«Песок и вода – наши лучшие друзья»
проект (младшая группа)
Кратковременный проект предназначен для работы с детьми раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9130_208191208181209129208190208186.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КУ «Урайский специализированный Дом ребенка» ХМАО-Югры
Кратковременный проект «Песок и вода – наши лучшие друзья»
Подготовили и провели: воспитатели группы №7
Кратковременный проект «Песок и вода – наши лучшие друзья» предназначен для работы с детьми раннего возраста. Данный проект содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация».
Данный проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми раннего возраста, родителям.
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Инновационная политика дошкольного образования направлена в сторону увеличения индивидуализации и неповторимости педагогического воздействия на ребенка, усиления позиции родителей – участников данного воздействия. Педагоги дошкольных учреждений ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные составляющие гуманистического подхода. Гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого придерживаются современные исследователи (В.П.Бедерханова, О.С.Газман, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров), связан с пониманием воспитания как совместной деятельности детей и взрослых.
Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.
Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. В условиях модернизации современной системы образования и осознания возросшей роли инновационной деятельности, педагогический коллектив группы № 7, КУ Окружного Дома ребенка стремится к обновлению содержания, достижению нового качества образования на основе внедрения инноваций по приоритетным направлениям деятельности, обозначенным в Программе развития дошкольного учреждения.
В июне месяце был реализован проект «Песок и вода – наши лучшие друзья»
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.
Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующий формированию у него обследовательских действий.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.
Такой подход способствует формированию целостного восприятия мира.
Формирование обследовательских действий происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации была создана нестандартная предметно – развивающая среда.
Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно с взрослыми выполняют некоторые обследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности. Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.
Данный материал позволяет вести целенаправленную работу по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия окружающего мира. Он может быть использован воспитателями групп раннего возраста.
Цель проекта: знакомство со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.
Задачи проекта:
- укреплять физическое и психическое здоровье малышей;
- обеспечивать эмоциональное благополучие;
- расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия,
- воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив;
- развивать психические процессы детей, познавательные способности;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений;
- расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;
- развивать творчество и креативность участников проекта;
- формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе;
Помогая дошкольникам овладевать игровыми умениями, необходимо руководствоваться следующими принципами организации игры в детском саду:
Первый принцип: воспитатель должен играть вместе с детьми в позиции “играющего партнёра”, “умеющего интересно играть”, умеющего строить игру таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры.
Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ её построения.
Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.
Задача педагога: сформировать у ребёнка к трём годам умения развёртывать условные сюжетные действия с игрушкой, предметом заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнёром-взрослым, а затем сверстником.
Формы работы по проекту
- работа с детьми:
1.Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).
2.Проведение игр с песком, водой.
3.Проведение игровых занятий.
4. Пополнение предметно - развивающей среды группы;
5. Опытно – экспериментальная деятельность
Структура и содержание проекта.
В данном проекте представлены:
- план работы на месяц
- сборник игровых занятий;
- опыты с песком и водой
- иллюстрированный альбом «Водичка, водичка»;
- консультации для педагогов по проведению игровых занятий и опытно – исследовательской деятельности с детьми.
Срок реализации проекта: июнь
Участники проекта: воспитатели, родители, дети.
- Предполагаемый результат:
Воспитанник:
-дети знают и хорошо ориентируются в соотношении величин предметов (маленький – большой), знают цвета;
-владеет действиями с предметами, предполагает разнообразные способы их использования;
- владеют элементарными навыками продуктивной деятельности;
-владеют расширенным словарным запасом (глаголы, существительные, прилагательные и т.д.), используют обобщающие понятия (вода, песок);
Коммуникативные навыки:
-получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми,
-получают положительные эмоции от праздников и развлечений;
-пользуются речью как средством общения со сверстниками;
Предпосылки научной деятельности:
-имеют устойчивый интерес к художественной литературе;
-возникает интерес к значимой деятельности;
-способны ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение;
Планирование работы по реализации проекта
«Песок и вода - наши лучшие друзья»
Июнь
Цель:
- Формировать знания о свойствах сухого песка;
- Закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.
- Познакомить детей со свойствами воды
- Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.
- Учить детей выкладывать форму из влажного песка.
- Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд.
