«Формирование у детей младшего и среднего дошкольного возраста первичных представлений об истории родного края»
методическая разработка

В последнее время в современной России происходят глубокие изменения во многих сферах общественной жизни. В связи с этим на нас, педагогах, лежит большая ответственность за воспитание будущего гражданина, осознающего причастность к жизни своей «малой» и «большой» Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_patr_vosp_dlya_met_oed.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование у детей младшего и среднего дошкольного возраста первичных представлений об истории родного края»

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский
В последнее время в современной России происходят глубокие изменения во многих сферах общественной жизни. В связи с этим на нас, педагогах, лежит большая ответственность за воспитание будущего гражданина, осознающего причастность к жизни своей «малой» и «большой» Родины.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.  

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” и ФГОС ДО произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.            

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Становление человека, как гражданина должно начинаться с его малой Родины — родного города.

По мнению известных педагогов (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой), образы, эмоциональные переживания первых семи лет проходят с нами через всю жизнь, и очень не хотелось бы, чтобы город, в котором дети живут, остался для них просто малозначительным названием, не вызывающим в детской душе особых чувств. Ведь это может стать невосполнимой потерей.

Ежегодно в нашем детском саду проводится большая работа по патриотическому воспитанию детей. Однако, детальный анализ результатов диагностики детей младшего и среднего возраста, позволил нам сделать следующие выводы: у 60% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края.  Для выявления осведомленности родителей в этом вопросе было проведено анкетирование, в ходе которого выяснилось, что родители не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости, затрудняются в знании истории города, края, родителей не знают и не хотят знать историю города и края. Это обусловлено ещё тем, что у нас взрослых наблюдается скудность знаний, а так же нехватка методического и наглядного материала. Отсюда возникла необходимость создания системы работы по организации патриотического воспитания  детей младшего и среднего дошкольного  возраста.        

В учреждении разработана ООП ДО, содержание патриотического воспитания разработано на основе парциальной программы «Непреходящие ценности Малой родины» (автор Пчелинцева Е.В.). Основным принципом программы является воспитание любви и чувства привязанности к родной семье и дому, интереса к жизни родного города и страны, уважение к культуре народа, к историческому прошлому, любви к родной природе и родному языку.

Поэтому наша основная цель в работе по воспитанию чувства патриотизма у дошкольников: Воспитание интересов и любви к малой Родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным городом.

Были поставлены следующие задачи:

1.        Воспитать у детей любовь к родному городу.

2.        Сформировать у детей начальные представления об истории родного города, его достопримечательностях, расширять кругозор детей и словарный запас.

3.        Развивать патриотические чувства у детей, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.

Педагоги разработали перспективный план работы по патриотическому воспитанию детей, включили его в общую систему комплексно-тематического планирования в группах младшего и среднего возраста.  Это помогло систематизировать работу, повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам патриотического воспитания детей.                          

 Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проектов.

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным

содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.

Вывод: Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

Опыт работы на тему ««Формирование у детей среднего дошкольного возраста первичных представлений об истории родного края»

Для планомерной реализации составили перспективный план по ознакомлению с родным городом и его историей. Определили цели и задачи, а так же основные формы работы. Всю работу разделили на четыре блока:

1блок
познавательный

2 блок –
информационный

3 блок —
созидательный

4 блок –
работа с родителями

-игры (сюжетно-ролевые, дидактические, народные, подвижные),
— занятия,
— беседы,
— рассказы,
— экскурсии,
— целевые прогулки,
— посещение музеев,
— посещение библиотек,
— просмотр

видеофильмов о родном городе и его людях.

— встречи с интересными людьми,
— чтение художественной литературы, — рассматривание фотоальбомов, — разучивание стихов и песен о родном городе.

-выставки детских работ,
— создание макетов
«Район детского сада», «Улицы нашего города»,
— оформление фотоальбомов и фотостендов,
— создание «мини- музея»,
— создание карты-схемы «Город труженик»,

— создание папки «Они прославили наш город».

— анкетирование,
— консультации «Вичугская земля»,
— уголок «Вичуга – моя малая родина»,
— книжки-раскладушки,
— КВН,
— викторины,
—интеллектуальные игры: «Путешествие по родному городу», «Исторические места Вичуги»,

Определили направления работы с детьми: семья; детский сад; дом и родная улица; родной город.

Каждое направление строили по этапам:
1 этап: знакомство с понятиями, рассматривание картинок, фотографий,
2 этап: прогулки, экскурсии к изучаемому объекту.
3 этап: оформление альбомов, выставки детских рисунков, поделок.

4 этап: реализация проектов.

Знакомство с родным городом начали со знакомства с улицей, на которой находится детский сад. В процессе работы дети узнали, как называется улица, рассматривали и классифицировали дома по внешнему виду и строительному материалу. Усвоению полученных знаний способствовали дидактические игры: «Кто где живет», «Влево — вправо посмотри, что там видишь, назови», «Где ты живешь?», «Узнай по описанию» и др. Свои впечатления от прогулок, дети выразили в своих рисунках «Мой любимый детский сад».

