижние отверстия ботинка и выровнять шнурок, соединив его концы. Затем крест-накрест сложить шнурок и по очереди вставлять его в следующее отверстие, не пропуская дырочки.

В шнуровке "цветок" необходимо выполнить следующее задание: в красной части цветка выполнить шнуровку ритмично через край, а в жёлтой части - продевать шнурок последовательно в каждое отверстие.

Пристегни ежику овощи и фрукты

Задачи: Учить детей застегивать и расстёгивать детали к основной фигуре, развивать мелкую моторику рук, координацию руки и глаза.

Оборудование: Фигура ежик с пришитыми пуговицами; овощи и фрукты, вырезанные из драпа с петелькой; корзина для овощей и фруктов.

Инструкция: В данной игре предлагается детям фигурка ёжика с пришитыми на спину пуговицами и фигурки овощей и фруктов.

Игровая ситуация: ёжик приносит детям овощи фрукты. Детям дается задание отстегнуть овощи и фрукты у ёжика и положить их в корзину, а затем ёжик идет опять на огород или на базар и "набирает" на спину овощи и фрукты.

Детям объясняется, что пуговицу следует держать за краешёк левой рукой, а правой рукой брать фигурку за петельку и прикладывать к пуговице, а затем пуговицу продевать в петельку.

Разложи бусинки в коробку

Задачи: развивать мелкую моторику рук, координацию движения руки и глаза, концентрацию зрительного внимания, различать бусинки по форме и цвету.

Оборудование: бусинки разных размеров в завинчивающейся баночке с узким горлышком; коробочка с ячейками; пинцет.

Инструкция: В этой игре предлагается детям баночка с узким горлышком, в которой лежат бусинки. Затем взрослый предлагает взять бусинку из баночки (бусинку достать невозможно). Детям показывается процесс, как можно достать бусинку из баночки пинцетом.

Отмечается, что пинцет необходимо брать за середину, захватывать бусинку и зажимать пинцет так, что бусинка не выпала, но если сильно нажать пинцет, то бусинка всё равно выпадет. Необходимо регулировать силу нажима на пинцет. Когда бусинка будет в пинцете, её надо перенести в коробочку с ячейками, в одно из отверстий. Разложить в ячейки только большие бусинки;

Нитяные узоры

Задачи: Учить детей выполнять узор по карточкам образцам, развивать мелкую моторику рук, координацию руки и глаза.

Оборудование: толстые тяжёлые нитки или тонкие верёвочки; карточки - образцы.

Инструкция: Пользуясь карточками - образцами, требуется выполнить задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание верёвочек.

Вначале узоры из ниток необходимо выкладывать непосредственно на образец, а когда будет усвоено выполнение, на отдельной карточке.

Переложи игрушки

Задачи: учить работать левой и правой рукой, развивать мышление, мелкую моторику рук, координацию руки и глаза.

Оборудование: прозрачный сосуд, пуговицы, фишки.

Инструкция: Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются стол и ребенок действует левой рукой.

Перебираем крупу

Задачи: развивать мелкую моторику рук, координацию движения руки и глаза, концентрацию зрительного внимания.

Оборудование: две пустые коробочки и одна — со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими 6уинками, картонными квадратиками и кружками и пр.

Инструкция: работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.

Разорви лист по линиям

Задачи: развивать мелкую моторику рук, координацию движения руки и глаза, концентрацию зрительного внимания.

Оборудование: лист бумаги. Инструкция: на листе произвольно расчерчиваются линии. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.

По кочкам через болото

Задачи: развивать мелкую моторику рук, координацию движения руки и глаза, концентрацию зрительного внимания.

Оборудование: рассыпают мелкие камешки

Инструкция: На столе рассыпают мелкие камешки — «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребенок шагает указательным и безымянным «по кочкам» с одного края стола другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать и на бумаге.

Гармошка

Задачи: развивать мелкую моторику рук, координацию движения руки и глаза, концентрацию зрительного внимания.

Оборудование: пуговица, нитка

Инструкция: взять большую пуговицу с двумя отверстиями. В оба отверстия продеть толстую нитку и завязать, чтобы образовалось кольцо. Разместив пуговицу посередине, зацепить указательным и средним пальцами каждой руки петельки по обе стороны от нее и, вращая руками нитку, как скакалку, закрутить пуговицу. Нитка станет раскручиваться и, пружиня, закручиваться в другую сторону. Задача ребенка — не дать «гармошке» остановиться, все время совершая сводящие и разводящие движения пальцами.

Художник

Задачи: развивать мелкую моторику рук, координацию движения руки и глаза, концентрацию зрительного внимания.

Оборудование: счетная палочка

Инструкция: ребенок ставит локоть ведущей руки на стол, берет в руки «волшебную палочку» (счетную палочку). По просьбе взрослого «волшебная палочка» рисует по воздуху предметы, фигуры, пишет буквы. Рука при этом остается неподвижной, работают только пальцы и кисть. Следить, чтобы «палочка» была зажата пальцами правильно и «рисунок» был похож. Можно предложить также задания на «срисовывание» простых контурных изображений: лодочка, ракета, человечек, коробка, лампочка, коврик, стакан, груша, бублик и т.д..

Катание предметов по столу

Задачи: развивать мелкую моторику рук, массаж ладошек.

Оборудование: карандаши, шарики и т.д.

Инструкция: катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики рук

Эту картотеку я создала для удобства в работе. Так например мне нужно составить конспект образовательной деятельности, я знаю какие есть у меня дидактические игры и быстренько подбираю их по теме....

Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики рук у старших дошкольников

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребѐнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика явля...

Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Представлена подборка дидактических игр на развитие мелкой моторики, с использованием подручного материала ( клубочков ниток, прищепок, бусин, пробок от пластиковых бутылок, пуговиц, шнурков и т.д.)...

Картотека дидактических игр на развитие мелкой моторики у детей старшей группы.

Как улучшить речь ребенка? Ускорить развитие мелкой моторики рук. Играйте с детьми, и результат не заставит себя долго ждать....

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста ...

Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики рук для детей старшего возраста.

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая м...

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игрдля развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста...