Макетирование как метод экологического воспитания дошкольников
статья
Познание в дошкольном возрасте носит преимущественно эмоционально-образный характер и основывается на любознательности ребенка.Одним из главных резервов становления личности является творчество. одним из видов детского творчества является изготовдение макетов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maketirovanie_kak_metod_ekologicheskogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Макетирование как метод экологического воспитания дошкольников
Познание в дошкольном возрасте носит преимущественно эмоционально - образный характер и основывается на любознательности ребёнка. Одним из главных резервов становления личности является творчество на различных этапах его проявления. Одним из таких видов детского творчества является изготовление макетов. Макетирование мы рассматриваем, как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.
Макет – результат конструктивно – творческой деятельности, экологической деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Период изготовления макета сам по себе является процессом обучения.
Макет отображает существенные особенности натуры, воспроизводит значимые стороны и признаки объекта. Макетирование способствует развитию речи, так как при изготовлении макетов дети описывают, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас. Макетирование способствует и сенсорному развитию детей, так как в процессе исполнения макета дети знакомятся с различными по фактуре, качеству, форме материалами, развиваются их чувства, активизируется мелкая моторика рук.
Знакомство детей с биоценозом происходит постепенно с помощью литературы, рассматривания иллюстраций, занятий по экологии. После такой подготовительной работы дети с педагогом приступают к изготовлению макета, обсуждая все его компоненты. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности. На основе готовых макетов мы проводим экологические занятия, посвящённые ознакомлению детей с различными биоценозами. В нашем детском саду создано большое количество макетов, связанных с природой. Это настольные макеты, плоские настенные макеты.
В детском саду был проведён конкурс среди воспитателей, целью которого было совершенствование экологического воспитания дошкольников, внедрение в практику современных форм работы с воспитателями, повышения эффективности работы по экологическому воспитанию с использованием макетов. Дети старшего дошкольного возраста изготавливали макеты совместно с воспитателями, а в группах младшего возраста воспитателями в присутствии детей.
Часть макетов были созданы в плане реализации инновационной технологии: «Экологический календарь». Так, к Всемирному Дню животных, проходившему в ноябре, были изготовлены макеты: «Животные наших лесов», «Жизнь животных в разное время года». Эти макеты используются для изучения животных, населяющих ту или иную природную зону. К Всемирному дню гор, который отмечается в декабре, дети старшего дошкольного возраста совместно с воспитателями изготовили макеты гор и горных систем: Арктика, Антарктика. Перед тем, как изготовить макеты была проведена огромная предварительная работа: просмотр фильма о горах, рассматривание иллюстраций, чтение литературы, экспериментальная деятельность, в ходе которой дети узнавали, как образуются горы (вулканы). Дети принимали непосредственное участие в изготовлении макетов, обсуждая объекты, применяя полученные знания о животных и растениях той или иной местности, их приспособленности к среде обитания. Во время подготовки к празднованию Всемирного дня моря был изготовлен макет «Морское дно». Посмотрев на этот макет, мы можем увидеть представления детей о море, его обитателях, о рельефе морского дна.
Огромный интерес у детей всех возрастных групп вызывают макеты цветущего луга. Его населяют насекомые, которые подобраны в соответствии с возрастом детей. Дети с большим желанием и удовольствием играют с насекомыми, закрепляя при этом названия растений и других объектов биоценоза (муравейник, нора, трава, цветущие растения).
В ходе реализации проекта по теме: «Что значит вода в жизни человека» был изготовлен макет «Водопад».
Надо отметить, что все объекты: звери, насекомые, земноводные, паукообразные не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются для закрепления полученных знаний в повседневной жизни детей. С помощью них мы формируем у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющие их потребностям.
Основной задачей экологического воспитания является осознанно – правильное отношение детей к природе, которое строится на чувственном восприятии, эмоциональном отношении к особенностям жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ.
Процесс становления такого отношения к природе сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые может служить критериями оценки уровня экологической воспитанности. Это и самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности. Эти знания дети получают на занятиях по экологии.
В процессе решения задач естественнонаучного образования, дети знакомятся с видимыми явлениями Вселенной. Для более точного представления о небе, звёздах в нашем саду изготовлен настенный макет Солнечной системы.
Используемые нами макеты являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»....
Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. ...
Экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников
Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления...
Игра как метод экологического воспитания дошкольников
Доклад-презентация на педагогическом совете "Игра как метод экологического воспитания дошкольников"....
Формы и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС.
Презентация для консультации воспитателей...
Игра, как метод экологического воспитания дошкольников
Сегодняшнее состояние окружающей среды является следствием варварского подхода к использованию природных ресурсов за прошедшее столетие. Нельзя просто научить человека любить природу, эти знания ...
Методическая разработка: "Экологическая сказка как метод экологического воспитания дошкольников"
В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – ...