Презентация "Образовательная технология «Ситуация»
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принцип целостного представления о мире Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип творчества Принцип вариативности Система основных принципов деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон
«Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя открытие» Галилео Галилей 3
С–6 Словарь С.И. Ожегова: Технология (от греч.: techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, учение) – это научное описание способа производства, то есть совокупности тех процессов , которые обеспечивают получение определенного производственного результата. Педагогическая технология – научное описание способа достижения педагогического результата, то есть совокупности тех правил, педагогических приемов и способов организации взаимодействия с детьми , которые обеспечивают достижение поставленной педагогом цели. 4
«Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты » Ж.-Ж . Руссо Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий , лежащих в основе механизмов саморазвития личности. 5
В чем состоит «механизм» самоизменения и какую роль в процессе его формирования играет дошкольная ступень? Потребность в самоизменении и саморазвитии возникает в ситуации затруднения – иначе зачем человеку что-то менять, тем более в себе самом? «В затруднении содержится возможность» А. Эйнштейн 6
Как можно результативно и наиболее надежно преодолеть затруднение? 1 где 1 − действие, в котором возникло затруднение; 2 − фиксирование затруднения; 3 − анализ этапов действия и определение места затруднения (исследование − И); 4 − определение причины затруднения (критика − К); 5 − постановка цели и проектирование (П); 6 − реализация проекта. 2 6 3 И 4 К 5 П Схема-аксиома «Рефлексивная самоорганизация» 7
8
В основу технологии «Ситуация» положен метод рефлексивной самоорганизации . Схема-аксиома «Рефлексия» Технология «Ситуация» 9
4′ 6 4 5 1 2 Технология деятельностного метода (технология «Ситуация») Образовательная ситуация «открытия» нового знания (ОНЗ) 1) Введение в ситуацию. 2) Актуализация знаний и умений. 3) Затруднение в ситуации: фиксация, выявление места и причины затруднения ′ . 4) «Открытие» нового знания : выбор способа преодоления затруднения, преодоление затруднения ′ . 5) Включение нового знания в систему знаний. 6) Осмысление. 3 3′ 10
Введение в ситуацию Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (постановка «детской цели»). 11
Актуализация знаний и умений Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания. 12
Затруднение в ситуации Создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности. Фиксация затруднения и выявление его причины. 13
«Открытие» нового знания Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. Фиксация нового знания в речи и знаково. Создание ситуации успеха. 14
Включение нового знания в систему знаний Выполнение задания на новый способ действия с проговариванием вслух алгоритма, свойства. Самостоятельная проверка по эталону (образцу). Индивидуальные затруднения в играх. Выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным. Ситуация успеха в совместной деятельности. 15
Осмысление Фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание воспитателем или самими детьми условий, которые позволили добиться этой цели. 16
Схема-аксиома «Рефлексия» Технология деятельностного метода (ТДМ) ТДМ в НШ и СШ Технология «Ситуация» ДОУ 1) Мотивация к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивид. затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности. 1) Введение в ситуацию . 2) Актуализация. 3) Затруднение в ситуации . 4) «Открытие» детьми нового знания. 5) Включение в систему знаний и повторение. 6) Осмысление. Непрерывность в реализации ТДМ 17
Роли педагога и ребёнка в образовательном процессе деятельностного типа 18
Ребенок Активный «деятель» «Открыватель» окружающего мира, самого себя как личности и других людей в этом мире 19
Что при этом делает взрослый? 20
Педагог Организатор Помощник 21
Организатор Моделирует образовательные ситуации; Отбирает способы и средства; Создает развивающую образовательную среду; Организует процесс детских «открытий». Если ребенок говорит: «Хочу узнать!», «Хочу научиться!», «Как интересно!» , значит, воспитателю удалось исполнить роль организатора. 22
Помощник Создает доброжелательную, психологически комфортную среду; Отвечает на вопросы детей; Внимательно наблюдает за их состоянием и настроением; Помогает тем, кому это необходимо, вдохновляет, замечает и фиксирует успехи каждого ребенка. Если детям психологически комфортно в детском саду, если они свободно обращаются за помощью к взрослым и сверстникам, не бояться высказывать свои мнения, обсуждать различные проблемы (в соответствии с возрастом), значит, воспитателю удалась роль помощника. 23
Однажды в коконе появилась маленькая щель… 24
…случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. 25
Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. 26
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. 27
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! 28
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. 29
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. 30
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать. 31
Я просил сил … А жизнь дала мне трудности … Я просил мудрости … А жизнь дала мне проблемы для разрешения… Я просил богатства … А жизнь дала мне мозг и мускулы , чтобы я мог работать… Я просил любви … А жизнь дала мне людей , которым я мог помогать… Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно! 32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию по теме: «Что нам стоит дом построить…» (образовательная технология «Ситуация»)
Данная публикация является планом конспектом непосредственнно образовательной деятельности в старшей группе. Конспект построен с учетом образовательной технологии "Ситуация", разработанной в соответст...
Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников (образовательная технология «СИТУАЦИЯ»)
Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новы...
Образовательная технология «Ситуация»
Образовательная технология «Ситуация»...
Презентация "Образовательные технологии"
Презентация "Образовательные технологии"...
Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности по развитию математических представлений с использованием образовательной технологии «Ситуация» всредней группе №2 «Пчёлки» Тема: «Путешествие к героям сказки «Теремок»»
Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности по развитию математических представлений с использованием образовательной технологии «Ситуация» вср...
Родительское собрание на тему: «Образовательная технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников»
Родительское собрание на тему: «Образовательная технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников»...
Сценарий занятия "Составление рассказа по сюжетной картине с использованием ориентировочных схем и образовательной технологии "Ситуация".
Данный сценарий предназначен для работы по развитию связной речи у детей 5 лет, имеющими ОНР III уровня. В занятии представлена образовательная технология "Ситуация"....