"Социально-нравственное воспитание детей в семье"
консультация
"Социально-нравственное воспитание детей в семье"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Социально-нравственное воспитание детей в семье" | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социально-нравственное воспитание детей в семь»
Подготовила воспитатель
МАДОУ «Детский сад №41
присмотра и оздоровления
Забатурина Е.В.
Семья для дошкольника — первое звено, которое связывает его жизнь с обществом. Счастливая семья та, в которой созданы ценные социально-нравственные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь организована так, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять равностороннюю заботу, добрые отношения к людям, прививать любовь к труду. Это залог того, что ребенок уже в детстве начинает приобщаться к целям, идеалам, подражая своим родителям, стремится следовать их социальным нормам и правилам.
Одна из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию — установление тесной связи с семьей. Семья и детский сад — два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Важность подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социумом объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить детский сад: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей.
Именно от совместной работы, единства мнений по основным вопросам воспитания зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание целостной, личности.
Мы начинаем работу с самого близкого, родного, знакомого. Мой дом, моя семья, детский сад — вот начальные ступени в работе с ребенком и его семьей. Ведь семья — это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение.
Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация жизни, хорошие взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды (в еде, одежде, тепле и т. п.), но и духовные потребности.
Мы стараемся поддерживать любовь, внимание, сочувствие к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрам и братьям, сверстникам. Дети приносят свои семейные фотографии и рассказывают о своих родных. В нашей группе оформлен фотоальбом, к которому ребята постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся впечатлениями, учатся слушать друг, друга, проявляют интерес к собеседнику.
Активно привлекаем родителей к мероприятиям, способствующим их сближению с детьми. Родители приглашаются на выступления, для них организуются концерты, проводятся праздники семьи.
Родители оказывают помощь в пошиве костюмов, оформлении и
проведении выставок, экскурсий, принимают активное участие в жизни детского коллектива, являются участниками различных конкурсов: «Поделки из природного материала», «Новогодние игрушки». В группе организуем вечера, досуги: «День именинника», «Веселые старты», «Папа, мама, я — дружная семья». Также совместно с родителями мы реализовали проект «Я и вся моя семья». Данное детско-родительское мероприятие носило долгосрочный характер и включало подпроекты: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», «Обычаи и традиции семьи». Основная цель реализации проекта — воспитание любви к своим родным, традициям и интересам семьи.
В старших группах организуем разнообразную совместную деятельность педагогов, детей и родителей. В фольклорных праздниках и развлечениях («Осенины», «Колядки», «Масленица», «Веснянка», «В русской светелке», «Посиделки») с удовольствием участвуют и родители.
И мы рады, когда после таких встреч родители обращаются к нам за советом, становятся более внимательными к детям, больше проводят с ними времени. Эта работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит укреплению эмоциональной и духовной близости детей и родителей.
Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручаются грамоты, благодарственные письма от администрации детского сада.
Также пропаганда педагогических знаний о социально-нравственном воспитании ведется через систему наглядной агитации. Наглядно-информационные формы условно разделены нами на две подгруппы.
Информационно-ознакомительная: ознакомление родителей с детским садом через информационные стенды, особенностями его работы, педагогами, занимающимися воспитанием детей.
Информационно-просветительская направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. В группах оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций.
Широко применяются индивидуальные формы работы с родителями: беседы, консультации, посещения семей, поручения. Для родительского коллектива организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т.д.
Дети растут. Одно поколение выпускников сменяется другим, но частичка души каждого из них остается с нами, педагогами и детьми настоящего времени. Нам еще предстоит огромная работа по воспитанию будущего поколения, и формированию и укреплению положительного общественного мнения в защиту национальной культуры и народных традиций в семье.
Литература
Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2012. № 9.
Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания — родителям // Дошкольное воспитание. 2003. № 1.
Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как главным партнером в организации воспитательного процесса: Метод, рекомендации. Оренбург, 2003.
Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства — в отрочество» // Дошкольное воспитание. 2011. №3.
Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Авт.-сост. В.А. Титов. М., 2012.
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., 2004.
Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. № 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
На эту тему можно посмотреть с разных сторон. В данной статье будут освещены практические приёмы и советы, помогающие детям 2-3 лет и их родителям как можно легче пройти процесс адаптации....
Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...
Статья на тему "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
В современном мире тема социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...
Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год
Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...
Статья "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
В современном мире тема социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...
Консультация "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
В современном мире тема социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...