Задачи:
- Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);
- Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
- Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;
- Развивать активный словарь;
- Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
- Развивать фантазию, творческие способности.
- Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Про маленькую капельку», знакомство детей со свойствами воды. - экспериментальная деятельность «Отпечатки наших рук», знакомство детей со свойствами влажного песка. - экспериментальная деятельность «В гости к мышке» - экспериментальная деятельность «Речка и ручеек» - экспериментальная деятельность «Бусы для Мишки» | |
2 | Коммуникация | - подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки); - заучивание потешки «Водичка, водичка»; - рассматривание иллюстраций - заучивание «По ровненькой дорожке шагают наши ножки» - коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные) - разучивание «Я пеку, пеку, пеку» | |
3 | Социализация | - игра с водой «Водичка, водичка» - игра с песком «Печем печенье» - игра «Что как плавает»; - игра «Чудо пекарь»: - игра «Разливаем суп» - игра «Найди шарик»; - игра «Песочная картина» - игра «Водяная мельница»; - игра «Разноцветная водичка» | Приложение 3 |
4 | Предметно – развивающая среда | - пополнение уголка детского экспериментирования материалами и оборудованием для экспериментальной деятельности |
Реализация проекта
- Во время исследовательской деятельности с детьми мы проводим и игры с элементами экспериментирования. Организовывая игры с песком и водой, педагог не только знакомил детей со свойствами различных предметов и материалов, но и способствовал освоению представлений о цвете, форме, величине, развивая мелкую моторику ребенка.
- Для игр с песком мы использовали совочки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, палочки грабельки).
- Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики, сачки, мячики, набор игрушек из разных материалов (для игры «что плавает», «что тонет», набор цветных камешков, ракушек.
- В приложении приведены игры, которые мы использовали во время исследовательской деятельности с детьми (см. приложения №1,2,).
- Проектно-исследовательская деятельность детей является важной методической составляющей воспитания и развития малыша. Особенностью развития детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) является то, что предметная деятельность становится ведущей, так как в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. В этот возрастной период основу психического развития составляет восприятие, которое на всём протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями.
- Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно исследовать свойства неживой природы (песка, воды, поэтапно двигаться к цели. При этом такое исследование представляет для детей творческую самостоятельную деятельность, организованную педагогом. Посредством проектно-исследовательской деятельности дети осваивают окружающую среду. Реализация проекта осуществляется в игровой форме. Дети знакомятся со свойствами сухого и влажного песка, воды.
Материалы для организации экспериментирования
1.Песок
2.Кубики
3.Шарики
4.Вода
5.Камешки разных размеров
6. Пластиковые формочки
7. Пищевые красители
8.Резиновые игрушки
9.Деревянные палочки
10.Савочки
11.грабельки
12.Куклы
Приложение 1
Игры с водой:
Цель: познакомить детей со свойствами воды.
Воспитатель предлагает ребенку экспериментирование с водой
- Тонет, не тонет
- Растворяется
- Выливание предметов совочком
- Путешествие кораблика
- Купание игрушек
- Рыбалка
Игра – эксперимент «Переливалочки»
Цель: научить малыша переливать воду из одной емкости в другую.
Материалы: набор игрушечной посуды, маленькая губка.
Предложите ребенку угостить куклу «чаем», налив в чашку из чайничка водичку. Обратите внимание на то, что она не должна переливаться через край.
С помощью маленькой губки (она должна быть мягкой и небольшой, чтобы помещаться в детской руке) надо переливать воду из одной посуды в другую. Для этого опускаем губку в миску с водой, ждем, когда она впитает в себя жидкость, и переносим ее в другую миску. Там выливаем воду, отжимая губку.
Игра-эксперимент «Ловим шарики»
Цель: научить малыша ловить плавающие в воду шарики.
Материалы: миска с водой, 10 теннисных шариков, ситечко.
Предложите малышу выловить шарики при помощи ситечка и положить их в миску.
Игра-эксперимент «Что как плавает»
Цель: научить малыша исследовать плавучесть разных предметов.
Материалы: миска с водой, набор предметов из разных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т. д.)
Взрослый предлагает ребёнку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия
«Помоем ручки», «Умоем куклу, «Поймай ручки».
Цель: Учить детей манипулировать с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в неё руки и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща. (Форма организации – предметно- манипулятивная деятельность, режимные моменты).
«Водичка-водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может литься, может брызгать (форма организации – режимные моменты).
«Напоим куклу чаем»
Цель: Дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (форма организации — часть занятий).
«Чистые ручки»
Цель: Дать детям представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой (форма организации игра).
«Помощники»
Цель: Дать детям представление о том, что предметы станут чище, если их помыть водой. (форма организации - режимные моменты).
«Найди пингвинёнка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная. (Форма организации - опыт).
«Прятки»
Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная, но может стать мутной (форма организации опыт).
«Разноцветная водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить (форма организации - часть занятия).
«Будем пить»
Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет вкуса (форма организации - режимные моменты).
«Что получится»
Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются (форма организации - опыт).
«Вкусная водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяясь, могут передавать воде свой вкус (форма организации - опыт).
«Теплая, холодная»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может быть теплой и холодной. (форма организации - часть занятия).
Приложение 2
Игры с песком.
Цель: знакомить детей со свойствами песка. Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка. Активизировать речь и обогащать словарь детей. Закреплять культурно-гигиенические навыки.
Задачи: Развивать активную речь детей. Обучать детей навыкам экспериментирования. Вызывать положительные эмоции. Воспитывать навыки сотрудничества в коллективе сверстников.
Игры с песком помогают взрослым в решении одной из важнейших задач в развитии детей 2- 3 лет. Речь идёт о самодеятельной игре - экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природного материала.
Организуя игры с песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребёнка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д., а потом разрушать и снова строить.
Игры с песком
- Сухой – закапывание предметов в песок
- Строительство пирамидок
- Рисуем палочками на песке
- Пересыпание песка из ладошки в ладошку
- Пересыпание с мельницы
- Сырой песок – печем печенье
- Закапывание, раскапывание игрушки в песке
- Строительство дорожки, горки
- Оставь свой след на песке
- Укладывание дорожек из камушков на песке
| «Печём печенье» Цель:Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый, что мокрый песок принимает любую нужную форму. (форма организации игра). В центре «Песок - вода» в одной ёмкости находится сухой песок, в другой - влажный. Взрослый показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребёнок пробует выполнить действия как с сухим песком, так и с влажным. Постепенно, в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает, что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого- можно. При необходимости взрослый оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.
|
«Посыпали»
Цель: Дать детям представление о том, что сухой песок может сыпаться. (форма организации опыт).
«Следы»
Цель: Дать детям представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. (форма организации – игра).
«Песчинки»
Цель: Дать детям представления о том, песок – это множество песчинок. (форма организации – наблюдение на прогулке)
Игры с сухим песком на участке:
«Сеем, сеем, просеиваем
Цель: учить действовать ситечком – просеивать песок;
В данной игре воспитатель учит детей просеивать песок через сито: нужно крепко держать сито за ручку, аккуратно делать движения рукой в разные стороны, таким образом, песок просеивается.
« Рисуем палочкой на песке»
Цель: побуждать детей к творчеству
Воспитатель предлагает ребенку порисовать, только не карандашами, а волшебной палочкой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья
Лето - наиболее благоприятное время для использования всех естественных факторов: воды, солнца, воздуха, поэтому необходимо давать детям возможность, как можно дольше находиться на улице....
Проект «Оздоровление детей в летний отпуск - «Солнце, воздух и вода – наши лучше друзья!»
Приближается лето – замечательное время года! Детям можно большую часть дня играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свеже...
Занятие в старшей группе по ЗОЖ "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!"
Конспект занятия по ЗОЖ в старшей группе...
Проект по экологическому воспитанию в младшей группе по теме: «Песок и вода наши лучшие друзья»
Цель: Знакомство дошкольников со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится). Задачи:· Продолжать обогащать чувственный опыт...
Наши занятия Летнее спортивное развлечение «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»
Формировать навыки здорового образа жизни; доставить детям чувство радости и веселья....
Проект: "Песок и вода наши лучшие друзья"
Проект: "Песок и вода наши лучшие друзья"...
Презентация проекта: "Песок и вода наши лучшие друзья"
Презентация проекта: "Песок и вода наши лучшие друзья"...