Программа "В гостях у сказки" для детей среднего дошкольного возраста
рабочая программа (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1574615319737_programma_v_gostyah_u_skazki.docx | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы
Юго-Западного окружного управления образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №536»
«Рекомендовано»
Педагогическим советом
Протокол № __________
От «____» __________20___ г.
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Школа №536»
______________ Ю.В. Хардина
«____» _________ 20___ г.
Направленность программы: художественно-эстетическая
Уровень освоения программы: ознакомительный
Рабочая программа дополнительного образования
«В гостях у сказки »
для детей среднего дошкольного возраста
Срок реализации: 1 год
Авторы-составители программы:
Педагоги дополнительного образования
ГБОУ «Школа №536», ДО №5
Сирюшова Наталья Анатольевна
Красницкая Любовь Павловна
Москва, 2017
Содержание:
- Пояснительная записка;
- Учебный план;
- План образовательной деятельности кружка;
- Формы отчетности;
- Интеграция образовательных областей;
- Здоровье сберегающие технологии;
- Формы работы с детьми;
- Перспективный план;
- Работа с родителями;
- Планируемые результаты;
- Мониторные уровни знаний;
- Список литературы.
1. Пояснительная записка
Театрализованные занятия являются частью воспитательно - образовательной работы, не только потому, что в нихупражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития. Участвуя в театрализованных занятиях, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями , умениями , развивает интерес к литературе, активизирует словарь , разговорную речь , способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театра.Значение и специфика театрального искусства заключается в сопереживании, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- формирование эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжения, решением конфликтных ситуаций через игру.
Таким образом, занятия театральной деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Цель:
- воспитание у ребенка основ общей культуры;
- приобщение детей к искусству театра;
- развитие творческой активности и игровых умений детей.
Задачи:
- продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей);
- проводить этюды для развития необходимых психических качеств (восприятия, воображения, внимания, мышления), исполнительских навыков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане) и ощущений (мышечных, чувственных) используя музыкальные, словесные, зрительные образы;
- учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
- побуждать к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа;
- учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние играя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера, исполняемых каждым ребенком ролей;
- содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя лично, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре;
- приучать использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов;
- продолжать использовать возможности педагогического театра (взрослых) для накопления эмоционально-чувственного опыта, выразительных средств, используемых в спектакле.
2. Учебный план
Количество занятий:
В неделю – 2.
В месяц – 8.
В год – 72.
3. План образовательной деятельности кружка
Базовая образовательная область – социально – коммуникативная. Интеграция образовательных областей:чтение художественной литературы, познание, коммуникация, музыка, физическая культура, художественное творчество.
Виды деятельности: познавательно - творческая, коммуникативная.
Максимальный объем образовательной нагрузки -20-25 минут.
4. Формы отчетности
1 квартал - ноябрь
Спектакль «Колобок».
2 квартал – февраль
Спектакль «Три поросенка».
3 квартал – март - май
Спектакль «Волк и семеро козлят».
Спектакль «Теремок»
5. Интеграция образовательных областей
«Художественная литература» - знакомство с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, НОД, праздников и самостоятельной театральной деятельности.
«Художественное творчество» - знакомство с иллюстрациями близкими по содержанию сюжета спектакля. Рисование разными способами по сюжету спектакля или его персонажей.
«Познание» - знакомство с предметами ближайшего окружения, народным творчеством, культурой, повадками животных, природными явлениями, бытом и традициями народов, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
«Музыка» - знакомство с музыкальными произведениями к очередному спектаклю, определение характера музыки, способствующие более полной передачи образов героев.
«Коммуникация» - использование скороговорок, чистоговорок, потешек, развитие четкой дикции.
«Физическая культура» - использование подвижно – сюжетных игр.
«Социализация» - использование дидактических игр.
6. Здоровье сберегающие технологии
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковые игры со словами;
- гимнастика для глаз;
- физкультминутки, динамические паузы.
7. Формы работы с детьми
- игра;
- импровизация;
- инсценировки и драматизация;
- объяснение;
- рассказ воспитателя, рассказы детей;
- чтение воспитателя;
- показ;
- личный пример;
- беседы;
- просмотр видеофильмов;
- разучивание произведений успешного народного творчества;
- обсуждение;
- наблюдение;
- словесные, настольные и подвижные игры;
- пантомимические этюды и упражнения.