Чтобы привить детям любовь к родной природе, вызвать у них гордость за свой край, проводили экскурсии в парк, изучали растения, любовались красотой природного ландшафта, использовали художественное слово местных поэтов.

Там, где весенней порою

Запах черёмух разлит,

В царство проникнув лесное,

Маленький город стоит.

 

Сердце текстильного края

Нету в России таких.

Город - судьба не простая

Многих ткачей и ткачих.

(автор: Белов Сергей Александрович)

Продолжением работы стало знакомство детей пятого года жизни с историей родного города и его достопримечательностями.

Основной формой работы были экскурсии и прогулки. Организовали цикл прогулок « О чем рассказывают улицы нашего города?». Во время наблюдений рассматривали старые деревянные и кирпичные дома и современные постройки, их архитектурное решение.

Чтобы дети более подробно могли познакомиться с улицами города, провели цикл занятий с использованием, созданных с помощью родителей, макетов и альбомов «По страницам истории родного города».
При посещении детской библиотеки и музеев дети закрепили знания о настоящем и прошлом города, о быте людей в прошлые века.

В групповой комнате оформили уголок, где собрали материал о родном городе: книги, фотографии, вырезки из местной газеты. Совместно с родителями собрали библиотеку, состоящую из произведений вичугских писателей и поэтов. Вместе с детьми читали рассказы, стихи о родном городе и крае.

Чтобы ближе познакомить детей с профессиями, организовали экскурсии на предприятия города, проводили беседы о том, что они выпускают. Дети с интересом рассказывали о местах, где трудятся их родители.

Формируя у детей представление о героизме, воспитывая уважительное отношение к воинам, защищавшим страну в годы ВОВ организовали выставку «Бессмертный полк». Каждый год наши дети и родители участвуют в акции «Бессмертный полк».

Дети вместе с родителями искали экспонаты для о мини-музея, приносили письма-треугольники с фронта, сохранившиеся в семьях, фотографии близких людей с боевыми наградами. Посетили памятник воинам-землякам, погибшим во время Великой Отечественной войны и аллею Героев Советского Союза, возложили цветы. Была организована выставка детских работ, посвящённая теме войны.

Наша «Надежда Вичужан» тоже является частью истории города и района. Побывали у здания типографии. Рассматривали с детьми старые и «свежие» номера газеты, фотографии лучших людей района, создали папку «Они прославили наш город».

Для закрепления знаний об истории города, использовали дидактические игры: «Путешествуем по городу», «Загадай, а мы отгадаем», «Найди отличия», «Историческая картинка», «Секретики», а также проблемные ситуации «Как найти дорогу домой», «Пройди до указанного места» и др.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания является тесная связь с родителями. Провели анкетирование, которое позволило узнать об их отношении к патриотическому воспитанию детей, а также о том, как они знают историю города. Разработали перспективный план работы с родителями с целью вовлечения родителей в педагогический процесс, ознакомления родителей с историей города, с его достопримечательностями, с традициями и обычаями вичугского народа.

Системность в подходах к работе, варьирование разнообразных методов и приемов, поэтапное ознакомление с историей города позволило достичь положительных результатов и выполнения поставленных задач.

Свои впечатления от посещения памятных и исторических мест, от прогулок по родному городу дети отражают в своих рисунках и поделках «Мой дом», «Моя улица», «Мой любимый город», «Здесь начинается Вичуга» и др. Уважительно относятся к старшим, с удовольствием рассказывают малышам о своем городе, знают стихи о любимом городе, гордятся тем, что они маленькие горожане, участвуют в наведении порядка и чистоты на детской площадке. Принимали участие в акциях «Сделаем свой сад красивым», «Подари цветок городу», «Посади дерево».

Таким образом, сложилась определенная система и последовательность работы по воспитанию у средних дошкольников любви к родному краю в процессе ознакомления с историей своего города.
Мы верим, что семя истории, посеянное в пору детства, даст в будущем свои всходы.

Список литературы
Александрова Е.Ю. и др. Система патриотического воспитания в ДОУ. –Волгоград: изд. Учитель, 2007.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу.-М.: ТЦ Сфера, 2006.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М.: изд.Аркти, 2005.
С чего начинается Родина? /Под ред. Л.А.Кондрыкинской.-М: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

Педагогический опыт работы Романенко Натальи Олеговны по теме «Формирование у детей младшего и среднего дошкольного возраста экологической культуры при использовании приёмов активизации умственной деятельности»

Любовь к Родине начинается с любви к природе, заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления ...

Педагогический опыт работы по теме: Формирование экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края посредством дидактических игр.

С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показ...

Формирование у детей младшего и среднего дошкольного возраста экологической культуры при использовании приёмов активизации умственной деятельности

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию...