Статья: Игры со старшими дошкольниками: опыт организации деятельности.
статья (подготовительная группа)
Данная статья рассказывает о различных видах игр, их специфике, возможности их использования в разных образовательных областях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_so_starshimi_doshkolnikami_opyt_organizatsii_deyatelnosti.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Кацер С. Г. , воспитатель
ГБДОУ №6 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Игры со старшими дошкольниками:
опыт организации деятельности.
Старший дошкольный возраст - это важный этап в жизни детей. Мы готовим их к овладению чтением и письмом, они рассуждает умно и логично, задают вопросы, на которые часто не бывает готовых ответов и надо что-то изучить или повторить, чтобы ответить. Но при всём этом не надо забывать, что ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте всё также является игра. Только она становится самостоятельной, характеризуется высоким уровнем развития. Этому способствует:
- расширение детского кругозора, развитее интереса к окружающему миру
- освоение коммуникативной культуры,
- развитие мышления и воображения.
Условно все детские игры можно разделить на две большие группы:
1. Сюжетные творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, игры –развлечения)
2. Игры с правилами (дидактические, подвижные)
Для игр старших дошкольников характерны многообразие тематики и сюжетов; бытовая, трудовая, общественная, на темы литературных произведений. Особенностью игр старших дошкольников является стремление объединить сюжеты разных игр в одну.
Для данного возраста представляет особый интерес возможность реализовать свои фантазии. Об этом свидетельствует возникновение особого вида игр - игр-фантазирований. По форме такие игры представляют собой совместные сочинения и разыгрывание сюжетов. Тематика их разнообразна, в них дети отражают и комбинируют реальные события, которые они наблюдали и в которых сами участвовали, в также придумывают сказочные, фантастические сюжеты.
Игровые правила в сюжетно-ролевой игре детей могут устанавливаться самостоятельно. Реальные правила ребята переносят из повседневной жизни. Игра старшего дошкольника имеет завершенную структуру, в ней представлены: сговор, организация игрового пространства, собственно игра, планируемое завершение игры, уборка оборудования.
Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции.
Воспитательно-образовательные возможности игры возрастает, если она соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.
Многие педагоги подчеркивали полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя, а можно – прекрасного человека, нужного обществу. С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребенка, с другой - необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения.
В нашей группе силами педагогов создана игровая развивающая среда для повышения эффективности организации игровой деятельности детей. В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Транспортируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношением детей и вне игры. Руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации.
Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребенка, выполняющего роль заведующего в игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет завёртывать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин за покупками. Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей.
Игра имеет огромный развивающий потенциал. В ней нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт на тему: "Развитие воображения старших дошкольников средствами изобразительной деятельности".
Цель педагогической работы - развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность....
« Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников» ОПЫТ РАБОТЫ
Выбрала я эту тему потому, что с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и э...
Опыт работы «Педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности».
В дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи формируется в театрализованной деятельности. Во ФГОС указ...
Проект "Мир дошкольника - первый опыт".Интеллектуальная командная игра для старших дошкольников.
Игра "Что?Где?Когда?"...
Статья «Формирование навыков общения старших дошкольников посредством организации танцевальной деятельности»
Одним из важных направлений развития детей дошкольного возраста является развитие их общения со сверстниками и взрослыми. Ведь именно в дошкольный период мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Знач...
Педагогическая деятельность по организации сюжетно-ролевой игры со старшими дошкольниками
Организация сюжетно-ролевой игры со старшими дошкольниками...
Научная статья "Игровая образовательная технология как способ организации деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Концептуальные основы игровой технологии:1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся припомощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средствапобуждения и стимулирования ре...