8. Перспективный план
№ | ТЕМА | ЗАДАЧИ |
Сентябрь | ||
Знакомство с детьми (как игрушки слушали музыку) | Рассказать детям о том, какую роль играет театральная деятельность в жизни человека. | |
Изменю себя, друзья. Догадайтесь, кто же я? (зайки серые сидят) | Развивать внимание, наблюдательность, воображение. | |
«Язык жестов» | Развивать внимание, память, образное мышление детей. | |
Воображаемое путешествие | Развивать воображение, фантазию, память детей, умение общаться в предлагаемых обстоятельствах. | |
Театрализованная игра«Настройщик» | Знакомить детей с пословицами, поговорками, скороговорками; учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивительно и сердито. | |
Театрализованная игра«Ярмарка» | Тренировать дикцию; расширять диапазон голоса и уровень громкости. Совершенствовать элементы актерского мастерства; внимание, память, общение. | |
Театрализованная игра «Корабль» | Совершенствовать и развивать внимание, воображение, смелость, находчивость. | |
Чтение сказки «Колобок» | Познакомить детей с главными героями сказки, их поведением. | |
Октябрь | ||
Театрализованная игра «Колобок» | Развивать правильное речевое дыхание. | |
Игровой урок Репетиция пьесы «Колобок» | Развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас детей, учить текст пьесы «Колобок»; работать над дыханием и артикуляцией. | |
Театрализованная игра «Колобок» | Развивать внимание, память, дыхание детей. | |
Животные во дворе | Развивать артикуляцию и дикцию; познакомить детей с новыми скороговорками, с движениями животных. | |
Игровой урок «Мимика» | Развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запах детей. | |
Эмоции | Учить детей распознавать эмоциональное состояние (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы. | |
Театрализованная игра «Корабль» | Развивать кругозор детей, совершенствовать память, внимание, общение. | |
«Мы играли, танцевали» | Имитация сопровождения потешек на детских музыкальных инструментах. | |
Ноябрь | ||
Творческие игры: «Хорошо - плохо» Репетиция спектакля «Колобок» | Игроки изображают, используя мимику и пантомимику; Развивать речевое дыхание; тренировать три вида выдыхания; учить детей произносить скороговорки; закрепить текст пьесы «Колобок». | |
Шуточные стихи | Обыграть героев произведения. | |
Сказка «Непослушные детки» | Вызывать интерес к происходящему, интонационно и выразительно передавать характер выбранного персонажа. | |
Театральная игра «Полет На Луну» | Совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность; воспитывать ловкость, смелость. | |
Репетиция спектакля «Колобок» | Развивать внимание, память. | |
Театрализованная игра «Цирк Зверей» | Совершенствовать пластическую выразительность, закреплять элементы актерского мастерства. | |
Театрализованная игра «Цирк Зверей» | Пополнять словарный запас детей; воспитывать умение вежливо общаться, действовать с воображаемыми предметами. Совершенствовать память. | |
Показ спектакля «Колобок» | Совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность; воспитывать ловкость, смелость. | |
Декабрь | ||
Театральная игра«Ходим Кругом» Чтение сказки«Три Поросенка» | Учить детей “снимать” зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими ребятами. Развивать воображение, фантазию, память детей. | |
Репетиция спектакля «Три Поросенка» | Формировать четкую, правильную речь; совершенствовать умение создавать образы с помощью жестов и мимики. | |
Игровая программа «Сам Себе Режиссер» | Продолжить импровизированную игру детей. | |
Игровая программа «Последний Герой» | Дать детям возможность проявить в различных играх находчивость, смелость, наблюдательность, фантазию, воображение. | |
Игровая программа «Путешествие на Корабле» | Закрепить элементы актерского мастерства. | |
Театрализованная игра «Насос И Надувная Игрушка» | Учить детей расслаблять и напрягать мышцы, артикулировать звуки [с] и [ш]; действовать с воображаемыми предметами, взаимодействовать друг с другом; тренировать три вида выдыхания. Совершенствовать наблюдательность, воображение, память. | |
Репетиция спектакля «Три Поросенка» | Заучивание слов спектакля. | |
Репетиция спектакля «Три Поросенка» | Совершенствовать умение создавать образы с помощью жестов и мимики. | |
Январь | ||
Театрализованная игра «Повтори» | Закрепление в игре элементов актёрского мастерства, памяти, воображения. | |
Репетиция спектакля «Три Поросенка» | Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; Совершенствовать элементы актерского мастерства. | |
Театрализованная игра«Заяц и Охотник» | Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом; двигаться в разных темпах. | |
Инсценировка стихотворения «Разгром» | Формировать умение детей разыгрывать несложные представления по знакомым сказкам, используя при этом выразительные средства. | |
Репетиция спектакля «Три Поросенка» | Заучивание текста героев. | |
Репетиция спектакля «Три Поросенка» | Совершенствовать элементы актерского мастерства. | |
Настольный театр, что это? | Познакомить с новым видом театрального искусства. | |
Музыкальная игра «Елочки-пенечки» | Соответствие слов с движениями, темп увеличивается. | |
Февраль | ||
«Эмоции» | Учить детей распознавать эмоциональное состояние (радость, грусть, страх, злость) по мимике. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Знакомить с основами театральной куклы. | |
«Теневой театр, что это?» | Познакомить детей с новым видом театрального искусства. | |
Репетиция спектакля «Три поросенка» | Добиваться от детей верного правдоподобного поведения в предлагаемых обстоятельствах. | |
Сценка «Колосок» | Формирование у детей культуры поведения на сцене; развитие выразительности речи, мимики, пластики. | |
Театрализованная игра «Летели снежинки» | Развивать у детей ориентировку в пространстве; мышления, памяти, творческой фантазии; обогащать словарный запас. | |
Импровизация «Необычные существа» | Познакомить детей перчаточными куклами. Укреплять мышцы пальцев рук, развивать мелкую моторику, развивать координацию движений, способствовать эмоциональному подъему у детей. | |
«Облачка и птичка» | Развивать плавность движений рук, укреплять мышцы пальцев. | |
Показ спектакля «Три поросенка» | Добиваться от детей верного правдоподобного поведения в предлагаемых обстоятельствах. | |
Март | ||
Чтение сказки «Волк и семеро козлят» | Формировать четкую, правильную речь; совершенствовать умение создавать образы с помощью жестов и мимики, познакомить со сказкой и главными героями. | |
Репетиция спектакля «Волк и семеро козлят» | Создать положительный эмоциональный настрой на занятии. Закрепить понятие “рифма”. Совершенствовать наблюдательность, внимание, память детей. | |
«Би-ба-бо – что это?» | Познакомить детей с новым видом театрального искусства. | |
Повтори скороговорку | Заучивание скороговорок. | |
Театрализованная игра «Заяц и Охотник» | Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом; двигаться в разных темпах. | |
Репетиция спектакля «Волк и семеро козлят» | Совершенствовать наблюдательность, внимание, память детей. | |
Театральный этюд «Игра «Детки в клетке» | Чтение-беседа по содержанию, поиск выразительных интонаций, мимики, жестов для передачи образа. | |
«Мы - будущие артисты» | Упражнения на развитие выразительной пластики движений, на развитие выразительной мимики. | |
Апрель | ||
Показ спектакля «Волк и семеро козлят» | Совершенствовать пластику, умение действовать друг с другом, развивать память. Учить детей выступать перед сверстниками и взрослыми. | |
Чтение сказки «Теремок» | Развивать дикцию, память, внимание, фантазию детей. | |
«Пойми меня» | Развивать внимание, память, образное мышление детей. | |
Устное народное творчество. | Беседа об истоках возникновения русского фольклора. | |
Устное народное творчество. | Потешки, скороговорки, пословицы, песенки, колыбельные песни. | |
Чтение сказки «Кто сказал мяу?» | Знакомство с произведением В. Сутеева «Кто сказал мяу!». | |
Репетиция пьесы «Теремок» | Развивать внимание, эмоциональную память, наблюдательность; | |
Май | ||
Репетиция пьесы «Теремок» | Продолжать работу над поэтическим текстом пьесы «Теремок», добиваться пластического изображения походки героев пьесы. Развивать внимание, эмоциональную память, наблюдательность; добиваться четкого произнесения слов. | |
Показ спектакля «Теремок» | Развивать внимание, эмоциональную память, наблюдательность; добиваться четкого произнесения слов. | |
Театрализованная игра «Ярмарка» | Тренировать дикцию; расширять диапазон голоса и уровень громкости. Совершенствовать элементы актерского мастерства; внимание, память, общение. | |
Что такое театр масок? | Познакомить детей с новым видом театрального искусства. | |
«Театр мягкой игрушки. Что это?» | Познакомить детей с новым видом театрального искусства. | |
Чтение сказки «Красная шапочка» | Познакомить детей со сказкой и главными героями. | |
Музыкальная игра «Серый волк» | Учить детей слушать слова и двигаться согласно тексту. | |
Итоговое занятие «Вы все можете! » | Закрепить пройденный материал (пословицы, поговорки, отрывки из спектаклей). |
9. Работа с родителями
1. Сентябрь:
Консультация для родителей: «Театр- наш друг и помощник» . Анкетирование, памятки, папка- передвижка.
2. Март:
Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Анкетирование, памятки.
3. Декабрь, Февраль:
Помощь детям при участии в изготовлении кукол для мягкого театра и перчаточного театра..
4. Апрель- Май:
Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклям.
10. Планируемые результаты:
- выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
- четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
- произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;
- показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
- действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
- двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
- создают пластические импровизации под музыку различного характера;
- умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.
11. Мониторные уровни знаний
Высокий уровень: 3 балла
Средний уровень: 2 балла
Низкий уровень: 1 балл
ПАРАМЕТРЫ:
1. Основы театральной культуры
● Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре - 3балла
● Называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии - 2балла
● Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре
● Затрудняется назвать различные виды театра - 1балл
2. Речевая культура
● Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание
● Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев - 3балла
● Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения
● Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи
● Понимает главную идею литературного произведения - 2балла
● Затрудняется выделить единицы сюжета
● Пересказывает произведение с помощью педагога) - 1балл
3. Эмоционально-образное развитие
● Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя - 3балла
● Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности - 2балла
● Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения - 1балл
4. Музыкальное развитие
● Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы - 3балла
● Передает в свободных пластических движениях характер музыки - 2балла
● Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки - 1балл
5. Основы коллективной творческой деятельности
● Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем - 3балла
● Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности - 2балла
● Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем - 1балл
12. Список литературы:
1. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
2. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
3. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
4. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
5. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
6. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
7. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
8.Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
9. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
10. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
11. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
12. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
13.Е.В.Мигунова «Театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
14. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200
15. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
16. Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
17. Г.В.Генов «Театр для малышей» М.1968г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей среднего дошкольного возраста кружок «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения представляет собой краткое тематическое изложение содержания кружка, включающего сведен...
Конспект НОД "Здравствуй, гостья Зима!" для детей среднего дошкольного возраста от 4-5
На занятии в игровой форме дети знакомятся с признаками зимы, встречают в зимнем лесу медведя и рассказывают ему какая зима, так как он всю зиму спит в берлоге и ничего о ней не знает....
Рабочая программа на основе Примерной основной образовательной программы (проект) «Радуга» для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет общеразвивающей направленности
Рабочая программа на основе Примерной основной образовательной программы "Радуга" для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет...
Дополнительная образовательная программа "Пальчиковая страна" для детей среднего дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста...
Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».
Программа расчитана на детей 4- 5 лет. Цель программы: формирование у воспитанников устойчивых навыков, знаний безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством системы методов и сред...
Рабочая программа «Особенности обучения рассказыванию детей среднего дошкольного возраста по методике Т. А. Ткаченко»
Цель программы – развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.Задачи программы:- приобщать детей к русской национальной культуре;-развивать...
Титульный лист программы по физическому развитию детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Веселый мяч» на 2019-2020 учебный год
ЗадачиОбразовательные: - развивать основные движения и действия с мячом;- способствовать развитию «чувства мяча».Оздоровительные:- улучшать физическое развитие и состояние детей;- укр...